Совершенствование управления Национальным фондом Республики Казахстан Баян Шапагатова Ноябрь 2011г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
Advertisements

Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Совет корпоративных секретарей группы компаний АО «Самрук-Қазына» как инструмент улучшения корпоративного управления Астана, 23 ноября 2011 года Руководитель.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Оценка государственных программ Джамиля Асанова мая 2010 Новосибирск.
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
1 IV ежегодная профессиональная конференция «Неделя управления рисками в России» Роман Козлов, Генеральный директор Компании «Технологии корпоративного.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ Шалгимбаева Г.Н. Департамент финансового надзора Национальный Банк Республики Казахстан.
Р.Х. Марданов, Председатель Национального банка Республики Башкортостан Банка России СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ –
Опыт стратегического планирования Казахстана Форум высокого уровня Бишкек, мая 2006.
Управление реализацией государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе и соответствующий Порядок, утвержденный руководителем Федерального.
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
CMC Kazakhstan и Консорциум Консалтинговых и исследовательских компаний Казахстана г. Алматы Февраль 2012 Успех, основанный на этике и профессионализме.
Программа поддержки стран Семинар для членов ГЭФ Восточная Европа 22 – 24 марта 2011 г. Киев, Украина.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
1 Внедрение международных стандартов финансовой отчетности для стимулирования роста частного сектора БАКУ –17 МАЯ 2005г. Фредерик Гьелен, Старший специалист.
А.И.Милюков Исполнительный вице-президент АРБ 24 октября 2012 г. Финансово-банковские рычаги в системе управления.
Транксрипт:

Совершенствование управления Национальным фондом Республики Казахстан Баян Шапагатова Ноябрь 2011г.

Этапы развития Стр – 2005 годы - Создание и становление Национального фонда 2005 – 2010 годы - Концепция среднесрочного развития Национального фонда с 2010 года - Новая концепция развития Национального фонда

Динамика активов Национального фонда Стр. 3

Доходность Национального фонда по данным Национального Банка Республики Казахстан Стр. 4

Текущее состояние Стр. 5 По данным Министерства финансов Республики Казахстан объем активов по состоянию на 1 ноября 2011 года: 7 491,3 млрд тенге По данным Национального Банка Республики Казахстан по объем активов по состоянию на октябрь 2011 года: $42,4 млрд что составляет приблизительно 26% годового ВВП РК среднегодовая абсолютная доходность – 5% По данным Агентства Республики Казахстан по статистике: среднегодовая инфляция за годы – 8,62% по итогам августа инфляция за 2011 год – 9%.

Данные по использованию средств Национального фонда в млрд. тенге Стр. 6 Исполь- зование Компен- сация бюджета/ гарантиро- ванные трансферт ы 7, ,9843, Целевые трансферт ы ,5261,5- 3. Расходы на управление и аудит 0,0370,2440,4280,5240,725 0,9191,3172,72,93, 98 ВСЕГО7,50,2440,4280,5240,7250,919259, ,11 107,51203,98 Всего за весь период существования Нацфонда РК на гарантированные трансферты использовано $23,1 млрд., а на целевые – $7,3 млрд.

Финансирование Антикризисного Плана Правительства Республики Казахстан Стр. 7 В целях реализации мероприятий Антикризисного Плана из перечисленных на специальные счета АО «ФНБ «СамрукКазына», АО «Банк Развития Казахстана» и АО «НХ «КазАгро» в Национальном Банке Республики Казахстан предусмотрено следующее освоение средств: 1) на капитализацию банков – 332,1 млрд. тенге; 2) на решение проблем на рынке недвижимости – 290 млрд. тенге; 3) на поддержку малого и среднего бизнеса – 117 млрд. тенге банкам, 3 млрд. тенге выделено АО «ФРП «Даму»; 4) на кредитование проектов реального сектора экономики – 144 млрд. тенге; 5) на реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов – 190 млрд. тенге; 6) на поддержку агропромышленного комплекса – 120 млрд. тенге. Всего: 1 196,1 млрд. тенге.

Результаты мониторинга освоения средств Нацфонда РК Рабочей группы по осуществлению контроля за использованием средств Нацфонда РК: Стр. 8 Процент освоения денег, выделенных на стабилизацию экономики и финансовой системы, по 6-ти направлениям на г. составил: 1) по стабилизации финансового сектора – 100%; 2) по решению проблем на рынке недвижимости, в том числе – по рефинансированию ипотечных займов – 100%; – по завершению строительства объектов недвижимости – 100%; 3) по поддержке малого и среднего бизнеса, в том числе: – по кредитованию через БВУ (117 млрд. тенге) – 100%; – по программе «Даму-Колдау» (3 млрд. тенге) – 100%; 4) по кредитованию реального сектора экономики – 100%; 5) по поддержке агропромышленного комплекса – 100%; 6) по реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов – 76,3%.

Крупнейшие суверенные фонды по объему управляемых средств (октябрь 2011г.) Стр. 9 СтранаФонд Активы $млрд СозданИсточник Индекс Прозрачности Linaburg-Maduell ОАЭ – Абу ДабиAbu Dhabi Investment Authority$ Нефть3 НорвегияGovernment Pension Fund – Global$ Нефть10 КитайSAFE Investment Company$567.9**1997Несырьевой2 Саудовская АравияSAMA Foreign Holdings$472.5n/aНефть2 КитайChina Investment Corporation$ Несырьевой7 КувейтKuwait Investment Authority$ Нефть6 Китай – Гонконг Hong Kong Monetary Authority Investment Portfolio $ Несырьевой8 Сингапур Government of Singapore Investment Corporation $ Несырьевой6 СингапурTemasek Holdings$ Несырьевой10 КитайNational Social Security Fund$ Несырьевой5 РоссияNational Welfare Fund$142.5*2008Нефть5 КатарQatar Investment Authority$852005Нефть5 АвстралияAustralian Future Fund$ Несырьевой10 ЛивияLibyan Investment Authority$702006Нефть2 ОАЭ – Абу ДабиInternational Petroleum Investment Company$581984Нефтьn/a АлжирRevenue Regulation Fund$ Нефть1 США– АляскаAlaska Permanent Fund$ Нефть10 КазахстанKazakhstan National Fund$ Нефть6 Южная КореяKorea Investment Corporation$372005Несырьевой9

Крупнейшие суверенные фонды по объему управляемых средств (октябрь 2011г.) Стр. 10 МалайзияKhazanah Nasional$ Несырьевой4 АзербайджанState Oil Fund$ Нефть10 ИрландияNational Pensions Reserve Fund$302001Несырьевой10 БрунейBrunei Investment Agency$301983Нефть1 ФранцияStrategic Investment Fund$282008Несырьевойn/a США - ТехасTexas Permanent School Fund$ Нефть и другоеn/a ИранOil Stabilisation Fund$231999Нефть1 ЧилиSocial and Economic Stabilization Fund$ Медь10 ОАЭ – ДубайInvestment Corporation of Dubai$ Нефть4 Новая ЗеландияNew Zealand Superannuation Fund$ Несырьевой10 КанадаAlbertas Heritage Fund$ Нефть9 США – Нью МексикоNew Mexico State Investment Council$ Несырьевой9 ОАЭ – Абу ДабиMubadala Development Company$ Нефть10 БразилияSovereign Fund of Brazil$ НесырьевойTBA БахрейнMumtalakat Holding Company$ Несырьевой9 ОманState General Reserve Fund$ Нефть и газ1 БотсванаPula Fund$ Алмазы и минералы6 Восточный ТиморTimor-Leste Petroleum Fund$ Нефть и газ6

Крупнейшие суверенные фонды по объему управляемых средств (октябрь 2011г.) Стр. 11 МексикаOil Revenues Stabilization Fund of Mexico$ Нефтьn/a Саудовская АравияPublic Investment Fund$ Нефть3 КитайChina-Africa Development Fund$ Несырьевой4 США– ВайомингPermanent Wyoming Mineral Trust Fund$ Минералы9 Тринидад и ТобагоHeritage and Stabilization Fund$ Нефть8 ИталияItalian Strategic Fund$ НесырьевойN/A ОАЭ – Рас Аль ХаймаRAK Investment Authority$ Нефть3 НигерияNigerian Sovereign Investment Authority12011Нефтьn/a ВенесуэлаFEM$ Нефть$1.0 ВьетнамState Capital Investment Corporation$ Несырьевой4 КирибатиRevenue Equalization Reserve Fund$ Фосфаты1 ИндонезияGovernment Investment Unit$ НесырьевойTBA МавританияNational Fund for Hydrocarbon Reserves$ Нефть и газ1 ОАЭ – ФедеральныйEmirates Investment Authorityn/a2007Нефть2 ОманOman Investment Fundn/a2006НефтьTBA ОАЭ – Абу ДабиAbu Dhabi Investment Counciln/a2007НефтьTBA Всего связанных с Нефтью и Газом$2,645.7 Всего Другие$2,120.3 ВСЕГО$4,766.0

Международная рабочая группа суверенных фондов Стр. 12 Создана на совещании стран, имеющих фонды национального благосостояния (далее – ФНБ), проходившем с 30 апреля по 1 мая 2008 года в Вашингтоне. Состоит из 26 стран - членов МВФ, имеющих ФНБ: Австралия, Азербайджан, Бахрейн, Ботсвана, Канада, Чили, Китай, Экваториальная Гвинея, Исламская Республика Иран, Ирландия, Корея, Кувейт, Ливия, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Катар, Россия, Сингапур, Тимор-Лешти, Тринидад и Тобаго, Объединенные Арабские Эмираты и Соединенные Штаты. Постоянные наблюдатели Международной рабочей группы: Оман, Саудовская Аравия, Вьетнам, ОЭСР и Всемирный банк. Подготовила набор общепризнанных принципов и практик, отражающих инвестиционную деятельность и цели ФНБ

Generally Accepted Principles and Practices (GAPP) Сантьяго Принципы Стр. 13 Задачи GAPP: (i) помогать в поддержании стабильной глобальной финансовой системы и свободного передвижения капитала и инвестиций; (ii) соответствовать всем применимым нормативным требованиям и требованиям к раскрытию информации стран, в которые они инвестируют; (iii) инвестировать с учетом экономических и финансовых рисков и соображений, связанных с доходностью; (iv) иметь в наличии прозрачную и ясную структуру управления, которая обеспечивает адекватные меры операционного контроля, управления рисками и отчетности. Границы GAPP: (i) правовая основа, цели и координация с макроэкономической политикой; (ii) институциональные рамки и структура управления, и (iii) рамки инвестирования и риск менеджмента.

Generally Accepted Principles and Practices (GAPP) Сантьяго Принципы Стр Правовая основа ФНБ должна быть озвучена и должны быть поддержаны эффективность его функционирования и достижение поставленных целей. 1.1 Правовые рамки для ФНБ должны обеспечить правовую обоснованность ФНБ и его операций. 1.2 Ключевые особенности и характеристики правовой базы и структуры ФНБ, а также правовые отношения между ФНБ и другими государственными органами, должны быть публично раскрыты. 2. Цели политики ФНБ должны быть четко определены и обнародованы. 3. Если деятельность ФНБ имеет значительные прямые внутренние макроэкономические последствия, эта деятельность должна быть тесно скоординирована с внутренней фискальной и монетарной властью, таким образом, чтобы обеспечить согласованность с общей макроэкономической политикой. 4. Должны быть ясно и публично раскрыты политики, правила, процедуры или механизмы в отношению к общему подходу ФНБ к финансированию, изъятиям (трансфертам) и расходным операциям. 4.1 Источники финансирования ФНБ должны быть публично раскрыты. 4.2 Общие подходы к изъятиям (трансфертам) из ФНБ и расходам от имени правительства должны быть преданы гласности. 5. Соответствующие статистические данные, имеющие отношение к ФНБ, следует сообщать собственникам на своевременной основе, или по требованию, для включения, когда это уместно, в макроэкономические наборы данных. 6. Структура управления ФНБ должна быть устойчивой и должно быть установлено четкое и эффективное разделение функций и обязанностей в целях содействия подотчетности и оперативной независимости управления ФНБ в рамках реализации своих целей. 7. Владелец должен установить цели ФНБ, назначить членов его руководящего органа (ов) в соответствии с ясно определенными процедурами, а также осуществлять надзор за операциями ФНБ. 8. Управляющий орган (органы) должен действовать в наилучших интересах ФНБ, и иметь ясный мандат и достаточные полномочия и компетенции для выполнения своих функций.

Стр Оперативный менеджмент ФНБ должен реализовывать стратегические цели ФНБ независимым образом и в соответствии с четко определенными обязанностями. 10. Структура подотчетности по операциям ФНБ должна быть четко определена в соответствующем законодательстве, уставе, других учредительных документах, или в соглашении об управлении. 11. Годовой отчет и прилагаемые финансовые отчеты по операциям ФНБ и их доходности работы должны быть подготовлены своевременно и в соответствии с признанными международными или национальными стандартами бухгалтерского учета в согласованном порядке. 12. Операции ФНБ и финансовая отчетность должны ежегодно проверяться в соответствии с признанными международными или национальными стандартами аудита в согласованном порядке. 13. Профессиональные и этические стандарты должны быть четко определены и доведены до сведения членов руководящего органа (ов) ФНБ, менеджмента и сотрудников. 14. Отношения с третьими сторонами в целях оперативного управления ФНБ должны быть экономически и финансово обоснованы, и следовать четким правилам и процедурам. 15. Операции ФНБ и деятельность в принимающих странах должны проводиться в соответствии со всеми уместными регуляторными нормами и раскрывать требования стран, в которых они работают. 16. Структура и задачи управления, а также, каким образом менеджмент ФНБ оперативно независим от владельца, должны быть публично раскрыты. 17. Соответствующая финансовая информация о ФНБ должна быть публично раскрыта для того, чтобы демонстрировать свою экономическую и финансовую ориентацию, чтобы способствовать стабильности на международных финансовых рынках и повышения доверия в странах - реципиентах. 18. Инвестиционная политика ФНБ должна быть ясна и соответствовать своим установленным целям, уровню риск толерантности и инвестиционной стратегии, установленной владельцем или руководящим органом (-ми), и быть основана на созвучных принципах управления портфелями Инвестиционная политика должна определять (управлять) подверженностью ФНБ финансовым рискам и возможностями использования кредитного плеча Инвестиционная политика должна определять, в какой степени внутренние и / или внешние инвестиционные менеджеры могут быть использованы, диапазон их активности и полномочий, а также процессы их отбора и мониторинга эффективности деятельности.

Generally Accepted Principles and Practices (GAPP) Сантьяго Принципы Стр Описание инвестиционной политики ФНБ должно быть публично раскрыто. 19. Инвестиционные решения ФНБ должны быть направлены на максимизацию финансового дохода с учетом риска в соответствии с инвестиционной политикой и с учетом экономических и финансовых оснований Если инвестиционные решения подчинены другим, чем экономическим и финансовым соображениям, они должны быть четко изложены в инвестиционной политике и быть преданы гласности Управление активами ФНБ должно соответствовать тому, что в целом воспринимается как созвучные принципы управления активами. 20. ФНБ не должно искать или иметь преимущество в привилегированной информации или в ненадлежащем влиянии на правительство (в широком смысле) в конкуренции с частными предприятиями. 21. Точка зрения ФНБ на права собственности акционеров - основополагающий элемент справедливого значения его капитальных инвестиций. Если ФНБ выбирает осуществлять свои права собственности, он должен сделать это таким образом, чтобы соответствовать инвестиционной политике и защищать финансовую стоимость своих инвестиций. ФНБ должен обнародовать свой общий подход к голосующим ценным бумагам перечисленных компаний, в том числе ключевые факторы, определяющие осуществление прав собственности. 22. ФНБ должна иметь структуру, которая определяет, оценивает и управляет рисками его операций Система управления рисками должна включать систему надежной информации и своевременной отчетности, которая должна позволять адекватный мониторинг и управление соответствующими рисками в рамках допустимых параметров и уровней полномочий, процедур контроля и механизмов стимулирования, кодекса поведения, планирования непрерывности бизнеса и функции независимого аудита Общий подход к структуре управления рисками ФНБ должен быть публично раскрыт. 23. Активы и эффективность инвестиционной деятельности (абсолютная и относительная по отношению к бенчмарку, если таковой имеется) ФНБ должны быть измерены и сообщены собственнику в соответствии с ясно определенными принципами и стандартами. 24. Процесс регулярного обзора реализации Сантьяго принципа должен выполняться самим ФБН или от его имени.

Пример сайта Future Fund (Австралия) Стр. 17

Пример сайта Future Fund (Австралия) Стр. 18

Вопросы? Стр Несмотря на то, что фактическими инвесторами фонда являются граждане РК, общественным институтам РК практически невозможно адекватно оценить эффективность управления и использования средств Нацфонда РК по имеющейся публичной информации, что противоречит хорошей практике корпоративного управления. 2.Планируется ли увеличение прозрачности и качества управления активами Нацфонда РК через внедрение профессиональных и этических стандартов управления и присоединение к международным стандартам управления суверенными фондами (Сантьяго Принципам)? 3.Если ответ «нет», то почему? 4.Какие шаги предпринимаются в части повышения эффективности управления и использования средств Нацфонда РК? 5.Насколько соответствовало провозглашаемой политике обеспечения финансовой стабильности РК проведение одномоментной девальвации и одновременная финансовая поддержка финсектора средствами Нацфонда РК вместо осуществления плавной девальвации и прямого финансирования ЗВА из Нацфонда РК согласно практике развитых стран?

Предложения? Стр РК войти в состав Международной рабочей группы суверенных фондов и присоединиться к общепризнанным принципам и практикам инвестиционной деятельности (Сантьяго Принципам). 2.НБРК и Минфину РК разработать и внедрить соответствующие внутренние профессиональные и этические стандарты управления активами Национального фонда РК. 3.Расширить перечень информации по управлению и использованию средств Национального фонда РК, публикуемой на сайте Минфина РК, в том числе раскрыть инвестиционную стратегию активов Нацфонда РК, используемые подходы к управлению рисками, методику оценки эффективности управления и методику оценки эффективности использования средств Нацфонда РК, их фактические результаты по годам и размеры бонусов, выплаченные внутренним и внешним управляющим и расходы на аудит. 4.Изучить международный опыт управления суверенными фондами (фонды Аляски, Кувейта, Ирана, другие) и рассмотреть следующие возможности: - осуществление прямого финансирования ЗВА из средств Нацфонда РК в случаях недостаточности ЗВА; - использование трансферта из Нацфонда РК на реализацию программ по восстановлению экологии регионов-доноров Нацфонда РК и на осуществление трансферта импортозамещающих технологий, включая инновационные.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Стр. 21