Федеральные государственные образовательные стандарты как инструмент модернизации российского образования г. Екатеринбург 18 октября 2011 г. Александр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Advertisements

Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
ФГОС общего образования - основа социокультурной модернизации России.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября 2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ как синтез образовательных ресурсов Л.Н. Бережная, директор ИМЦ Курортного района.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ- важнейшее условие реализации ФГОС общего образования ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ- важнейшее условие реализации ФГОС общего.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС в Московской области.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Котлярова В.Ф., заместитель директора по научно–методической работе гг.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ФГОС: что нового? ФГОС: что нового? ФГОС ориентирован на ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВО ОБЩЕСТВО.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Транксрипт:

Федеральные государственные образовательные стандарты как инструмент модернизации российского образования г. Екатеринбург 18 октября 2011 г. Александр Кондаков, д.п.н., член-корреспондент РАО С «Просвещением» к успешному будущему

Председатель Правительства России В.В. Путин на VI съезде Всероссийского педагогического собрания отметил, что одна из задач модернизации российской школы обновить школьную сеть страны и создать комфортные условия для работы и обучения детей 2

автономия школы и эффективная система отчетности школы перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности, открытая публикация результатов деятельности школы и итоговой аттестации выпускников автономия школы в разработке учебного плана и учебных программ, приобретении оборудования и материалов, а также определении системы оценивания достижения планируемых результатов, которые утверждены на государственном уровне уклад школьной жизни, доверительные отношения между учащимися и педагогами 3

обеспечение равных возможностей получения качественного образования независимо от социально-экономического статуса учащихся посредством выстраивания индивидуальных траекторий обучения посещение в предшкольном возрасте учреждений системы дошкольного образования наличие независимой системы стандартизированных экзаменов, оценивающих реализацию требований образовательных стандартов адекватное ресурсное обеспечение образовательного учреждения, независимо от его социально-экономического статуса адекватная заработная плата учителей 4

5 Наши партнеры по разработке и реализации ФГОС РАН ИСИО РАО ФИРО вузы, в том числе педагогические ИПК и ИРО во всех субъектах РФ АПК и ППРО Просвещение Виртуальный университет «Просвещение»

6 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция социокультурной модернизации Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Общественный договор (запрос семьи, общества и государства)

Базовые национальные ценности российского народа Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество 7

фиксирует: систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности 8

Развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у школьников умения учиться и применять свои знания в различных жизненных ситуациях 9

10 Социокультурная модернизация Целенаправленная государственно- общественная политика по формированию активности граждан во всех видах социально- экономической деятельности, их способностей к духовно-нравственному, гражданско- патриотическому, эстетическому, интеллектуальному, социальному развитию в течение всей жизни

образование – системообразующий ресурс развития российского гражданского общества ФГОС – общественный договор, конвенциональная норма образование рассматривается как система системность, сложность и вариативность образовательных процессов и явлений самоорганизация и саморазвитие образовательных сообществ, школ социокультурные характеристики не дополнительные, а основные, фундаментальные характеристики образовательного процесса 11

Главная задача ФГОС : создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России, реализации социально-образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив, созданию интеллектуальных образовательных сетей 12

Школа готовит зрелого гражданина России, осознающего свои права и обязанности, способного реализовать принципы Конституции: демократия, гражданское общество, правовое многонациональное государство и пр. ФГОС- инструмент исполнения Конституции Российской Федерации 13

основная образовательная программа - свобода и ответственность учитель – обеспечивает достижение требований к результатам освоения ООП директор и завуч – специалисты по организации образовательного процесса, распределению ресурсов для достижения наилучшего результата родители, органы общественно-государственного управления - активные участники организации образовательного процесса 14

ФГОС- система требований, в том числе к условиям реализации примерной основной образовательной программы ответственность федеральных, региональных и муниципальных руководителей: поиск, отбор и эффективное распределение ресурсов Деятельность руководителей оценивается на основе выполнения условий обеспечения деятельности школ 15

от школы информационно- трансляционной к школе деятельностной начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки 16

Цель: удовлетворение образовательных запросов личности, семьи и общества через введение и реализацию ФГОС общего образования Задача: обеспечение условий реализации ФГОС финансово- экономических материально-технических учебно-методических и информационных кадровых психолого-педагогических 17

материально-техническая оснащенность школ (школьная инфраструктура, оборудование, информационная образовательная среда) учебно-методические и информационные ресурсы (различные типы интерактивных мультимедийных электронных школьных учебников) кадровый потенциал системы общего образования современная инфраструктура (дистанционное обучение, профильное обучение, научно-техническое творчество) новые финансово-экономические механизмы реализации ФГОС 18

В.В. Путин: в течение двух лет средняя зарплата учителя должна быть как минимум равна средней заработной плате по экономике в конкретном регионе необходимо учитывать и квалификацию, и профессиональные качества, и отношение учителя к работе принято решение уменьшить нагрузку учителей начальной школы в рамках базовой ставки – с 20 до 18 часов в неделю дальнейшее увеличение зарплат связано и с изменением правового статуса и принципов финансирования школ. Соответствующие механизмы отражены в ФЗ 83 от 6 мая 2010 г. 19

объём финансирования основных образовательных программ остаётся гарантированным в полном объеме в соответствии с ФГОС предполагается не сокращение, а увеличение госфинансирования – оплата не только учебной, но и внеурочной деятельности, реализации индивидуальных учебных планов по-новому выстраиваются финансовые взаимоотношения между учредителем и образовательным учреждением - путём формирования госзадания учредитель отказывается от мелочного контроля за тем, как школы расходуют средства, не утверждает смету. С 1 июля 2012 года деньги будут поступать в школу одной строкой в ответ на право самостоятельно распоряжаться средствами, с учредителя снимается субсидиарная ответственность за учреждение деньги школ (бюджетные и внебюджетные) остаются в казначействе - страховка от того, что учреждение неграмотно распорядится ресурсами. 20

оборудование для учебных лабораторий, спортивных залов, медицинских кабинетов, школьных столовых, школьные автобусы инвентаризация школьных зданий 21

22 Структура учебного оборудования для оснащения начальной школы ГРУППЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК Инновационные средства обучения: Программно-аппаратные средства, функционирующие на базе цифровых технологий АРМ учителя АРМ ученика Электронные образовательные ресурсы (по предметам) Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий (с программным и методическим обеспечением) Традиционные средства обучения: Основные Вспомогательные Учебно-методический комплект (по предметам) Учебно-наглядные пособия (по предметам) Оборудование, приборы, ннструменты (для проведения натурных экспериментов и практических действий) (по предметам))

23 Состав комплекта инновационных средств обучения, предназначенных для учителя Автоматизированное рабочее место учителя Ноутбук учителя с предустановленным программным обеспечением Документ-камера Интерактивная доска (или интерактивное устройство) Проектор Много- функциональное устройство Надпредметная часть Система интерактивного тестирования с программным обеспечением Электронные образовательные ресурсы Инструктивно-методические материалы по использованию интерактивного оборудования и интернет-ресурсов, модульной системы экспериментов, интерактивной системы тестирования Предметная часть Модульная система экспериментов с программным и методическим обеспечением Предметная часть

24 Состав комплекта инновационных средств обучения, предназначенных для ученика Автоматизированное рабочее место ученика Нетбук (ноутбук) ученика с предустановленным программным обеспечением Надпредметная часть Электронные образовательные ресурсы Предметная часть Модульная система экспериментов с программным и методическим обеспечением Предметная часть Сейф для хранения и зарядки нетбуков (ноутбуков) Учебные материалы по использования модульной системы экспериментов

Обновление школьной сети страны предполагает в том числе: дополнительное приобретение компьютеров, увеличение скорости интернет-трафика и, тем самым, создание возможностей для дистанционного обучения учащихся внедрение дистанционных форм обучения, создание базовых школ и подключение к ним малокомплектных сельских школ, делая из них филиалы хороших образовательных центров 25

Один из основных критериев показателей результативности предоставления региону федеральной поддержки доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений. 26

Современная информационно-образовательная среда «ПРОСВЕЩЕНИЕ» среда «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Интернет-школа «Просвещение» Виртуальный университет «Просвещение» Новому поколению новое образование! Новому образованию новый учитель!

28 «Просвещение» - российской школе

Основная образовательная программа – важнейший документ школы Целевой раздел: Планируемые результаты Система оценки достижения планируемых результатов Содержательный раздел: Программа УУД (формирование ИКТ- компетенций, учебно-исследовательская, проектная деятельность) Программы отдельных учебных предметов Программа воспитания и социализации (духовно-нравственное воспитание, профориентация, экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни), Организационный раздел: Учебный план Система условий реализации ООП План внеурочной деятельности

«Школа России»«Перспектива» 30 «Просвещение» - примерные образовательные программы

31

Проблемы: переизбыток информации обилие недостоверной информации недостаток педагогически адаптированной для школьников информации учебная литература «Просвещение» – источник информации с высоким уровнем репутации (остров доверия ) 32

ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

УМК по учебному предмету (для одного класса) (рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь, методические и дидактические материалы, эл. продукт и др) Учебно - методический комплекс (информационно-образовательная среда) дополнительно включает: средства обучения, Интернет-поддержку и курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные Формирование информационно- образовательной среды школы УМК по предметной линии (для ступени обучения ) (рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь, методические и дидактические материалы, эл. продукт и др. для каждого класса )

35 Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс представляет собой информационно-образовательную среду образовательного процесса, содержащую все необходимые компоненты (систему учебников с электронными приложениями, средства обучения, учебные пособия для учащихся, методическое сопровождение, комплекс курсов повышения квалификации работников образования, Интернет- поддержку образовательного процесса), обеспечивающие реализацию требований ФГОС к результатам обучения

36 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Учебник Примерные основные образовательные программы «Перспектива» и «Школа России» Примерные основные образовательные программы «Перспектива» и «Школа России» Учебные пособия для учащихся Учебные пособия для учащихся Комплекс курсов повышения квалификации Комплекс курсов повышения квалификации Средства обучения Средства обучения Интернет- поддержка Электронные приложения Электронные приложения Обеспечивает реализацию требований ФГОС Методическое сопровождение

системность всех составляющих - единство методологии, методики, структуры, художественного оформления и пр. избыточное количество ресурсов - без этого невозможно строить индивидуальные траектории обучения в современной школе функциональное разнообразие составляющих – без этого невозможна реализация освоения учащимися различных видов деятельности

формирование реальных образовательных систем учебников, охватывающих определенные ступени общего образования («Школа России», «Перспектива», «Сферы») расширение состава УМК за счет создания разнообразных дополнительных учебно- методических пособий, обеспечивающих единство комплекса, включая проектную деятельность, учебно-исследовательскую и формирование УУД обязательное включение в состав УМК цифрового компонента обеспечение средствами обучения по каждому учебному предмету включение Интернет - поддержки разработка курсов повышения квалификации педагогов, в т.ч. дистанционных

реализация требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ методологическая основа- системно-деятельностный подход содержательная основа – фундаментальное ядро идеологическая основа – Концепция духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России преемственность основных образовательных программ ступеней общего образования реализация требований ФГОС к информационно- образовательной среде освоение и применение межпредметных знаний (конвергенция знаний) 39

Содержательная (соответствие фундаментальному ядру, обновление и актуализация содержания, ссылки на дополнительные образовательные ресурсы) Методическая (доработка методического и дидактического аппарата учебника, выделение рубрик и др.) Дизайнерская с учетом психолого-педагогических возрастных особенностей (переработка макетов, включение большого количества цветных иллюстраций, разработка навигационной системы) Разработка шлейфа учебника ( электронное приложение, рабочие тетради, методическое пособие и др.) 40

41 Новое содержание образования формирование содержания с учетом реализации системно-деятельностного подхода введение интегрированных предметов (метапредметов) непрерывное обновление содержания и сохранение фундаментальных основ знаний

задают принципы организации деятельностного содержания образования формируют виды и способы деятельности, необходимые для глубокого понимания ситуации в культуре, науке, экономике, политике, социальной сфере, самоопределения и эффективной деятельности в конкретной ситуации 42

43 Позиция технического заданияОценка состоянияПримечание Содержание учебника соответствует целям и задачам изучения учебного предмета, духовно-нравственного воспитания обучающихся Содержание учебника соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: в содержание включены ссылки, предполагающие работу с использованием электронных образовательных ресурсов Содержание учебника направлено на формированиe способности и готовности учащихся к реализации социальных проектов, к использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни Содержание учебника имеет поликультурный характер, отражает многообразие и единство национальных культур народов России, культуры других народов, содействует формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу.

системы учебников для начальной и основной школы с системой учебно-методических пособий, обеспечивающих единство комплекса, включая проектную деятельность, учебно- исследовательскую и формирование УУД электронные приложения к учебникам основные образовательные программы для реализации ФГОС с использованием систем учебников «Перспектива» и «Школа России» средства обучения Интернет-поддержка курсы повышения квалификации педагогов, в т.ч. дистанционные 44

ОСОБЕННОСТИ: основа концепции – дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон информационно-образовательная среда, обеспечивающая включение каждого ребенка в учебную деятельность, способствующую: духовно-нравственному воспитанию и развитию личности гражданина России формированию универсальных учебных действий достижению личностных, метапредметных и предметных результатов современный информационно-образовательный ресурс для детей, учителей и родителей 45

Сочетание традиций и инноваций в образовании ОСОБЕННОСТИ: значительный потенциал для духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы 46

«Перспектива» - инновационная система учебников, разработка которой осуществлялась одновременно с разработкой ФГОС Основу системы составляют новые учебники издательства «Просвещение», большинство из которых имеет электронные приложения и Интернет-поддержку Английский язык «Spotlight» (Ваулина Ю.Е. и др.) Немецкий язык «Horizonte» (второй иностранный язык) ( Аверин М.М. и др.) География «Сферы» (Дронов В.П., Савельева Л.Е. и др.) Биология «Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. и др.) Физика «Сферы» (Белаги В.В., Панебратцева Ю.А. и др.) История России «Сферы» (Данилов А.А.) Всеобщая история «Сферы» (Уколова В.И.) Химия «Сферы» (Журин А.А.) Система учебно-методических пособий, обеспечивающих единство комплекса, включая проектную деятельность, учебно- исследовательскую и формирование УУД 47

«Школа России» - синтез традиций и инноваций в образовании» Основу системы составляют хорошо известные учителям России завершенные предметные линии учебников, переработанные в соответствии с требованиями ФГОС : Русский язык (Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.) Литература (Коровина В.Я. И др.) Английский язык (Кузовлев В.П. и др.) Немецкий язык (Бим И.Л.) Математика (Никольский С.М.) Физика ( Кабардин О.Ф.и др.) Химия (Рудзитис Б.М. и др) Изобразительное искусство (Неменский Б.М.) Система учебно-методических пособий, обеспечивающих единство комплекса, включая проектную деятельность, учебно-исследовательскую и формирование УУД 48

49 В.В. Путин: В.В. Путин: « мы предложили начать масштабную программу по модернизации российской школы. У неё два аспекта, две задачи»: об новить всю школьную сеть страны, создать комфортные, современные условия для работы учителей и для обучения детей повысить социальный статус учителя

50 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования фактически формулирует требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования

образовательное учреждение должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами уровень квалификации работников должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории непрерывность профессионально-личностного развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений (восполнения недостающих кадровых ресурсов, методической поддержки, оперативных консультаций, проведения комплексных мониторинговых исследований 51

52 Стандарт общего образования Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержание образования Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание для учителей и обучающихся

53 Новое содержание образования Современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам. Оно должно охватить все основные компоненты социализации: систему духовно-нравственных ценностей систему научных представлений о природе, обществе и человеке систему универсальных учебных действий

54 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников образовательного процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

В.В. Путин: значительная часть средств в рамках проекта развития российской школы должна пойти на повышение квалификации педагогов этим вопросом будут заниматься в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» и министерство, и субъекты Российской Федерации во всех федеральных округах мы сформируем площадки для обучения и повышения квалификации педагогов и руководящих работников системы образования это будут центры методической и технической поддержки образовательных учреждений деньги на переподготовку преподавательского состава, учителей должны направляться в школы 55

диверсификация форм повышения квалификации работников образования, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения реализация системы нормативно-методического сопровождения реализации ФГОС проектирование нового содержания повышения квалификации в контексте требований ФГОС усиление роли мониторинга эффективности повышения квалификации работников образования 56

57 Принципы построения новой модели повышения квалификации гуманитаризация - направленность на развитие общекультурных компонентов в содержании программ педагогизация – профессиональная направленность обучения гибкость и адаптивность к меняющимся запросам семьи, общества и государства регионализация – учет социально-экономических, этнокультурных и иных региональных особенностей и потребностей обучающихся и их семей непрерывность - обучение на протяжении всей жизни 57

содержание программ должно соответствовать действующему законодательству в сфере образования и требованиями ФГОС общего образования программы должны обеспечивать преемственность ФГОС общего образования по отношению к государственным образовательным стандартам высшего, среднего и дополнительного профессионального образования соответствующего направления обучения программы должны состоять из блоков или модулей, обеспечивающих запросы всех участников образовательного процесса 58

принятие новой парадигмы отечественного образования, профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС общего образования 59

60 Российский учитель носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе патриот, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями

Информация о ФГОС на сайте 61

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 62