1 Пути решения современных проблем естественнонаучного образования Непрерывные курсы биологии, географии в Образовательной системе «Школа 2100» в условиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практикум по подготовке урока по биологии с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100» 1.
Advertisements

Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Особенности содержания учебников биологии в Образовательной системе «Школа 2100»
Роль УМК в достижении нового образовательного результата ФГОС Опыт Образовательной системы «Школа 2100» География.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Современный урок Требования ФГОС. ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования.
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙСТАНДАРТ: Какие качества вы хотите видеть у своего ребёнка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение.
Роль УМК в достижении нового образовательного результата ФГОС Опыт Образовательной системы «Школа 2100» География © ООО « Баласс », 2013.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Создание развивающей образовательной среды.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
Проблемно-диалогическая технология как средство формирования УУД учащихся Рябинцева И.В., заместитель директора по УВР. г. Ершов, 2012 г. Муниципальное.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Технология проблемного диалога как средство достижения нового образовательного результата Заздравных Юлия Ивановна, учитель биологии лицея 22.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Построение образовательного процесса на второй ступени школьного образования при реализации ФГОС.
1 Часть 2. Новые технологии исторического образования особенности Образовательной системы «Школа 2100»
Формирование универсальных учебных действий на уроках в основной школе на примере курса географии Родыгина О.А.
1 Как подготовить проблемно- диалогический урок «Школа 2100» На примере предмета «Окружающий мир»
Транксрипт:

1 Пути решения современных проблем естественнонаучного образования Непрерывные курсы биологии, географии в Образовательной системе «Школа 2100» в условиях подготовки к введению ФГОС

СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ ИЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЧТЫ? 1.НОВЫЕ СТАНДАРТЫ: СУРОВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Хотели «как лучше», получилось «как всегда» Поможем друг другу спасти мечту и наших детей!

НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - … Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ «деятель», а не «знайка» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен?

Преемственность новых стандартов ФГОС Официально принят, действует. Первые ученики пошли учиться по нему 1 сентября 2011 года. Официально принят в начале 2011 года. Прошли экспертизу учебники 5-9 кл. Самый поздний срок его введения – 1 сентября 2015 года. 3 мая опубликован второй вариант проекта. Единая система целей-результатов

В каком из случаев нужен путеводитель, а в каком можно пуститься в «свободное плавание»? Какой случай подходит нам в случае достижения нового образовательного результата? 5

Две стратегии использования учебника Учебник – путеводитель в страну знаний В своём дворе можно делать всё, что хочешь. В незнакомой местности лучше идти по тропе. Универсальный учебник - систематическое изложение знаний в определённой области. УМК можно использовать любыми способами при любых методиках преподавания Наши универсальные учебники на протяжении 15 лет позволяли получать новый образовательный результат. Все необходимые для этого способы и приемы работы были понятны только опытному учителю. Требования ФГОС сделали необходимым достижение нового образовательного результата. Каждый учитель должен освоить новые способы и приёмы работы с помощью учебника – путеводителя, учебника - инструмента.

КТО будет учить? Образовательная система «Школа 2100» ЗАЧЕМ учить? (цель) ЧТО изучать? (содержание)КАК учить? (технологии) Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (самостоятельно понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела) Свободный союз свободных людей, 40 тыс. педагогов; система повышения квалификации, журнал «Нач.шк.+до и после» Научная концепция: «Педагогика здравого смысла» развитие личности через культуру в деятельности УМК от д/с до старшей школы авторский коллектив © ?! Главные задачи новых «инструментов»: 1. Помочь самостоятельной систематизации знаний учениками – построению ими своей картины мира в виде ответов на актуальные в каждом возрасте вопросы. 2. Обеспечить учителя инструментарием для организации самостоятельной деятельности детей.

ФГОС (2009): личностные и метапредметные результаты Личностные - ценностно- смысловые установки, гражданская идентичность Регулятивные - направлены на организацию своей работы Познавательные – …воспринимать и анализировать сообщения,.. логические операции Коммуникативные – осуществлять сотрудничество, учитывать позицию партнера Оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков Организационные - организовывать свою деятельность Интеллектуальные - мыслить и работать с информацией Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми «Школа 2100» (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В «СТАРЫХ» ТЕРМИНАХ:

ОС «Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов (на примере биологии и географии) Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Предметные линии развития: Биология, география Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы Внеучебная (воспитательная) деятельность

10 2. ЗАЧЕМ УЧИТЬ? (новый результат ФГОС и цели изучения биологии, географии)

Новые Стандарты провозглашают новые развивающие цели, но как это сделать? ФГОС (2009): цель - «компетентный деятель»; Школа 2100 (1999) : - функционально грамотная личность Главные образовательные результаты: ФГОС (2009) личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, «Школа 2100» (2004): общеучебные умения Предметные результаты – ФГОС (2009) система действий с предметным содержанием. «Школа 2100» (2000) – предметные линии развития Продуктивные задания, развивающие действия с предметными знаниями

Данные междун.теста PISA Умение применять знания в жизни: российские старшеклассники занимают е места Учитель! В чем основной результат работы школы?… - Хорошие прочные ЗНАНИЯ по моему предмету. Недаром в программах по предметам цели сформулированы так: «к концу года знать…» ФГОС основной школы 2010 г. определение … основного результата образования как развитие личности … на основе активной деятельности учащихся Предметный результат:. Это НОВЫЙ результат? Предметный результат: опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Это НОВЫЙ результат? Какими же должны быть цели изучения биологии, географии сегодня? 12

13 От целей ФГОС к целям предметов Осознавать роль жизни на Земле, чтобы не нарушать окружающую среду, в которой мы живем. Рассматривать природные процессы в развитии – выделяя причины, представляя последствия своих решений для природы и человека. Оценивать биологический риск взаимоотношений человека и природы. ЛИЧНОСТНЫЕ (свое отношение) РЕГУЛЯ- ТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (объяснение мира) КОММУНИ- КАТИВНЫЕ Использовать в быту элементарные биологические знания основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Объяснять мир с точки зрения биологии, чтобы критически оценивать полученную информацию. Оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни. На примере БИОЛОГИИ Экология Быт Здоровье Экология Цели отрыты для учеников – из вступительной статьи к каждому учебнику:

14 От целей ФГОС к целям предметов ЛИЧНОСТНЫЕ (свое отношение) РЕГУЛЯ- ТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (объяснение мира) КОММУНИ- КАТИВНЫЕ На примере ГЕОГРАФИИ Осознание роли географии в комплексном изучении окружающего мира и его устойчивого развития. «География – ключ к комплексному познанию России!» Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве окружающего мира и его регионов «Знание – сила!» Использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения. «В умении – уверенность!» Использование карт как информационных, образно-знаковых моделей действительности. «Карта – альфа и омега географического познания!» Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств. «Триумф личностного развития!» Цели отрыты для учеников – из вступительной статьи к каждому учебнику:

15 Определите цель заданий по биологии 5-6 кл. (через предметные линии развития) 4) Попробуй провести классификацию своих вещей в квартире, используя названия систематических групп (царство, тип, класс). Выдели такие царства, как мебель, посуда, одежда. 2) Как ты считаешь, может ли человек заменить растительное сырьё синтетическими материалами? 5) Какие методы науки ты использовал в своей жизни? В каких ситуациях они тебе пригодились? 6) Как ты считаешь, можно ли оставить в экосистемах только полезные для человека виды растений и животных? Репро- дукция знаний 1) Как человек использует растения? 3) Какие систематические группы выделяют биологи? ЛИЧНОСТНЫЕ действия (оценка ситуации с т.з. экологии и здоровья) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ действия (рассмотрение в развитии, осознавать роль живого, использовать в быту, объяснять с т.з. биологии) 7) Как биологи называют науку, помогающую описать и упорядочить всё многообразие живых организмов? (§ 3)

16 Определите цель заданий по географии 5 кл. (через предметные линии развития) 4) Какой вклад в развитие географии в России внесли русские исследова- тели-путешественники? 2) За какими богатствами Сибири двигались на восток землепроходцы? 5) Работая в парах, определите, какова была цель русских кругосветных путешествий. Сравните эти путешествия с первыми кругосветными пла- ваниями западноевропейцев. 6) К началу XIX века географы уже знали результаты первых кругосветных плаваний. Зачем русские снарядили кругосветные экспедиции? Репро- дукция знаний 1) Какие горы находятся на границе Европы и Азии? Где, в Европе или в Азии, лежит Сибирь? 3) В чём, на ваш взгляд, заключался великий подвиг русских землепроходцев? ЛИЧНОСТНЫЕ действия (оценка ситуации) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ действия 7) Почему освоение Сибири играло такую важную роль в жизни страны? Как оно осуществлялось? (§ 5) КОММУНИКАТИВНЫЕ действия

17 Определите цель заданий по биологии 5-6 кл. (через технологии и формы работы) Пусть один из вас предлагает пути улучшения природных экосистем, а другой отстаивает точку зрения о том, что в природе ничего нельзя изменять. Репро- дукция знаний РЕГУЛЯТИВНЫЕ действия (Умение организовывать свои дела) КОММУНИКАТИВНЫЕ действия (донести позицию, понять других, договориться и сделать сообща) Что такое клетка? (§ 14)

18 Определите цель заданий по географии 5 кл. (через технологии и формы работы) Репро- дукция знаний РЕГУЛЯТИВНЫЕ действия (Умение организовывать свои дела) КОММУНИКАТИВНЫЕ действия (донести позицию, понять других, договориться и сделать сообща) Какие свойства воды вам известны? (§ 17) Работая в паре, докажите опытным путём, что твёрдая вода участвует в физическом выветривании. Опишите свой опыт.

19 Главное средство достижения целей – работа с ПРОДУКТИВНЫМИ заданиями Осмысли цель задания (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету? С чем на ваш взгляд это связано? (Биология, 7 кл.) Перечислите основные особенности мускулатуры птиц. =

20 Главное средство достижения целей – работа с ПРОДУКТИВНЫМИ заданиями Осмысли цель задания (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во- первых…, во-вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя Один из выдающихся ученых древности Страбон полагал, что земли, лежащие в Заполярье, вообще бесполезны. Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте. (География 8 класс). Как использует ся зона Севера? =

21 3. ЧЕМУ УЧИТЬ на уроках по биологии, географии? (особенности содержания в «Школе 2100»)

Общие особенности содержания биологии, географии в «Школе 2100»

Педагогическая проблема Как найти время для развития УУД, если мы не успеваем осваивать даже содержание? Содержание предметов насыщено огромным количеством фактов, понятий, закономерностей Число учебных часов сокращается, а ученики должны освоить те же объемы информации плюс ещё и развитие УУД!!! 23

Предположим вы захотели купить мобильный телефон. Будем ли мы, как нас учили раньше, внимательно читать все? НЕТ, В ВЕК ИНФОРМАЦИИ ВОСТРЕБОВАНО УМЕНИЕ ИСКАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, Т.Е. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД. 80 млн. страниц (!) Где же в них содержится истина? Общечеловеческая проблема

Обычный учебник дети должны «съесть» целиком, правда, выйдя из класса, они его часто «выплёвывают». 25 В нашем учебнике дети выбирают то, что им интересно. Надеемся, что они лучше усвоят то, что сами выбрали. О каком принципе работы с содержанием учебника идёт речь?

26 Минимакс – важнейший принцип работы с содержанием и одновременно способ развития познавательных УУД Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКС предлагаем Пытаясь выполнить задания на МАКСИМАЛЬНОМ уровне, ученик попадает в зону своего ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы

«Да кто про этот минимакс знает? Как им пользоваться?» ПРАВИЛА НА ОБЛОЖКЕ УЧЕБНИКА: Каждому надо учиться выбирать главное и интересное! Не все, что есть в учебнике, нужно запомнить или выполнить! ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УРОКА: 1. Определить минимум ближайшего урока (по программе, специальным страницам учебника и т.д.) 2. Выделить в параграфе минимум (правило, алгоритм, закономерность, понятие и т.д.) и спланировать работу прежде всего с этим минимальным содержанием. 3. Распорядиться максимумом (остальное содержание параграфа): если успеем – хорошо, если нет – не страшно, не будем это читать и делать и не будем задавать на дом!!!

Попробуем разобрать большой и сложный урок (Биология, 5 класс, § 26) Тяжело в учении – легко в бою 28

Вывод: Растение, состоящее из разных тканей, может эффективнее использовать разнородную среду, чем растение, состоящее из одинаковых клеток. Наземное растение эффективнее использует ресурсы среды, если состоит из разных органов. Для выполнения многих функций в растениях есть особые клетки 29 Выполнение каждой из функций требует особого устройства Некоторые функции выполняет каждая клетка Некоторые функции выполняют особые группы клеток Клетки одной ткани имеют общее происхождение В состав ткани входят не только клетки, но и просветы, и межклеточное вещество Выполнение многих функций успешнее при особом размещении тканей Если всё растение находится в одних и тех же условиях, ему не нужны различающиеся части Если части растения находятся в разных условиях, они различаются Практикум: Прочитайте вывод и попробуйте по названиям рубрик решить, какие из них следует отнести к минимуму, а какие – к максимум.

Вывод: Растение, состоящее из разных тканей, может эффективнее использовать разнородную среду, чем растение, состоящее из одинаковых клеток. Наземное растение эффективнее использует ресурсы среды, если состоит из разных органов. Для выполнения многих функций в растениях есть особые клетки 30 Выполнение каждой из функций требует особого устройства Некоторые функции выполняет каждая клетка Некоторые функции выполняют особые группы клеток Клетки одной ткани имеют общее происхождение В состав ткани входят не только клетки, но и просветы, и межклеточное вещество Выполнение многих функций успешнее при особом размещении тканей Если всё растение находится в одних и тех же условиях, ему не нужны различающиеся части Если части растения находятся в разных условиях, они различаются ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ (подробности в приложении).

Главные особенности содержания каждого из предметов в «Школе 2100»

32 Не надо думать, что до 5-го класса дети ничего не знали про географию 2 кл. ОМ «Наша планета - Земля» В начальной школе формируется предварительная, но целостная картина устройства природы, в которой важное место занимает подробное знакомство с глобусом и картами (физическая, природных зон), важнейшими законами природы и т.п.

33 Не надо думать, что до 5-го класса дети ничего не знали про биологию 3 кл. ОМ «Обитатели Земли» В начальной школе формируется предварительная, но целостная картина устройства природы, в которой важное место занимает подробное знакомство с экосистемами и круговоротом веществ, организмом человека, веществами и их свойствами и т.п.

34 Задача содержания биологии – картина мира в виде ответов на вопросы (единые авторы УМК) 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 5 кл. «ВСЕ ГРИФОВАНЫ» Стандарт 2004 ФГОС Как устроены самые процвета- ющие растения? Каковы самые главные обобщения биологии? Каковы главные участники в круговороте веществ? Как устроены потребите- ли? Как сохранить здоровье? Почему живые организмы устойчивы? Как развивалась жизнь, как люди открыли Землю? Земля и люди О тех, кто растёт, но не бегает От амёбы до человека Познай себя Порядок в живой природе Каковы главные участники в круговороте веществ? Концентрический курс Обо всём живом Они растут, цветут и пахнут Как устроены потребите- ли? От амёбы до человека Как понять общую биологию на примере самого себя? Готовится к печати 34 Общие закономерно- сти Линейный курс кл.

35 Задача содержания географии – картина мира в виде ответов на вопросы (единые авторы УМК) 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 5 кл. «ВСЕ ГРИФОВАНЫ» Стандарт 2004 ФГОС Каковы особенност и планеты Земля Каковы особенности природы материков и океанов, жизни и хозяйственной деятельности народов нашей планеты Каковы особенности природы и населения России Как развивается хозяйство России и в чем своеобразие ее географических районов Как развивалась жизнь, как люди открыли Землю? Земля и люди Мир Земли Земля – планета людей Моя Россия. Человек и природа Моя Россия. Человек и хозяйство Наш дом - Земля Каковы оболочки Земли, как образовались и каковы их основные свойства Наша Земля Каковы компоненты природы нашей планеты

Состав УМК Учебник – путеводитель по науке Рабочая тетрадь или задачник - практикум Проверочные и контрольные работы – с указанием умений, заданий на разных уровнях Методические рекомендации Диск: конструктор проблемных ситуаций, наглядность, алгоритм формирования УУД, ссылки на презентации к каждому уроку

37 4. КАК УЧИТЬ? (технологии)

ФГОС Основан на деятельностном подходе, в основе обучения должна быть самостоятельная деятельность детей. Можно ли реализовать деятельностный подход в естественнонаучном образовании? 38 Публикуемые конспекты уроков: Фразы, с которых начинаются абзацы по ходу урока: «Сообщаю тему, …»; «Объясняю ребятам…» Частое мнение: «В основе биологии (географии и т.п.) всегда останется массив фактов, который надо просто выучить, запомнить. Все эти игры в «деятельность» нашим предметам вредны.

Как строился урок традиционно? СТРУКТУРА урока «Изучение НОВОЙ ТЕМЫ» 1.Учитель проверяет Д/з. Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные 3.Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают 4.Ученики повторяют, как поняли тему; задания по аналогии Контроль и ОЦЕНИВАНИЕ Использование ТЕКСТА 1. Учитель объявляет отметки за пересказ и (или) задания. 2. В конце урока учитель по совокупности работы объявляет ученикам: «Тебе – 5, тебе – 3 и т.д.» Иногда с кратким комментарием 1. Д/з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы 2. Иногда – отдельные тексты читаются в классе 2.Учитель объявляет новую тему. Иногда называет план урока, редко – формулирует цель Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

Урок по комплексу технологий «Школы 2100» технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1.Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3.Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4.Ученики применя- ют новые знания в задачах примене- ния технолог. ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕХОВ технолог. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3-7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – предполагаем о чем? 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, подтексты. 3. После чтения – преобразуем информацию в свое понимание 2.Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

41 Немного теории проблемного диалога Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление + Максимально близок к жизненным ситуациям - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведет к нужному результату коротким путем - Меньше творчества А если в диалоге участвует только 3-5 активных детей? + Каждый третий-четвертый вопрос диалога (или задание) давать для работы в парах: «Полминуты посовещайтесь в парах и договоритесь, какой ответ (или формулировку вопроса) вы даете». Потом спрашиваем 3-4 пары!!!

42 Немного теории понятия Типы нового знания, которые дети могут открыть сами Приемы создания проблемной ситуации закономерностиправила, алгоритмы Предъявить ученикам два противоречащих друг другу факта, мнения, две теории – вызвать удивление (Приемы 1-3 по Мельниковой) Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.) (Приемы 4-6 по Мельниковой) чаще История, Биология, География чаще Русский язык. Математика

43 Три этапа работы с текстом (на примере биологии 5 класса) Немного теории продуктивного чтения До чтения Во время чтения После чтения

44 Три этапа работы с текстом (на примере географии 5 класса) Немного теории продуктивного чтения До чтения Во время чтения После чтения

45 Теория+практика: Урок – на доске 2) Выдвижение версий 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 3) Актуализация имеющихся знаний 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания: ) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 4) Составление плана решения проблемы Один факт/ мнение. Другой факт/ мнение. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА: «Почему …. ?» Кл.слово версии Мы ЗНАЕМ: исполнение задания про пройденному материалу (у доски, с места) Надо УЗНАТЬ: План: 1. … 2. … 3. … Систематизация нового знания на доске по ходу открытия: а) в схеме б) в таблице в) списком и т.п.

Особенности поддержки технологий ИЗУЧЕНИЯ нового материала в учебниках биологии, географии «Школы 2100»

Пример проблемного диалога: «Биология» 5 кл., 47 Что надо узнать? (планирование - РЕГУЛЯТИВНЫЕ): 1. Как смотрели на мир, иначе чем мы? 2.Зачем им нужны рисунки? ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (причины, условия) + Возможность для самооценки РЕГУЛЯТИВНЫЕ Из вступительной статьи к учебнику ПРОБЛЕМА: Где обитают живые организмы и как они связаны друг с другом? Бывают ли бесполезные организмы? +ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (анализ и преобразование информации) РЕГУЛЯТИВНЫЕ (определение цели) + КОММУНИКАТИВНЫЕ (находить общее решение и формулировать своё мнение) + ЛИЧНОСТНЫЕ (оценка деятельности)

Пример проблемного диалога: «География» 5 кл. +ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (сравнение фактов, нахождение отличий) РЕГУЛЯТИВНЫЕ (определение цели, оценка её достижения) + КОММУНИКАТИВНЫЕ (формулировать свое мнение и находить общее решение)

Особенности поддержки в УМК технологии оценивания и проблема ЕГЭ

50 Как оценивать результаты в условиях ЕГЭ : Мы («Школа 2100») ставим развивающие цели: главное, чтобы дети овладели умениями, действиями ЕГЭ всю эту вашу «красоту» не проверяет, там - репродуктивные КИМы, к ним и надо готовить! Версии Забыть про цели? Забыть про ЕГЭ? Сочетать! 1.Во время учебного года развиваем умения, строим целостную картину, прежде всего на уровне МИНИ. 2.В конце каждого года проводим проверочную работу в формате ЕГЭ (цель - обучать форме) 3.Перед ЕГЭ готовим тех, кто его выбрал: опираемся на целостную картину и умения действовать самостоятельно + если нужно – натаскиваем.

Изменения ЕГЭ уже официально идут: 51 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по истории. подготовлен ФГУП «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» (…) 9. Изменения в КИМ 2012 года по сравнению с КИМ 2011 года Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно- коммуникативные умения выпускников. Сокращено число заданий репродуктивного характера и увеличено число заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний. …, включена новая модель задания (историческое сочинение (С6)).

Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (словами) КТО: Мы сами – по итогу деятельности КАК: В этом - «хорошо», а в этом «не очень» Технология оценивания учебных успехов Цель – развитие контрольно-оценочной самостоятельности Средство - коренное изменение школьных правил оценивания (7 новых) Традиции оценивания ЧТО: знания – отметкой (знак, цифра, вычитанием) КТО: учитель КАК: за предмет, КР. Но за что именно «плохо»? Насколько? Оценивание успехов ЧТО: умения решать задачи КТО: ученик - самооценка: Цель? Результат? Сам? Правильно? КАК: по умениям и уровням: Необходимый (хорошо) Повышенный (отлично) Макси (превосходно)

Поддержка технологии в УМК 53 Алгоритм самооценки - вступительная статья к учебнику: Нацеленность продуктивных заданий выделена в учебниках и задачниках: Таблица результатов (умений) в тетради Контр. работ: Указания уровней в задачниках и контрольных работах:

ПРИМЕР: Оформление контрольного задания в 5-м классе Биология, 5 класс

55 5. Особенности содержания биологии, географии, химии и физики.

Учебники биологии образовательной системы «Школа 2100»: их отличия и особенности

Часто ли в учебниках биологии вы сталкивались с попыткой таких объяснений? Задача биологии – объяснять мир, а не учить отдельным фактам Почему растения, животные и грибы устроены именно так? Почему наземные растения имеют органы? Почему у позвоночных хорда заменилась на позвоночник? Почему птицы и звери теплокровные?

Вторая особенность, на которую обращаешь внимание при знакомстве с содержанием – названия Афористические названия параграфов создают проблемную ситуацию «Говорящие» рубрики позволяют быстро найти нужную информацию при актуализации знаний § 38. Опыление – внешний мир помогает растению (6 класс) § Рожденные для полета (7 класс) § 30. «Доспехи» организма (8 класс) Расположение жилок – карта движения растворов Эукариоты увеличивают внутренние поверхности клетки Половое размножение: комбинирование наследственного материала родителей – причина высокого разнообразия потомков Каков смысл таких названий? параграфов и рубрик

Еще одна особенность наших учебников – функциональный подход Что нас не устраивает в традиции? Традиция 1-й пример § 23. Внешнее строение листа. § 24. Клеточное строение листа. … § 34. Фотосинтез. 2 пример § 13. Корень. Внешнее строение корня. § 14. Внутреннее строение корня. … § 27. Корневое питание растений. Наш учебник С.Н. Ловягин и др., «О тех, кто растет, но не бегает», 6 кл. М.: «Баласс», § КОРЕНЬ – ЯКОРЬ, НАСОС И ХРАНИЛИЩЕ § 46. СТЕБЕЛЬ – ОПОРА И ТРАНСПОРТНАЯ МАГИСТРАЛЬ § ЛИСТ ИСПАРЯЕТ ВОДУ И УСВАИВАЕТ СВЕТ

Все понятия вводятся постепенно Клетка в учебнике 5-го класса «Обо всём живом» и 6 -го класса «О тех, кто растет, но не бегает». §9-10. Бактерии – крохотные разрушители органических веществ (элементарное строение клетки бактерии). § 11. Наследование – воспроизведение детьми свойств родителей (деление клеток и роль ДНК). § 15. Клетка ядерных организмов устроена сложнее, чем бактерия (клетка грибов). § Растения – автотрофы (специфика клетки растений: фотосинтез, хромопласты, хлоропласты, клеточная оболочка и т.п.). § Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток. Почему мы не любим рассматривать клетку и ткани в начале учебника?

Почему мы так часто используем схемы? Схема – важнейший инструмент биологии

Комиксы в начале раздела (параграфа) позволяют спрогнозировать содержание (технология продуктивного чтения)

Согласны ли вы с нами, что «звериная» серьезность убивает радость от учения? § 7-8. КЛЕТКА В РОЛИ ОРГАНИЗМА § МОЛЛЮСКИ – ТИХОХОДЫ § 55. ПТИЦЫ И ЛЮДИ § ЗВЕРИ: «ИЗ ГРЯЗИ – В КНЯЗИ» § 58. КАК ВЫРАСТИТЬ СМЫШЛЕНОЕ ДИТЯ

Знания, не подкрепленные телесным опытом или чувственным впечатлением не усваиваются. В коре головного мозга формируются центры нейтрализации этой информации (И.П.Павлов).

65 Учебник 5 класса «Обо всём живом» (авторы Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.) ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ (Повторение материала из курса «Окружающий мир») Знакомство со свойствами живых организмов Знакомство со всеми царствами БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ Систематический порядок изучения Попытка объяснить причины биологических явлений Пытаемся говорить на простоям языке о сложных явлениях

66 Учебник 6 класса «Они растут, цветут и пахнут» (авторы Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.) Знакомство с цветковыми растениями Функциональный подход Знакомство с основными семействами и их ролью в природе и жизни человека Попытка объяснить причины биологических явлений Пытаемся говорить на простоям языке о сложных явлениях Учимся сравнивать и наблюдать

67 Учебник 7 класса «От амебы до человека» (авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.) Изучение планов строения животных (целостная характеристика вместо анализ отдельных систем органов) Главное внимание – важнейшим приспособительным особенностям каждой группы Характеристика жизненных форм животных Жизнь на суше Сила тяжести Иссушение Плоское тело Рычажные конечности Железистые покровы Дыхание легкими Соединение с позвоночником Развитие мышц Второй круг кровообращени я Трехкамерное сердце

68 Учебник 8 класса «Познай себя» (Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Раутиан А.С.) Функциональный подход к изучению человека – взаимодействие функций при обеспечении целостности организма и гомеостаза. Появление разделов «Как обеспечивается целостность организма», «Внутренняя среда организма». Основные разделы названы подобно Ж. Кювье по основным функциям организма (питание, дыхание, выделение, опора и движение и т. п.). Это позволяет рассмотреть любой физиологический процесс вплоть до того, что происходит в каждой клетке. Психологический раздел.

69 Учебник 9 класса «Общая биология» (авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.) Знакомство с регуляцией биологических процессов Знакомство с регуляцией биологических процессов Подведение итогов знакомства с общей биологи на страницах учебников 5-8 классов Подведение итогов знакомства с общей биологи на страницах учебников 5-8 классов (5 класс – Что такое эволюция?; 6 класс – знакомство с клеткой; 7 класс- биогенетический закон; 8 класс – строение клетки) Главный объект изучения – иллюстрация (схема, график, таблица и т.п.) Формирование умения работать со схемами, графиками.

Второй линейный вариант курса 8-9 класса. 8 класс Глава 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЧЕСКОМ МИРЕ Глава 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА Глава 3. КАК ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ОРГАНИЗМА Глава 4. ДВИЖЕНИЕ И ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ § 1. Человек – часть органического мира с общей историей развития § 2. Человек – часть биосферы § 8. Хранение и использование информации….. § 9. Поток энергии через живую клетку и круговорот веществ § 10. Деление клеток. Цитология ИЗЮМ – «ВСТАВКИ» ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

Второй линейный вариант курса 8-9 класса. 9 класс Глава 5. «ПОСТОЯНСТВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ЕСТЬ УСЛОВИЕ СВОБОДНОЙ И НЕЗАВИСИМОЙ ЖИЗНИ» Глава 6. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА 8. ЭВОЛЮЦИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА 9. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ Врага надо знать в лицо (Вирусы) Элементы генетики Элементарные представления об эволюции Элементарные представления об экологии

Учебники географии образовательной системы «Школа 2100»: их отличия и особенности

Афористические названия параграфов создают проблемную ситуацию «Говорящие» рубрики позволяют быстро найти нужную информацию при актуализации знаний § 10. Сколько раз в России встречают Новый год? § 29. Почва – «особое природное тело». § 48. «Зеркало» демографического завтра. Каков «географический» адрес нашей страны? Что такое Местная повестка дня на XXI век? Рынок труда: спрос и предложения. Каков смысл таких названий? рубрик параграфов Особенность, на которую обращаешь внимание при знакомстве с содержанием – названия

Особенность наших учебников – комплексный и системный подходы в изучении географии География России Что нас не устраивает в традиции?Что нас не устраивает в традиции? Традиция 1. Природа России 2. Население России 3. Хозяйство России Наш учебник Г.С. Камерилова и др., «Моя Россия», 8 кл. М.: «Баласс», 2010г. Раздел III. «Природа – население – хозяйство» - проблема устойчивого развития. Раздел VI. Природно- хозяйственные зональные и азональные системы.

Содержание понятий расширяется и углубляется от класса к классу 6 класс - Мир воды 7 класс – Особенности природы океанов. 8 класс – Воды суши и водные ресурсы. Российские моря. «Игра масштабами».

Почему необходим приоритет теории над фактами? Закон природной зональности. 6 класс – Мир географических систем 7 класс – Особенности природы материков 8 класс – Природно- хозяйственные зональные и азональные системы 9 класс – Зональный характер сельского хозяйства России

Учебник 5 класса «Наша Земля» - первый учебник общеземлеведческого курса Раздел I. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Раздел II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК Мир земной тверди Мир земного воздуха

Учебник 6 класса «Наш дом - Земля» - продолжение общеземлеведческого курса Раздел III. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ Земля и Вселенная Литосфера Атмосфера Гидросфера Биосфера Мир географических систем

Учебник 7 класса «Земля – планета людей» Курс страноведения Единица рассмотрения – страна Знакомство с природой, населением и хозяйством страны Народы мира. Книга для чтения по географии. ВВЕДЕНИЕ Раздел I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ МАТЕРИКОВ Раздел II. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ОКЕАНОВ Раздел III. ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ Раздел IV. КОНТИНЕНТЫ И СТРАНЫ Африка Австралия и Океания Южная Америка Антарктида Северная Америка Евразия Раздел V. ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ

Учебник 8 класса «Моя Россия» Курс физической географии России Не только анализ компонентов природы, но и связь природы, населения и хозяйства Идея устойчивого развития Население Раздел I. ГЕОГРАФИЯ В РОССИИ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ Раздел II. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВА РОССИИ Раздел III. «ПРИРОДА – НАСЕЛЕНИЕ – ХОЗЯЙСТВО» – ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Раздел IV. ПРИРОДА РОССИИ Геологическое строение, рельеф, ресурсы недр Климат и климатические ресурсы Воды суши и водные ресурсы Почвы и почвенно-земельные ресурсы Живая природа. Биологические ресурсы Раздел V. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ Раздел VI. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНАЛЬНЫЕ И АЗОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ Раздел VII. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ: СКОЛЬКО НАС? КАКИЕ МЫ?

Учебник 9 класса «Моя Россия» Курс экономической географии России Подробный анализ районов России с особым вниманием к своему району Идея устойчивого развития Население Раздел VIII. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ Раздел IX. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ Европейский Север Европейский Северо-Запад Центральная Россия Европейский Юг Поволжье Урал Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток Раздел X. РОССИЯ НА ПОРОГЕ ВСЕОБЩЕЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

82 Рефлексия по всей основной теме: По каким проблемам (обозначенным в начале) предложено решение? На примере биологии

Задания и тексты обучающие продуктивной деятельности Вклад элементов УМК в новый результат Методические рекомендации Предметные контрольные Рабочая тетрадь Эл. диск Учебник Обучение практическому применению знаний и самооценке Варианты разработок уроков по новым технологиям, экономящие время при подготовке Умения оценивать свои и чужие поступки Умения добывать и преобразовывать информацию Умения донести свою позицию, понять других, и договориться Умения организовывать свои дела Задания, проверяющие умения пользоваться знаниями Метапредметные диагностики

Достаточно дать учителю новый УМК? цель методика текст СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Передача знаний Объяснить все так, чтобы ученик понял и запомнил Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание важных, но чужих мыслей Традиционный учебникНовый учебник НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Развитие умений, способов действий, личностных качеств Предоставить возможность для самостоятельного поиска: не давать всю информацию в готовом виде Продуктивные задания: получение нового продукта – своего вывода, оценки. Поддержка технологий деятельностного типа ПОНИМАНИЕ И ПРИНЯТИЕ УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, А НЕ ДАВАТЬ ГОТОВЫЕ ОТВЕТЫ ВЛАДЕНИЕ ПРИЕМАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Три этапа: 1.«Это не для моих детей» или «Мы всегда так работали» 2. «Пожалуй, в этом что-то есть» или «Я только сейчас понял, что вы от меня хотите» 3. «Удивительно, но у меня стало получаться!» или «Я теперь работаю совсем по-другому!»

85 Дополнение (максимум) Практикум по разработке урока с метапредметными результатами (на примере биологии)

Подготовка проблемно- диалогического урока по биологии Как отобрать минимум содержания? 1) находим в учебнике умение, которому необходимо научиться; 2) находим вывод, который должны сделать ученики; 3) находим перечень понятий, который они должны запомнить; 4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы, которые раскрывают минимум; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума», так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый; 6) добавляем материал «макси» для своего класса. 86

Попробуем разобрать большой и сложный урок (5 класс, § 26) Тяжело в учении – легко в бою 87

1) находим в учебнике умение, которому необходимо научиться 88 Умение носят достаточно общий характер, иначе их будет слишком много и мы не сможем учить этому умению в течение всего года Определять основные органы растений и части растительной клетки

2) находим вывод, который должны сделать ученики; 3) находим перечень понятий, который они должны запомнить; 89 ЭТО МИНИМУМ

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы, которые раскрывают минимум; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума», так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый; 90 ЭТО МИНИМУМ

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы, которые раскрывают минимум; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума», так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый; 91 ЭТО МИНИМУМ

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы, которые раскрывают минимум; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума», так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый; 92 ЭТО МАКСИМУМ. Он даже отмечен как максимум

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы, которые раскрывают минимум; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума», так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый; 93 ЭТО МАКСИМУМ

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы, которые раскрывают минимум; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума», так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый; 94 ЭТО МАКСИМУМ. Он даже отмечен как максимум

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы, которые раскрывают минимум; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума», так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый; 95 ЭТО МИНИМУМ

Подготовка проблемно- диалогического урока по биологии Как выбрать цели? 1) находим в учебнике умение, которому необходимо научиться; 2) формулируем предметные цели урока на основе формулировок учебника (говорим на одном языке с детьми); 3) формулируем метапредметные и личностные цели. 96 Прежние цели: обучающая развивающая воспитывающая Цели в рамках ФГОС: предметная метапредметная личностная

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии. Как выбрать цели? Предметная: умение объяснять значение тканей и органов в жизнедеятельности растений (для учителя – формировать умение…) Метапредметная: (если ученики будут добывать информацию из учебника) Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (если ученики будут самостоятельно «открывать знания») Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения (если ученики будут самостоятельно «открывать знания») Определять цель, проблему в деятельности (если ученики будут самостоятельно оценивать себя) Оценивать степень и способы достижения цели Личностная: Я считаю хорошо, что растение состоит из тканей…. 97

Подготовка проблемно- диалогического урока по биологии Как спланировать постановку учебной проблемы? 1) придумать к какой проблеме (интересному вопросу) можно подвести детей; 2) подобрать два факта (мнения), противоречие между которыми вызовет у учеников удивление и побудит их к формулированию нужной нам проблемы; 3) придумать вопросы диалога с детьми для осмысления противоречия и формулирования проблемы. 98

99 ПРИМЕР из учебника: Как спланировать постановку учебной проблемы? Тема: Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток Антошка: Удобно, когда каждая клетка все функции выполняет: и фотосинтезирует, и растворы всасывает, и запасы делает, и в размножении участвует. Биолог: Для каждой работы лучше особый инструмент использовать. И каждой клетке лучше своим делом заниматься, ограничиваться одной или двумя функциями. Побуждающий диалог: Чем различаются мнения собеседников? С кем из них ты согласен? Предложи свои доводы. Что тебе нужно узнать? ПРОБЛЕМА: В чём преимущество разделения функций между клетками организма? Подводящий диалог: Что считает Антошка? Что считает биолог? Удобно, когда каждая клетка выполняет все функции Каждой клетке лучше своим делом заниматься Какой возникает вопрос?

100 ПРИМЕР из учебника: Как спланировать постановку учебной проблемы? Тема: Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток Низшие растения – одноклеточные и многоклеточные растения, состоящие из слоевища (таллома), не разделённого на органы и ткани. Всего 30 тысяч видов. Высшие растения – многоклеточные растения, тело которых состоит из тканей и органов. Всего 950 тысяч видов. Побуждающий диалог: Чем отличаются высшие и низшие растения? Что вас удивило? Предложи свои версии. На какой вопрос будем искать ответ? ПРОБЛЕМА: В чём преимущество растений, состоящих из тканей и органов? Подводящий диалог: Чем отличаются низшие растения от высших? Каких растений больше? Низшие не имеют тканей и органов. Их мало. Высшие растения имеют ткани и органы. Их много. Какой возникает вопрос?

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как спланировать этап актуализации (план, версии)? 1) Отобрать вопросы по изученному материалу, которые пригодятся для решения новой проблемы данного урока (из учебных материалов или придумать свои). 101 а) устный фронтальный диалог: Что мы уже знаем, что пригодится для решения проблемы? б) продуктивное задание (как правило письменное) 2) Определиться в какой форме провести актуализацию

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как добиться от учеников формулирования плана, версий? 102 3) Построить диалог, подводящий учеников к формулированию плана урока: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Проблема: В чём преимущество разделения функций между клетками организма? В этом случае план школьники вряд ли сформулируют, но зато могут сформулировать версии Версии: Если функции у клеток мало, она к ним может быть хорошо приспособлена. Организм может заниматься многими делами сразу …………………………………………………………

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как добиться от учеников формулирования плана, версий? 103 3) Построить диалог, подводящий учеников к формулированию плана урока: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Проблема: В чём преимущество растений, состоящих из тканей и органов? План: Что такое ткань? Что такое орган? В чём преимущество разделения труда между клетками?

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как спланировать поиск решения проблемы? 1) Разработать побуждающий или подводящий диалог, нацеленный на изучение темы или использовать учебник в качестве источника информации (см. методичку). + Если используемый текст признается непростым для данных учеников, запланировать работу по технологии продуктивного чтения. 2) Придумать, в каком виде отображать на доске выводы: «Какой ответ на наш главный вопрос мы получили?» после каждого задания (таблица, блок-схема и т.п.). 104

1) Разработать побуждающий или подводящий диалог, нацеленный на изучение темы или использовать учебник в качестве источника информации (см. методичку). 1. Какие главные функции выполняют клетки растений? (На доске.) 2. Как клетки приспосабливаются, чтобы выполнить ту или иную функцию? (1–2 примера, работа в группе) 3. Какие из перечисленных функций выполняет каждая клетка? 4. А какие функции одна клетка выполнить не может? – Какой же выход? Как это можно преодолеть? ( работа в группах ) 5. Работа с учебником на стр. 99. – Что такое ткань? – Какие виды тканей бывают? – Какие функции они выполняют? – Ткань это только клетки? Что еще входит в понятие ткань? (Показать по таблице.) 6. Как растение получает минеральные вещества? (Откуда?) 105 Вариант 1

1) Разработать побуждающий или подводящий диалог, нацеленный на изучение темы или использовать учебник в качестве источника информации (см. методичку). 106 Вариант 2

2) Придумать, в каком виде отображать на доске выводы: «Какой ответ на наш главный вопрос мы получили?» 107 Проблема: В чём преимущество разделения функций между клетками организма? Решение: Растение из разных тканей и органов эффективно использует ресурсы. фотосинтез всасывание воды

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как спланировать выражение решения проблемы и применение новых знаний? 1) Выбрать продуктивные задания к тексту и (или) иллюстрациям, выполняя которые дети смогут научиться применять полученные знания. Учитываем минимум и цели урока! (см. задачник) 2) Определиться, в какой форме будет выполняться каждое задание: фронтально, в парах, группах, индивидуально с коллективной проверкой по завершении и т.п. (!!! Помним о времени!) 3) Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?». 4) Определить, в какой форме ученики будут отвечать на этот вопрос: фронтально устно, индивидуально письменно и т.п. 108

2) Выбрать продуктивные задания к тексту и(или) иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме. Учитываем минимум и цели урока! (см. задачник) Н Какие функции выполняет любая живая клетка? 26.2 Н Назови функции, которые одни части растения мха выполняют, а другие не выполняют Н Назови функции, которые в организмах многоклеточных водорослей выполняют особые (специализированные) клетки П На схеме поперечного среза листа (рисунок справа) укажи, где находится покровная ткань, где фотосинтезирующая. Мой вариант выбора заданий для работы в классе и дома: 1) Задание 6 в учебнике на стр ) Задание из задачника, 3) Задания 26.2., 26.3 или одно задание на выбор.

110 2) Выбрать продуктивные задания к тексту и(или) иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме. Учитываем минимум и цели урока! (см. учебник)

3) Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?». 4) Определить, в какой форме ученики будут отвечать на этот вопрос: фронтально устно, индивидуально письменно и т.п. 111 Проблема: В чём преимущество разделения функций между клетками организма? Решение: Растение из разных тканей и органов эффективно использует ресурсы.

112 Как с нами связаться? Издательство «БАЛАСC» (учебники, журнал «Начальная школа + До и После») Тел. 8 – 495 – Эл.почта УМЦ «Школа 2100» (курсы, консультации, выезды в регионы) Тел. 8 – 495 – ; Сайт: