ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 29 марта 2010 г. Босова Людмила Леонидовна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Advertisements

Босова Людмила Леонидовна 2Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах.
НЕПРЕРЫВНЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 2011 г. Босова Людмила Леонидовна, кандидат педагогических.
Босова Людмила Леонидовна Набор ЦОР к УМК Ресурсы ЕК ЦОР
Образовательные результаты ФГОС. Виды результатов Виды образовательных результатов ЛичностныеМетапредметныеПредметные Развитие личностных качеств Универсальные.
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 2012 г. г. 1.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
«Информатика в условиях реализации ФГОС в основной школе» учитель информатики и ИКТ ГКОУ «Хамзаюртовский лицей Казбековского района» Алиев Д.Д.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2011 г. Босова Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор УМК.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Роль и место информатики и ИКТ в концепции новых образовательных стандартов. Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 4 г. Светлограда Купцова Людмила Викторовна.
Транксрипт:

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 29 марта 2010 г. Босова Людмила Леонидовна, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2009 год, автор УМК по информатике и ИКТ для 5-7 классов издательства БИНОМ

Социальный заказ Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей ( Асмолов А. Г., Кондаков А. М., Кузнецов А. А., Лебедев О. Е. и др.) Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире » ( Национальная инициатива « Наша новая школа ») 2

Изменения в школе : от цели школьного обучения - усвоения знаний, умений, навыков к цели - формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями ; от « изолированного » изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач ; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий ; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 3

Современные образовательные результаты трактуются как изменения в личностных ресурсах ( мотивационных, операциональных, когнитивных ), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем ; представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы 4

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса информатики является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность. 5

Операционный стиль мышления умение планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств ; умение строить информационные структуры для описания объектов и систем ; умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи ; умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме и правильно понять текстовое сообщение ; привычка своевременно обращаться к ЭВМ при решении задач из любой области ; технические навыки взаимодействия с ЭВМ. А. П. Ершов 6

Роль курса информатики и ИКТ общепредметные понятия : « объект », « система », « процесс », « алгоритм », « результат », « цель », « управление », « исполнитель », « источник », « приемник », « метод », « способ » общедисциплинаные виды деятельности : моделирование объектов и процессов ; сбор, хранение, преобразование и передача информации ; управление объектами и процессами 7

Курс информатики и ИКТ – точка роста процесса информатизации образования 8 в процессе изучения информатики создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические умения для разворачивания процессов информатизации образования ; информатика как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе

Непрерывный курс информатики В соответствии со структурой школьного образования вообще ( начальная, основная и профильная школы ), сегодня ( преимущественно за счет регионального и школьного компонентов ) выстраивается многоуровневая структура предмета « Информатика и ИКТ », который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно - коммуникационных технологий. 9

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ Реализуется за счет вариативного компонента Предполагает выделение двух ступеней : 2(3)–4 классы – первая ступень ; 5–6(7) классы – вторая ступень Является наиболее благоприятным этапом для формирования не только мотивационных, но и операциональных личностных ресурсов Может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов 10

Принципы целостность фундаментальность практическая направленность комплексность инновационность

Цели обучения информатике в начальной школе формирование широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества ; воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни ; развитие образного, алгоритмического и логического мышления как основы для формирования общеучебных умений ; освоение основ осознанной, целенаправленной, грамотной работы с информацией, формирование первичных представлений об основных объектах информатики. 12

Цели обучения информатике в 5-6(7) классах формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты ; пропедевтическое ( предварительное, вводное, ознакомительное ) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как « объект », « система », « модель », « алгоритм » и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации ; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. 13

формирование основ научного мировоззрения совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности овладение ИКТ как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования Цели обучения информатике в общеобразовательной школе 14

Приоритеты Мотивационные ресурсы Когнитивные ресурсы Операциональные ресурсы Начальная школа Старшие классы 5-6(7) классы 15

Личностное развитие учащихся развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических установок и качеств учащихся ; результатом личностного развития выступает сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Личностные образовательные результаты : широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества ; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления ; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ ; интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни ; основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности ;

Личностные образовательные результаты : способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества ; готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты ; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности ; способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания ; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения ; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как : « объект », « система », « модель », « алгоритм », « исполнитель » и др.;

Метапредметные образовательные результаты владение основными общеучебными умениями информационно - логического характера : анализ объектов и ситуаций ; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов ; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов ; обобщение и сравнение данных ; подведение под понятие, выведение следствий ; установление причинно - следственных связей ; построение логических цепочек рассуждений и т. д.

Метапредметные образовательные результаты владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими : целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить ; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств ; прогнозирование – предвосхищение результата ; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия ( обнаружения ошибки ); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки ; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно - познавательная задача ;

Метапредметные образовательные результаты владение основными универсальными умениями информационного характера : постановка и формулирование проблемы ; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска ; структурирование и визуализация информации ; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Метапредметные образовательные результаты владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний : умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково - символическую модель ; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов ; умение « читать » таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую ; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования

Метапредметные образовательные результаты широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации : работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов ; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров ; хранение и обработка информации в базах данных ; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях навыки создания личного информационного пространства ;

Метапредметные образовательные результаты опыт принятия решений и управления объектами ( исполнителями ) с помощью составленных для них алгоритмов ( программ ); владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов ; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств ;

Метапредметные образовательные результаты владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми : умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме ; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта ; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Информатика в условиях инновационной системы образования « Информатика … предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в школе, новый и весьма совершенный инструмент, который позволяет учителю, умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета. При этом нельзя назвать ни одного школьного предмета, в котором аппарат информатики оказался бы бесполезным. … школьный курс информатики является не дополнительной нагрузкой на школьника, а важнейшим средством уменьшения его перегрузок, сокращения и уплотнения программы средней школы в целом …» Ершов А. П. 27

УМК нового поколения 28 УМК нового поколения Печатная компонента Электронная компонента Локальные ресурсы Сетевые ресурсы Оборудование

УМК « Информатика и ИКТ » 29

Дополнительные компоненты УМК Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование» 1. Изучаем информационные технологии в V-IV классах. 6 – Изучаем информационные технологии в VII классе: информационное моделирование. 2 – Контрольно-измерительные материалы по информатике для V - VII классов. 6 – Объекты, системы, модели в курсе информатики ( V - VII классы). 5 –

Учебники 31 теоретические сведения материал для изучения самое главное вопросы и задания материал для любознательных компьютерный практикум терминологический словарь справочные материалы

Рабочие тетради расширяют границы учебника ; побуждают школьников учиться самостоятельно, с увлечением и азартом ; содержат более 300 заданий, упражнений и задач 32

развитие у учащихся наглядно - образного мышления ; формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме ; фиксация внимания при усвоении учебного материала ; развитие познавательного интереса ; активизация познавательной деятельности ; конкретизация изучаемых теоретических вопросов ; наглядная систематизация и классификация изучаемых явлений на схемах, в таблицах и т. п. Печатные наглядные пособия 33

программа курса и варианты планирования ; файлы - заготовки ( тексты, рисунки ), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума ; демонстрационные работы ; текстовые файлы с дидактическими материалами ( для печати ); плакаты ( цифровой аналог печатных наглядных пособий ); презентации по отдельным темам ; интерактивные тесты ; логические игры ; виртуальные лаборатории. Набор цифровых образовательных ресурсов 34

Полный набор ЦОР к УМК Л.Л. Босовой можно скачать на сайте издательства Полный набор ЦОР к УМК Л.Л. Босовой можно скачать на сайте издательства Набор ЦОР 35

36

Информатика и ИКТ 37 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»

Информатика и ИКТ 38 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»

Информатика и ИКТ 39 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»

Информатика и ИКТ 40 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»

41 Информатика и ИКТ

Клавиатурные тренажеры 42

Электронные издания 43 CD «Алгоритмика 2.0» фирмы «Новый диск» CD «Математика, 5-11 кл. Практикум» фирмы «1С» Можно скачать из ЕК ЦОР (Электронные издания - Ресурсы на CD/DVD - Учебные CD для общего образования)

создано на основе педагогического опыта автора и результатов широкомасштабного эксперимента содержит несколько вариантов планирования, подробные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения ко всем заданиям в учебниках и рабочих тетрадях Методическое пособие 44

Авторская мастерская 45