Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

Внедрение ФГОС в начальных классах Родительское собрание.
Внедрение ФГОС в начальных классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой: совокупность.
ФГОС начального общего образования. Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные.
«1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2. Ввести в действие.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
ФГОС в начальных классах ФГОС в начальных классах Родительское собрание.
Образовательный стандарт: особенности подхода Стандарт как общественный договор Стандарт задает ориентиры развития системы образования Ориентация стандарта.
Внедрение ФГОС в начальных классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой: совокупность.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» г. Гай 2011 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Введены в действие с 1 сентября 2011 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Элберт Хаббард

2

Стандарт это общественный договор, выявленные и согласованные социально - образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования. Сформулированы цели и ценности образования. Общество расслоилось, разные группы населения имеют разные интересы, изменились и личностные запросы в сфере образования. Новые целевые установки и требования появились и у государства. Возникла принципиально новая задача - выделить и согласовать потребности личности, общества и государства.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ ; Стандарты являются инструментом обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании ; Стандарт направлен на реализацию системно - деятельностного подхода как основы определения требований к результатам образования ; Ориентация на развитие вариативности образования, которая достигается тем, что часть базисного учебного плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в том числе этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. ориентация на применение в образовательном пространстве школы здоровьесберегающих технологий и построение открытой образовательной среды в образовательном учреждении.

Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов

Описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, в том числе : личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества ; сформированность основ гражданской идентичности ; метапредметных, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные ), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ; предметных, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования.

Интегральное описание совокупности кадровых, финансовых, материально - технических, гигиенических и других сфер ресурсного обеспечения общего образования, необходимых для реализации основных образовательных программ.

Требования к кадровым условиям Требования к финансовым условиям Требования к материально - техническим условиям Требования к учебно - методическому и информационному обеспечению Требования к использованию современных информационных и коммуникативных технологий Требования к организации оценки качества освоения программы Требования к организации управления реализацией программы

Стандарты являются инструментом обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании, а также формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации в реализации государственной политики в сфере образования. Разработчики стандартов нового поколения учитывали все возможные запросы : личности, семьи, общества, государства. Стандарт направлен на реализацию ключевых целей развития личности через систему ценностных ориентиров образования.

СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Стандарт направлен на реализацию системно - деятельностного подхода как основы определения требований к результатам образования. Системно - деятельностный подход предполагает в качестве основного результата развитие личности ребенка на основе учебной деятельности, становление ученического сообщества, отличающегося активностью учащихся, при формировании у них универсальных способов действий.

Основная педагогическая задача организация условий, инициирующих детское действие Системно - деятельностный подход Чему учить ?обновлениесодержания Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить ?Ценностиобразования

Стандарт является ориентиром на развитие вариативности образования, которая достигается тем, что часть базисного учебного плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в том числе этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Наполнение конкретным содержанием данной части базисного плана находится в компетенции участников образовательного процесса, за счет чего и достигается вариативность. Отличие новых стандартов - воспитание представлено как важнейшая составная часть и личностный результат стандартов. В них заложены такие качества личности, как уважение и принятие ценности семьи и общества, уважение к истории и культуре каждого народа, доброжелательность, умение слушать и слышать партнера, уважение своего и чужого мнения, умение дружить и сотрудничать, осознание себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность и др.

Базисный образовательный план Инвариантная часть Вариативная часть

Инвариантная часть базисного учебного ( образовательного ) плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования : формирование гражданской идентичности школьников ; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям ; готовность к продолжению образования в основной школе ; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях ; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Общеобразовательное учреждение по своему усмотрению может использовать часы инвариантной части на различные виды деятельности по каждому предмету ( проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Вариативная часть базисного учебного ( образовательного ) плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ. В 1 классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует. Раздел вариативной части « Внеурочная деятельность » позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном ( образовательном ) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Организация занятий по направлениям раздела « Внеурочная деятельность » является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений РФ Начальное общее образование Вариант 1 Учебные предметы Классы Количество часов в неделю Всего I II III IV Инвариантная часть Русский язык Литературное чтение Иностранный язык – 2226 Математика Окружающий мир Музыка11114 Художественный труд Физическая культура Итого: Вариативная часть (6-дневная учебная неделя) – 3339 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе – Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) * Всего к финансированию (6-дневная учебная неделя) Внеурочная деятельность Направления Классы IIIIIIIVВсего Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Итого 10 40

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений РФ Начальное общее образование Вариант 2 Учебные предметы классы Количество часов в неделю Всего I IIIIIIV Инвариантная часть Русский язык Литературное чтение Иностранный язык – 2226 Математика Окружающий мир Искусство (музыка, ИЗО)22228 Технология Физическая культура Итого Вариативная часть (6-дневная учебная неделя) – 3339 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6- дневной учебной неделе – Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5- дневной учебной неделе Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) Всего к финансированию (6-дневная учебная неделя) Внеурочная деятельность Направления Классы III III IV Всего Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Итого 10 40

Внеурочная деятельность учащихся деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения : экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНЫ, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра. Фундаментальное ядро содержания общего образования отражает представления современной науки, включающей как собственно деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе современной научной картины мира. При этом учитываются особенности каждой возрастной категории школьников. Функция фундаментального ядра может быть определена как выявление таких элементов научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигаемый выпускником российской школы начала ХХ I столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Результаты образования Личностные Мета предметныеПредметные

· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российскую нацию и историю, осознание своей этнической принадлежности ; · становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций ; · формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий ; · формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов ; · овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире ; · принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

· формирование основ моральных и нравственных ценностей российского общества ; · развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе ; · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной детской литературы и искусства ; · развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей ; · развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, умения избегать конфликтов ; · формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат.

· овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную ; · умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ; · умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности ; · освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии ; · умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации ; · умение использовать знаково - символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач ; · умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям ; · освоение межпредметных понятий.

Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было : устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут, давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования, родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка, учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям, начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей, совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач, обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.

Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ : - способность к решению учебно - практических задач на основании системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах ; - умений учебно - познавательной, исследовательской, практической деятельности ; - обобщенных способов деятельности ; - коммуникативных и информационных умений ; - умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций. Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ : - ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально - личностные позиции ( религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); - характеристика социальных чувств ( патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности.

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое ( стартовое, текущее ) и срезовое ( тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое ) оценивание. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. Оценивать можно только то, чему учат. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно - оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

В системе оценивания в начальной школе используются преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой ; внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур ( мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах субъективные или экспертные ( наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания ( как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся ), в том числе – стандартизированные ( основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов ) процедуры и оценки ; оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения ; разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами ; целью получения информации ; интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения ; самоанализ и самооценка обучающихся.

в начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания : - стартовую диагностику, - текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, - текущее оценивание - итоговое оценивание. итоговое оценивание.

С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания. Наблюдения – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого - либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы ( листы наблюдений ), в которых в процессе наблюдения необходимо поставить условный знак ( например, « V »). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными ( при наблюдении за деятельностью определенного ученика ) или аспектными ( при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса ). листы наблюдений Можно пользоваться и иными инструментами ( линейками достижений, памятками и др.)

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ Оценка работы в группе Дата ________________ Имя, фамилия ___________________________________________ чередует говорение и слушание ; задает уместные вопросы ; говорит по теме ; пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе ;

итоговое оценивание строится на принципах раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, связанного с таким показателем достижения планируемых результатов, как « учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно » и повышенных уровней подготовки, связанных с таким показателем достижения планируемых результатов, как « учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых и / или сверстников »; оценивания методом « сложения », который предполагает использование системы дополнительного поощрения учащихся за превышение базового уровня требований ; кумулятивной ( накопительной ) оценки ; открытости и реалистичности норм и критериев ; гибкости норм и критериев ; признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания ; признания права учащегося на до - сдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании – на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения более высоких уровней учебных достижений.

В результате изучения всех без исключения предметов выпускник начальной школы : - приобретет первичные навыки работы с информацией ( поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать информацию ) - научится дополнять готовые информационные обьекты ( таблицы, схемы, тексты ) и создавать свои собственные ( сообщения, небольшие сочинения, графические работы ); овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме ( в виде простейших таблиц, схем и диаграмм ); смогут использовать информацию для установления несложных причинно - следственных связей и зависимостей, обьяснения и доказательства, обьяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях. - получит возможность научиться стоить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Корректировка существующих и подготовка новых УМК по предметам БУП Подготовка УМК для внеурочной деятельности Материалы для формирования и оценки сформированности универсальных и предметных учебных действий Материалы для системы оценивания Учебно - методическое обеспечение

Любящий свой народ, свой край и свою Родину ; Уважающий и принимающий ценности семьи и общества ; Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир ; Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности ; Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом ; Доброжелательный умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.