Роль школьных библиотек в реализации образовательных стандартов нового поколения Л.А. Голубь, доцент кафедры управления образованием ИПК и ПРО УР, к.п.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Advertisements

Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
Формирование умения учиться Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
111 Наша новая школа. Новые образовательные стандарты г Педагогический совет.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
11 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Родительское собрание г. Вольск, 28 октября 2010 г.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
1 Наша новая школа в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
ФГОС второго поколения.. Принципиальное отличие - три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ; к результатам их освоения;
«Нововведения в учебную и внеучебную деятельность в рамках реализации ФГОС НОО»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Ведение регионального компонента в контексте ФГОС 1.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Транксрипт:

Роль школьных библиотек в реализации образовательных стандартов нового поколения Л.А. Голубь, доцент кафедры управления образованием ИПК и ПРО УР, к.п.н.

Библиотекарь Все у них всегда в порядке, Книжки выстроены в ряд. Четкость записей в тетрадке – Это их святой обряд! В связи с введением образовательных стандартов нового поколения к традиционным функциям школьных библиотек и библиотекарей добавятся новые.

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики – стимулирование его активности.

4 44 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

ФГОС – федеральный государственный общеобразовательный стандарт Система норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы

Законодательная основа стандартизации образования. В статье 43 Конституции России записано, что Российская Федерация устанавливает федеральные образовательные стандарты, подтверждает различные формы образования и самообразования. Понятие Государственные образовательные стандарты было введено в 1992 г. законом РФ Об образовании, где оно упоминается в восемнадцати статьях (5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 20, 28, 29, 33, 37, 38, 40, 42, 45, 46, 50).

Схема развития ФГОС Приказ МО РФ 322 от г. Приказ МО РФ 1312 от г. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Новое поколение стандартов ФГОС Приказ МОиН РФ от г.373, Минюст России г ( )

Миссии стандартов 2004г. Нормативно-правовое регулирование содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей ситуации многообразия образовательных систем, построение единого образовательного пространства. 2009г. Стандарт как общественный договор - инструмент правового регулирования отношений субъектов системы образования, государства и общества.

Информационная революция Стремительный рост и свободный доступ к разнообразным ресурсам информационно- ресурсной базы Дистанционность, мобильность и интерактивность Формирование социальных образовательных сетей и сообществ

Человек XXI века Ориентированность на знания и использование новых технологий. Активное стремление расширить жизненный горизонт. Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего. Активное финансовое поведение. Здоровый и безопасный образ жизни. Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.

11 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020

Государственный стандарт общего образования (требования к результатам образования) СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ГОСУДАРСТВО Национальное единство и безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность ГОСУДАРСТВО Национальное единство и безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность ОБЩЕСТВО Безопасный и здоровый образ жизни Свобода и ответственность Социальная справедливостьСоциальная справедливость Благосостояние ОБЩЕСТВО Безопасный и здоровый образ жизни Свобода и ответственность Социальная справедливостьСоциальная справедливость Благосостояние Требования к содержанию образования Требования к содержанию образования Компетенции: Личностная Социальная Общекультурная Интеллектуальная Коммуника- тивная

Структура ФГОС Концепция ФГОС начального общего образования 1.Общие положения -требования к результатам реализации программ -требования к структуре программ -требования к условиям 2.Требования к результатам освоения ООП начального общего образования - - предметные результаты - - метапредметные результаты - - личностные результаты

Структура ФГОС 3.Требования к структуре ООП начального общего образования 3.1.пояснительная записка 3.2 планируемые результаты 3.3 учебный план начального общего образования включая внеурочную деятельность 3.4. Программа формирования УУД 3.5. программы отдельных учебных предметов и курсов 3.6 программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени н.о.о.

Структура ФГОС 3.7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 3.8. Программа коррекционной работы 3.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП н.о.о. 4. Требования к условиям реализации ООП НОО 4.1. требования к кадровым условиям 4.2. финансовые условия 4.3. материально-технические условия 4.4. информационные условия

Новизна стандартов нового поколения Акцент на всестороннее развитие умений и навыков, востребованных в обществе; Воспитание гражданских качеств; Развитие национальной идентичности.

17 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Определяет: Систему базовых национальных ценностей. Современный национальный воспитательный идеал. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

18 Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество

19 Базовые национальные ценности российского общества Определяют: идеологию содержания образования. основное содержание программ духовно- нравственного развития и воспитания молодых граждан России содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации

20 Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России В ысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России

21 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как Стандарт как совокупность трех систем требований

22 Требования стандарта Базисный учебный план Программа ДН развития и воспитания Примерные учебные программы Концепция ДН развития и воспитания Рабочие (авторские) программы и УМК У М Е Н И Я И п Р И М Е Р Ы З А Д А Н И Й Программа формирования УУД Фундаментальное ядро содержания общего образования Планируемые результаты Образовательный процесс Система оценки: модель обеспечения качества образования Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода

23 Фундаментальное ядро содержания общего образования Фиксирует: Систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования Систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании Систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности

24 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

25 Требования к структуре основной образовательной программы ТРЕБОВАНИЯ ПланируемыерезультатыПрограммаздоровогообразажизниУчебныйпланПрограммаРазвитияУУДПрограммадуховно-нравственноговоспитанияПрограммыпопредметамПрограммакоррекционнойработыСистемаоценки

26 Описание ценностных ориентиров содержания предмета Общая характеристика предмета Примерная программа по учебному предмету Пояснительная записка Описание места учебного предмета в учебном плане Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета Содержание основного общего образования по учебному предмету Примерное тематическое планирование Рекомендации по материально- техническому обеспечению Примерные программы: назначение и особенности

27 Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания Духовно-нравственное развитие гражданина России – это педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей: семейной жизни культурно-регионального сообщества культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий российской гражданской нации мирового сообщества

28 Просветительская работа с родителями Создание здоровье- сберегающей инфраструктуры Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы Рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихсяРеализациямодульныхобразовательныхпрограмм

29 Система оценки достижения планируемых результатов Внешняя оценка: государственные службы Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка: обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы Накопленная оценка (портфель достижений) Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители Аккредитация ОУ Аттестация кадров Мониторинг системы образования Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения

30 Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться. Любящий родной край и свою страну. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

31 Исполнение стандарта Примерная основная образовательная программа начального общего образования Образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно с учетом типа и вида ОУ Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом ОУОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщего образования ОУ

32 Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта

33 Наша новая школа Школа формирования идентичности гражданина России Школа доверия, толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта Школа успешной социализации личности и развития инновационного потенциала России Школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развития одаренности

34 Наша новая школа Школа поддержки мотивации личности к познанию, творчеству и труду Школа интеграции детей с ограниченными возможностями и проблемами в обучении в современное общество Школа предупреждения и профилактики социальных рисков Школа формирования здорового и безопасного образа жизни

35 Планируемые результаты реализации программ воспитания и социализации школьников Социальная и духовная консолидация российского народа Приобщение молодежи к ценностям и традициям российской семьи, как основы российского общества Укрепление и совершенствование правового государства Укрепление национальной безопасности

Внеучебная работа Направление образовательно- воспитательной деятельности 1 класс2 класс3 класс4 классВсего Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Итого 10 40

Модели оценочной деятельности: процедуры Внутренняя оценка : учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка : государственные службы аттестация: выпускник мониторинг: система образования Экспертные и объективизированные процедуры

Базовые образовательные технологии Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенный Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс ИКТ - необходимый элемент (современные технологии) формирования универсальных учебных действий

Основной результат – развитие личности на основе деятельности по преобразованию внешней предметной деятельности во внутреннюю. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта

Цель работы современной библиотеки Формирование мотивации школьника к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации

Под современной школьной библиотекой мы понимаем Структурное подразделение ОУ, участвующее в образовательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно- информационными ресурсами Обеспечивает моделирование процессов, моделирование ресурсов Создание медиальной модели библиотечного центра

Функции современной школьной библиотеки Образовательная Информационная Культурная Инновационная Методическая

Профессиональные качества библиотекарей Обладает готовностью к изменениям Способностью к самореализации и самовыражению Творчество Умеет демонстрировать свой духовный мир Умеет взаимодействовать с учителями, с другими образовательными учреждениями Умеет прислушиваться к мнению сотрудничающей стороны Использует «изменяющиеся» технологии для предоставления библиотечных ресурсов и услуг

Профессиональные качества библиотекарей Создает систему УМК на электронных носителях Умеет видеть весь информационный спектр образовательного вопроса Обладает компетентностью в инновационной, диагностической, оценочной деятельности

Профессиональные качества библиотекарей Защищает право пользователей библиотеки Создает места для общения Распространяет информацию с помощью интернет-технологий Создает и проводит занятия по библиографии с помощью мультимедиа

Профессиональные качества библиотекарей Создает сайт библиотеки, увеличивает посещение сайта с помощью интересной информации Библиотекарь в школе - не только информационный носитель, но и консультант, сотрудник, медиатор, организатор и др. Библиотека – ресурс качественной реализации образовательных стандартов нового поколения

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !