Пакеты прикладных программ в государственных предприятиях Vyacheslav Fedorovich Zhirov vyacheslav.zhirov.up1@mail.ru Pattern for the students mail box-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА В ПРОЕКТАХ ПЕРЕВОДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ВИД.
Advertisements

Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Автономные учреждения: Вопросы нормативно- правового регулирование.
* Государственные и муниципальные унитарные предприятия это коммерческие организации, обладающие имуществом, но не имеющим права распоряжаться им, даже.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
1 1 Значительно облегчает получение услуг гражданами и организациями Обеспечивается серьезный экономический эффект Предоставление государственных и муниципальных.
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ кафедра управления.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
1 Открытое заседание рабочей группы по совершенствованию квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской.
Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность - инициативная и самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от их имени или от имени.
Из Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество ( годы)" (Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Департамент образования администрации Владимирской области.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ.
Транксрипт:

Пакеты прикладных программ в государственных предприятиях Vyacheslav Fedorovich Zhirov Pattern for the students mail box- with photo. For example: Slide 50Slide 50 Статья Информацион модели развития Slide 88 Электронный менеджмент в госструктурах 003 Управление государственным унитарным предприятием.ppt

ааа государственные и негосударственные предприятия и учреждения.doc 1 Модель Начало Презентации Управление государственным вузом.ppt 001-начало_ ядро Битрикс.ppt ааа БЭСТ 5 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 0003-Иркутск Статья Информацион модели развития Архитектура электрон правит Arch_2-3.ppt статья Электронный менеджмент в госструктурах в Волгоградской области Komitet_ekonomiki__Bekov_R.S._

Содержание 1.Государственные и негосударственные предприятия и учреждения Органом управления организации Администраций осуществляет управленческие функции Во внешние административно-правовые отношения с органами исполнительной власти администрация организации вступает в качестве объекта управления Нормы права, устанавливающие административно- правовой статус организаций3 008 Тюмень informatizaciya 008 Минкомсвязь 1_Massux 008 терминология 0_hfile_7155_1 008 эл прав зарубеж 0_hfile_6219_1

Содержание 2.Классификация организаций3 2.1.Коммерческие организации Некоммерческие организации4 3.Разновидности организаций По роду деятельности (назначению) По видам собственности6 4. Предприятие это хозяйствующий субъект Основу этой деятельности составляет его имущество Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила8

Содержание 4.3. Федеральные государственные унитарные предприятия Негосударственные предприятия13 6. Учреждение14 7. Государственные учреждения14 8. Органы местного самоуправления В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями16

1.Государственные и негосударственные предприятия и учреждения Участниками (сторонами) административно-правовых отношений являются различные по своему правовому положению организации, создающие материальные и духовные ценности. Под организацией понимается коллектив работников разной численности (от нескольких человек до десятков тысяч), возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

1.1. Органом управления организации Органом управления организации является администрация. Это может быть единоличный руководитель (директор, генеральный директор) и его заместители, либо одновременно единоличный и коллективный (совет директоров, правление, дирекция) или другой назначаемый орган, либо орган, которому коллектив работников делегировал право по управлению организацией.

1.2. Администраций осуществляет управленческие функции Администраций осуществляет управленческие функции внутри организации в пределах предоставленных ей полномочий. Это полномочия по организации работы трудового коллектива, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. В отношении коллектива работников администрация обладает дисциплинарной властью.

1.3. Во внешние административно-правовые отношения с органами исполнительной власти администрация организации вступает в качестве объекта управления Что касается внешнего управления, то, в отличие от органов исполнительной власти, она его не осуществляет, так как не обладает соответствующими государственно- властными полномочиями. Во внешние административно-правовые отношения с органами исполнительной власти администрация организации вступает в качестве объекта управления в связи с осуществлением функций организации. Она вправе обращаться к ним с соответствующими ходатайствами, обжаловать их действия как в административном, так и в судебном порядке.

1.4. Нормы права, устанавливающие административно- правовой статус организаций Вопросы деятельности, полномочий организаций являются в разных аспектах предметом изучения ряда отраслей российского права: административного, гражданского, финансового, трудового и др. Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организаций, содержатся в Гражданском кодексе (ГК), федеральных законах «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах»,

«О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе совести и религиозных объединениях» и в иных нормативных правовых актах (положениях, уставах и т.п.).

2.Классификация организаций Для правильной и всесторонней характеристики административно-правового статуса каждой из организаций в отдельности важное значение имеет их классификация. Она проводится по целям их деятельности, организационно- правовым формам, объему и характеру полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом, а также по подчиненности или подведомственности (см. схему 11). По цели своей деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Согласно п. 1 ст. 50 ГК, коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческими не имеющие такой цели и не разделяющие полученную прибыль между участниками.

Схема 11. Классификация организаций

2.1.Коммерческие организации Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; некоммерческие в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. В целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов коммерческие организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют самостоятельность и обладают правами юридического лица.

2.2. Некоммерческие организации Некоммерческие организации могутосуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Новой формой некоммерческих организаций являются ассоциации, указанные в наименовании Федерального закона от 17 декабря 1999 г. «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации». Они создаются в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Федерации, совершенствования методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений и повышения уровня жизни населения.

3.Разновидности организаций 3.1. По роду деятельности (назначению) По роду деятельности (назначению) различаются такие разновидности организаций, как 1.предприятия, 2.учреждения, 3.общественные объединения граждан и 4.иные организации (международные, иностранные и т.д.) По видам собственности По видам собственности организации подразделяются на 1.государственные и 2.негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные). Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности.

Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения. Государственные предприятия и учреждения по масштабу и значению своей деятельности могут быть федеральными, субъектов Федерации и местными районного, городского, поселкового и сельского значения. Предприятия могут создаваться в таких организационно- правовых формах, как: полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.

Многообразны виды предприятий по отраслям: 1.Промышленные заводы, фабрики, шахты, рудники и др.; 2.Сельскохозяйственные кооперативы, артели, товарищества и др.; 3.Транспортные железные дороги, пароходства, аэропорты и др.; 4.Связи почтамты, телефонные станции и др.; жилищно- коммунальные, строительные, торговые и другие предприятия. 5. Наука и образование. Государственная власть

Предприятия могут создаваться 1.Государственными органами, 2.Органами местного самоуправления, 3.Учредителями (участниками), 4.Собственниками имущества либо 5.Органами, уполномоченными на то собственниками имущества.

3.3. Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия. Негосударственные предприятия действуют на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах должны содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В соответствии с ГК предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Она производится на основании ст. 34 и 35 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности, а также Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основе учредительных документов.

4. Предприятие это хозяйствующий субъект Предприятие это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основу деятельности предприятия составляет его имущество. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Это выражение юридического равенства всех форм собственности, установленного ч. 2 ст. 8 Конституции России Основу деятельности предприятия составляет его имущество

4.2. Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает некоторые особые правила. Например, только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы. Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна.

Государственные предприятия это собственность государства Государственные предприятия это собственность государства. Поэтому к ведению государственных органов относится: 1.Создание государственных предприятий; 2.Определение целей их деятельности, а также их размещение; 3.Утверждение устава; 4.Управление предприятиями; 5.Назначение на должность и освобождение от должности их руководителей; 6.Доведение до них в установленных случаях государственных заказов на продукцию; 7.Реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Например, к числу крупных государственных предприятий относятся Федеральное государственное унитарное предприятие «Военно-промышленный комплекс «МАПО», распоряжением Правительства переименованное в Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская самолетостроительная корпорация «МИГ», Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия. Их правовой статус определен Правительством, за ними государством закреплено определенное имущество; контроль и надзор за их деятельностью осуществляют соответствующие органы исполнительной власти, которые наделены и другими полномочиями по управлению подведомственными предприятиями.

Хозяйственное ведение и казенные предприятия Государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества подразделяются на два вида: 1)основанные на праве хозяйственного ведения ст. 114 ГК); 2)основанные на праве оперативного управления, которые создаются в виде федеральных казенных предприятий (ст. 115 ГК). ааа БЭСТ 5 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Государственные унитарные предприятия Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают существенным объемом оперативно-производственной самостоятельности. Они самостоятельно планируют свою деятельность и перспективы развития. Основу планов составляют заключаемые ими хозяйственные договоры.

Преимущественной формой снабжения предприятия являются прямые хозяйственные связи; развиваются различные формы посреднических отношений через биржи, брокерские конторы и др. Свою продукцию, работы и услуги предприятие реализует по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в предусмотренных законодательством случаях по государственным ценам. Оно несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины.

Предприятие, не выполняющее своих обязательств по расчетам, может быть объявлено несостоятельным (банкротом). Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления самим должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Главной экономической проблемой государственных предприятий остается необходимость привлечения инвестиций в связи с нехваткой средств на деятельность и развитие. Условия нормального функционирования и развития государственных предприятий зависят от упорядочения правового регулирования хозяйственной деятельности Федеральные казенные предприятия Разновидностью государственных унитарных предприятий являются федеральные казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления, которые создаются в соответствии с Указом Президента от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий».

Казенные предприятия могут быть образованы только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Поэтому они являются федеральными казенными предприятиями, действующими на праве оперативного управления, т. е. степень их хозяйственной самостоятельности значительно урезана по сравнению с государственными пред­приятиями, основанными на праве хозяйственного ведения. Правительством 12 августа 1994 г. был утвержден Типовой устав казенного завода*, который определяет цели и предмет его деятельности; имущество, являющееся федеральной собственностью; систему управления (директор, назначаемый уполномоченным Правительством органом, утверждающий устав завода, заместители директора, назначаемые директором по согласованию с упомянутым органом); основы учета, отчетности и контроля за деятельностью завода.

Ликвидация и реорганизация казенного завода осуществляются по решению Правительства. За казенными заводами закрепляется на праве оперативного управления имущество ликвидируемых федеральных государственных предприятий. Они находятся в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование в данной отрасли (сфере) управления. Согласно постановлению Правительства от 6 октября 1994 г., производственно-хозяйственная деятельность казенного завода (фабрики, хозяйства) осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Завод вправе осуществлять хозяйственную деятельность, разрешенную соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Этот орган (федеральный орган исполнительной власти) контролирует выполнение плана-заказа и плана развития завода. Завод представляет ему статистическую и бухгалтерскую отчетность о выполнении плана-заказа, плана развития и о выпуске продукции (работ, услуг), произведенной в связи с проведением разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности. Распоряжение имуществом, находящимся в его оперативном управлении, завод вправе осуществлять только с согласия органа исполнительной власти, уполномоченного на руководство данным предприятием.

Положения о ликвидации государственных предприятий вследствие несостоятельности (банкротства) на казенные предприятия не распространяются (ст. 61 ГК). Все сказанное о казенных предприятиях, основанных на праве оперативного управления имуществом, означает, что они имеют меньшую степень хозяйственной самостоятельности, чем государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения имуществом Федеральные государственные унитарные предприятия Федеральные государственные унитарные предприятия как имущественные комплексы могут передаваться в собственность субъектов Федерации.

Полномочия федеральных и региональных органов власти по принятию решений и оформлению соответствующих документов определены постановлением Правительства от 9 декабря 1999 г. «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации». Управление предприятиями, находящимися в государственной собственности субъектов Федерации, осуществляют исполнительные органы этих субъектов в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов.

5. Негосударственные предприятия Влияние со стороны государства на негосударственные предприятия ограничено. Оно не управляет ими. Управление осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Государство не участвует в комплектовании администрации негосударственного предприятия. Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административно-правового режима, общего для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм, и в контроле за соблюдением ими установленного режима.

Порядок управления негосударственным предприятием определяется законодательством и уставом предприятия. Законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет. Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через назначенные им органы. Собственник или уполномоченный им орган может полностью или частично делегировать свои права высшему органу управления предприятием (совету, правлению), предусмотренному его уставом.

Руководитель предприятия нанимается собственником. При найме с ним заключается договор (контракт), в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия оплаты труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности. Руководитель предприятия действует от его имени без доверенности, представляет интересы предприятия, распоряжается его имуществом, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке расчетные и другие счета, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

В соответствии с законодательством ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основанием для такого решения могут быть: 1.Истечение срока, на который создано предприятие; достижение цели, ради которой оно создано; 2.Признание в судебном порядке его регистрации недействительной; осуществление деятельности без лицензии; 3.Грубое нарушение закона; признание предприятия несостоятельным (банкротом).

6. Учреждение Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно- политических функций. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др БЭСТ 5 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Различия между предприятиями и учреждениями состоят в содержании их основной деятельности. Правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления, например, в Федеральных законах «Об образовании», «О науке и государственно-научной практике», Основах законодательства Российской Федерации о культуре, Основах социального обслуживания населения в Российской Федерации и др.

7. Государственные учреждения Государственные учреждения, как и государственные предприятия, наделены достаточной самостоятельностью; их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти. Что касается муниципальных предприятий и учреждений, то ряд вопросов их правового положения, взаимоотношений с органами исполнительной власти разных уровней определен Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

Указами Президента от 25 мая 1998 г. «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопро­сам местного самоуправления», от 15 октября 1999 г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» и некоторыми другими правовыми актами. ааа БЭСТ 5 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

8. Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления непосредственно управляют жилищно-коммунальным хозяйством населенных пунктов. Они решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Их долг создавать благоприятные условия для предприниматель­ства, эффективного использования местных природных ресурсов и координации деятельности всех предприятий малого и среднего бизнеса по выполнению работ для населения и оказанию ему услуг, обеспечению его продуктами питания и товарами народного потребления.

Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Федерации В целом о взаимоотношениях органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями всех видов собственности характерно то, что законодательством установлены: 1.Государственная регистрация предприятий как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений;

2.Получение предприятиями и учреждениями разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности; 3.Запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий; 4.Обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности; представление государственным органам соответствующей информации; 5.Обязанность соблюдать законодательство и др. Органы исполнительной власти обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов предприятий, учреждений и выполнению ими своих обязанностей.

Вместе с тем государственные органы осуществляют контроль за соблюдением предприятиями и учреждениями соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры воздействия, установленные законодательством за экологические правонарушения, нарушения в области строительства, по вопросам рекламы и др. Под контролем Министерской политике и поддержке предпринимательства и его территориальных органов находятся также вопросы создания и ликвидации предприятий.

Возврат

Управление вузом сегодня. Управление крупным вузом сегодня может быть построено только на основе использования информационной системы. Для выбора информационной системы необходимо провести анализ возможных требований к такой системе и прежде всего требований стратегического управления. Основные требования вытекают из проблем управления крупным вузом в условиях рыночной экономики. Руководство вузом выбирает миссию, стратегию, систему показателей и т.д. и информационная система должна отвечать условиям выбора. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ КАК РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И ИНФРАСТРУКТУРЫ Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (далее Финансовый университет)

Широкий спектр информационных систем обусловлен растущим уровнем образовательного бизнеса. Современное образование за рубежом превратилось в коммерчески выгодную отрасль, и объемы инвестиций достигают миллиардов долларов. Это объясняется тем, что рост экономики невозможен без притока квалифицированных кадров. Одновременно западные вузы являются крупными научными центрами, которые обеспечивают высокую квалификацию выпускников. Основной целью вуза является сохранение долговременной конкурентоспособности на российском рынке образования.

Стратегическая цель вуза достигается за счет: 1.Завоевания лидирующих позиций в области разработки и внедрения новых образовательных и управленческих технологий: 3.Сохранения и расширения рынков сбыта, за счет наращивания филиалов и наращивание финансирования (за счет активной работы с государственными структурами и спонсорами); 4.Повышения эффективности разработки контента, особенно в части загрузки учебного портала и форматирования и выдачи дисков; 2.Улучшения качества обучения и освоения новых видов для удовлетворения текущих и будущих запросов и ожиданий потребителей;

5.Увеличение затрат по сохранению и поддержанию здоровья студентов; Распределение студентов среди разных вузов таково, что примерно студентов в 3 вузах с высоким рейтингом, и более студентов в негосударственном образовательном учреждении Современная гуманитарная академия (В Современной гуманитарной академии обучается свыше студентов [1]). 7.Стимулирования всех сотрудников на достижение целей; обеспечения социальной защищенности сотрудников и студентов. 6.Вовлечения всех сотрудников в процесс управления качеством; Обостряется конкуренция вузов

Основные конкурирующие экономические вузы в Москве Основные конкурирующие экономические вузы в Москве (всего 91 вуз) и в Санкт-Петербурге (всего 22 вуза) входят в верхнюю часть многих рейтингов – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт- Петербургский государственный университет, Финансовая академия при Правительстве РФ, Государственный университет - высшая школа экономики, Московский государственный институт международных отношений и т.д.Московский государственный университет им. М.В. ЛомоносоваФинансовая академия при Правительстве РФГосударственный университет - высшая школа экономики

В российских регионах выделяются несколько крупных вузов, которые составляют образовательные центры регионов, представляющие серьезную конкуренцию филиалам столичных вузов, прежде всего принимая местную молодежь и снижая оплату обучения - Сибирский федеральный университет (47000 студентов), Южно-уральский государственный университет (55000 студентов), Саратовский государственный университет (30000 студентов), Томский государственный университет (23000 студентов), Воронежский государственный университет (20000 студентов), Казанский государственный университет (16000 студентов) и т.д. В российских регионах

Суммарный доход от оплаты образования иностранными студентами в 1999 году достиг 30 миллиардов долларов (по данным ОЭСР - Организации экономического сотрудничества и развития). Вуз как предприятие образовательных услуг Производство в вузе состоит в создании контента обучения и обучении студентов. При создании контента первая часть – творчество преподавателя и при обучении очный диалог со студентами не могут быть регламентирован, а вторая часть, заканчивающаяся загрузкой в вэб и созданием оптического диска с электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМК), адекватна производству предприятия. Общее количество студентов в мире достигает 80 млн. человек (70 млн. из Китая).

Стратегический менеджмент предполагает: анализ существующего положения вуза, задание цели и направлений развития и план достижения этой цели. Данные для анализа обеспечивает информационная система. Эти данные, получаемые (как статистика или аналитика) из информационной системы, служат достоверной реальной основой оценки ситуации. Управление вузом прежде определяется стратегическим менеджментом

Основы управления вузом, с точки зрения теории управления, представляют систему с обратной связью, в которой происходит корректировка управления по результатам работы бизнес-процессов. Процесс управления имеет иерархическую структуру и включает несколько подуровней по направлениям деятельности (создание контента обучения, обучение, снабжение, финансы и др.), которые в свою очередь включают соответствующие подпроцессы, ориентированные на подцели. Основы управления вузом, с точки зрения теории управления

В качестве примеров подцелей управления можно привести снижение издержек создания контента обучения, повышение прибыли и др. Начальная цель процесса управления для руководства – получение актуальных результатов. Актуальные результаты можно получить только с использованием информационной системы. Затем можно проводить оценку результатов и принимать решения. Управление сложной многопараметрической системой строится на выделение желаемых значений отдельных параметров, которые должны быть сбалансированы между собой. Для реализации стратегии необходимо установление конкретных целей для всех видов деятельности. Установление целей выполняется ректором вуза. Примеры подцелей управления

Организационная структура вуза должна соответствовать плану реализации стратегии. В принципе эволюционная реконструкция организационной структуры вуза предполагает постепенную децентрализацию управления и предоставление относительной оперативной и финансовой самостоятельности отдельным подразделениям. Прагматические методы совершенствования системы высшего образования дают возможность сохранять равновесие при выборе направления развития. Показатели эффективности управления вузом. Важное значение приобретает комплексная оценка эффективности деятельности вуза. Такая оценка может быть связана с выбором руководством показателей деятельности вуза и отслеживание изменений показателей.

Методика управления требует выбора групповых показателей управления или измерителей достижений, по значению которых можно судить об эффекте управляющего воздействия Оценка правильности стратегии проводиться путем ее постоянного моделирования средствами информационной системы. Кроме того, информационная система должна быть ориентирована на финансовый календарь вуза и должна обладать функцией отслеживания деятельности вуза по различным финансовым периодам (неделя, месяц, квартал, год). Измерители достижений

Групповые показатели выделяют принципиальные направления управления: 1.Финансы. ( Галактика. Парус.Общие принципы управления финансами можно увидеть на примере информационной системы « 1С: Предприятие 8.0. ВУЗ» [2] - популярная система для малых предприятий, в определенной степени отражающая многие стороны деятельности вуза.) 2.Клиенты – студенты (Показатель - изменение числа студентов по отдельным программам, прежде всего по программе второго высшего, где прогнозируется рост.). 3. Персонал - Преподаватели, сотрудники.

4. Бизнес процессы: Прием абитуриентов в студенты. Обучение по различным программам (первое высшее очное, вечернее, заочное, экстернат, профессиональная переподготовка, повышение квалификации ит.д.). Научная работа. Строительство и ремонт помещений ( внутреннее строительство. капитальное строительство). Эксплуатация зданий. Культурно-массовая работа. Здоровье и лечение. Быт, питание.

Например, приемная комиссия вуза набирает студентов из абитуриентов (процесс Приема), которых обслуживают преподаватели и сотрудники, для всех личностей вводятся анкеты, которые находятся в информационной подсистеме Управления персоналом. В эти анкеты заносится вся информация об атрибутах личности. Подсистема Подразделение (приемная комиссия) передает информацию в подсистему Управление персоналом, которое готовит приказы о зачислении, для бухгалтерии по зарплате и стипендиям, информация из Управление персоналом передается в бухгалтерию. Пример информатизации приемной комиссии

Все показатели работы вуза непосредственно отражаются в его финансовой подсистеме. Большое количество бизнес процессов вуза предполагает их структурирование. Структурирования осуществляется на основе моделей, которые отображают различные стороны деятельности вуза, и ввести способы интеграции этих моделей. Модель массового обучения в вузе финансово- экономического профиля построена как иерархия понятий (сущностей), типичных для крупного экономического вуза. Конечно, каждый крупный вуз имеет свои специфические особенности, предлагаемая модель ориентирована на бизнес- процессы Финансового университета при Правительстве РФ [3]. Финансовая подсистема

Модель массового обучения состоит из двух подмоделей: собственно, «Обучение» и «Инфраструктура». Заглавные буквы указывают на имя подмодели. Эти две подмодели объединяются между собой инструментами документооборота. К «Инфраструктуре» относятся подсистемы (с условными названиями): Канцелярия, Юристы, Бухгалтерия, Кадры, Библиотека, Склад, Закупки, Строительство, Быт, Наука, Культура, Здоровье и т.д.. Каждая подсистема обеспечивается соответствующей информационной технологией. Модель массового обучения

Из положений «Концепции создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России»[4] следуют рекомендации по реализации стратегии, основанной на функционировании следующих основных взаимодействующих управленческих моделей информационной системы: Управление процессом обучения. Инфраструктура: Управление кадрами. Управление бухгалтерским учетом. Управление экономикой и финансами. Управление трудом и заработной платой. Управление материально-техническим снабжением.

Управление научными исследованиями. Управление социальным развитием. Управление делами. Управление библиотечным комплексом. Программные подсистемы Управление делами, Управление бухгалтерским учетом, Управление экономикой и финансами, Управление трудом и заработной платой, Управление материально-техническим снабжением, Управление научными исследованиями, и т.д. обладают спецификой, характерной для выполняемыми ими функциями. Подсистема Кадры служит центральной базой данной, в которую загружается информация по принципу единственного ввода, все другие подсистемы используют эту информацию.

При взаимодействии с программными системами инфраструктуры в модели «Обучение» используются специализированные программы, обеспечивающие требования интерфейса, например, для Юристов документы подготавливаются в форматах бланков проектов приказов, для Бухгалтерии учитывается формат договоров и т.д. В современной ситуации непрерывного развития управления не сохраняется фиксированная система показателей и происходит эволюционный переход и синтез разных систем.

В качестве показателей вуза могут рассматриваться следующие (реальная эволюция показателей поддерживается информационными системами и стандартами на обмен информацией между подсистемами): 1.Конкурентноспособность Относительная рыночная доля и занимаемая позиция на рынке Рост объема продаж (рост контингента студентов) Изменение клиентской базы (изменение контингента студентов). 2.Финансы Прибыльность Ликвидность Структура капитала Показатели рынка.

3. Качество образовательных услуг Надежность Ответственность Внешний вид Аккуратность Комфорт Удовлетворенность потребителя Вежливость Компетентность Доступ Полезность Секретность.

4. Гибкость Возможность изменения объема Возможность изменения скорости доставки Возможность изменения специализации. 5. Использование ресурсов Продуктивность Эффективность. 6 Инновации Оценка процессов инновации в образовании. 6.2 Оценка собственных инноваций.

Группы Показателей. Один ключевой показатель не представляет цельную оценку деятельности предприятия, поэтому используется модель из набора сбалансированных показателей, как внешних, так и внутренних, для которых устанавливаются причинно- следственные связи, указывающие на достижение цели, вытекающей из стратегии. В настоящее время в основном применяются следующие методики оценки деятельности: Balanced Scorecard, Six Sigma, Economic Value Add, EFQM Excellence Model, Total Quality Model.

Несомненно, самой популярной из всех вышеперечисленных является Balanced Scorecard (ССП – Система Сбалансированных Показателей). В основе этого подхода лежит единая система показателей и стратегических целей, с помощью которой пользователь может получить полную, "сбалансированную" и ясную картину деятельности компании, которая демонстрирует связи между краткосрочными и долгосрочными задачами, стоящими перед компанией, а также между планируемым результатом и факторами, напрямую влияющими на эффективность бизнеса. Balanced Scorecard (ССП – Система Сбалансированных Показателей).

Концепция Системы Сбалансированных Показателей (Balanced Scorecard) предполагает объединение показателей в группы. Показатели объединены в 4 группы. 1.Финансы. 2.Клиенты. 3.Персонал. 4.Бизнес-процессы. Система Сбалансированных Показателей предполагает превращение стратегии в действия при помощи разработки для описания причин и следствий своих стратегических целей, и определения измеримых показателей достижения этих целей.

На рынке предлагается достаточно много систем моделирующих системы показателей. Примером такой информационной системы может служить QPR ScoreCard [5] которая предлагает моделирование любых систем показателей, таких как : Сбалансированные Системы Показателей (ССП), системы показателей по методике анализа и оптимизации бизнес-процессов, «6 Сигма», системы операционных показателей, системы мотивации персонала и т.д.Сбалансированные Системы Показателей (ССП)6 Сигмасистемы мотивации персонала Системы моделирующие системы показателей

Эволюция показателей стратегии развития вуза. В ситуации непрерывного развития управления не сохраняется фиксированная система показателей и происходит эволюционный переход и синтез разных систем. Руководство вуза определяет основные направления эволюции. Эту эволюцию должна поддерживать информационная система. Например, финансово-ориентированная концепция менеджмента, основанная на показателях финансовой отчетности, постепенно расширяется и приводит к использованию нефинансовых показателей.

Введение объединения существующих систем показателей в разных сферах деятельности вуза вытекает из необходимости увеличения эффективности деятельности на различных уровнях организации. Это объединение основывается на концепции измерения достижений, т.е. численного представления значений показателей. Использование той или иной системы показателей ставит задачу объединение системы показателей с другими подсистемами. Численное представления значений показателей

Построение моделей вуза. При построении моделей вузов предполагается, что модель реализуется в информационной системе, и выполняется поэтапная эволюция построенной модели, при которой изменяется объект моделирования, как следствие внедрения информационной системы. Обычно проводится обследование вуза и строится модель «как есть», которая используется для анализа и дальнейшего построения модели «как должно быть». Методика эволюционного развития предполагает развитие локальных информационных подсистем, объединяемых обменом документами, стандартизированными в форме протоколов обмена.

Существенно, разграничить автоматический и ручной процессы, так для вуза расписание составляется вручную, а автоматизируется верификация составленного расписания, то же самое можно сказать об учебных планах, которые составляются вручную и загружаются в автоматическую систему для контроля выполнения студентами своего учебного плана. Структурная методика предполагает общее рассмотрение объекта и затем его строится последовательная иерархическая детализация. Структурная методика реализуется с помощью инструментальных средств, дающих возможность автоматизировать процесс детализации за счет графического представления объектов. Объекты представляют прямоугольники с линиями связи, отражающими функциональное взаимодействие.

Информационная поддержка структурных методик реализована в SADT (Structured Analysis and Design Technique), DFD (Data Flow Diagrams); ERD (Entity-Relationship Diagrams) STD (State Transition Diagrams), UML (Unified Modeling Language) и т.д. Принципы объединения подсистем При построении объединения подсистем следует учесть, что справочники хранятся в специализированных местах без дублирования ( например, в подсистеме Управления персоналом), информация вводится однократно, и обеспечивается общее хранилище для формирования интеллектуальных отчетов.

Например, информация об абитуриентах, которые становятся студентами и передается в подсистему Управления персоналом и из нее в подсистему Бухгалтерию. Так же и информация о преподавателях загружается в подсистему Управления персоналом и затем в соответствии конкретным бизнес-процессом передается в другие подсистемы. Приказы из подсистемы Управления персоналом передаются в подсистему Управления делами, где находится архив приказов.

В настоящее время вопросы интеграции приложений в корпоративной информационной системе становятся все более и более актуальны. Автоматизировать одновременно все участки бизнеса невозможно, это приводит к тому, что системы развивается эволюционно от решения отдельных, первоочередных с точки зрения экономической эффективности проблем, ко все более сложным и комплексным задачам. Движение это происходит достаточно медленно, так как требует не только существенных финансовых вливаний, но и структурных преобразования бизнеса.

При выполнении интеграции подсистем существует несколько способов преобразований подсистем. Первый вариант предполагает унификацию инфраструктуры информационной системы - операционной системы, службы каталогов и средств аутентификации, аппаратной платформы, средств хранения данных и резервного копирования, WEB технологий и пр. Унификация инфраструктуры требует существенных модификаций в информационной системе и вызывает глобальные модификации в приложениях. Фактически создается новая информационная система.

Второй вариант интеграции подсистем ориентирован на интеграцию средств хранения данных, для создания общего хранилища данных, включая общее пространство справочной информации, создание общего интерфейса доступа к данным, интегрирование средств поиска и пр. Интеграция средств хранения данных минимизирует издержки на поддержание системы, создает возможности по извлечению разнородной информации и построению системы управления знаниями. В тоже время интеграция средств хранения данных также приводит к существенным модификациям приложений. Вариант интеграции программных процессов является относительно просто реализуемым и практичным.

В этом случае создаются сквозные процессы, которые на отдельных этапах используют имеющиеся приложения, которые выполняют обработку данных. Создание процесса и связи подсистем внутри процесса выполняется системами, называемыми WorkFlow. Литература

Статья Электронный менеджмент в госструктурах 1.Крупнейший интеграционный проект Одним из аспектов применения электронного менеджмента в государственных структурах можно рассматривать создание электронного правительства (ЭП )России. Бюрократическая волокита На бюрократическую волокиту в Европе затрачивается ежегодно 484 млрд. долл., а в США порядка 843 млрд. Если бы правительства могли сэкономить хотя бы 15% от этих затрат, это было бы сравнимо с половиной бюджета здравоохранения.

Немалая экономия возможна и за счет сокращения административного аппарата например, согласно данным документа European Commissions eGovernment Action Plan, преобразование британской пенсионной комиссии в соответствии с принципами электронного правительства освободило 50% конторского штата, который был переключен на выполнение других административных задач. КомпьютерПресс 2'2007КомпьютерПресс 2' ( )

Граждане и коммерческие структуры тоже могут неплохо сэкономить. Так, по данным Европейской комиссии, полное переведение госуслуг в онлайн позволит гражданам ежегодно экономить до 150 евро, а компаниям до 50 евро, которые сегодня затрачиваются на преодоление административных барьеров. Если говорить об экономии времени, то только электронное декларирование налогов, если оно будет введено во всех странах ЕС, позволит экономить европейским гражданам порядка 100 млн. часов в год.

Как показывают исследования, эффективным может быть даже просто своевременное информирование: согласно отчету Implementing the Presidents Management Agenda for E- Government, популярный американский сайт UsinessLaw.gov, который обеспечивает представителей малого бизнеса быстрым доступом к юридической и регулирующей информации, помогает коммерсантам сократить расходы в общей сложности на 56 млн. долл. в год. А портал Regulations.gov, комментирующий законодательные акты, только за первый год своей работы помог сохранить коммерсантам более 90 млн. долл. всего лишь за счет своевременного информирования относительно тонкостей законодательных актов.

В недавно принятом Европейской комиссией плане развития европейских электронных правительств до 2010 года (European Commissions eGovernment Action Plan) подчеркивается, что «инициативы eGovernment в Европе уже привели к существенной экономии времени и денег в некоторых государствах членах ЕС». При этом в первую очередь подразумевалась экономия от электронных госзакупок, а в качестве наглядных примеров приводились Италия, где переход на технологию eProcurement привел к ежегодной экономии в 3,2 млрд. евро, и Португалия, в которой ежегодно посредством электронных госзакупок экономится порядка 30% средств от расходуемых ранее. Согласно прогнозам, полный переход на электронные госзакупки во всех странах ЕС поможет сократить государственные расходы на 80 млрд. евро в год.

1.2. Бюрократия в России И Россия не исключение по данным недавно опубликованного «Национального рейтинга прозрачности закупок», подготовленного совместно НАУЭТ и МОД «Против коррупции», развивая электронные госзакупки, государство может сократить расходы по данной категории в идеале на 45%.( Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) и Межрегиональное общественное движение (МОД)).

СМЭВ (Система межведомственного электронного взаимодействия) Полноценная работа электронного правительства немыслима без налаженных механизмов межведомственного электронного взаимодействия СМЭВ (Система межведомственного электронного взаимодействия). Внедрение СМЭВ без преувеличения можно назвать самым крупным интеграционным проектом, который когда-либо был реализован в России до этого.электронного правительства

Процесс такой корректировки уже начался. Ведь если в случае с существующим правительством получатели государственных услуг, граждане и юридические лица, вынуждены лично собирать все необходимые документы, обходя многочисленные учреждения и кабинеты и корректируя все организационные ошибки межведомственного взаимодействия, то электронное правительство, чтобы избавить от любых проблем подобного рода, но предварительно нужно скорректировать механизмы межведомственного взаимодействия.

Пример Минэкономразвития Эльвира Нибиуллина, глава Минэкономразвития, сообщила, что на федеральном уровне в электронном виде должны предоставляться 320 услуг, сводный реестр госуслуг регионального уровня насчитывает уже около 13 тыс. позиций, а муниципального более 25 тыс. У нас 67 органов исполнительной власти участвуют через 237 услуг в СМЭВ (Эльвира Нибиуллина, на совещании у председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.). Число органов же исполнительной власти регионального и муниципального уровней, которые должны быть охвачены электронным взаимодействием, в сотни раз больше. Если войти на сайт госуслуг РФ, то там пока (март 2012) нет органов муниципального уровня. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) ( )

«Сейчас у нас из 900 услуг 337 требуют межведомственного взаимодействия. 337 услуг – и по каждой из этих услуг нужно получить какие-то справки в других органах, - уточнила Эльвира Набиуллина, министр экономического развития (сентябрь 2011 г). - В среднем для юридических лиц это пять- шесть справок, иногда достигает и большего количества – до 10 и более справок. В результате работы – а работа шла по каждой услуге – по 337 услугам были составлены технологические карты, вся технология обмена информацией».

На межведомственное взаимодействие, по словам министра, переводится 988 документов. В процессе перевода выяснилось, что 311 документов были избыточны, рассказала она: «То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать. Это косвенный, но положительный эффект в документообороте». Таким образом, результат состоит только в том, что не только ведомства требуют большое количество документов, но и треть их не нужна. Следует учесть, что сокращение количества типов документов должно приводить к сокращению аппарата ведомства. Но для этого необходимо, чтобы сами ведомства, их информационные системы взаимодействовали между собой, обмениваясь всей необходимой информацией в автоматическом режиме.

«Если взять даже среднюю цифру таких обращений – 10 млн. и очень консервативную оценку того, сколько может стоить каждое обращение с временными затратами на транспорт, на бумаги и т.д. Даже если взять 100 рублей на каждое обращение (это минимально), то получается, что мы экономим для граждан и бизнеса где-то 1 млрд. рублей. Это только по одному типу обращений», - сообщила министр. «Нам уже пришлось – я имею в виду ведомствам – проделать большую работу по настройке информационных систем, потому что в разных ведомствах свои информационные системы, они должны были взаимодействовать друг с другом. Пришлось поменять 70 законов, для того чтобы эта система заработала. Это, конечно, очень важный шаг, и мы надеемся, что он реально воплотится и граждане и бизнес почувствуют эффект снятия бюрократических барьеров для своей деятельности, просто для жизни», - завершила Набиуллина.

Государственные муниципальные услуги "У нас в среднем в год набирается до 81 млн. обращений за государственными муниципальными услугами (по сравнению с 10 млн. по оценкам Набиуллиной). При этом заявители должны самостоятельно собрать документы, обратившись в семь-восемь ведомств. В итоге набирается порядка 560 млн. обращений в течение года" - Вячеслав Володин на совещании в председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.Вячеслав Володин Владимира Путина В ситуации с электронным правительством гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя СМЭВ

Главное предназначение системы – «обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». СМЭВ должна передавать запросы граждан в подключенные к ней ведомственные информационные системы госорганов, отвечающих за предоставление этих услуг. А в обратную сторону - передавать на единый портал данные после их обработки в ведомственных компонент электронного менеджмента и информацию о ходе выполнения запросов.

Постановление Правительства Российской Федерации 478 от 15 июня 2009 года Одним из первых нормативно-правовых документов, регулирующих создание СМЭВ можно назвать Постановление Правительства Российской Федерации 478 от 15 июня 2009 года «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Это Постановление фиксирует, что будет строиться единая система информирования по государственным услугам, которая включает федеральный, региональный и муниципальный уровень – транзакционность будет опускаться на уровень ведомств и регионов. Плюс, что немаловажно, оно определяет точный перечень сведений по госуслугам для предоставления в сводном реестре и на едином портале.

Это постановление было принято после 7 лет реализации программы «Электронная Россия». 3. Илья Массух: «Электронные госуслуги стали реальностью» Массух Илья Иссович, замминистра связи: «Главная задача – создать эффективную систему взаимодействия государства и общества. На данном этапе электронные госуслуги стали реальностью, они востребованы обществом. Об этом говорит статистика посещаемости сайта госуслуг». Илья Массух уточнил, что наибольшее количество личных кабинетов граждан на портале госуслуг активируется в отдалённых регионах, таких как Камчатка, Дальний Восток, Хабаровский край, Карелия, Мурманская область, что, по его мнению, объясняется недостаточно удобным и доступным расположением офисов ведомств в этих местах. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Очередной этап внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия Очередной этап внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия в российских органах государственной власти должен быть завершен к 1 октября 2011 года (сейчас март 2012 г.). К этой дате на данную систему должны перейти все федеральные ведомства, заявил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Массух Илья. Сейчас создаются и тестируются веб-сервисы для системы межведомственного электронного взаимодействия. «Веб- сервисы - это маленькие программки, которые выхватывают из информационных систем ведомств то, что нужно для оказания госуслуг», - пояснил Илья Массух. На данный момент протестировано 42 веб-сервиса, к 1 октября их будет запущено около 80.

5.1..Внедрение СМЭВ в регионах В октябре 2011 года три региона России: Волгоградская и Самарская области, а также республика Башкортостан, названные пилотными в деле перевода госуслуг населению в электронное поле, рассказали о возможностях внедрения подобной системы. Обсуждение состоялось в ходе расширенного заседания Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Заседание состоялось в Москве под руководством заместителя Председателя Правительства РФ, руководителя аппарата Правительства РФ Вячеслава Володина.Вячеслава Володина

Оценивая опыт работы регионов по внедрению системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и темпы работы в данном направлении, на заседании комиссии сделали вывод: к 1 марта 2012 года все регионы России должны быть готовы по техническим стандартам перейти на электронное межведомственное взаимодействие, а 1 июля 2012 года осуществить полный переход на данную систему. Перед тремя пилотными субъектами В.Володин поставил ускоренные сроки: уже к 1 февраля быть готовым к внедрению системы. Отмечено, что дальше своих коллег в вопросах технической реализации этапов создания региональной системы взаимодействия, продвинулась Волгоградская область.

Если войти на сайт Волгоградской области, то на верхнем уровне ссылок собрана классификация госуслуг, но уже на следующем уровне идут запрещающие уточнения, например, «Удаленный заказ медицинских услуг ». «Форма заказа талона через интернет не распространяется на частных лиц. Узнайте в своей поликлинике, есть ли такая возможность у вас.»Удаленный заказ медицинских услуг 6. История создания электронного правительства В марте 2007 г. прошло пять лет с начала реализации ФЦП «Электронная Россия».( Федеральная целевая программа "Электронная Россия годы в редакции 2010 г., первоначально планировалось направить на реализацию программы 77 млрд. руб. (в ценах 2002 года), фактически было израсходовано лишь 21 млрд. руб.).

30 августа 2011 года Генеральная прокуратура РФ сообщила, что направила в Следственный департамент МВД РФ материалы проверки о хищении около 300 млн. руб. бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Электронная Россия ( года)». В ходе проверки, проведенной Генпрокуратурой РФ в Минкомсвязи России и ОАО «Ростелеком», были получены данные, свидетельствующие о хищении части средств, из выделенных 2 млрд. руб. на выполнение работ в рамках ФЦП «Электронная Россия ( годы)», путем обмана или злоупотребления доверием. 5 сентября 2011 года в «Российской газете» появилась статья, в которой выражается позиция ОАО «Ростелеком», несогласного с выводами Генпрокуратуры РФ о хищении бюджетных средств.

В декабре 2011 года Следственный Департамент МВД России отказался возбуждать уголовное дело по данным, представленным прокуратурой, в связи с недостаточностью материалов. Если ведомство закупает планшеты, то доказать, что это обман невозможно, так же как с автомобилями, если ведомство закупает дорогие автомобили ( и ставит синие сигналы ). ( ) 7. ФЦП передвинулись на 2012 год В первые годы реализации ФЦП власти активно рапортовали об успехах, не сомневаясь, что к 2010 году удастся достичь намеченных целей. Со временем, однако, страсти вокруг перехода госструктур на современные технологии поутихли, а прогнозы стали более осторожными. Из-за недостаточного финансирования программы, несогласованности действий ведомств и вялого развития проектов сроки завершения ФЦП передвинулись на 2012 год.

К сожалению, пример «Электронной России» не исключение: он наглядно показывает состояние дел с реализацией в нашей стране масштабных государственных инициатив. Основным препятствием является отсутствие адекватного контроля над их выполнением. Выделяемые из федерального бюджета суммы, может быть, недостаточны для крупных проектов, но все же весьма солидны.

Однако они далеко не всегда попадают по назначению. Коррупция во властных структурах России достигла удручающих размеров, и крупные федеральные проекты становятся удобным «прикрытием» для злоупотребления чиновников служебным положением. Количество не законченных в срок или «отложенных» проектов ужасает. Аналитики считают, что в России набрана критическая масса финансовых преступлений и загубленных инициатив, и дальнейшее продвижение по такому пути приведет национальную экономику к серьезному кризису. Именно поэтому Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) и Межрегиональное общественное движение (МОД) «Против коррупции» совместно реализовали ряд инициатив, направленных на оздоровление отечественных экономических отношений.

Леонид Трошин (Леонид Трошин, кандидат в вице-мэры Москвы, генерал налоговой полиции, исполнительный директор «Движения против коррупции» ) полагает, что действенных инструментов управления федеральными проектами сейчас попросту нет. По мнению Леонида Трошина : «Мы столкнулись в повседневной работе с валом обращений людей, пострадавших от чиновников-взяточников. А правоохранительные органы работают против взяточников плохо даже те немногочисленные дела, которые возбуждаются, редко доходят до суда», говорит Трошин.. «Ведомости». %BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4%20%D0%A2%D1%80%D0% BE%D1%88%D0%B8%D0%BD#ixzz1pB3m7TrX. ( ) %BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4%20%D0%A2%D1%80%D0% BE%D1%88%D0%B8%D0%BD#ixzz1pB3m7TrX

Наиболее заметной из них стала проверка участников процесса госзакупок и конкурсных процедур. Многочисленные нарушения конкурсных процедур, хищения бюджетных средств и наличие системы «откатов» привели к потере государством в 2006 году 300 млрд. руб. Убытки участников рынка составили примерно 650 млрд. руб. «Сети Online», ( ) По словам инициаторов проверки, она получило серьезный общественный резонанс. Ее итоги повлекли за собой как угрозы в адрес организаторов, так и отстранение от должностей некоторых чиновников. Упомянутые организации решили продолжить борьбу с коррупцией в сфере высоких технологий, и объектом их внимания стала очередная инициатива Правительства РФ.

Осенью 2006 года утверждена ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно- технологического комплекса России на 2007–2012 годы». В ее рамках планируется увеличить затраты на R&D и производство высококачественной продукции электронного менеджмента. В течение пяти лет следует разработать более 130 конкурентоспособных технологий, а затем их «коммерциализировать». Примерно 10 разработок намечено внедрить в производство, а пять из них должны вывести Россию в мировые лидеры некоторых сегментов электронного менеджмента.

Власти ожидают, что реализация программы позволит создать 6–12 новых организаций и порядка 40 тыс. рабочих мест. Объем финансирования программы 194,9 млрд. руб., из которых примерно 135 млрд. руб. решено выделить из федерального бюджета, а оставшаяся сумма должна быть привлечена из внебюджетных источников. Представители НАИРИТа возлагают большие надежды на реализацию этой инициативы. По их мнению, данная программа вкупе с проектами создания технопарков значительно усилит позиции отечественных предприятий электронного менеджмента на мировом рынке. Однако если цели новой ФЦП не будут достигнуты или уровень ее выполнения окажется низким, это отбросит страну на многие годы назад, а потому важно изначально исключить возможность превращения программы в очередную «кормушку» недобросовестных чиновников.

Члены НАИРИТа и МОД «Против коррупции» уверены, что воплотить в жизнь все ожидания поможет грамотно организованная система общественного контроля. Исполнительный директор МОД «Против коррупции» Леонид Трошин полагает, что действенных инструментов управления федеральными проектами сейчас нет. С развалом СССР исчезло жесткое государственное регулирование, а адекватной замены до сих пор не найдено. Отсутствие такого инструментария вкупе с несовершенной правовой базой привели к тому, что коррупция в сфере образования достигла 70% (второе место после МВД). В остальных отраслях дела тоже обстоят неважно, но именно вузовская система формирует кадры для развития экономики страны. Кроме того, Министерство образования и науки РФ назначено координатором новой ФЦП.

Президент НАИРИТа Ольга Ускова призвала организовать систему общественного контроля над реализацией программ, критически важных для экономики страны. При этом нельзя ограничиваться стимулированием работы депутатских приемных. Следует привлечь общественность к экспертизе инновационных проектов, дать участникам рынка возможность влиять на реализацию программ и конкурсные процедуры. Поддержать создание инструментов общественного контроля обещают члены НАИРИТа из банковской сферы. Несколько организаций, в которых уже используется система контроля над платежами и прохождением финансовых потоков, предлагают внедрить подобный инструментарий и в госучреждениях.

История этого вопроса достаточно давняя. ФЦП "Электронная Россия" ведет свою историю с 2002 года, проект был начат "командой" тогдашнего министра связи. На то, чтобы в кратчайшие сроки провести "информатизацию государства", создать "электронное правительство" и "оцифровать" госуслуги, планировалось затратить более 77 миллиардов рублей. Однако спустя 7 лет, несмотря на огромные затраты и множество исполнителей, заметных результатов получить так и не удалось. Кстати, почему-то до сих пор проверки исполнения ФЦП за этот период не проводилось... Поленов И. "Российская газета" - Федеральный выпуск 5572 (196) ( )"Российская газета" - Федеральный выпуск 5572 (196)

8. Мнение президента России Дмитрия Медведева В декабре 2009 г. глава государства провел заседание Госсовета. Его посвятили одной из любимых, по собственному признанию президента, тем главы государства, развитию в стране информационного общества и, в частности, внедрению на федеральном и региональном уровнях электронного правительства. "К 2015 году в соответствии со стратегией развития информационного общества в России мы обязаны перевести все госуслуги в электронный вид", - напомнил президент России Дмитрий Медведев. Поскольку федеральная целевая программа «Электронная Россия», в которую входит «Электронное правительство», имеет уже 10-летний возраст (к 2009 г.) и ввиду безуспешности реализации была названа президентом России Дмитрием Медведевым «химерой».

«По ключевым показателям мы ещё страшно далеки от большинства развитых государств. В соответствующих международных рейтингах Россия занимает (я сам, когда смотрел материалы, удивился) даже не 20–30-е, а 70–80-е места! Это притом, что у нас очень высокий в целом исторический интеллектуальный потенциал, интерес к этой сфере, масса программистов. Отставание от стран-лидеров не уменьшается, а как это ни парадоксально в условиях, казалось бы, развития экономики и в целом улучшения жизни, наоборот, нарастает. Вот по индексу развития так называемого электронного правительства мы были в 2005 году на 56-м месте, а в 2007 году достигли 92-го. О чём это говорит? Это говорит о том, что у нас никакого электронного правительства нет, всё это – химера.

В рейтинге готовности стран к сетевому миру (есть такой рейтинг) мы тоже на «почётном» 72-м месте", - об этом Президент РФ Дмитрий Медведев заявил на заседании Совета по развитию информационного общества. Дмитрий Медведев о "химерах", интернете и "электронном правительстве". ( ) Сегодня госуслуги насчитывают более 1,5 тысячи, и по каждому поводу гражданам приходится стоять в очередях за справками и согласованиями.

На получение некоторых услуг уходят даже не недели, а месяцы. Миллионы россиян вынуждены обращаться для решения своих проблем в этой сфере к посредникам. "Переход на электронный вид оказания услуг снимет многие из этих проблем. Определенное продвижение есть. Но никаких кардинальных изменений не произошло", - констатировал Медведев. Медведев: "электронное правительство" надо построить за 5 лет ( )

Да, недавно был запущен единый портал госуслуг, но пока что, с сожалением отметил глава государства, этот сайт функционирует как справочник. "Я сегодня с утра, когда готовился к этому выступлению, залез, посмотрел на этот портал – Госуслуги.ру – он такой достаточно системный, в нем содержатся укрупненные виды услуг, пользоваться им достаточно удобно, но и только, - отметил Дмитрий Медведев. -запущен единый портал госуслугс сожалением отметил глава государства, этот сайт функционирует как справочник Информация там есть, но возможность реализации своих потребностей, то есть оказание услуги в электронном виде, там, в настоящий момент, отсутствует". Многие, правда, идут другим путем, обращаясь к различным посредникам, которые за определенную плату быстро и без обременения "клиента" помогут ему получить от государства ту или иную бумажку.

В министерстве связи и массовых коммуникаций, например, насчитали, что ежегодно около миллиона граждан готовы пользоваться посредничеством для постановки на учет своих автомобилей. Оценив среднюю стоимость такой помощи в 6 тысяч рублей, в Минкомсвязи насчитали 6 миллиардов рублей, уходящих на "черный рынок". Кузьмин В. "Российская газета" - Федеральный выпуск 5072 (248) ( ).

8.1. Россия в рейтинге поднялась до 27-го места Уровень развития инфраструктуры электронного менеджмента оценивался с учетом таких показателей, как число интернет-пользователей на 100 жителей, число постоянных абонентов проводного интернета, число единиц оборудования широкополосного доступа на 100 человек, а также число пользователей фиксированной телефонной связи и мобильной связи на 100 жителей. При оценке человеческого капитала в расчет принимались такие показатели, как уровень грамотности населения и совокупный процент учащихся на различных ступенях получения образования.

Лидером нового рейтинга второй раз подряд становится Южная Корея. За ней следуют Нидерланды, Великобритания и Дания, а замыкают пятерку лидеров США. Россия в рейтинге поднялась до 27-го места, улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте (Научились «правильно» оформлять документы). Стоит отметить, что нынешнее положение стало лучшим результатом России за все время существования рейтинга с 2003 года. По оценкам исследователей ООН, дела с электронным правительством в России обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше. Существенно отстают от России соседи по БРИК, при этом все они потеряли позиции в рейтинге. Так, Бразилия занимает 59-е место, Китай – 78-е место, а Индия – 125-е место.

9. Государственные структуры обеспечивают себе хорошее финансирование Государственные структуры обеспечивают себе хорошее финансирование и делают закупки, выгодные для поставщиков компьютеров, 80% денег электронного менеджмента тратится на закупку аппаратуры и 20% на программы, в 2005 г. Минэкономразвития купила системные блоки по руб. Основной заказчик программы Минкомсвязи констатировал в январе 2011 года итоги опроса населения России по реализации программы. На вопрос «Как вы оцениваете степень развития электронных услуг в России?» – ответ: «В зачаточном состоянии» дали 82% опрошенных.

Узнав из отчёта Минкомсвязи, что на деньги для «Электронной России» (более 21 млрд. руб.) все ведомства открыли себе по веб-сайту, приобрели компьютеры и этим ограничилась вся электронизация, Владимир Путин вслед за Медведевым назвал вложения в «Электронную Россию» неэффективными и летом 2009 года подписал распоряжение, определяющее только «Ростелеком» единственным исполнителем работ, касающихся создания «электронного правительства».

10. Эксклюзивные права на развитие электронного правительства у Ростелекома Минкомсвязи предоставило эксклюзивные права на развитие электронного правительства Ростелекому, создав ситуацию монополизации рынка, «единственным исполнителем работ по дальнейшему созданию и развитию комплекса информационно-технологических и телекоммуникационных элементов инфраструктуры и систем электронного правительства определено на годы открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", » причем Ростелеком не имеет достаточных знаний в порученной области. Перечень мер государственной программы Российской Федерации "Информационное общество ( годы)" г. 238-р. ( )

В 2011 году началась реализация целого ряда проектов для субъектов РФ по созданию компонентов электронного менеджмента для электронного правительства. Основных тем в разработке было несколько - реализация межведомственного взаимодействия органов государственной власти (ОГВ), перевод государственных услуг в электронный вид, создание системы нормативно справочной информации (НСИ) субъекта и т.д. Все разрабатываемые компоненты теоретически взаимосвязаны в рамках комплексной архитектуры электронного правительства региона. Гриднев В. Как реализовать межведомственное взаимодействие в регионе и решить проблему 1 июля 2012?Как реализовать межведомственное взаимодействие в регионе и решить проблему 1 июля 2012? ( )

Сейчас можно сказать, что наиболее трудоемкими проектами стали темы по разработке архитектуры электронного менеджмента для электронного правительства (как минимум было четыре итерации при разработке) и тема создания системы нормативно справочной информации (АИС НСИ) в субъекте РФ. Межведомственное взаимодействие по ФЗ-210 и перевод госуслуг в электронный вид - оперативные темы годов, на данный момент вышли на этап, когда информационные технологии автоматизации показывают государственные проблемы управления, что позволяет ускорить процесс.

Использование информационных технологий и тенденция на стандартизацию процесса автоматизации межведомственного взаимодействия и перевода госуслуг в электронный вид дает возможность частично сделать проект реализации ФЗ-210 более внятным и последовательным. "Российская газета" - Федеральный выпуск июля 2010 г. ( ) Возврат