Социально- ориентированные ИТ- проекты Магнитогорск, МаГУ, 20 октября 2009 г., В.А. Сухомлин Проф. МГУ им. Ломоносова sukhomlin@mail.ru sukhomlin@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательно- воспитательные проекты в сети Интернет В.А. Сухомлин, п роф. МГУ имени М.В. Ломоносова, зав. Лабораторией открытых информационных.
Advertisements

Стратегия развития отрасли ИТ в России. Вклад Уральского федерального университета. Докладчик Богданович Ирина Александровна Директор по информационным.
Сопровождение процессов информатизации ОУ района Направление работы: Кудряшова О.А.,
МОУ СОШ 4 с углубленным изучением отдельных предметов Железнодорожного района города Екатеринбурга.
О плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на годы 10 сентября 2013 года.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Система федеральных образовательных порталов Специализированный портал Информационно-коммуникационные технологии в образовании
О программе развития электронного образования на годы Сентябрь 2013.
Основные тенденции развития системы образования в условиях информатизации.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЛИЦЕЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Комитет информатизации и связи Республики Коми Концепция информатизации образования в Республике Коми Сыктывкар 2013.
Программа информатизации МОУ- Раздольненской средней общеобразовательной школы 19 на год.
Порядок проведения аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность.
Межотраслевое профессиональное объединение в области оценки программ, реализуемых для детей Проект
8-ое заседание Координационного совета по информатизации при РСС (17-18 октября 2005 г., Ереван) Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.
Основные задачи программы Сроки реализации программы Основные этапы программы Результаты Основания для разработки Основная цель программы Анализ деятельности.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Транксрипт:

Социально- ориентированные ИТ- проекты Магнитогорск, МаГУ, 20 октября 2009 г., В.А. Сухомлин Проф. МГУ им. Ломоносова МаГУ,

Модель области ИТ Система Стандарта- зации Пространство спецификаций ИТ (Спецификации ИТ, стандарты, Профили, сценарии) Пространство реализаций ИТ (Продукты, ИТ-системы, сервисы) Аппарат конформности

Предмет дисциплины ИТ Предметом дисциплины анализ ИТ являются собственно ИТ, а также методы, процессы и процедуры, связанные с их созданием и применением. При этом ИТ рассматриваются в двух формах представления: в виде спецификаций ИТ, например, в виде стандартов, описывающих функциональные возможности или поведение объектов ИТ, синтаксис и семантику языков программирования и пр.; в виде реализаций ИТ (систем ИТ, продуктов ИТ, сервисов ИТ, информационных содержаний или ресурсов, электронных коллекций и пр.), т.е. в виде материализованных программным, информационным и/или аппаратным способами сущностей, представляющих собой реализации спецификаций ИТ.

Общие методы дисциплины ИТ (продолжение) 1. Метод архитектурных спецификаций Применяется для формирования концептуального базиса и определения семантической структуры важнейших разделов ИТ. Как правило, реализуется посредством разработки эталонных моделей. Эталонные модели определяют семантическую структуризацию конкретных разделов ИТ, определяя тем самым контекст разработки соответствующих этим разделам стандартов. Эталонные модели могут рассматриваться в качестве фундаментальных моделей (законов) в пространстве ИТ (информационной материи). 2. Метод функциональных спецификаций Применяется для определения функциональных и поведенческих свойств систем ИТ, которые должны наблюдаться на интерфейсах (границах) систем. Данный метод используется для формирования функционального базиса ИТ в виде международных и промышленных стандартов, открытых спецификаций консорциумов.

Общие методы дисциплины ИТ (продолжение) 3. Профилирование ИТ Универсальный метод комплексирования спецификаций ИТ на основе понятия профиля. Позволяет конструировать спецификации комплексных технологий посредством комбинирования стандартизованных спецификаций, при этом в процессе построения профиля осуществляется селекция необходимых для конкретного случая функциональных возможностей (например, селекция опций или функциональных групп) входящих в состав профиля спецификаций (стандартов или уже определенных профилей), а также их параметрическая настройка. По существу профилирование можно рассматривать в качестве композиционного оператора в пространстве ИТ, базисом которого служат спецификации, соответствующие эталонным моделям ИТ

Общие методы дисциплины ИТ (продолжение) 4. Тестирование конформности реализаций ИТ исходным профилям или стандартам Определяет основу для построения аппарата измерения степени соответствия реализаций (систем) ИТ исходным спецификациям. По сути, данный аппарат играет такую же роль для области ИТ, как и эпсилон-дельта аппарат или метрика в математическом анализе, позволяя измерять степень близости реализаций ИТ (приближенных решений) идеальным решениям (предельным точкам), заданным исходными спецификациями.

Общие методы дисциплины ИТ (продолжение) 5. Процедуры и методы гармонизации и стандартизации спецификаций ИТ Осуществляются специализированными организациями с целью взаимного согласования, стандартизации, сопровождения типовых решений в области ИТ. Позволяют формировать и развивать нормативно- методический базис ИТ. 6. Таксономия (классификационная система) профилей ИТ Обеспечивает классификацию и уникальность идентификации профилей в пространстве ИТ, явное отражение взаимосвязей между спецификациями (профилями) ИТ.

Общие методы дисциплины ИТ (продолжение) 7. Методы формализации и алгоритмизации знаний Включают методологии и методы проектирования систем ИТ, языковые парадигмы, стандартизованные языки программирования и языки представления информации, стандартизованные специальные нотации для определения собственно стандартов ИТ. В частности, именно дисциплина ИТ предлагает для представления, формализации, моделирования, систематизации, интеграции и обработки прикладных знаний мощные стандартизованные языковые системы, такие как, например: стандарты (международные или промышленные) языков: С++, Java, XML, UML, SQL, IDL, EXPRESS, LISP, PROLOG, SDL, ESTELLE, LOTOS, Z и др.

Характерные особенности стандартизации ИТ 1) Всеобъемлющий характер процесса стандартизации ИТ 2) Многоуровневость стандартизации, взаимосвязанность стандартов де-юре и стандартов де-факто. 3) Развитие стандартизации консорциумов. 4) Реинжиниринг деятельности формальных международных организаций стандартизации. 5) Ориентация целей деятельности системы международной стандартизации на интересы бизнеса, рынка продуктов, конечного пользователя.

Структура международной системы стандартизации

1.Официальные международные организации стандартизации 2.Региональные организации стандартизации 3.Национальные организации стандартизации 4.Промышленные консорциумы и профессиональные организации

Создание открытой системы ИТ-образования, ИТ- консорциум Портальная среда поддержки деятельности учебно-методического совета (УМС) по прикладной математике и информатике классических университетов на принципах консорциумной стандартизации

Создание открытой системы ИТ-образования, ИТ- консорциум Cовременная практика разработки новых технологий, - первоначально производится процесс стандартизации, направленный на создание гармонизированной системы спецификаций конкретного класса технологий, на основе которой компании индустрии и бизнеса осуществляют выпуск конечных продуктов, сервисов и систем. При таком подходе обеспечивается возможность практической реализации принципов открытых систем.

Создание открытой системы ИТ-образования, ИТ- консорциум В последнее десятилетие особенно эффективным инструментом стандартизации показала себя стандартизация консорциумов (consortia standadization). Хотя данная форма стандартизации не гарантирует качество стандартов, свойственные официальным международным стандартам, ее достоинствами является быстрота процесса разработки и высокий уровень консенсуса разрабатываемых стандартов/рекомендаций ( в форме открытых спецификаций)

Создание открытой системы ИТ-образования, ИТ- консорциум В последнее десятилетие особенно эффективным инструментом стандартизации показала себя стандартизация консорциумов (consortia standadization). Хотя данная форма стандартизации не гарантирует качество стандартов, свойственные официальным международным стандартам, ее достоинствами является быстрота процесса разработки и высокий уровень консенсуса разрабатываемых стандартов/рекомендаций ( в форме открытых спецификаций)

Создание открытой системы ИТ-образования, ИТ- консорциум В сфере образования роль нормативно- методической базы не менее значима, чем в отраслях экономики, в частности в области информационных технологий (ИТ) Образовательные стандарты и сопутствующие им методические материалы являются основой для организации массовой подготовки профессиональных кадров с контролируемым уровнем качества образования

Создание открытой системы ИТ-образования, ИТ- консорциум Центральной идеей в нашей работе было применение консорциумного подхода к разработке и сопровождению образовательных стандартов нового поколения для направлений подготовки, связанных с областью информационных технологий (ИТ) Однако создание консорциумов, структурно сложных организаций, требует значительных начальных затрат и организационных усилий. В тоже время сам процесс стандартизации консорциумов достаточно адекватно может быть смоделирован с использованием современных технологий сети Интернет

Создание открытой системы ИТ-образования, ИТ- консорциум Центральной идеей является применение консорциумного подхода к разработке и сопровождению образовательных стандартов нового поколения для направлений подготовки, связанных с областью информационных технологий (ИТ) Создание консорциумов, структурно сложных организаций, требует значительных начальных затрат и организационных усилий. В тоже время сам процесс стандартизации консорциумов достаточно адекватно может быть смоделирован с использованием современных технологий сети Интернет

Создание открытой системы ИТ-образования, ИТ- консорциум Решение создание на основе портальных технологий среды поддержки консорциумной стандартизации, обеспечивающей : формирование информационных моделей базовых процессов стандартизации, отражающих жизненный цикл объектов стандартизации и текущий уровень согласованности этих объектов в профессиональной среде открытый управляемый доступ к объектам стандартизации поддержка процедур принятия решения об изменении статуса объектов стандартизации формирования виртуального профессионального сообщества с предоставлением гибких средств интерактивного взаимодействия между его членами и группами непрерывной актуализации информационной базы заданной тематической направленности.

Базовый процесс разработки рекомендации Во главе e-деятельности консорциума стоит Команда (Team) Управление консорциумом осуществляется Консультационным комитетом, включающем Команду, приглашенных экспертов и представителей организаций- участников данной деятельности Прежде чем стать Рекомендацией, каждый технический отчет проходит несколько этапов. Место опубликованного технического отчета в Процессе Разработки Рекомендации показывает специальная метка уровня разработки. На входе технический отчет может иметь метки "Техническое Задание" или "Проект Рекомендации", на выходе - "Финальная Рекомендация", "Проект Рекомендации" или "Аннулируемая Рекомендация".

Базовый процесс разработки рекомендации

IV Международная научно- практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование» декабря 2009 г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова

Совместный проект ВМК МГУ, Журфака МГУ, Союза журналистов ( ) Международный Интернет-конкурс «Web-страница семейной славы», посвященный 60-ой годовщине Великой Победы Международный Интернет-конкурс 1

Цели Интернет-конкурса "Web-страница семейной славы" Основные цели Конкурса : – Привлечь молодое поколение к познанию беспримерного подвига Советского народа в ВОВ гг. -Сделать участников Конкурса соавторами общественного информационного ресурса «Страницы семейной славы» - электронной книги памяти, посвященной ратным и трудовым делам предков в ВОВ Другими целями являлись: - патриотическое воспитание подрастающего поколения - повышение его социальной активности - развитие интереса к освоению новых информационных и коммуникационных технологий - стремление к творческой созидательной деятельности в информационном мире -вовлечение в Интернет-журналистику как доступное и эффективное средство массовой информации -адаптация к условиям сетевого общества

Базовая технология Web-страницы, присланные на Конкурс, размещались для постоянного хранения на сервере Военно- исторического портала ( по адресу pobeda.vif2.ru pobeda.vif2.ru Каждому Web-проекту выделялось собственное имя вида name.pobeda.vif2.ru На сайте pobeda.vif2.ru поддерживался классификатор присланных работ Каждой работе любой посетитель портала мог поставить оценку и оставить свой комментарий Подведение итогов Конкурса и определение победителей осуществлялось жюри, в состав которого вошли ветераны ВОВ, ветераны журналистики, специалисты по Web-технологиям и Интернет- журналистике

Результаты В конкурсе приняли участие около 300 школьников из различных районов страны и государств СНГ К конкурсу было допущено 87 Web-сайтов Более 60-ти преподавателей информатики, истории, литературы помогали своим подопечным в создании сайтов Лауреатами по различным номинациям стали более 25 работ, еще 44 сайта были отмечены поощрительными призами

Автор проекта Интернет-журналист Владимир Сухомлин ( – ) Автор сайтов: и др.

Первая часть электронной книги Памяти доступна по адресу:

Международный Интернет-конкурс «Страница семейной славы 2010», посвященный 65-ой годовщине Великой Победы (СЖ РФ, Журфак, ВМК МГУ) Международный Интернет-конкурс 2

Целевой задачей Конкурса является создание всенародной электронной книги Памяти в сети Интернет о тех, кто своими ратными и трудовыми делами на благо Отечества заслужил уважение и память потомков Конкурс посвящается 65-ой годовщине Великой Победы над фашистской Германией Девиз Конкурса – «Сохранить каждую фронтовую фотографию, каждое письмо с фронта в электронной книге Памяти, сберечь на века память о защитниках Отечества!» Целевая задача и девиз Конкурса

2.1. Привлечение молодого поколения к познанию беспримерного подвига Советского народа в Великой Отечественной войне годов, в локальных войнах и конфликтах, к познанию и уважению семейно-родовых традиций 2.2. Военно-патриотическое воспитание молодежи, воспитание гражданственности, социальной активности, готовности защитить свое Отечество как это делали предшествующие поколения 2.3. Вовлечение учащихся в высокотехнологичные сферы современной науки и технологий, и как следствие ориентирование их на получение высшего образования в ведущих вузах страны 2.4. Стимулирование участников Конкурса к освоению новых коммуникационных возможностей информационного общества, ознакомление с современными Интернет-технологиями и их возможностями в решении научно-прикладных и социокультурных задач 2.5. Предоставление возможности участникам Конкурса раскрыть свой исследовательский и творческий потенциал 2.6. Привлечение внимания молодежи к новому направлению развития средств массовой информации – сетевой или интернет-журналистике Цели конкурса

Данный конкурс ориентирован на все слои населения, но, прежде всего, на молодежь. При оценке работ участники будут разделены на следующие возрастные категории: -младшая школьная (учащиеся средних учебных заведений до 8 класса включительно), - старшая школьная (учащиеся средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, начиная с 9 класса), - студенческая (учащиеся высших учебных заведений и курсанты высших военных учебных заведений), -а также общая (лица, не попадающие ни в одну из первых трех категорий). На кого ориентирован конкурс?

Прием конкурсных работ проводится с 1 сентября 2009 года до 31 марта 2010 года. Подведение итогов конкурса планируется провести в июне 2010 года Для участия в конкурсе допускаются работы, выполненные участниками на темы, посвященные различным аспектам истории Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов, а также других событий из истории России Все материалы, представляемые на конкурс, должны иметь один из следующих видов: (а) в виде Web-сайтов (с использованием технологий HTML, Python, Perl, PHP, MySQL) (б) в виде файлов в формате Word for Windows и.jpg (файлы могут быть заархивированы) Материалы могут быть загружены на сайт конкурса (при условии регистрации) с помощью Web-интерфейса или быть посланы по адресу Сроки и условия проведения конкурса

Материалы, принятые на Конкурс, будут размещены для постоянного хранения на сервере Военно-исторического портала Vif2.ru по адресу pobeda.vif2.ru Каждому проекту будет присвоено собственное имя вида name-2010.pobeda.vif2.ru На сайте pobeda.vif2.ru будет поддерживаться классификатор присланных работ. Любой посетитель портала vif2.ru сможет оценить и прокомментировать каждую работу Итоги конкурса будут опубликованы в средствах массовой информации, в том числе распространены в сети Интернет Победители конкурса будут награждены дипломами первой, второй и третьей степеней (по номинациям), грамотами и памятными подарками Школьники-лауреаты конкурса получат дипломы юных журналистов и сертификат от Союза журналистов РФ, подтверждающий авторство на выполненную творческую работу в области интернет-журналистики Сроки и условия проведения конкурса

Для реализации конкурса создана мощная технологическая база Обращение ко всем коллегам в области СМИ с просьбой принять участие в проведении Конкурса и в его продвижении!

Создание учебно-научного Интернет- центра и реализация на его основе социально ориентированных программ (систем) обучения для лиц с ограниченными возможностями В.А. Крупенников, Председатель правления РООИ «СТРАТЕГИЯ», член Общественной палаты В.А. Сухомлин, проф. МГУ им. Ломоносова

Описание проблемы и потребности в реализации проекта Тенденция роста числа инвалидов в ближайшие десятилетия, как в России, так и во всем мире Проблема профессионального обучения и обеспечения занятости инвалидов очень важна Ограниченные физические и материальные возможности инвалидов являются причиной их оторванности от общественной жизни, затрудняют образование и трудоустройство. Для образования инвалидов действуют отдельные специальные учебно-методические центры, но этого недостаточно, системное решение вопроса отсутствует. В частности, неудовлетворительно решается задача в области ИТ-образования инвалидов, наиболее востребованного для целей их социализации.

Цели проекта 1.Создание учебно-научного Интернет- центра, оснащенного необходимым учебно-методическим обеспечением для обучения людей с ограниченными возможностями практическому использованию современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности 2.Реализация процесса обучения инвалидов по учебным программам дополнительного ИТ-образования

Основные задачи 1.Создание технологического ядра системы, включая: - серверную часть, - систему хранения данных. - систему взаимодействия ученик-преподаватель 2.Создание учебно-методической базы, включая: спецификацию учебных программ первого и второго уровня подготовки (компьютерная графика, администрирование компьютерных сетей, вэб-дизайн, офисные технологии, открытое программное обеспечение) - УМК электронных курсов - мультимедийные библиотеки - методические рекомендации по обучению инвалидов. 3.Организация учебного процесса - организация и реализация учебного процесса первого уровня подготовки. - организация и реализация учебного процесса второго уровня подготовки. - итоговая аттестация, подготовка и выдача сертификатов МГУ им. Ломоносова. 4. Исследование современных решений, способствующих повышению эффективности интеграции инвалидов в социальную среду и их адаптации к условиям общества, основанного на знаниях. 5. Выпуск итогового методического пособия по ИТ-образованию инвалидов.

Виртуальная кафедра и ее филиал для обучения инвалидов ВМК МГУ им. Ломоносова

Курсы филиала кафедры для обучения инвалидов

Реализация проекта позволит: 1) Повысить уровень доступности профессионального образования для инвалидов 2) Вовлечь инвалидов в активную социальную деятельность 3) Создать действующую образовательную технологию в виде Учебно-научного Интернет-центра, ориентированного на реализацию образовательных услуг в области обучения профессиональным навыкам востребованных ИТ-профессий, на повышение информационной грамотности инвалидов 4) Провести обучение групп людей с ограниченными возможностями с выдачей сертификатов МГУ по дополнительному профессионально-ориентированному ИТ-образованию и по офисным приложениям Microsoft 5) Провести исследования и выпустить методическое пособие по дистанционному образованию инвалидов

Сегмент системы образования на протяжении жизни Методическая база (стандарты, гармонизированные с межд.) и консорциумная деятельность, конференции … Образовательные процессы ИТ-образования: университетов (бакалавриат, магистратура) Виртуальный университет (образовательные процессы в виртуальной среде, использование e-Learning, виртуальных кафедры и кабинетов) Система дополнительного образования с использованием e-learning по всему спектру услуг для профессиональных и социальных групп (система проф. развития инвалидов) Поддержка самообразования Просветительство, поддержка социальных проектов

Народный Виртуальный университет «Интернет-журналистика для всех» Е- УИЖ или ВУИЖ (СЖ, Журфак, ВМК МГУ)

Создание информационно-образовательного социального (народного) интернет-университета (виртуального университета) «Интернет- журналистика для всех» и реализация на его основе программ образовательно- воспитательной, просветительской и патриотической работы с молодежью в сети Интернет Цель проекта

1). создание социального (народного) интернет-университета е-УИЖ, как общедоступного интернет-ресурса образовательно-воспитательного и просветительского назначения в области сетевой журналистики и информационных технологий 2). создание информационных и образовательных ресурсов для поддержки образовательно-воспитательной и просветительской работы с молодежью в области сетевой журналистики 3). реализацию на базе е-УИЖ блока конкурсов, в том числе международных, направленных на проведение систематической многоцелевой образовательно- воспитательной, просветительской и патриотической работы с молодежью в сети Интернет с использованием традиционных и электронных СМИ Задачи проекта

- Информационный портал (ИП) – общий вход и базовый ресурс, на котором организуется хостинг частных проектов и результатов реализации конкурсов/конференций - Мультитематический форум (МТФ) – инструмент формирования социальных сетей по интересам с модарируемыми тематическими форумами - Система управления обучением (СУО) – система класса LMS, поддерживающая учебные процессы и самообразование - Сайт поддержки конкурсов (СПК) – ресурс, обеспечивающий поддержку конкурсов и конференций, проводимых на базе университета - Кластер электронных СМИ (КЭСМИ) – электронные издания и разделы электронных изданий, поддерживающих деятельность интернет-университета Основные компоненты интернет-университета

Первым шагом в создании такого университета могло бы стать создание совместной виртуальной кафедры Журфака МГУ и ВМК МГУ при активном участии СЖ РФ Важным моментом является грантовая поддержка, учитывая сложность технологий и немалые затраты на их реализацию и сопровождение Начальный шаг

Структура виртуальной кафедры БД УМК БД Учебного процесса БД преподавателя Интерфей преподавателя Интерфейс учащегося Среда электронного обучения виртуальной кафедры (LMS) Ресурсы реального подразделения (кафедры) Методическое обеспечение ВНУ ИТ БД учащихся БД документов документации БД записей Положение о распре- деленной кафедре и ресурсы РК Специали- зированные ресурсы Учащиеся

THE END Спасибо за внимание!