Дистанционное повышение квалификации педагогов: плюсы и минусы Никуличева Наталия Викторовна зав.кафедрой дистанционного обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Из опыта дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогов:выводы, советы, рекомендации. Сорокина Ирина Юрьевна зам.директора по учебно-воспитательной.
Advertisements

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чапразова Наталья Викторовна, методист ЦДО МОУ «Средняя.
Сетевой курс "Теория и практика ДО" М.А. Татаринова, к.п.н., зав. лабораторией ДО ИСМО РАО,
Система дистанционного обучения в сфере довузовской подготовки в Челябинской области Челябинский государственный университет Мартынова Е.А., д.п.н., профессор.
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения ДО в современном образовании Кирилл Сергеевич Лебедев Руководитель.
Сетевые сообщества учителей Подготовила: Тюменцева С.Г.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чудаева Елена Владимировна, заместитель директора по УВР,
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чудаева Елена Владимировна, заместитель директора по УВР,
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Предложения о составе перечня нормативов по использованию ДОТ Никуличева Наталия Викторовна зав.кафедрой методологии дистанционного повышения квалификации.
Oчно - дистанционный курс Intel ® Обучение для будущего. ( версия10.0) Пасечник Ирина Григорьевна Южноукраинский национальный педагогический университет.
Сетевые педагогические сообщества как форма самообразования и повышения квалификации учителей.
Опыт создания единой информационной среды школы директор школы30 Харламова Надежда Валентиновна.
Дистанционные образовательные технологии институт экономики и финансов МИИТа Заведующий кафедры Экономическая информатика Григорьев Олег Алексеевич.
Понимание, направления использования в системе высшего профессионального образования.
Модель образовательного процесса на основе ДОТ. Задачи: Подготовка участников образовательного процесса к использованию дистанционных образовательных.
Понятие «Дистанционное обучение» Информационный подход Смысл ДО – обмен качественной информацией с помощью информационных технологий. Смысл ДО – обмен.
Д истанционное обучение в современном образовании Керимова Кристина Владимировна п едагог-организатор, педагог дополнительного образования первой категории.
Дистанционное образование (ДО) Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном.
Транксрипт:

Дистанционное повышение квалификации педагогов: плюсы и минусы Никуличева Наталия Викторовна зав.кафедрой дистанционного обучения

План вебинара 1. Педагог и ИКТ: вопрос целесообразности. 2. Возможности сети Интернет для педагога. 3. Как правильно выбрать дистанционный курс (сроки обучения, требования для слушателей, информация о курсе, инструкция по обучению, тематический план, мобильность, виды контроля). 4. Проблема психологического восприятия при дистанционном обучении. 5. Способы организации дистанционного курса. 6. Результаты опросов слушателей дистанционных курсов по поводу плюсов и минусов дистанционного обучения.

Педагог и ИКТ Личность педагога при любом использовании новшеств в процессе обучения была и есть главной, которую не заменит ни один электронный учебник, сайт, дистанционный курс, даже если они будут составлены безупречно с точки зрения методики. Речь о формальном обучении, а не о самообразовании (информальном). Необходимость постоянно учить современного педагога использованию Интернет-пространства и виртуальных коммуникаций для достижения учебных целей, т.к. эти коммуникации развиваются с каждым годом всё более стремительно и становятся более удобными.

Вопрос целесообразности А нужно ли заменять живое общение виртуальным в тех случаях, когда педагог и обучающийся и без компьютера на уроке могут отлично понять друг друга и получить наилучший результат?

Возможности сети Интернет для педагога методическая поддержка деятельности учителя (электронные библиотеки, образовательные сайты); возможность повышения квалификации на дистанционных курсах; участие в олимпиадах, конкурсах (в том числе и вместе со своими учениками); возможность профессионального общения с коллегами-педагогами в сетевых сообществах; использование сервисов – форумы, вики-вики, блоги, , делишес, skype (и другие программы для видеоконференций), списки рассылки и т.д. в учебном процессе.

Обратная связь Продолжите перечень возможностей сети Интернет для педагога (на доске): Возможности сети Интернет для педагога

Образовательный Интернет сегодня Форумы Чаты, ICQ Вики-вики Блоги Твиттер Е-mail Делишес Skype (и другие программы для видеоконференций) Списки рассылки … и другие Единая Национальная Коллекция ЦОР Единое окно доступа к образовательным ресурсам Каталог учебных модулей ФЦИОР Электронные библиотеки Личные сайты педагогов … и другие Интернет-государство учителей (ИнтерГу.ру) ITN (Сеть творческих учителей) Intel КМ-wiki Openklass СоцОбраз Сообщество блоггеров от образования Лига образования Региональные Wiki … и другие

Уточним терминологию Дистанционное обучение (дистантное обучение, распределенное обучение) – процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ. Толковый словарь понятийного аппарата информатизации образования в приложении монографии Роберт И.В. «Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты)» Подробнее о терминах ДО – на сайте Августовского педсовета в секции «Дистанционное обучение» / /

Как правильно выбрать дистанционный курс? 1. Проблема психологического восприятия 2. Выбор курса по срокам обучения 3. Требования для потенциальных слушателей 4. Информация о курсе 5. Инструкция по обучению на курсе 6. Тематический план курса 7. Мобильность в общении 8. Виды контроля в курсе 9. Готовность к самоорганизации 10. Ориентировка на пользователя с любым уровнем техники и умений

Проблема психологического восприятия ДО лишено сенсорности, но наполнено интеллектом (в текстах, рисунках, схемах, созданных участниками общения). К ДО более адаптивны аудиалисты и визуалисты, хуже кинестетики. Участие в работе сетевых педагогических сообществ: Августовский Интернет-педсовет Интернет-государство учителей Сеть творческих учителей

Выбор курса по срокам обучения Краткосрочные курсы на 72 часа: Если в очном режиме такое обучение можно пройти за дней (с отрывом от работы), то в дистанционном режиме педагог будет обучаться в свободное от работы время в день 1-2 часа. Нужен резерв времени для выполнения заданий, обдумывания нового материала, обсуждения с дистанционным педагогом (а также занятость, болезнь, командировки и т.д.). Вывод: стоит выбрать курс «с запасом» по длительности – от 2,5 до 3-х месяцев.

Требования для потенциальных слушателей для кого предназначен данный курс; каковы цели курса; какими пользовательскими навыками должен обладать слушатель; что ожидает слушателя при обучении на курсе. Если в аннотации указаны только технические требования (скорость Интернета, программное обеспечение, наличие периферийного оборудования к ПК), то основной целью организаторов будет выдать необходимый материал при отсутствии методики. Если же будут перечислены педагогические аспекты процесса, то главный удар будет на методическую составляющую, а это самое главное при обучении.

Пример: В процессе изучения курса вас ожидает: проведение обучения с помощью дистанционных образовательных технологий; обсуждение изученных материалов в режиме on-line и off-line (форумы, чаты, блоги и др.); участие в теле- и видеоконференциях, ролевых и деловых играх по тематике дистанционного обучения (ДО); проектирование модели ДО и разработка стратегии организации ДО для своего учреждения; практические навыки организации и ведения виртуальных дискуссий, проведение видеоконференции, участие в дистанционном on-line уроке; сравнительная характеристика программных сред (оболочек) для ДО и электронных учебников; разработка конспекта дистанционного урока, структуры дистанционного курса, создание сценария электронного учебника; создание веб-квеста.

Информация о курсе документы о наличии лицензии на образовательную деятельность, аккредитацию организации; образец выдаваемого после обучения документа; договор об оказании образовательных услуг. Если этой информации нет на сайте или в рекламе, необходимо её запросить по . В противном случае есть шанс получить такое удостоверение, которое потом аттестационная комиссия не примет как документ о повышении квалификации.

Инструкция по обучению на курсе необходимые сведения о содержании курса; порядок изучения курса, режим обучения; сроки сдачи заданий; формы контроля знаний; шаблон рефлексии; расписание консультаций с преподавателем; средства коммуникаций (адреса, телефоны) для оформления оплаты курса; критерии успешного завершения курса; условия пересдачи материала в случае неуспешного освоения курса; координаты дистанционного учителя (в том числе и телефоны).

Тематический план курса Согласно плану слушатель может выстраивать индивидуальный темп изучения тем, учитывая командировки, важные мероприятия на работе. Время от времени слушатель может принимать участие в групповой работе на курсе (если она предусмотрена) по срокам, указанным преподавателем. Полезность плана: если во время обучения на дистанционном курсе у слушателя планируется поездка (командировка, отпуск) на 1-2 недели, целесообразно об этом предупредить дистанционного учителя, выполнить задания раньше срока или наоборот уведомить о позднем сроке выполнения.

Мобильность в общении При возникновении вопросов, проблем необходимо задать вопросы учителю через форум, , попросить о консультации on-line. Реагировать на вопросы учителя также необходимо быстро, тогда процесс обучения будет более динамичным.

Виды контроля Чем разнообразнее виды контроля, тем выше педагогический уровень автора курса и дистанционного педагога (письменные отчеты и рефераты, веб-квесты, телеконференции, проектная деятельность, анкетирование, «портфель студента», тесты и др.) Если курс снабжён только тестами, ответы на которые можно угадать или ответить, пользуясь поисковой системой Яндекса, то качество знаний, которые получит слушатель после курса, будет чрезвычайно низкое.

Самоорганизация Настроить себя на рабочий лад, контролируя сроки выполнения заданий, не задерживая отправку заданий, задавая все интересующие вопросы по ходу обучения. Следует также нейтрально относиться к комментариям своих работ со стороны учителя. Не стоит думать о том, что возвращённое на доработку задание – это попытка поставить «2», придраться. Любой комментарий учителя нужно расценивать как попытку улучшить результат, оценить высоко, пояснить сложные моменты. За это можно отдельно поблагодарить учителя и доработать задание с учётом замечаний.

Ориентировка на пользователя с любым уровнем техники и умений Качественный курс должен быть ориентирован на слушателей с любым техническим оснащением и с любым пользовательским уровнем. Для этого дистанционному учителю необходимо предусмотреть вариативность подачи материалов лекций – например, дать один и тот же материал как в текстовом варианте (например, лекции), так и в виде флеш-ролика или в формате видео. Выполнение задания можно предусмотреть также в разных формах – как в текстовом редакторе, так и в виде веб-страницы, выступления на форуме, в блоге и т.д.

Выбор дистанционного курса Обратная связь Перечислите предложенные основания для выбора курса в порядке значимости (в чате): 1. Проблема психологического восприятия 2. Выбор курса по срокам обучения 3. Требования для потенциальных слушателей 4. Информация о курсе 5. Инструкция по обучению на курсе 6. Тематический план курса 7. Мобильность в общении 8. Виды контроля в курсе 9. Готовность к самоорганизации 10. Ориентировка на пользователя с любым уровнем техники и умений

Способы организации курса ДО 1. очный курс с последующим дистанционным завершением; 2. очные установочные лекции с последующим дистанционным обучением и очной защитой итоговой работы; 3. полностью дистанционный курс (с размещением материалов курса на сайте, в СДО, на DVD-диске в виде электронного учебника, в виде рассылки лекций по электронной почте и т.д.). Обратная связь: Выберите наиболее приемлемый для вас способ (в форме с выбором ответа)

Трудоёмкость Обучаясь на дистанционном курсе, не стоит ожидать очень лёгкого и быстрого его завершения. Сегодня «узаконенная продажа» удостоверений и дипломов встречается не так и редко, когда после оплаты обучения организаторы уже готовы выслать документ о прохождении курса, практически не проводя его.

Результаты опросов преподавателей и слушателей дистанционных курсов:

Плюсы дистанционного повышения квалификации Обратная связь: Продолжите перечень плюсов ДПК (в чате)

Минусы дистанционного повышения квалификации Обратная связь: Перечислите основные минусы ДПК (в чате)

Результаты опросов преподавателей и слушателей дистанционных курсов:

Кафедра дистанционного обучения ФИРО осуществляет: 1. Проведение очных, выездных, дистанционных курсов повышения квалификации, семинаров, лекций по тематике ИКТ, ДО для педагогов Москвы и регионов РФ. Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении (72 часа) Подготовка преподавателя дистанционного обучения (72 часа) Внедрение ИКТ в образовательный процесс (72 часа) Разработка УМК для дистанционного обучения: электронный учебник, дистанционный курс, система тестирования (72 часа) 2. Руководство экспериментальными площадками учреждений СПО и ВПО по тематике ИКТ, ДО.

Информация о курсах: Дистанционные курсы повышения квалификации проводятся в течение всего учебного года по заявкам от учебных заведений с группой от 10 человек. Подробная информация на сайте: Итоговые рефлексии слушателей: Веб-квесты слушателей (одно из заданий курса):

Никуличева Наталия Викторовна Личный сайт: URL кафедры: Телефон: Телефон: 8(499) доп. 680 Адрес: г. Москва, ул. 3-я Кабельная, д.1, стр. 1, Федеральный институт развития образования, Центр развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров, Кафедра дистанционного обучения, 1 этаж, кабинет 110.