Гендерный подход к коммуникационным исследованиям Паршукова Г.Б. Основы теории комму6никации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пол и гендер Ряд определений. Пол и гендер Пол связан с биологическими различиями: определение, на биологической основе, пола при рождении, как мужской.
Advertisements

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Фищук Владислав Валентинович РПЗ-1/15 к.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Гендерный подход к коммуникационным исследованиям Паршукова Г.Б. Основы теории комму6никации.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
РЕЙТИНГ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИНДЕКСУ ИРЧП (ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА)
Канадский опыт решения гендерных проблем. Политика достижения гендерного равенства CIDA Цель Оказание помощи в достижении равенства между женщинами и.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Український Жіночий Фонд КАНАДСЬКИЙ ФОНД ПІДТРИМКИ МІСЦЕВИХ ІНІЦІАТИВ.
Информационная стратегия Правительства Канады: Обзор Презентация для российской делегации.
Гендер – социальный пол.. -РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОЛАМИ, СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ -СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Тема исследования: У политики «не женское лицо»? Тема исследования: У политики «не женское лицо»?
Дистанционное обучение общественных экспертов (членов Управляющих советов всех уровней, родителей, педагогов, управленцев) Минеева Светлана Алексеевна,
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Гендерный подход в обучении и воспитании. Из энциклопедии Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») социальный пол, определяющий поведение человека.
Воспитание как педагогический процесс.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Управление образования администрации Бикинского муниципального района « Развитие социальной компетенции на уроках.
Транксрипт:

Гендерный подход к коммуникационным исследованиям Паршукова Г.Б. Основы теории комму6никации

Гендер это социальный конструкт, набор характеристик, определенных культурой общества, которые иденитифицируют социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Гендер – инструмент для понимания социальных процессов.

Патриархатное сознание для него характерны следующие особенности: 1) убеждение, что в общественных и семейных отношениях должно существовать жесткое разделение мужских и женских ролей; 2) взгляд, согласно которому, мужчине принадлежит ведущая, активная роль в семье и обществе, а женщине - подчиненная, пассивная; 3) убеждение, что жизненные ценности женщин и мужчин различны: семья и любовь - главные ценности для женщин; дело, работа, самореализация вне семьи - ценности мужчин; 4) предпочтение семейных отношений, в которых мужчина является главой семьи, вносит основной вклад в ее бюджет;

Патриархатное сознание (2) 5) предписывание женщине в качестве главной ее роли в обществе роли матери, т.е. поведения, связанного с рождением и воспитанием детей; 6) осуждение поведения женщины, в котором доминируют ориентации на самореализацию вне семьи, на карьеру, профессиональные достижения; 7) убеждение, что должны всячески закрепляться и развиваться отличительные черты в поведении девочек; 8) представление о том, что патриархатная модель общества естественна, обусловлена биологическими различиями полов; 9) осуждение равных прав женщины и мужчины.

Феминизм (фр. feminisme, от лат. femina - женщина) - означает общее название общественного движения за соблюдение паритета в предоставлении гражданских прав женщинам и мужчинам. Практика феминизма инициировала новую политическую теорию - теорию равноправия. 1) целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам; 2) социополитическая теория и практика, стремящиеся к освобождению женщин от мужского превосходства и эксплуатации; 3) социальное движение, заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой, и 4) любая идеология, состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями.

Феминистское сознание включает в себя следующие аспекты: 1) осуждение использования биологических половых различий для оправдания жестко закрепленного, подчиненного положения женщины в семье и обществе; 2) неприятие существания в семье и обществе строго закрепленных мужских и женских ролей: 3) осуждение разделения сфер общественной жизни на мужские и женские; 4) убеждения, что женщины и мужчины в современном обществе имеют неодинаковые возможности для самореализации в различных сферах, и такое положение признается несправедливым; 5) принятие образа женщины (гендерного идеала), главными чертами которого являются энергичность, активность, уверенность в себе, стремление к свободе и независимости, деятельность в различных сферах общественной жизни;

Феминистское сознание (2) 6) взгляд, согласно которому, для женщины высокую ценность имеют профессиональные достижения, карьера, раскрытие собственных возможностей и способностей, стремление к самореализации; 7) предпочтение семейных отношений, которые не обязывают женщину всю себя отдавать заботе о других; 8) взгляд на воспитание детей, согласно которому, общество должно максимально стремиться к равному участию отцов и матерей в жизни ребенка; 9) осуждение отношения к женщине как объекту сексуального угнетения; 10) неприятие двойных стандартов в общественной морали в оценке поведения мужчин и женщин в различных сферах жизни; 11) убеждение в необходимости глубокого осознания женщинами своего подчиненного положения, желание перемен в общественной роли женщины и понимание важности практических действий в этом направлении

Гендерный глоссарий Гендер и культура. Культура – это способ непрерывно меняющейся жизни. Она состоит из образцов социального поведения, отношений, норм, убеждений, знаний и институтов. Культура влияет на наше восприятие общества, в котором мы живем, мышление и поведение. Некоторые аспекты культуры имеют ценность и должны быть сохранены. Другие требуют изучения и возможного изменения. Гендерное слепота – это непризнание того факта, что гендер является одним из основных показателей жизни общества. Гендерное сознание означает гендерно чувствительное отношение и обязательство при планировании и осуществлении программ развития ставить во главу угла потребности и приоритеты женщин, так же как и мужчин. Гендерные исследования - это междисциплинарная исследовательская практика, применяемая для анализа социальных трансформаций и систем доминирования в обществе. Причем, в отличие от «женских исследований», анализируются и мужские проблемы. Например, если посмотреть на мужчин сквозь призму гендерных отношений, то можно увидеть, что в нашей культуре мужчина дискриминируется в семейной сфере, в частности, в сфере отцовства.

Гендерный глоссарий (2) Гендерные предрассудки являются следствием сложившихся в определенной культуре убеждений и традиций, более благоприятствующих мужчинам, чем женщинам. Гендерные роли - поведение, которое определяет статус мужчин и женщин в обществе. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский. Гендерный анализ – это процедура, направленная на выявление конкретного содержания гендерных отношений в конкретной ситуации или в связи с реализацией конкретного проекта по изменению этой ситуации или в связи с реализацией конкретного проекта по изменению этой ситуации. Разнообразные методики гендерного анализа позволяют с высокой степенью объективности выявлять фактическое положение мужчин и женщин в разных сферах их повседневной жизни.

Гендерный индекс человеческого развития это установленные (учрежденные) Организацией Объединенных Наций показатели, которые отражают положение в стране мужчины и женщины в таких базовых сферах (направлениях) человеческого развития, как: возможность вести здоровый образ жизни, достижение долголетия, доступность качественного образования; уровень материального благополучия. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) измеряет долголетие, объем знаний и доступ к базовым источникам, необходимым каждому индивиду для развития его возможностей. Понятия человеческое развитие и ИРЧП как метод его измерения были введены ПРООН в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития В Докладе о человеческом развитии за 1994 год уже используются индексы развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) и показатели расширения возможностей женщин (ПРВЖ). Оценка ИРГФ и ПРВЖ в рамках Доклада о развитии человека служит постоянным напоминанием для лиц, ответственных за принятие политических решений, о том, что они должны уделять больше внимания вопросам гендерного равенства.

Индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) отражает достижения по тому же ряду факторов, что и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - ожидаемая продолжительность жизни, достигнутый уровень образования и доход - однако результаты корректируются с учетом гендерного неравенства. При расчете продолжительности жизни делается скидка на биологический фактор более длительного периода жизни у женщин, чем у мужчин. – При корректировке этого компонента с учетом гендерных несоответствий в рамках новых исчислений ИРЧП фактический показатель средней продолжительности жизни для женщин, соотносимый с его максимальным значением, а также фактический показатель средней продолжительности жизни для мужчин, соотносимый с его максимальным значением, подсчитываются отдельно и затем объединяются с учетом фактора гендерной справедливости. Например, для Российской Федерации средняя продолжительность жизни для мужчин составляет 61 год, а для женщин - 73 года. При корректировке с учетом биологических различий, индекс средней продолжительности жизни представляется следующим образом: Мужчины: ( ,5)/(82,5 - 22,5) = 0,642 Женщины: ( ,5)/(87,5 - 27,5) = 0,758

Общие принципы гендерных исследований релятивизация пола, признание его социально и культурно конструируемым феноменом - институциональным и ритуализованным, - что ведет и к признанию его конвенциональности, неодинаково проявляющейся в различных культурных и языковых сообществах на различных этапах их развития признание гендера феноменом культуры, конвенциональной сущностью влечет за собой приписывание маскулинности и фемининности статуса концептов и делает правомерным изучение их манифестации в языке и особенностей проявления в коммуникации.

Московская школа гендерной лингвистики разрабатывает широкий подход в гендерным аспектам языка и коммуникации: гендер рассматривается не только как категория социолингвистики и не столько как таковая. Именно такой взгляд позволяет избежать эссенциализма и отказаться от биодетерминистского подхода. В сферу исследований входит гендер как культурный феномен, его отражение в языке и конструирование в коммуникативном взаимодействии индивидов. Все это позволяет привлечь к изучению широкий круг лингвистических вопросов - семантику, прагматику, лингвокультурологию, когнитивную лингвистику, анализ дискурса и т.д.

Место гендера в коммуникации При изучении коммуникации, речевого поведения и других феноменов, связанных с говорением, московская школа признает гендер "плавающим" параметром, то есть фактором, проявляющимся с неодинаковой интенсивностью, вплоть до полного его исчезновения в ряде коммуникативных ситуаций. Современные теории социальной идентичности рассматривают гендер как "разыгрываемый" или конструируемый в ходе коммуникативного взаимодействия феномен Теория коммуникативной адаптации предполагает избирательное варьирование индивидами языкового регистра в зависимости от их социальных целей. Так, говорящий может проакцентировать или "затушевать" некоторые параметры своей личности в целях солидаризации с собеседником или дистанцирования от него. Следовательно, коммуникативная ситуация может оказывать глубокое воздействие на дискурс, что подтверждает интерактивную природу конструирования идентичности. Рассмотрение гендерных аспектов языка и коммуникации вне культурного контекста нельзя считать научным.

Гендерный подход использование гендерной методологии для изучения коммуникативного процесса гендерная методология предполагает экспертизу коммуникации с учетом фактора пола и изучение опосредованной отношениями полов социальной действительности, ее измерений в пространстве и во времени ориентация на гендерную методологию в познании коммуникации предполагает рассмотрение коммуникационного процесса через призму гендерной проблематики гендерная методология предполагает экспансию во все области коммуникационного знания и рассмотрение всех процессов на базе гендерно-социальной парадигмы.

Шаги гендерного анализа 1. Определение проблемы 2. Определение желаемых/ожидаемых результатов 3. Сбор информации 4. Разработка и анализ вариантов 5. Коммуникация 6. Оценка

1. Определение проблемы Каким образом опыт женщин и мужчин учитывается в процессе определения проблемы? Каким образом женщины и мужчины привлекаются к участию в этом процессе? Как учитывается многообразие (культурное, этническое, и т.д.)? Что говорят женские организации и исследователи, придерживающиеся гендерного подхода, по данной проблеме? В какой степени постановка проблемы учитывает правительственные цели по достижению равенства?

2. Определение желаемых/ожидаемых результатов Какие задачи ставит перед собой правительство, проводя данный курс, и каким образом этот курс сообразуется с провозглашенной правительством приверженностью целям достижения социального и экономического равенства между мужчинами и женщинами? Как это будет отслеживаться и измеряться практически? Каким образом вы определите многообразие как фактор, дополняющий гендерный анализ результатов? Какую информацию вы использовали (статистические данные, исследования, консультации) для определения этого? Может ли Женское Бюро помочь вам? Как? Кто попадет под воздействие? Чем отличаются последствия политического курса для женщин и для мужчин? Какие иные последствия возможны с точки зрения гендера и многообразия?

3. Сбор информации Обработаны ли доступные данные в свете половых различий на всех уровнях анализа? Обработана ли информация, касающаяся проблемы справедливого отношения к группам, включающим представителей коренного населения, видимых меньшинств и инвалидов, в свете половых различий? Если нет, то где можно добыть такую информацию? При сборе информации об исследуемой вами сфере позаботились ли вы о том, чтобы эти данные, в случае необходимости, помогли бы провести анализ, основанный на гендерном подходе? Каким образом будут собраны количественные и качественные данные? Собираетесь ли вы проводить консультации относительно опыта женщин с женскими организациями и/или ключевыми деятельницами? Как вы намереваетесь компенсировать потерянное время и другие затраты, понесенные организациями или индивидами, которые по вашей просьбе предоставили материалы по факсу или по почте? Ознакомились ли вы с документами о гендерных выводах по проблеме, включая парламентские краткие материалы, брошюры и заявления женских организаций? Может ли библиотека Министерства развития человеческих ресурсов Канады или Женское Бюро оказать вам помощь? Если вы проводите первичное исследование, являются ли вопросы для сбора информации соответствующими, и поставлены ли они с уважением к достоинству тех, кто является объектом исследования? Принимали ли участие группы, которые подпадут под воздействие, в разработке исследовательского проекта? Какими способами вы, проводя исследования или консультации, обращаетесь к различному гендерному опыту и опыту многообразия? Отражена ли озабоченность гендерными проблемами в используемых вами документах, и проявляют ли привлекаемые вами исследователи заинтересованность в гендерной проблематике? Если вы нанимаете консультантов, демонстрируют ли они профессиональную способность к проведению анализа, основанного на гендерном подходе? Каким образом? Если вы используете компьютеризированную имитационную модель, применяете ли вы гендер как фактор? Сможете ли вы привлечь экспертов по гендерным проблемам для интерпретации результатов? Может ли Женское Бюро оказать вам помощь?

4. Разработка и анализ вариантов Каким образом данный вариант может быть выгоден одним группам и поставит в невыгодное положение другие? Окажет ли данный вариант различное воздействие на экономическое и социальное положение мужчин и женщин? Будут ли продолжены консультации с женскими организациями и ключевыми женскими фигурами в данной сфере по проблеме воздействия на женщин каждого варианта политического курса? Нужен ли вам совет Женского Бюро? Указано ли в анализе каждого варианта, как он способствует продвижению идеи справедливости, и подчеркнуто ли, где равенство может столкнуться с необходимостью компромисса? Попытались ли вы развивать инновационные решения в отношении вскрытых вами гендерных проблем и проблем многообразия? Какие предложения по решению проблем были выдвинуты теми группами, которые подпадают под воздействие данного курса?

5. Коммуникация Каким образом информация о различных последствиях, подготовленная на базе учета таких факторов как гендер, многообразие, социальные и экономические затраты, будет доведена до сведения принимающих решения? Каким образом гендерная справедливость станет значительным элементом при отборе рекомендаций и вариантов? Будут ли рекомендации содержать предложения о способах применения политики, основанные на гендерном подходе и принципе справедливости? Спланирована ли стратегия коммуникаций таким образом, чтобы обеспечить доступ к информации мужчинам и женщинам, а также различным сообществам? Как будет доводиться информация до сведения женщин, которые являются членами других групп (представительниц коренного населения, женщин-инвалидов, представительниц видимых меньшинств)? Каким подходящим и уважительным способом будет выражена признательность за участие и вклад женщин и мужчин в процессе разработки политики? Каким образом аспекты политики, нацеленные на поддержку идеи гендерного равенства, будут выявлены и распространены?

6. Оценка Включен ли принцип гендерного равенства в критерии оценки? Какие индикаторы будут использованы для измерения влияния проводимого политического курса на женщин и проводимого политического курса мужчин? Кто будет рецензировать/контролировать качество анализа? Кому будет представлена оценка? Предполагается ли на данной стадии проведение консультаций с женскими организациями или видными деятельницами в данной сфере?

Стереотип Под стереотипом в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания, представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т. п.). Иногда под стереотипами понимают устойчивые, регулярно повторяющиеся формы поведения.

Половые стереотипы отражают представления о мужественности женственности и касаются прежде всего антропометрических характеристик. В массовом сознании женщины, по сравнению с мужчинами, ниже ростом, имеют меньшую массу тела, узкие плечи и широкий таз, меньшую мышечную силу. Распространено также мнение, что женщины выносливее мужчин и т. д.

Гендерные стереотипы Гендерные стереотипы - культурно и социально обусловленные представления о качествах и нормах поведения мужчин и женщин. Гендерные стереотипы очень сильны и принимаются даже теми группами, относительно которых они созданы. Существующие стереотипные представления о женственности и мужественности достаточно близки в разных культурах. Стереотипы имеют тенденцию рано усваиваться и изменяются они с большим трудом.

Набор качеств

Качества, ассоциирующиеся только с мужчинами или только с женщинами минимум в 19 из 25 стран

Литература 1.Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, с. 2.Летняя школа в Рязани "Общество и гендер". 3.Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин. Концептуальные рамки, методология и ознакомление с "позитивным опытом". Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин. (EG-S-MS). Страсбург, май Грошев И.В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социол. исслед С. 71–77. 5.Пособие по гендерному анализу / Перевод осуществлен по заказу Канадского фонда поддержки российских женщин: Gender-based Analysis Backgrounder. Women's Bureau. Strategic Policy Branch. March Prepared by Marika Morris, HRDC, М.: "Эслан", Грошев И.В. Рекламные технологии гендера // Общественные науки и современность С Гусейнова И.А. Дескриптивные рекламные тексты как инструмент воздействия в системе маркетинговой коммуникации (на материале журнальной прессы ФРГ). - Дис.... канд. филол. наук. - М., с. 8.Гусейнова И.А., Томская М.В. Гендерный аспект в текстах современной рекламы (на материале журнальной прессы ФРГ) // Филологические науки С Ярская-Смирнова Е.Р. Гендер в социальной работе // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". - М.: Информация - XXI век, С Кирилина А.В. Гендерные стереотипы в языке // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". - М.: Информация - XXI век, С Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы: теория и методика психотехнического анализа рекламы. - М.: РИП-холдинг, С Ильин., Е.П. Пол и гендер. С-Пб.: Питер,