Стандарты второго поколения в начальной школе (тезисы выступления, часть 3) МОУ «СОШ 36» Т. И. Горбунова, Н. М. Емельянова, В. Н. Сенчило.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Павленко Ирина Александровна учитель.
Advertisements

Требования к результатам освоения основной образовательной программы. Из опыта работы.
Группа «Разработка и апробация системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка.
ФГОС Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
РАБОТА В СИСТЕМЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. СТЕМЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. МАСТЕР – КЛАСС Бондаренко Светлана Валентиновна Учитель начальных классов.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
О ЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выполнила: Полякова Анна 31гр. ПНК.
Министерство образования Московской области Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку.
Выполнили: Заплава А.В., учитель математики, Астраханцева И.А., учитель истории.
Система оценки планируемых результатов освоения программы основного образования в контексте ФГОС Районный семинар
С ИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО З АМЕСТИТЕЛЬ.
Москва, РАО, 2 февраля 2010 года Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Г.С.
Освоение системы требований к оценке качества обучения Бондаренко С. В. учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2» 2013 г.
Оценка достижений планируемых результатов Группа террабиты.
ФГОС Новые подходы к системе контроля и оценивания планируемых результатов начального образования Медникова Л.А г.
Концептуальные и методологические основы ФГОС тема 4.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Проектирование раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» 9.
Транксрипт:

Стандарты второго поколения в начальной школе (тезисы выступления, часть 3) МОУ «СОШ 36» Т. И. Горбунова, Н. М. Емельянова, В. Н. Сенчило

Результаты образования Планируемые результаты Стандарты, программы, учебники, методические пособия Реализуемые результаты Достигнутые результаты Образовательный процесс Контроль и оценка

Новое в системе оценки результатов образования Система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования Ориентация на деятельностный подход Комплексный подход к оценке результатов образования «Встроенность» оценивания в образовательный процесс Оценка индивидуального прогресса учащихся.

Результаты начального образования можно представить как: предметные и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ начального образования (объект и содержание оценки) Субъективные методы оценки (инструментарий, процедуры и критерии) Объективные методы оценки (инстументарий, процедуры и критерии) ПроектыДругие Практические работы Портфолио Письменный или устный опрос Стартовый, текущий и итоговый контроль Тестирование (стандартизированное) Анкетирование (стандартизированное) Аттестация учащихся, педагогических кадров, образовательных учреждений Мониторинговые исследования Внутренняя оценкаВнешняя оценка Механизмы обеспечения качества оценки: -- Реалистичность требований и критериев -- Уровневые требования к результатам образования -- Открытость требований, процедур и критериев -- Сочетание внешней и внутренней оценки Основные группы пользователей (учащиеся, учителя, родители, управленцы, представители общественности, ученые) Цели использования результатов (принятия решений): -- переход на другую степень обучения (в основную школу); -- оценка качества образования; -- реформирование содержания Риски: – Искажение результатов оценки за счет неразработанности объективных критериев и процедур – Увеличение времени на оценку за счёт активного времени обучения – Натаскивание на содержание проверки – Перегруженность учителей и учащихся – Другие

Источник информации Общее кол-во позиций (из 102 возможных) Частотность Работы учащихся6867% Деятельность учащихся9795% Статистические данные8886% Результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ) 3837% Рекомендуемые источники информации для оценивания стартовую диагностику, текущее оценивание, итоговое оценивание. В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:

Методы оценивания Общее кол-во позиций (из 102 возможных) Частотность Наблюдение 4948% Оценка выполнения 8179% Выбор ответа 6867% Краткий ответ 7069% Открытый ответ 7775% Портфолио 5352% Самоанализ 2625% Рекомендуемые методы оценивания

Методы оценивания Инструменты оценивания Критериаль ные описания ЭталоныПамятки Линейки достижений Наблюдения Оценивание процесса выполнения Выбор ответа, краткий ответ Открытый ответ Рекомендуемые методы и инструменты оценивания

Итоговые проверочные работы Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе

Структура итоговых комплексных проверочных работ Основная часть От 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий Дополнительная часть 5 – 7 дополнительных заданий (выполняется на добровольной основе)

С помощью проверочных работ оценивается техника и навыки чтения; (примечание); культура чтения, навыки работы с текстом и информацией; читательский отклик на прочитанное; В области чтения овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи); умение строить свободные высказывания; сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста; объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы); В области системы языка

С помощью проверочных работ оценивается овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса; умение видеть математические проблемы; умение рассуждать и обосновывать свои действия; В области математики сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий; сформированность первичных предметных способов учебных действий; сформированность первичных методологических представлений. В области окружающего мира

Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года): направленность задания, рекомендации по проведению и оцениванию Задание 1. Предмет: ЧТЕНИЕ (читательская компетенция). Раздел: Техника и навыки чтения Оценивается скорость чтения текста «про себя». Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и с помощью песочных часов отмечает временной интервал в 1 мин. По повторному сигналу учителя дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Для удобства подсчета прочитанных за 1 минуту слов рядом с каждой строкой отмечено количество слов с начала текста до конца данной строки. Если отсчет времени ведется не с первого слова (детям дано некоторое время «вчитаться»), то дети ставят палочку и по первому сигналу учителя. В этом случае фиксация результатов и подсчет количества прочитанных за 1 минуту слов несколько усложняются: необходимо фиксировать два значения – порядковый номер первого слова и порядковый номер последнего слова. Скорость чтения определится как разность между этими двумя значениями. Коды оценки возможных ответов учащихся: 4 балла – темп чтения составляет более 41 слова в минуту; 3 балла – темп чтения составляет от 31 до 40 слов в минуту; 2 балла – темп чтения составляет от 21 до 30 слов в минуту; 1 балл – темп чтения составляет от 15 до 20 слов в минуту; 0 баллов – темп чтения ниже 15 слов в минуту. Интерпретация результатов 4 или 3 балла – ученик достиг базового и высоких уровней подготовки; 2 балла – ученик достиг высоких уровней базовой и повышенной подготовки; 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 4. Вопрос 1. Предмет: МАТЕМАТИКА (арифметика) Раздел:арифметические действия Оценивается умение формализовать условие, представленное в текстовой форме, и выполнить действие умножения. Правильный ответ 12 мышей. Коды оценки возможных ответов учащихся: 1 балл – дан ответ 12; 0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует. Интерпретация результатов 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 4. Вопрос 2. Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа) Раздел:природные объекты Оценивается знание детьми характерных особенностей строения некоторых животных (насекомых, птиц, зверей) и человека. Правильный ответ – у шмеля. Коды оценки возможных ответов учащихся: 2 балла – дан ответ: у шмеля; 1 балл – дан один из ответов: у коровы или у мыши; 0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует. Интерпретация результатов 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки; 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки

Имя Задание 1: Чтение, скорость чтения Задание 2: Чтение, понимани е прочитан ного Задание 3: Чтение, ОМ: объекты природы, текст Задани е 4, воп. 1 Матем. арифм. дейст. Задание 4, воп. 2 ОМ: объекты природы Задание 4, воп. 3 Матем., ОМ: объекты природы, отношения величин Задание 5 Русский язык: правопи сание, техника письма Задание 6, воп. 1 Русский язык: правопис ание, техника письма Задание 6, воп. 2 Русский язык: фонемат. слух Задание 6, воп. 3 Русский язык: слоги Задание 6, воп. 4 Русский язык: звуко- буквенны е связи перво го слова после днего слова кол-во прочит анных слов кол-во стрелок кол-во слов (р - из заданных рисунком) ответ (число) ответ (слово) ответ (число, слово) кол-во неиспра вленны х ошибок кол-во найденн ых слов и допущен ных ошибок кол-во букв кол-во слов и ошибок кол-во ошибок 1Настя А шмель 2, меньше 03, Коля В р0корова 2, больше 42, 101, 02 3Маша Н мышьменьше23, 032, 00 4Петя С сова223, 033, 10 5Соня К корова 2, меньше 23, Рая Л шмельбольше33, 333, 00 7Лена Т , меньше 23, Наташа Л челове к 423, Света Б корова 2, меньше 13, Дима С корова 2, меньше 13, 03 0 Фиксация результатов выполнения итоговой комплексной проверочной работы (1 класс) Основная часть работы

Анализ и интерпретация результатов выполнения итоговой комплексной проверочной работы (1 класс) Основная часть работы Имя Задание 1: Чтение, скорость чтения Задание 2: Чтение, понимание прочитанног о Задани е 3: Работа с текстом Задани е 3: ОМ: объекты природы Задани е 4, воп. 1 Матем. арифм. дейст. Задани е 4, воп. 2 ОМ: объекты природы Задани е 4, воп. 3 матем., отношени я величин Задание 4, воп. 3 ОМ: объекты природы Задан ие 5 Русск ий язык: правоп исание, техника письма Задание 6, воп. 1 Русски й язык: правописа ние, техника письма Задан ие 6, воп. 2 Русск ий язык: фонема т. слух Зад ани е 6, воп. 3 Рус ски й язы к: слоги Зада ние 6, воп. 4 Русс кий язык : звуко- буквен ные связи 1Настя А. Б, П Б ББ ББББ 2Коля В Б Маша Н. Б, П ББББ0ББББ0Б 4Петя С. БББ0000ББББ0Б 5Соня К. Б, П БББББББББ 6Рая Л. ББББББ, П0000БББ 7Лена Т. 0000Б000БББББ 8Наташа Л. Б, П Б000БББББ 9Света Б. Б, П БББББББББ 10Дима С. БББББББББББББ Группа риска – дети, набравшие суммарно менее 10 баллов из 41 возможного. Группа детей, достигших уровня базовой подготовки, но не превышающих его – дети, набравшие суммарно от баллов до балла (из 41 возможного). Группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней – дети, набравшие суммарно более баллов (из 41 возможного).

Образовательный стандарт фиксирует объем и уровень полноценного образования по каждой его области, учебной дисциплине и курсу. Все, чем обязан овладеть учащийся на уровне планируемых стандартом требований к результатам образования, должно стать его личным достоянием, усвоено сознательно и прочно. В достижении таких результатов школе необходимо видеть основы выполнения государственной образовательной программы Российской Федерации, а каждому учащемуся - свой нравственный долг перед обществом и страной. Это позволит добиться внутри страны некоторого необходимого качества общеобразовательной подготовки выпускников школы, обеспечить эквивалентность образования школьников, обучавшихся в различных типах школ, по разным методикам и учебникам. Обобщая интересы семьи и общества, государство устами президента и премьер-министра продекларировало следующие требования к результатам образования: безопасность, развитие человеческого капитала, конкурентоспособность. Дмитрий Медведев публично сделал акцент на воспитании личности, свободной и самостоятельной. И это рассматривается как одно из необходимых условий формирования гражданского общества.

Литература Н. Д. Никандров, А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. М. : Просвещение, (Стандарты второго поколения). Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М. : Просвещение, (Стандарты второго поколения). Логинова О.Б.,, Леонтьева М.Р. «Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». М. : Просвещение, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя. М. : Просвещение, Н. Д. Никандров, А. М. Кондаков, М. В. Рыжаков. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации: проект. М. : Просвещение, (Стандарты второго поколения). Фирсов В.В.

Литература Примерные программы начального общего образования. В 2 частях. – М. : Просвещение, (Стандарты второго поколения)., Логинова О.Б. и др. «Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ». М. Р. Леонтьева. Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения». М. : Просвещение, Презентация. «Подготовка специалистов начального образования к работе по федеральным государственным стандартам второго поколения». Презентация. - Москва, АПК и ППРО, Г.А. Цукерман. «Оценка без отметки». ФГОС – Публикации. standart.edu.ru. Фирсов В.В.