Организация учебной деятельности в условиях введения нового ФГОС на примере ОС «Школа 2100»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Advertisements

Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Универсальные Учебные Действия УУД – обобщенные способы деятельности, способствующие саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся. (А.Г. Асмолов,Г.В.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Примерная основная образовательная программа НОО Требования к кадрам и т.п. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОС.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕБОВАНИЯ.
Реализация стандартов второго поколения в «Школе 2100» А.А. Вахрушев, С.А.Козлова 1.
«Выстраивание преемственности между начальной и основной школой как одна из важнейших задач нового федерального государственного образовательного стандарта.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс Авторы: Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко Издательство: БАЛАСС.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Камышанова Т.В. Завуч по УВР в начальных классах МОУ СОШ 3 г.Суровикино Волгорадской области.
Обучение учителей планированию уроков, направленных на получение метапредметных и личностных результатов.
ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Современный урок Требования ФГОС. ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Особенности деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС.
Педагогические технологии и приёмы формирования универсальных учебных действий Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «Ромодановская.
Транксрипт:

Организация учебной деятельности в условиях введения нового ФГОС на примере ОС «Школа 2100»

Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ » Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний … Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться … Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности … ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ «РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования» ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ основной образовательной программы УСЛОВИЯМ Система оценки – новые задания на проверку действий! Сделаны по нач.школе, начата переработка ГИА и ЕГЭ АКЦЕНТ СМЕЩАЕТСЯ С ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ НА УМЕНИЯ ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат, что умеет наша система образования? Ф.ГОС.ОБР.СТАНДАРТ гг. «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий… составляет цель и основной результат образования» В чем принципиально изменились требования к результату? Готова ли к этому система образования?

ГДЕ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ БУДЕТ РЕАЛИЗОВАН ? Автоматически в любой школе Только в элитных образовательных учреждениях В школах с развивающей образовательной средой

КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Новый результат Предметное содержание Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и искусство. Информатика. Риторика. Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы Внеучебная (воспитательная) деятельность

Два варианта создания основной образовательной программы школы 1 вариант - отказаться от семейной жизни, засесть ночами в библиотеках и самим создать основную образовательную программу школы 2 вариант - зайти на сайт school2100.ru, скачать вариант основной образовательной программы, убрать лишнее, дополнить и озаглавить.

Что авторы «Школы 2100» подготовили в помощь педагогам, реализующим ФГОС? Скачать на сайте

ОС «Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов А. С помощью продуктивных предметных заданий Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Предметные линии развития: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и Искусство. Информатика. Риторика. Личностные результаты О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы

Важно не только сформулировать цели, но и довести их до конкретных действий на уроке «Главное не знания, а умения ими пользоваться» академик А.А.Леонтьев Функционально грамотная личность – гражданин России Результаты личностные, метапредметные (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные Цели предметов – линии развития (какие жизненные задачи помогает решать) Учебные задания, развивающие предметные умения

ФГОС и ООП (2009): личностные и метапредметные результаты Личностные - ценностно- смысловые установки, гражданская идентичность Регулятивные - направлены на организацию своей работы Познавательные – …воспринимать и анализировать сообщения,.. логические операции Коммуникативные – осуществлять сотрудничество, учитывать позицию партнера Оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков Организационные - организовывать свою деятельность Интеллектуальные - мыслить и работать с информацией Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми «Школа 2100» (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений

Химия География Обществоведение Биология История Русский язык Литература Чтение карт Картина мира Оценка рисков отношений человека и природы Оценка отношений человека и общества Понимание текстов Создание текстов Оценка роли языка в культуре Язык как система знаков Знания о писателях, жанрах … роль жизни Становление общества Связи в обществе Территориальные комплексы Превращения веществ Цели предметов – линии развития – обеспечивают не только предметные, но и метапредметные результаты Физика Общие законы природы Сведения на матем.языке Математика Логические рассуждения

Главное средство развития умений – ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ (самый нижний этаж) Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные. Найди у каждого предмета его Экватор, Полюс, Северное и Южное полушарие и подпиши их выделенными буквами.

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений У выпускника будут сформированы ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», м.: «Просвещение», 2010, с. 15) Личностные результаты Я умею объяснять, что я чувствую. Умение оценивать правильность поведения в быту.

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», м.: «Просвещение», 2010, с. 16) (2 класс, ч. 1, с. 42) Регулятивные универсальные учебные действия З Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке.

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений Выпускник получит возможность научиться осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», м.: «Просвещение», 2010, с. 17) Познавательные универсальные учебные действия (4 класс, ч. 1, с 65) (1 класс, ч. 2, с 49) Я умею наблюдать и делать выводы.

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений Выпускник научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», м.: «Просвещение», 2010, с. 18) (1 класс, ч. 1, с. 33) Коммуникативные универсальные учебные действия «Букварь, стр.23 Рассмотри серию картинок. О чем договариваются Ежик и Барсук? (диалог героев) Я могу составить и записать текст из нескольких предложений.

Как строить полный ответ на продуктивный вопрос? Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

ОС «Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов Б. С помощью образовательных технологий Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Учебники Подача матери- ала Регулятивные УУД Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план. Работая по плану, сверять свои действия с целью. Определять степень успешности выполнения своей работы. (Из программы формирования УУД)

21 Пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений Лена: На юге жарко. 3 класс, Окружающий мир – естествознание Миша: А как же Южный полюс? Сравните два утверждения – в чем противоречие? Какой возникает вопрос? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Где на Земле жарко, а где – холодно? Почему? РЕШЕНИЕ: Все зависит от того, прямые или косые лучи солнца падают на поверхность Земли. Где прямые – там жарко…

22 Проблемно-диалогическая технология обеспечивает развитие регулятивных умений. Окружающий мир. 3 класс Определяем проблему урока Вспоминаем то, что знаем Решаем проблему. Открываем новые знания Сравниваем свой вывод с авторским Применяем новые знания

Какие образовательные результаты обеспечивает проблемный диалог? 1.Регулятивные – умение решать проблемы 2.Коммуникативные – вести диалог 3.Познавательная – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4.Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

3) После чтения в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время чтения Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст) 1) До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа? Традиционное использование текстов на уроке: Вопросы на понимание факт. информации, Пересказ ЖИЗНЬ:

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология продуктивного чтения обеспечивает развитие коммуникативных умений (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Средство - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.

Чтение в режиме диалога с автором «Кто-то ночью утащил лес. В (интересно, а кто мог утащить?) О (предположи) Был он вечером, а утром исчез. В (значит, когда утащили лес?) Не осталось ни пенька, ни куста, Только белая вокруг пустота. В (странно, что же это за белая пустота?) О Где же прячется птица и зверь? И куда за грибами теперь?» П (мы получили ответы на все эти вопросы?) И.Токмакова ТУМАН п

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения? 1.Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора) 2.Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию 3.Личностные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения 4.Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)

Технология оценивания учебных успехов (мини) Традиции оценивания ЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе) КТО: Учитель ТО учебных успехов ЧТО: решение задач – оценка + отметка КТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге +еще 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности

ЧТО? Всё! Но отметка – за решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблице требований по умениям КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГОВЫЕ? Среднеарифм.за учебный модуль 7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ мини макс

30 Развитие умения самооценки. Памятка для ученика ЗАДАНИЕ: решение: Самооценка (диалог с учеником): 1. Что нужно было сделать? 2. Удалось ли сделать? 3. Все правильно или есть недочеты? 4. Сделал сам или с чьей-то помощью? 5. Как мы отличаем «5», «4», «3»? 6. Какую поставишь себе отметку? ?

Какие образовательные результаты обеспечивает технология оценивания учебных успехов? 1.Регулятивные – умение определять, достигнут ли результат деятельности 2.Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зрения 3.Познавательные – логически обосновывать свои выводы 4.Личностные – толерантное отношение к иным решениям

Вернемся к проблеме: Как получить НОР? Может ли комплекс технологий «Школы 2100» обеспечить реализацию деятельностного подхода? ФГОС НОО. I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Пункт 7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: -развитие качеств личности, отвечающих требованиям инновационной экономики, дем.гражд.общества …; (…) -ориентацию на результаты образования …, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; (…) -признание решающей роли …способов организации образовательной деятельности …в достижении целей; -обеспечение преемственности… и учет индивидуальных особенностей каждого…, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми;.

Что же такое ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД? Вклад советской педагогики: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов и др. По А.Н.Леонтьеву деятельность – активность по преобразованию действительности. Структура деятельности (психология): мотив – цель (задача) планирование средств решения – действия (решение задачи), – оценка достижения цели. Итог - ВНИК «ШКОЛА» 1988 год: "деятельностный подход ориентирует …на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, бесполезности самих знаний и умений, которые не реализуются в деятельности". ПРАКТИКА: Давыдовцы, Занковцы, Метод Петерсон, «Школа 2100» и др.

Деятельностный ПРАКТ. – разделите два подхода в образовании: Формирующий «Вам сейчас нужно…» «Записывайте тему… Цель нашего урока…» Первое…» Сообщение, понимание, усвоение «Вам все понятно? Повторите!» В основном в такой же ситуации - по образцу Мотив Цель План Действия Оценка Приме- нение Решение, открытие, преобразование «Удивительно! Это как же?» «У нас не получается!» «Кто догадался, какая у нас сегодня цель, проблема, вопрос?» «С чего начнем поиск?» «Мы достигли цели? В чем заключается решение?» В т.ч. в измененной ситуации (жизненной) - переложение ОБЪЕКТ СУБЪЕКТ

Отметьте те УУД, что проявляют ДП (деятельн. подход) Предполагать, какая информация нужна для решения задачи, отбирать источники информации Извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций, чтение изучающее, ознаком. просмотровое. Анализировать (выделять существенные признаки, составные части) и обобщать факты и абстр.понятия Группировать (классифицировать) факты, явления, абстр.понятия Сравнивать: факты, явления, абстр.понятия Устанавливать причины явлений и следствия Выделять аналогии и решать задачи на их основе. Представлять информацию в развернутом и сжатом виде (текст, таблица, схема, план, конспект) Определять цель обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: Планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно: Работать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки Определять степень успешности работы по критериям, причины успеха или неуспеха (находить выход). Высказывать свое мнение (устно/письменно), и обосновывать его, приводя аргументы и факты Быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки Объяснять смысл слов и словосочетаний в речи, исходя из опыта, с помощью словаря, контекста Воспринимать информацию, данную в явном виде: (из текста, на слух, выделять тему и ключевые слова) Вычитывать информацию, данную в НЕявном виде (с помощью учителя и самостоятельно) Понимать концептуальный смысл текстов/высказываний в целом. Интерпретировать (понимать и оценивать) текст (в виде творческого пересказа, эссе) Вести диалог: с автором текста; с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего» Относиться к иной точке зрения: принимать как должную наличия иной точки зрения, понимать ее Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика), вырабатывать решения Предотвращать и преодолевать конфликты - идти на взаимные уступки, уметь договариваться Отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначн. и неоднозн. ситуациях Отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои) Объяснять, оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Осознавать и называть свои личные: качества и черты характера, мотивы, цели и результаты саморазвития Объяснять, что связывает тебя – гражданина России - с судьбой твоего народа и всей страны…, Строить отношения с людьми других мировоззрений: Уважать иную культуру не допускать оскорбления. Формулировать правила поведения общие для всех людей, в т.ч для выхода из конфликтов Выбирать поступок в однозначно оцениваемых и не однозначных ситуациях Признавать свои плохие поступки и отвечать за них - принимать наказание - налагать на себя наказание

Может ли комплекс технологий «Школы 2100» обеспечить реализацию деятельностного подхода? Уроки по КОМПЛЕКСУ ТЕХНОЛОГИЙ «Школы 2100» технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1.Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3.Учитель предлагает ученикам диалог, задания и ученики открывают новые знания, находят решение. 4.Ученики применя- ют новые знания. технолог. ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕХОВ технолог. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какое было задание? -Справился? Правильно? Сам? -Какую ставлю себе отметку? 1. До чтения – предполагаем о чем? 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, подтексты. 3. После чтения – преобразуем информацию в свое понимание 2.Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового

Отметьте те УУД, что развивает КТ (комплекс технол. 2100) Предполагать, какая информация нужна для решения задачи, отбирать источники информации Извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций, чтение изучающее, ознаком. просмотровое. Анализировать (выделять существенные признаки, составные части) и обобщать факты и абстр.понятия Группировать (классифицировать) факты, явления, абстр.понятия Сравнивать: факты, явления, абстр.понятия Устанавливать причины явлений и следствия Выделять аналогии и решать задачи на их основе. Представлять информацию в развернутом и сжатом виде (текст, таблица, схема, план, конспект) Определять цель обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: Планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно: Работать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки Определять степень успешности работы по критериям, причины успеха или неуспеха (находить выход). Высказывать свое мнение (устно/письменно), и обосновывать его, приводя аргументы и факты Быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки Объяснять смысл слов и словосочетаний в речи, исходя из опыта, с помощью словаря, контекста Воспринимать информацию, данную в явном виде: (из текста, на слух, выделять тему и ключевые слова) Вычитывать информацию, данную в НЕявном виде (с помощью учителя и самостоятельно) Понимать концептуальный смысл текстов/высказываний в целом. Интерпретировать (понимать и оценивать) текст (в виде творческого пересказа, эссе) Вести диалог: с автором текста; с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего» Относиться к иной точке зрения: принимать как должную наличия иной точки зрения, понимать ее Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика), вырабатывать решения Предотвращать и преодолевать конфликты - идти на взаимные уступки, уметь договариваться Отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначн. и неоднозн. ситуациях Отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои) Объяснять, оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Осознавать и называть свои личные: качества и черты характера, мотивы, цели и результаты саморазвития Объяснять, что связывает тебя – гражданина России - с судьбой твоего народа и всей страны…, Строить отношения с людьми других мировоззрений: Уважать иную культуру не допускать оскорбления. Формулировать правила поведения общие для всех людей, в т.ч для выхода из конфликтов Выбирать поступок в однозначно оцениваемых и не однозначных ситуациях Признавать свои плохие поступки и отвечать за них - принимать наказание - налагать на себя наказание

ОС «Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов В. С помощью проектов и жизненных задач Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы

Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия Пример из пособия для 2-4 кл. «Все узнаю, все смогу» Тема «Школа»

Решение жизненных задач развивает все универсальные учебные действия Пример из учебника «Информатики и ИКТ» 3 кл.

КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Новый результат Предметное содержание Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и искусство. Информатика. Риторика. Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы Внеучебная (воспитательная) деятельность