1 Теория и практика реализации ФГОС НОО. Утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года 373 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Advertisements

Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Ведение регионального компонента в контексте ФГОС 1.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
111 Наша новая школа. Новые образовательные стандарты г Педагогический совет.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
ФГОС НОО Родительское собрание МОУ Саккуловская СОШ 2011.
Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Работу выполнили: Юханова Е.Н., учитель русского языка МОУ СОШ 4 Акименко В.И., учитель.
Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
Что такое ФГОС? ФГОС – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) и структуре ООП в соотношении частей.
Транксрипт:

1 Теория и практика реализации ФГОС НОО

Утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года 373 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З « 26 » ноября 2010 г. Москва 1241 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 Министр А. А. Фурсенко 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) ПРИКАЗ Зарегистрирован в Минюст России от 12 декабря 2011 г. N сентября 2011 г. N 2357 Москва О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 Министр А. А. Фурсенко

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ Москва 189 Зарегистрировано в Минюсте России , регистрационный номер19993 Об утверждении СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Г.Г. Онищенко 5

6 Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации «Об образо- вании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»

7 Основы школьного стандарта Научная основа Идеологическая основа Идеологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования, системно-деятельностный подход Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования 7

Определяет: Определяет: Характер современного национального идеала Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи Систему базовых национальных ценностей Основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Определяет: Определяет: Характер современного национального идеала Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи Систему базовых национальных ценностей Основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 8 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

История национального идеала Средневековая Русь Воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен в образе Иисуса Христа 18 век Идеал – человек государственный, слуга царю и Отечеству. Образовательная система ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд Советский период Сформирован высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности 90– годыИдеал свободной в своем определении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом 9

Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее нашей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее нашей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 10

Основные моральные ценности Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество Основные моральные ценности Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 11

Нормирует содержание учебных программ, организацию учебной деятельности по учебным предметам Определяет элементы научной и функциональной грамотности, без освоения которых уровень общего образования не может быть признанным достаточным Нормирует содержание учебных программ, организацию учебной деятельности по учебным предметам Определяет элементы научной и функциональной грамотности, без освоения которых уровень общего образования не может быть признанным достаточным Фундаментальное ядро содержания образования 12

Место и назначение Фундаментального ядра в системе нормативного обеспечения стандартов ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Учебный план Планируемые результаты обучения ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО – базовый документ Программа формирования универсальных учебных действий ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Что представляет собой ФГОС? Что представляет собой ФГОС? 14

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Вводится в систему нормативно- правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими аккредитацию 15

16 Основные характеристики Стандарта новое содержание Cтандарта (совокупность требований); новый формат Cтандарта (рамочный документ); расширение функций и пользователей Cтандарта; новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)

Какие требования содержит ФГОС? Какие требования содержит ФГОС? 17

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования к структуре основной образовательной программы начального общего образования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (кадровые, финансовые, материально- технические и.т.д.) 18

Нормативный срок освоения ООП НОО составляет четыре года 19

Что определяет ООП? 20

Основная образовательная программа Главный объект стандартизации Определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования

впервые рассматривается как целостный документ, содержит обязательную часть (80%) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20%), определяются разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) Основная образовательная программа

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Количество учебных занятий за 4 года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения

Какие учебные занятия предусматриваются в части УП НОО, формируемой участниками образовательного процесса? Какие учебные занятия предусматриваются в части УП НОО, формируемой участниками образовательного процесса? 25

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть УП формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Какие разделы содержит ООП НОО? Какие разделы содержит ООП НОО? 27

ООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный, организационный ООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный, организационный 28

Целевой раздел включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: - программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; - программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; - программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел включает: - учебный план начального общего образования; - план внеурочной деятельности; - систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта

Стандарты должны обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования 32

Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы гражданского общества; преемственности ООП НОО, ООО, С(п)О, НПО, СПО, ВПО; единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия образовательных систем и видов ОУ и др. 33

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Общественный договор новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина 34

35 Стандарты способны выполнить свою функцию в том случае, если при их разработке и принятии будет уделено должное внимание выявлению и согласованию индивидуальных, общественных, государственных интересов и потребностей в общем образовании

Какой подход лежит в основе ФГОС? В основе реализации ФГОС лежит системно- деятельностный подход 36

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; 37 Системно- деятельностный подход предполагает: Системно- деятельностный подход предполагает:

переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; 38 Системно- деятельностный подход предполагает: Системно- деятельностный подход предполагает:

ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; 39 Системно- деятельностный подход предполагает: Системно- деятельностный подход предполагает:

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; 40 Системно- деятельностный подход предполагает: Системно- деятельностный подход предполагает:

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; 41 Системно- деятельностный подход предполагает: Системно- деятельностный подход предполагает:

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; 42 Системно- деятельностный подход предполагает: Системно- деятельностный подход предполагает:

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. 43 Системно- деятельностный подход предполагает: Системно- деятельностный подход предполагает:

44 Стандарты первого поколенияФГОС «Знаниевая» парадигма Системно -деятельностная парадигма Изучение основ наукОбеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук Компоненты образования - знания умения навыки Компоненты образования - систематические знания наряду с метапредметными умениями Задачи и критерии оценки – освоение обязательного минимума Задачи и критерии оценки – овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом

Какие результаты освоения ООП планируются в ФГОС? В чем состоит инновационность предметных результатов? Какие результаты освоения ООП планируются в ФГОС? В чем состоит инновационность предметных результатов? 45

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя п озиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты ООП

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса

Обеспечение достижения планируемых результатов Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, реализаций внеурочной деятельности Обеспечивается за счет освоения учебных программ по отдельным предметам

Система оценки - это сложная и многофункциональная система. Включает: текущую, итоговую оценку результатов деятельности младших школьников, оценку деятельности педагогов и школы, оценку результатов деятельности системы образования.

Какие результаты подлежат итоговой оценке? Какие результаты подлежат итоговой оценке? 50

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО, необходимых для продолжения образования

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени обучения

Какие результаты не подлежат итоговой оценке? Какие результаты не подлежат итоговой оценке? 53

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения ООП НОО относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм, и др.

55

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС утверждение сетевого графика введения ФГОС НОО, создание рабочей группы; создание Совета по введению ФГОС, обеспечивающего координацию действий педагогического коллектива, информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение Стандарта; принятие решения органа государственно- общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО;

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС разработка рабочей группой основной образовательной программы образовательного учреждения; формирование списка учебников и учебных пособий; разработка и утверждение формы договора о предоставлении общего образования в образовательном учреждении;

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС внесение необходимых изменений в Устав образовательного учреждения; приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников ОУ; определение оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Финансово-экономическое сопровождение разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Кадровая политика осуществление повышения квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); разработка плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников; разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Информационное обеспечение использование информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, Интернет-страничка, выставки, презентации и т.д.)

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Материально-техническое сопровождение обеспечение доступа педагогов и обучающихся к электронным образовательным ресурсам; разработка локальных актов, устанавливающих требования к объектам инфраструктуры (положения о культурно-досуговом центре, информационно- библиотечном центре, физкультурно- оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.);

НЕ ДОЛЖНА СТАТЬ ДЕЛОМ ОТДЕЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ, В НЕЙ ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ ВЕСЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Подготовка образовательного учреждения к введению ФГОС 63

64 Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Четыре столпа образования: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить (существенным становится то, не что нового узнал учащийся на уроке, а чему он научился) Четыре столпа образования: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить (существенным становится то, не что нового узнал учащийся на уроке, а чему он научился) 65