ПКИПКРО Кафедра воспитания и дополнительного образования Тема: Ученическое самоуправление как механизм гражданского образования учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Основы моделирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении"
Advertisements

Основы моделирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении (тезисы доклада) © Прутченков А.С.
Основы моделирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении.
Детские и молодежные общественные организации как партнеры ученического самоуправления.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Правовые основы организации школьного ученического самоуправления.
1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Конституция Российской Федерации; 4. Закон РФ "Об образовании"; 5. Закон РФ "Об.
Правовые основы организации школьного ученического самоуправления.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
Актуализация деятельности ученического самоуправления 2010 г.
Об изменениях в законодательстве Российской Федерации.
Самоуправление: понятие и основы © А.С. Прутченков, 2010.
Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании; Федеральный закон «Об основных.
Реализация принципа государственно-общественного управления образованием предполагает постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием,
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
Воспитание как педагогический процесс.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
МОДЕЛИРОВАНИЕ. Понятие модели. Модель (modelium) – мера, образ, способ и т.д. Модель - это новый объект, отличный от исходного, который обладает существенными.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Правовые основы организации школьного ученического самоуправления.
Транксрипт:

ПКИПКРО Кафедра воспитания и дополнительного образования Тема: Ученическое самоуправление как механизм гражданского образования учащихся

Статья 2 «демократический, государственно- общественный характер управления образованием» и «автономность образовательных учреждений»

статья 11. «Учредитель (учредители) образовательного учреждения», статья 13 «Устав образовательного учреждения» и статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Федерального закона. статья 35 четко определяет принципы управления муниципальным образовательным учреждением, каковым является школа: «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Понятие «школьное ученическое самоуправление» в наибольшей степени подходит и к реализации большой программы включения молодых людей, обучающихся в образовательных учреждениях, и их родителей в процесс управления образовательным учреждением, и к ведению гражданского воспитания молодежи.

Этимологически термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» «сам» и «nomos» «закон», что означает «самоуправляемый», который сам себя детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

С социологической точки зрения самоуправление это коллективное управление, участие всех членов организации, всего населения в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений.

впервые в истории России свободные равноправные выборы в ответственные перед местными сообществами представительные органы власти (именно такие выборы являются важнейшим признаком современного самоуправления) на территории целого государства состоялись менее 100 лет назад. Это произошло в феврале 1918 года, когда были сформированы волостные самоуправления, которые стали одним из итогов начавшихся в феврале 1917 года либеральных преобразований. Этот прорыв в реальном волеизъявлении широких слоев российского общества был лишь временным, в августе 1918 года специальным декретом советского правительства волостное самоуправление было ликвидировано. И все же мы можем гордиться тем, что Россия стала первооткрывателем современного муниципального самоуправления, образованного на основе равного волеизъявления и выбора всех граждан, проживающих в одном малом сообществе. Во всех остальных государствах мира этот главнейший принцип современного самоуправления стал применяться уже позже.

Закон «О местном самоуправлении», принятый 6 июля 1991 года, ввел принцип самоуправления для местных сообществ. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 год) закрепил самостоятельность местных сообществ, в том числе и в формировании и распоряжении местным бюджетом и муниципальным имуществом. К весне 1997 года уже во всех местных сообществах (в соответствии с положениями закона их теперь называют муниципальными образованиями, этот термин будем использовать и мы) прошли выборы в местные органы власти в соответствии с этим законом.

Общепринятым для мирового сообщества является определение, данное в европейской Хартии местного самоуправления (статья 3): «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Аналогичные формулировки приводятся в статье 130 Конституции Российской Федерации и в статье 2 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данное определение выделяет 3 составные части любого самоуправления: 1) Юридическую: право сообщества самому и под свою ответственность решать свои внутренние (местные) вопросы. 2) Экономическую: возможность строить свою жизнь для собственного блага и за свой счет, то есть наличие финансов и имущества, достаточных для удовлетворения коллективных требований. 3) Властную: создание собственных органов власти и управления, уполномоченных сообществом осуществлять компетенцию, доверенную законами страны этому сообществу.

Таким образом, самоуправление является властью особого рода, публичной властью и властью местного сообщества, действующей по уполномочию центральных властных органов и на основе доверия членов этого сообщества. Обозначенные составные части самоуправления позволяют определить те существенные признаки, которые и формируют понятие самоуправления. К таковым признакам можно отнести:

Централизованно устанавливаемые ограничения, представленные 2 группами: границы (территориальные, структурные), очерчивающие «территорию», на которой действует самоуправление, и нормативные ограничения, обуславливающие принципы и порядок деятельности самоуправления. Наличие собственной компетенции, то есть собственного круга дел, не совпадающего с компетенцией центральных властных органов и связанных, как правило, с организацией местной жизни сообщества. Сделаем здесь существенное замечание. Если центральный властный орган хочет переложить на самоуправление часть своих компетенций, то он обязан выделить материальную компенсацию за переложение собственных функций. Хозяйственная самостоятельность в решении местных вопросов. Она предполагает наличие самостоятельных источников средств для решения местных проблем, отнесенных к компетенции самоуправления. Ответственность перед сообществом, когда формирование органов самоуправления, их персонального состава, структуры власти и управления, регламентов представительных и исполнительных ветвей власти и главы самоуправления производится самим местным сообществом, а не центральными органами.

Если в общеобразовательном учреждении принимается решение о введении школьного самоуправления, то самое серьезное внимание следует уделить тому, как это самоуправление будет формироваться. Привлечение к этому процессу всех участников образовательного процесса (педагогический коллектив, обучающиеся и их родители) не только отвечает принципам самоуправления, но и закреплено законодательно (статьи 50, 52, 55 Закона «Об образовании»). Отметим, что для обучающихся участие в самоуправлении, прежде всего в ученическом, должно быть регламентировано положением устава общеобразовательного учреждения.

1. Всеобщая декларация прав человека. 2. Конвенция о правах ребенка. 3. Конституция Российской Федерации. 4. Закон РФ «Об образовании». 5. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». 6. Типовое положение об общеобразовательном учреждении и другие локальные акты.

«….права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами…».

«…Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения; е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений».

«…Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления…».

«… Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы…».

Под «моделью» вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия и конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях. В широком смысле «модель» это аналог какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.

Модели подразделяют на материальные и информационные, последние в свою очередь подразделяются на вербальные и знаковые, знаковые делятся на математические, логико-математические, компьютерные и некомпьютерные. В прикладных областях человеческой деятельности различаются материальные и абстрактные модели, абстрактные модели разделяются на следующие виды. 1. Информационные модели это класс знаковых моделей, описывающих информационные процессы (возникновение, передача и использование информации в системах самой разнообразной природы). 2. Математические (знаковые) модели, выражающие существенные черты объекта или процесса языком уравнений и других математических средств. Они традиционны для теоретической физики, механики, химии, биологии и ряда других, в том числе гуманитарных и социальных наук. 3. Вербальные (текстовые модели). Эти модели используют последовательность предложений на формализованных диалектах естественного языка для описаний той или иной области действительности (примерами такого рода моделей являются милицейский протокол, правила дорожного движения и пр.).

1. Статическая модель это как бы одномоментный срез информации по объекту (результат одного обследования). 2. Динамическая модель позволяет увидеть изменения объекта во времени.

Можно классифицировать модели и по тому, к какой области знаний они принадлежат (биологические, исторические, экологические и т.п.). 1. Учебно-наглядные модели пособия, тренажеры, обучающие программы. 2. Опытные модели уменьшенные копии (автомобиль в аэродинамической трубе). 3. Научно-технические синхрофазотрон, стенд для проверки электронной аппаратуры. 4. Игровые экономические, спортивные, деловые игры. 5. Имитационные не просто отражают реальность, но имитируют ее (на мышах испытывается лекарство, в школах проводятся эксперименты и т.п.). Такой метод моделирования называется методом проб и ошибок.

Материальные модели иначе можно назвать предметными. Они воспринимают геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение. Информационные модели нельзя потрогать или увидеть. Они строятся только на информации. Информационная модель совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. Вербальная модель информационная модель, в мысленной или разговорной форме. Знаковая модель информационная модель выраженная знаками, т.е. средствами любого формального языка. Компьютерная модель модель, реализованная средствами программной среды.

Модель это прежде всего продукт моделирования, то есть процесс, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект, то есть тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет. В зависимости от критериев, пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модели могут существенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления и насколько эффективно она позволяет воздействовать на управляемый объект.

1. Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данный принцип используется при построении позиционной, организационной, управленческой модели. Поскольку структура школьного самоуправления состоит из большого числа (количества) элементов, каждый из которых, в свою очередь, может рассматриваться в качестве отдельной сложной системы, необходимо выделить те критерии, которые обусловливают отношения между элементами школьного самоуправления, разделяя их на главные и второстепенные, выделяя выше и нижележащие уровни функционирования самоуправления. Кроме того, междисциплинарный характер их описания, возможность рассмотрения школьного самоуправления с разных сторон через взаимосвязь с общенаучной категорией деятельности, с проблемой творчества как потребности развития общества и личности, в качестве обучения и воспитания учащихся, заставляет провести специальный анализ взаимоотношений между данными разнородными подходами и проследить их уровневую организацию.

2. Модульный принцип построения модели самоуправления. Наличие у школьного самоуправления значительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет нас провести анализ возможных степеней взаимодействия между ними. Отдельные элементы школьного ученического самоуправления должны образовывать внутри целостной системы деятельности более или менее устойчивые и опосредованные связи, вследствие чего модель должна быть построена с учетом блочно-модульной организации всех ее элементов. Помимо этого, модульный принцип построения модели позволяет выделенные блоки-модули модели в качестве ее мета-элементов, что ведет к значительному расширению границ и возможностей анализа проблемы школьного ученического самоуправления. Каждый из таких блоков- модулей может иметь самостоятельное значение как средство оптимизации и активизации усвоения основ деятельности школьного ученического самоуправления.

3. Принцип структурности в построении модели школьного самоуправления. Позиционная, организационная, нормативно- правовая, управленческая модели. Для построения модели ученического самоуправления большое значение имеет выделение среди ее элементов структурной части, т.е. совокупности устойчивых связей между основными частями объекта исследования, обеспечивающих его единство и тождественность самому себе. Структура должна выражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних изменениях условий протекания деятельности. В то же время среди выделенных связей элементов школьного ученического самоуправления могут быть и те, появление которых носит частный, случайный характер. Применение принципа структурности, как правило, позволяет определить причины проявления этих случайных связей и динамику их существования. Модель школьного ученического самоуправления должна установить необходимые стабильные связи, определяющие ход развития моделируемого объекта.

4. Принцип гуманизации в построении модели школьного ученического самоуправления. Данный принцип осуществляет общецивилизационную тенденцию возвышения человека, культивирования его субъективности, органичности, целостности, что особенно важно, когда речь идет о развитии и воспитании подрастающего поколения.

5. Принцип междисциплинарности в построении модели ученического самоуправления. Указанный принцип предполагает использование содержания и методов различных научных и учебных дисциплин.

6. Принцип самоопределения в построении модели ученического самоуправления. Реализация данного принципа создает возможности конструирования своего собственного образа, проектирования своей жизненной траектории, утверждая доверие как феномен личностно- ориентированного подхода.

1. Модель всегда индивидуальна. Исходной позицией создания модели школьного ученического самоуправления должно быть ясное понимание того, что регион или отдельная организация не может вступить на путь инновационного развития по чужой модели. У каждого инновационного проекта свой индивидуальный путь развития, в котором учитываются специфика и реальное состояние научного, кадрового, материального, технического и прочего потенциала. Практика показала, что чужие проекты нежизнеспособны в системе, они обречены на провал. Любой проект наполняется содержанием конкретных межличностных отношений, и они накладывают свои влияния на проектируемые взаимодействия, меняя их суть.

2. Модель это объект, которого нет в действительности. Если в практике существует объект, который предполагается рассмотреть как инновационный аналог будущего проекта, то есть осуществить попытку его простого заимствования или механического переноса, то можно говорить о том, что такой подход неправомерен. Ибо в данном случае речь будет идти не о моделировании и его. Проектная деятельность предполагает бросок вперед, и к тому же существующая модель при переносе в новые условия обязательно будет претерпевать изменения, о которых было сказано выше.

3. Модель носит прогностичный характер. При разработке прогностической модели участники проектирования составляют прогноз будущего. Задача проектирования состоит в том, чтобы спроектировать такую систему школьного ученического самоуправления, которая не только соответствовала бы потребностям сегодняшнего дня, но и опережала эти потребности. Прогнозируют состояние школьного ученического самоуправления, его кадровое и научное обеспечение, контингент учащихся, используемые и требующиеся программы, педагогические технологии на перспективу (в теории), то есть создают объект, которого нет в действительности. Причем каждый из вышеназванных составляющих при изменении влечет изменение остальных. Так, например изменение контингента учащихся требует изменения кадрового состава педагогических работников, изменения обучающих программ, педагогических технологий, режима работы учреждения. Поэтому, составляя прогностическую модель, необходимо учитывать взаимосвязь всех структурных элементов образовательной деятельности.

4. Модели носят объяснительный характер. Модель объясняет, как изменится структура управленческой, организационной, педагогической деятельности с работой школьного ученического самоуправления. Объясняет специфику этой деятельности с учетом местных особенностей. Модель позволяет объяснить, каковы будут отличия новой деятельности, осуществляемой в коллективе, и соотнесение этой деятельности с целевыми установками отдельной личности.

5. Процесс создания модели (моделирование) выступает средством соорганизации деятельности всех участников проектирования. Анализ практики организации проектирования педагогических систем подтверждает предположение о том, что проектирование акт социального действия. Оно немыслимо без участия тех людей, которые будут этот проект реализовывать. Как показывает практика, привлечение к проектированию тех, кому быть участником реализации проекта еще на самых ранних стадиях и этапах работы над проектом, необходимо с целью разрушения старых стереотипов, старых идеалов и построения новой системы, новых идеалов. Этот процесс способствует формированию команды с согласованными целью, задачами, направлениями деятельности, что впоследствии будет способствовать преодолению негативного отношения к проектной деятельности, неаргументированной критике и отказу в работе.

6. Модель является инструментом для конструирования возможных будущих ситуаций, нахождения альтернатив в развитии с учетом главного связи между процессом школьного ученического самоуправления (или другим) и организацией учебного заведения. Видение участником проблемы, выдвигаемой им и решаемой в ходе коллективной работы, наталкивается на другие альтернативные видения. При этом участники вынуждены начать соотносить свои видения с предлагаемыми или выдвигаемыми другими участниками, согласовывать и выбирать наиболее перспективные и продуктивные, позволяющие наиболее полно, четко, весомо, значимо объяснить суть проекта и направлений продвижения к цели.

Моделирование как средство соорганизации различных вариантов проекта выполняет свои функции при условии принципа общности, то есть в разработке инновационных моделей принимают участие все субъекты проектирования. При нарушении этого принципа разработанная модель становится неадекватной реальному содержанию образовательной деятельности, что приводит к нарушению целостности функционирования инновационного проекта. Построение управленческой модели заключается в построении и установлении связей и отношений между субъектами, включенными в деятельность школьного ученического самоуправления, возникающими на основе основных идей (целей) этой деятельности. Управленческая модель может быть выведена в обособленный проект.

по виду преобладающей собственности на средства производства (капиталистическая, социалистическая, корпоративная); по степени рыночного влияния на экономику (рыночная либеральная, рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного планового управления с элементами рынка); по масштабу и уровню управления (макромодель, отраслевая модель, региональная модель, муниципальная модель, микромодель); по характеру реализации властных полномочий (авторитарная, демократическая); по месту человека в системе производительных сил (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная); по территориальному происхождению и месту широкой адаптации (российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская, советская и т.п.); по принадлежности к соответствующим школам менеджмента (школа «научного менеджмента», школа «рациональной бюрократии», «административная школа», «классическая» школа, школа НОТ, школа «человеческих отношений», мотивационная школа, школа «организационного поведения»); по роли и месту человека в системе управления по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде (статическая, или традиционная, консервативная, текущего состояния; ситуационная; адаптивная, или опережающая, инновационная; динамическая, или прогнозная, вероятностная, модель развития).

Если говорить об управлении организацией, то доминирующими являются следующие три модели: 1) жесткая (или формальная, административная, авторитарная) модель; 2) мягкая (или неформальная, социально- психологическая, органическая) модель; 3) комбинированная модель, в достаточно сбалансированной форме сочетающая в себе элементы и жесткой, и мягкой модели. Таким образом, для разработки проекта ученического самоуправления целесообразно обратиться к моделированию как методу исследования.

Раздел I. Требования к качеству разработки модели Это система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования. 1. Научная обоснованность: наличие четкой цели создания и функционирования модели; раскрытие цели через конкретные задачи, поставленные перед данной моделью; педагогически обоснованное соотношение административной и игровой деятельности в модели самоуправления; опора на имеющийся опыт, как собственный, так и других образовательных учреждений подобного типа; учет современных педагогических достижений и передового опыта.

2. Четкость структуры модели: наличие с учетом поставленной цели элементов модели, необходимых и достаточных для ее нормального функционирования; взаимосвязь элементов модели, отсутствие «лишних» звеньев; выделение уровней самоуправления (личность, первичный коллектив, ученический коллектив, образовательное учреждение) и описание возможностей на каждом из них для всех участников образовательного процесса; взаимодействие с педагогическим и родительским самоуправлением, с администрацией образовательного учреждения; простота и доступность описания модели для понимания участниками образовательного процесса. 3. Качество нормативно-регламентирующей базы: наличие соответствующих положений в уставе общеобразовательного учреждения; наличие дополнительных локальных актов, регулирующих самоуправление. 4. Технологичность модели: разнообразие форм деятельности органов ученического самоуправления; воспроизводимость модели в условиях данного общеобразовательного учреждения. предсказуемость результатов ее функционирования; возможность измерить результаты функционирования модели. 5. Наличие педагогически целесообразной социально полезной деятельности: наличие системообразующей деятельности; разнообразие деятельности органов самоуправления; соответствие содержания деятельности цели и задачам данной модели самоуправления.

6. Обеспечение функционирования модели: наличие методических разработок и материалов для педагогов, координирующих самоуправление; наличие методических разработок и материалов для школьного актива; наличие подготовленных педагогов (организаторов и вожатых) и системы их подготовки; наличие подготовленного актива школьников и системы его постоянного обучения; наличие необходимой и достаточной для эффективного функционирования модели материально-технической базы (помещения, оргтехника, канцтовары и т.д.). 7. Учет условий данного общеобразовательного учреждения: учет традиций образовательного учреждения, сложившегося морально- психологического климата в коллективе; учет особенностей контингента обучающихся; учет типа общеобразовательного учреждения; учет воспитательного потенциала педагогического коллектива; учет воспитательного потенциала родительской общественности; учет социальной ситуации, сложившейся в настоящее время вокруг образовательного учреждения.

8. Положительное отношение к данной модели: отношение учащихся разных возрастов (младшие школьники, подростки, старшеклассники); отношение педагогов различного профиля, отношение родителей различных категорий; отношение органов управления образованием разного уровня; отношение общественности микрорайона, различных государственных и общественных организаций и структур. 9. Творческий вклад авторского коллектива: особые отличия предложенной модели от подобных моделей ученического самоуправления; уникальные признаки, отличающие данную модель от других моделей ученического самоуправления.

Это система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность в статическом состоянии. 1. Блок целеполагания это принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления. Педагогическая цель организации ученического самоуправления создание условий для развития свободной и ответственной личности на основе активной социальной практики. Ценности, которые могут быть заложены в модели ученического самоуправления: гражданское общество, правовое государство, демократические выборы, экономические свободы и рыночная экономика. Идеология «Гражданское общество будущее человечества».

2. Позиционный блок это общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением. 3. Организационный блок это выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива, уровень ученического коллектива, общешкольный уровень и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.

4. Нормативный блок дает перечень и краткую характеристику основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность. Как правило, это устав общеобразовательного учреждения с указанием конкретных положений, регулирующих взаимоотношения администрации и органов самоуправления, Положение о самоуправлении (педагогическом, ученическом, родительском) и т.д.

5. Содержательный блок позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления. В основе деятельности ученического самоуправления изучение интересов и запросов обучающихся, их обобщение и доведение до сведения администрации школы, организация конкретной работы по их удовлетворению, как правило, своими силами. Каждая школа самостоятельно выбирает системообразующую деятельность, исходя из своих традиций и перспектив развития. 6. Технологический блок раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности, а также основные методы организации самоуправленческой деятельности на разных уровнях субъектных отношений. Например, заседание ученического совета школы, выборы и референдум по важнейшим вопросам жизни школы и т.д.

Это описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками представленной модели, прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии. Прежде всего соответствие содержания деятельности ученического самоуправления его цели и задачам. Соответствие структуры органов ученического самоуправления и организационно-ролевого многообразия нормативной базе, тем локальным актам, которые регулируют вопросы самоуправления. Соответствие содержания деятельности органов ученического самоуправления и технологий, которые используются в процессе этой деятельности, и т.д.

Это описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью: качество самой модели, ее соответствие внутренним потребностям коллектива; стиль педагогического управления; учет внешних условий и перспектив развития; постоянное обучение и самообучение актива; совершенствование нормативной базы.

Это система показателей, которые позволяют судить о степени достижений поставленной цели: степень достижения поставленной цели, в том числе накопление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного); характер внутренних процессов; взаимодействие с внешними процессами и социумом; характер изменений отношения к данной модели.

Это описание возможных вариантов развития модели с точки зрения достижения поставленных целей и задач. 1. Эффективное функционирование в рамках заданных параметров без ярко выраженной динамики, выводящей на новое развитие модели. Основные характеристики: устойчивость, стабильность достижения запланированных результатов и т.д. 2. Прогресс модели это педагогически целесообразное развитие модели с устойчивой динамикой достижения изменяющихся цели и задач. Основные характеристики: гибкость, адаптация к изменяющимся внутренним и внешним условиям, наличие перспективы с опережением актуальной ситуации. 3. Регресс модели нежелательные с педагогической точки зрения изменения с устойчивой негативной динамикой. Основные характеристики: формализм, закостенелость форм и методов, их использование без учета изменения субъекта и обстоятельств.

Принцип выборности (снизу доверху) Выборы в органы самоуправления должны проводиться снизу, т.е. в первичных коллективах. Каждый имеет право быть избранным в орган самоуправления любого уровня (совет класса, школы). Принцип отчетности исполнительных органов перед собранием или конференцией (сверху донизу) Избранные коллективом учащиеся должны по-деловому систематически отчитываться перед избравшими их за свою работу. Принцип гласности в работе органа Все решения и деятельность органа самоуправления должны быть озвучены и доведены до сведения всех первичных коллективов. Принцип выполнения решений Все принятые решения должны быть выполнены. Принцип требовательности к выборным лицам Все правила, требования обязательные для любого воспитанника, точно так же - а может быть и в большей степени - обязательны для ответственного руководителя. Принцип регулярной сменяемости выборных лиц В каждой школе следует строго установить срок, в течение которого одно лицо может исполнять определенные обязанности. Принцип представительства В исполнительном органе должны быть представлены все первичные ученические коллективы – классы, группы и т.д.

Все объединения, организации и т.д., по своей структуре относятся либо к иерархическому типу (больницы, школы и т.д.), либо к горизонтальному (молодежные организации, школьные советы и т.д.).

Высший орган самоуправления любого ученического коллектива – общее собрание или конференция. Он имеет право избирать исполнительный орган (Ученический комитет, Президентский Совет, Школьный Совет и т.д.), координировать и контролировать его деятельность. В ведении общего собрания (конференции) - все вопросы, касающиеся школьной жизни учащихся. Общее собрание обычно проводится 1-2 раза в год (отчетно-выборное).

Исполнительный орган организует самоуправление в различных видах общественно-полезной деятельности школьников и избирается, как правило, сроком на 1 год. Иногда функции исполнительного органа выполняют советы дежурных командиров или советы координаторов – временных выборных представителей классов, которые меняются раз в 1-3 месяца. Порой для организации крупных общественно-полезных дел образуются советы дела. В школе могут создаваться и другие исполнительные органы самоуправления: совет клуба, совет старост и т.д. Педагогическое руководство работой исполнительного органа осуществляет директор или один из его заместителей.