Школьный мониторинг как фактор влияния на эффективность образования. Инициативный управленческий проект. Автор: Скворцова Ольга Витальевна, заместитель директора по УВР МОУ «Рыбаловская СОШ» Томского района.
Причины актуальности проблемы качества образования российских школьников в современных условиях. Активное освоение европейского образовательного пространства. Расширение способов передачи и получения информации. Смена образовательных парадигм: изменения в содержании образования, иные подходы к оценке деятельности школы, учителя. Требования компетентностного подхода в образовании. Требование внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий. Интеграция школы, семьи, микро-и макросоциума.
Требования к выпускнику школы Знания, умения, навыки Современный тип мышления Коммуникабельность, толерантность, умение адаптироваться в обществе Волевые качества + + +
Причины разработки проекта. Вероятность снижения (в условиях экономического кризиса) конкурентных преимуществ сельских школьников. Несовершенство механизмов оценки качества образования (на всех уровнях), несовершенство внутришкольного мониторинга.
Организационно- административные проблемы школы: Необходимость модернизации Системы управления развитием ОУ Методической службы Системы контроля Организация работы органов общественного самоуправления +
Проект как органичная составляющая часть Программы развития школы. Три «кита» Программы «Личностно ориентированное образование»: Образование. Здоровье. Личность. Личностно ориентированное обучение Воспитательная концепция «Школа - наш дом»
Принципы личностно ориентированного образования: Принцип гуманизма. Принцип сотрудничества. Принцип развивающего обучения. Принцип индивидуализации и дифференциации. Принцип целостности: единство обучения и воспитания.
Оценка в системе мониторинга. Оценивание в образовательном процессе необходимо. Но! Существующая пятибалльная система несостоятельна, не соответствует принципам ЛОО: -высокий процент субъективности учителя; -отметка формирует общественный ярлык; -высока устойчивость негативного стереотипа особенно в сельской школе;
Особенности современного подхода к оцениванию. Оцениваться должен не ребенок, а его достижения на определенном этапе его образовательной деятельности. Требования должны быть четкими, критерии доступными, понятными, открытыми для ученика, его родителей, учителя. Ученик сам участвует в оценивании своих ресурсов.
Актуальное начало в новом подходе к оцениванию. + Повышение самоконтроля, самооценки ученика. Динамика личностного роста. +Повышение самоконтроля, самоанализ профессиональной деятельности учителя. Динамика личностного роста. + Повышение мотивации участников образовательного процесса к самореализации в различных сферах деятельности.
Новизна оценочной системы в рамках проекта. Формирование иного статуса ученика как участника мониторинга, участника простраивания собственной траектории успешности. Изменение роли родителей как организаторов совместных дел, формирующих, развивающих компетенции. Изменение роли учителя от монополиста знаний по предмету к организатору, консультанту, ведущему в «игре», занятому постоянным поиском новых технологий «игры» и их апробированием.
Цель управленческого проекта. Формирование актуальной, универсальной, динамичной системы мониторинга состояния образования сельских школьников для развития конкурентных преимуществ сельской школы в новых социально-экономических и образовательных условиях на основе включения членов коллектива в систему мониторинговых исследований.
Идея управленческого проекта. Использование результатов системного мониторинга для качественных поступательных изменений образовательных, финансово- экономических, организационно-правовых, методических условий развития творческого потенциала личности педагога, личности ученика, их успешной самореализации в образовательной деятельности, повышении ее качества.
Место реализации проекта - МОУ «Рыбаловская СОШ» Томского района. В 2012 году школе исполняется 110 лет. В 2009 – 2010 году 55 лет средней школе учеников, 12 классов-комплектов; - 28 педагогов: 41 % учителей - выпускники школы; средний возраст педагогов - 46,6 лет, средний педагогический стаж -23,6 г.
Риски и ограничения. Профессиональное «выгорание» педагогов. Тенденция к снижению здоровья по ряду показателей у учеников, педагогов. Инертность части педагогов. Низкий уровень мотивации части родителей, учащихся. Некорректности в образовательных стандартах в переходный период.
Этапы реализации проекта. 1 этапОрганизационныйМай декабрь этапПрактическийЯнварь 2010 – июнь этапВнедренческийИюль 2011 – май этапОбобщающийМай 2012 – август 2012
Критерии. Показатели. Качество освоения учебных программ. Выбор предметов по интересам. Посещаемость всех видов занятий. Уровень инклюзивного образования. Виды образовательной деятельности учащихся. Внеучебные достижения. Уровень формирования компетенций. Уровень совместной деятельности школы, семьи, ЦДО, общественных организаций.
Критерии. Показатели. Состояние здоровья школьников, педагогов. Безопасность образовательного процесса. Социальный состав семей. Социальная адаптация. Трудоустройство. Уровень выполнения школой социального заказа семьи. Кадровое, методическое, техническое, материальное, финансовое обеспечение образовательного процесса. Комфортность образовательной среды.
Формы оценивания. Отметки. Баллы. Сертификаты, благодарности, дипломы, грамоты. Карты самоанализа деятельности. Карты рейтинга. Сравнительные таблицы, диаграммы. Приказы. Портфолио. Другое…
Принципы менеджмента качества, предусмотренные проектом. Участие каждого члена коллектива в школьном мониторинге. Постоянное корректирование с целью улучшения, соответствия требованиям. Поступательное развитие. Открытость, наглядность, доступность. Использование апробированных форм.
Апробированные формы: Карта самоанализа учебной деятельности. Карта самоанализа методической работы. Карта наблюдений динамики учебных навыков учащихся с ОВЗ. Карта рейтинга совместной деятельности. «Ученик года» как вариант системы работы с одаренными детьми. Диагностика: социального состава семей, отношения ученика к школе, состояния здоровья, уровня удовлетворенности родителей и учащихся образовательными услугами школы и другое…
Гуманно –личностная основа проекта школьного мониторинга. Определение местоположения ученика в системе его личностного роста / учителя в системе его профессионального, методического роста. Определение тенденции, прогноза, перспективы развития ученика в той или иной области знаний / профессионального роста педагога, развития инновационной педагогической практики в коллективе. Повышение самооценки ученика с целью обеспечения успешности, положительной динамики в образовательном процессе/ сельского учителя через признание, оценку его личных профессиональных достижений.