Ресурсный центр на базе МОУДетчинская средняя общеобразовательная школа Ресурсный центр на базе МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа 2009 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Advertisements

Урок открытия нового знания (ОНЗ).. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) 1) актуализируются требования к ученику со стороны.
НИКОЛАЕВА Е.В. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ГОУ СОШ 1315 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УРОКА ХИМИИ.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
Вспомните свой опыт учения в школе и вузе: Вы сами ставили перед собой учебные цели? Или Вас вел за собой педагог, предлагая усвоить некоторую тему, а.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Технология деятельностного метода обучения. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Технология деятельностного метода «Школа 2000…» Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксация затруднения в действии Выявление места и причины.
Система дидактических принципов деятельностного метода Маркова Галина Ивановна, учитель математики МАОУ «СОШ2»
Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.
Современный урок глазами учителей и учеников. Цели 1.Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы 2.Проанализировать результаты.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС Подготовила: Е.П.Вязинько, зам. директора по УВР МКОУ «ООШ с. Полевое» год.
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины.
Два типа деятельности: - деятельность учения, или учебная деятельность, - это деятельность ученика; деятельность обучения – это деятельность учителя.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Транксрипт:

Ресурсный центр на базе МОУДетчинская средняя общеобразовательная школа Ресурсный центр на базе МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа 2009 г. Дидактическая система деятельностного метода (мотивационная лекция) Заместитель директора по УВР Захарова Галина Викторовна

Современное обучение и воспитание Зачем учить? (цель) Чему учить? (система работы) Как учить? (технологии)

Полное определение педагогической деятельности «Дать труд человеку, труд свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда» К. Д. Ушинский.

Педагог должен уметь ответить на вопросы трех групп 1 группа – «особенности педагогической деятельности»: в чем особенность его педагогической деятельности, за счет которой он ожидает получить положительный результат в УВП? или Какова совокупность используемых педагогических приемов, техник, методик или технологий, направленных на получение планируемого результата обучения или воспитания? Или в чем «изюминка» педагогического опыта, которая помогает получить положительные изменения в состоянии учащихся? 2 группа - «педагогическая цель»: какие изменения в состоянии ученика планируются (или уже достигаются)? или Каковы планируемы результаты обучения (воспитания)? или На развитие каких свойств личности ученика направлена деятельность педагога? 3 группа – «результативность»: как педагог будет отличать (фиксировать, определять, замечать), (или уже отличает), что именно эти изменения в учениках произошли? или По каким признакам, изменениям в состоянии ученика оценивалось (или будет оцениваться) результативность педагогической деятельности?

Закон «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...» Закон РФ «Об образовании», ст. 14 «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации» «Формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Как? Каким способом?

Суть системно-деятельностного подхода : исходя из выявленных в методологии общих закономерностей, построена дидактическая система деятельностного метода «Школа »: 1) обеспечивает системный тренинг деятельностных способностей в достаточной полноте; 2) обеспечивает синтез идей из новых концепций образования с позиций преемственности с традиционной школой.

Дидактические принципы 1) Принцип наглядности 2) Принцип научности 3) Принцип преемственности 4) Принцип доступности 5) Принцип системности 6) Принцип сознательного усвоения знаний ? Система наглядного обучения Система деятельностного обучения

Система дидактических принципов Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики Принцип минимакса заключается в том, что школа предполагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже минимального госстандарта знаний) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и школе доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбора оптимального варианта на основе заданного критерия

Виды деятельности технологии деятельностного метода Виды деятельност и нормореализация Самоопределение нормотворчество

Структура учебной деятельности «от здравого смысла» Структура учебной деятельности (версия «от здравого смысла») Само- определение Пробное действие Затруд- нение КИ П цель проект Само- контроль Самооценка Рефлексия «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век

Технология деятельностного метода 1)Самоопределение к деятельности (орг. момент) 2)Актуализация знаний и затруднение в деятельности 3)Постановка учебной задачи 4)Построение проекта выхода из затруднения 5) Первичное закрепление во внешней речи 6) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 7) Включение в систему знаний и повторение 8) Рефлексия учебной деятельности (итог). 1 2 ИКП 4 {

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) Цель: мотивирование (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. «надо» «хочу» «могу» Организация этапа: 1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2) устанавливаются тематические рамки («могу»). 3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5–7 мин) Цель: 1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи и знаках (эталоны) и обобщение; 2) актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания; 3) мотивирование к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании

3. Постановка проблемы (3–4 мин) Цель: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) (3–4 мин) Цель: построить проект выхода из затруднения. Организация этапа На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); согласовывают тему урока; выбирают способ (дополнение или уточнение); строят план достижения цели; определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д.

5. Реализация построенного проекта (4–5 мин) Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона); 3) организовать решение исходного задания, данного для пробного действия; 4) уточнить общий характер нового знания; 5) зафиксировать преодоление затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5–6 мин) Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5– 6 мин) Цель: 1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; 2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).

8. Включение в систему знаний и повторение. (5–8 мин) Цель: 1) выявить границы применимости нового знания; 2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2–4 мин) Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) оценить собственную деятельность на уроке; 4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; 5) обсудить и записать домашнее задание

Система работы над развитием деятельностных способностей учащихся Самоопределение НормореализацияНормотворчество Саморазвитие Положительное самоопределение- «хочу», «могу» Отрицательное самоопределение «хочу», но «не не могу» хочу» Включение в деятельность Развитие имеющихся способностей Отказ от деятельности реконструкция критика коррекция Готовность к самореализации

Способы организации образовательной деятельности Активные методы обучения Выявление значимых признаков исследования Практическая работа сопоставление обобщени е сравнени е

Оценка полезности деятельностного процесса обучения УЧЕНИКУЧЕНИК Обращение к собственной рефлексии Включающийся интерес к учебной деятельности Снижение эмоциональной нагрузки Развитие интеллектуально-волевой и эмоциональной сферы Развитие личностной самоактулизации Развитие самостоятельности и практической направленности Формирование системы знаний и навыков

Формирование у учащихся познавательных мотивов Овладение новыми знаниями Усвоение способа получения знаний Ориентировка на процесс обучения Ориентировка на результат обучения Формирование у учащихся социальных мотивов Быть полезным обществу «Учительский Мотив» «Родительский мотив» Одобрение товарищей

Анализ формирования деятельностных способностей учащихся. Ученик в состоянии принимать решение о возможности или невозможности собственной деятельности; Ученик умеет реализовать свои способности в рамках выбранной деятельности; Ученик вносит необходимые коррективы в свои имеющиеся способности; Ученик формирует в себе новые способности.

Уровни освоения ДСДМ Уровни освоения технологии деятельностного метода 1. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ) 3.МЕТОДИЧЕСКИЙ (ТРАНСЛЯЦИОННЫЙ) 2. УГЛУБЛЕННЫЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ)

Дидактическая система деятельностного метода Применима для работы с другими учебниками федерального перечня Возможность применения ТДМ при обучении другим предметам