Санкт-Петербург 23 июля - 27 июля 2012 года. Учитель информатики и ИКТ Маланова Ольга Александровна МБОУ СОШ 70 с углубленным изучением отдельных предметов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль элективных курсов в повышении качества образовательного процесса по математике.
Advertisements

Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
1 Педагогический Совет МАОУ24 Обучение и воспитание успехом.
Орлова Т. Н., методист ИОЦ г.Ростов, 2007г. Достижение эффективности и высокого качества образования, развитие его гуманитарной, экологической и практической.
Исследовательская деятельность - основа организации процесса обучения КРФМЛИ Каракчиева И.В. (зам. дир. по НМР КРФМЛИ)
Новые педагогические технологии и изменение целей и задач образования Автор презентации: к.п.н. Бухаркина М.Ю к.п.н. Бухаркина М.Ю 2003 г.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
«Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Проектное обучение для учащихся Информатика и проект. Пешкова Ольга Николаевна преподаватель математики и информатики.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБДОУ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ДЕТСКИЙ САД 30» «Конкурсное движение, как условие совершенствования профессионализма педагогов и фактор стимулирования.
МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 30 От успешной школы – к успехам каждого обучающегося г. Хабаровск.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Психологическое сопровождение одаренных детей Педагог-психолог МОУ СОШ 2 р.п.Тумботино Легостина Е.С.
Направления работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы в 6 классе Курсовой проект Авторы и разработчики: Бараковская Т.И. МБОУ «СОШ.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Транксрипт:

Санкт-Петербург 23 июля - 27 июля 2012 года

Учитель информатики и ИКТ Маланова Ольга Александровна МБОУ СОШ 70 с углубленным изучением отдельных предметов г.Нижний Новгород 2012 год

? Видеть легко, трудно предвидеть Б.Франклин

«Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми…» Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", 2010г Д. Медведев «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам… Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» - вот задача поставленная в 2010 году перед российским образованием в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Каковы же пути ее реализации?

1.PIRLS - Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» – мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA «Чтобы выбрать правильно дорогу, надо ее видеть…» Из восточной мудрости... I. Система оценки качества российского образования СтранаPIRLS 2006 средний балл PIRLS 2001 средний балл Различие между баллами 2001 и 2006 годов Россия (5,6) Вывод: исследования PIRLS зафиксировали позитивные изменения в способностях российских школьников.

«Чтобы выбрать правильно дорогу, надо ее видеть…» Из восточной мудрости PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР. Исследование направлено на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях I. Система оценки качества российского образования Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран составляет : место по естественнонаучной грамотности ; место по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран ); место по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и в 2000 году из 32 стран ). Вывод : по всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся значительно ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты.

«Чтобы выбрать правильно дорогу, надо ее видеть…» Из восточной мудрости TIMSS - Сравнительное исследование качества общего образования, осуществляется Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Целью данного исследования является сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся средней школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования. I. Система оценки качества российского образования ПредметРазность между средним баллом России и средним международным баллом класс8 класс4 класс8 класс Математика+ 32 балла+ 8 баллов+ 44 балла+ 12 баллов Естествознание+ 26 баллов+ 14 баллов+ 46 баллов+ 30 балов Вывод : по качеству математического и естественнонаучного образования российские школьники 4 и 8 классов находятся среди 10 стран из 59, продемонстрировавших наилучшие результаты, уступая только группе лидирующих стран.

Рекомендации реформирования систем обученияПути решения (по мнению автора) 1 Усиление практической направленности содержания курсов; Профильная направленность курса через решение прикладных задач 2 Изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения репродуктивной деятельности; Новые педагогические технологии, прикладные задачи 3Использование заданий, проверяющих различные виды деятельности для увеличения кругозора при дальнейшем выборе деятельности; Профильная направленность курса через решение прикладных задач с использованием новых педагогических технологий, 4Увеличение веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений; Прикладные задачи 5Учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников. Новые педагогические технологии Вывод : анализируя сформулированные рекомендации, видится следующий путь их решения : профильная направленность курса информатики с использованием новых педагогических технологий при решении прикладных задач. «Чтобы выбрать правильно дорогу, надо ее видеть…» Из восточной мудрости...

Прикладные задачи Новые педагогические технологии Профильная направленность курса

« В условиях решения стратегических задач ( российского образования ) важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни ». Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа », 2010 г. Как помочь ученикам найти этот путь, который в дальнейшем станет его судьбой ? «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию…» Н.А.Бердяев.

Можно обозначить некоторые трудности в получении успеха предпрофильной и профильной подготовки с учетом нынешних российских реальностей : 1. Неопределенность с финансированием предпрофильной и профильной подготовки «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию…» Н.А.Бердяев.

годПредпрофильная работа в школе Профильные классы Материально- техническая база классов Наличие УМК допущенных МО РФ Наличие категорий у учителей учебный год Ведется не регулярно классными руководителями и психологом школы ( + / - ) Музыкальное направление (1-9 класс) база некоторых музыкальных инструментов (+ / -) (+ )8 педагогов 1 и 1 высшей категорией ( + / ) Химия, биология (10-11 класс) Кабинет химии, кабинет биологии (+ / - ) (+)Химик, биолог высшая категория (+) Информатика (8-11 класс) 2 кабинета по 6 ПК Pentium (- - - / + ) (+)3 учителя с первой категорией (+ / ) учебный год Ведется не регулярно классными руководителями и психологом школы ( + / - ) Музыкальное направление (1-9 класс) Своя база всех необходимых музыкальных инструментов ( + ) 4 педагога 1 и 3 высшей категорией (+ / -) Химия, биология (10-11 класс) Оборудованы кабинеты химии, биологии ( + ) Химик, биолог – высшая категория (+) Информатика (8-11 класс) 2 кабинета по 10 ПК Pentium-4 ( + / - ) (+) учитель высшей категории учитель первой ( + / - )

Проведенные исследования показывают : учебный год : Из 15 школ Московского района 5 школ (33 %) готовы к профильному обучению учебный год : 1. Не изменилась предпрофильная работа специалистов – психологов с учениками ; 2. Увеличилось количество классов с углубленным изучением отдельных предметов ; 3. Увеличилось количество классов, занимающихся с преподавателями ВУЗов ; 4. Значительно улучшилась материально - техническая база школ ; 5. В целом по району увеличилось количество преподавателей с первой, высшей категориями вывод : сделан шаг к улучшению профориентационной работы с учениками в школах Московского района. «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию…» Н.А.Бердяев.

…некоторые трудности в получении успеха предпрофильной и профильной подготовки с учетом нынешних российских реальностей : Предпрофильную подготовку предполагается вести за счет основной программы средней школы. 3. Реальная неготовность многих педагогов к реализации профильной подготовки. 4. Индивидуальные профконсультации. 5. Профилизация – это социально - профессиональная сегрегация населения. «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию…» Н.А.Бердяев.

1. Учитывая, что проблемы, связанные с процессом жизненного и профессионального самоопределения школьника, усугубляются особенностями его личностного развития в этом возрасте, очевидна необходимость педагогического сопровождения формирования у него представлений о профессиональной карьере. 2. Учитель информатики при изучении общих для всех тем информатики и информационных технологий, каждому учащемуся может дать возможность создавать личностно значимую для него образовательную продукцию, направленную на его профессиональное самоопределение. Такой прием предоставит ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к профориентации. «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию…» Н.А.Бердяев.

1. Спецкурс «Информатика в мире профессий» для учащихся 8-9 классов, прошедший экспертизу в Нижегородском Институте Развития Образования, сентябрь 2010 г 2. Выступление на городских педагогических чтениях, 2011г, г.Нижний Новгород 3. Разработки педагога ( см приложения ) «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию…» Н.А.Бердяев.

«Прогресс школьников не в успехах в изучении наук, а в развитии новых отношений, интересов, обогащении опыта». Джон Дьюи. Среди разнообразных направлений педагогических технологий наиболее приемлемыми для решения поставленных задач видятся следующие : - метод проектов - обучение в сотрудничестве - разноуровневое обучение - игровые приемы - « портфель ученика »

Метод проектов Метод проектов – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблемы, показать практическое применение полученных знаний. «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща». Б.Васильев. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что - то выполнять вместе ! Основной принцип – одно задание на группу, одно поощрение на группу. Обучение в сотрудничестве

Разноуровневое обучение - обучение, в процессе которого учитываются индивидуальные различия учащихся ; вводится для того, чтобы учащиеся с одинаковой подготовкой, схожим темпом усвоения материала, мотивацией или интересами, занимаясь в одной группе, чувствовали себя более комфортно, следовательно, сумели лучше раскрыть свои способности и возможности. Что наша жизнь? Игра… Педагогический смысл игры – облегчить детям реализацию своих возможностей. Игра активизирует мыслительную деятельность, настраивает на дальнейшие испытания. Игра повышает интерес к предмету, увеличивает эффективность занятия. Игровые приемы

« Портфель ученика » - инструмент самооценки собственного познавательного творческого труда, рефлексии его собственной деятельности. Принципы технологии : 1. Самооценка результатов, 2. Систематичность и регулярность самомониторинга, 3. Структуризация материалов « Портфеля », логичность и лаконичность всех письменных пояснений, 4. Аккуратность и эстетичность оформления « Портфеля », 5. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов, 6. Наглядность и обоснованность презентации « Портфеля ».

1. В условиях существующей классно - урочной системы знаний эти технологии наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено стандартом для базового уровня. Вместе с тем, если речь идет о профильно - ориентированных классах, то данные технологии хорошо сочетаются и с этими образовательными системами ; 2. Это истинно педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. «Прогресс школьников не в успехах в изучении наук, а в развитии новых отношений, интересов, обогащении опыта». Джон Дьюи.

1. Очное выступление на III Всероссийском конкурсе педагогического мастерства « Мой лучший урок », г. Москва 2. Очное выступление на Международной научно - практической конференции « Инновационные ресурсы развития Российского образования на современном этапе его модернизации », « Компетентностный подход в профессиональном образовании », НГПУ 3. Разработки педагога ( см приложения ) «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию…» Н.А.Бердяев.

Прикладная задача – это задача, в которой описывается практико - ориентированная ситуация и решение которой требует определенных практических навыков, в том числе навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий. Эффективность использования прикладных задач во многом зависит от критериев положенных в основу их типизации, подбора задачной системы курса информатики, системы прикладных задач и методики решения и использования этих задач. «Зачем мне знаний бесконечная чреда, коль приложить их я не ведаю куда…»

Принципы отбора прикладных задач. 1. Задачи были выбраны и составлены так, чтобы учащимся было интересно осуществлять поиск решения проблемы, чтобы в задачах присутствовали элементы исследования проблем или явлений ; 2. Важной составляющей является учет уровня подготовки учащихся, в частности математической, поскольку данный фактор оказывает значительное влияние на восприятие изучаемых тем ; 3. Дальнейшее практическое применение полученных результатов ; 4. В задачах учитывается алгоритмическая структура ( линейные задачи, с ветвлением, циклические ); 5. Знакомые по другим предметам, но с учетом факторов, влияющих на состояние изучаемого объекта или явления ; 6. Введены многие задачи, не связанные напрямую с темами школьных предметов. «Зачем мне знаний бесконечная чреда, коль приложить их я не ведаю куда…»

Важность использования прикладных задач определяется ролью этих задач в развитии : - профессионального обучения ; - познавательного интереса ; - творческих возможностей ; - самостоятельности ; - гибкости ума, - умений обобщать знания из разных предметов и наук ; - в развитии информационной культуры учащихся. Таким образом, чтобы учесть все новые требования к предмету информатика в профильных классах, необходимо использовать прикладные задачи. «Зачем мне знаний бесконечная чреда, коль приложить их я не ведаю куда…»

1. Защита высшей категории, «70 уроков информатики в медицинских классах», НИРО 2. Выступления (заочные и очные) на международных и российских педагогических конференциях – 13 статей (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) 3. Разработки педагога ( см приложения ) «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию…» Н.А.Бердяев.

В подростковом возрасте и ранней юности у человека формируется мировоззрение, целостная картина мира, совершается профессиональное и личностное самоопределение, появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации. В этом возрасте выстраивается жизненная программа, формируется субъективная картина мира жизненного пути, хотя она еще отличается крайней изменчивостью и слабой продуманностью. И педагог, как никто другой, даже в рамках своего урока, может помочь подростку в своем выборе. Тесты, проведенные среди учеников 10 класса с углубленным изучением химии, биологии, показывают, что используя новые педагогические и информационные технологии при решении прикладных задач можно достигнуть поставленных перед собой целей. «Кто хочет учиться, не должен бояться первого шага, каким бы ничтожным или смешным он ни казался. Никто не может сказать, что из этого выйдет». С.Соловейчик

Какие школьные предметы Вы оставили бы в своем расписании, если бы выбор зависел от Вас:

Из курса информатики какие темы Вы оставили бы для дальнейшего изучения:

Какое прикладное ПО Вам может пригодиться в дальнейшем (в вашей профессиональной деятельности)

1. Творческое преподавание традиционных тем информатики с использованием новых педагогических технологий при решении прикладных задач является неиспользованным огромным резервом в работе педагога ; 2. Прикладные задачи позволяют преподавателю продемонстрировать возможности практического применения полученных знаний ; 3. В процессе обучения необходимо показывать учащимся, с помощью каких инструментов можно автоматизировать свою будущую работу ; 4. Прикладные задачи и межпредметные связи способствуют пониманию учащимися сущности изучаемых ими понятий и явлений ; 5. Предложенные принципы, методы и подходы могут иметь применение не только в классах рассмотренного профиля, но и в классах любого профиля с наполнением соответствующими прикладными задачами. На основании представленного материала сделаны следующие выводы :

Важнейшим фактором, определяющим требования к образованию, является способность ученика, вышедшего из стен школы, конкурировать среди выпускников при поступлении в ВУЗ. Нынешние выпускники вынуждены не просто быть носителями определенного набора знаний, но и иметь четкое представление о том, где они смогут применить эти полученные знания, как могут использовать выработанные навыки, только тогда они будут востребованы на современном рынке труда, только тогда получат возможность стать успешными в профессиональном росте.