Федеральный государственный образовательный стандарт Конструирование и оценка учебных заданий: личностные и метапредметные результаты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
Advertisements

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА: ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Смирнова М.В., заместитель директора по УВР МОУ ООШ 5 г. Амурска
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Муниципальный семинар «Оценка качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО» Н.В.Долинина, Методист МОУ ИМЦ г. Амурск Конструирование.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Реализация ФГОС в завершенной предметной линии учебников «Английский язык» (расширенное содержание обучения иностранному языку) для 2–4 классов общеобразовательных.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Сравнительная характеристика стандартов первого и второго поколений.
ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Презентацию подготовила Колпащикова Людмила Михайловна,
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
От общих учебных умений к овладению компетенциями Круглый стол «Диагностика метапредметных результатов обучения.
МОБУ «Янинская СОШ» Педагогический совет Тема: Из опыта работы педагогов по проектной деятельности 15 апреля года.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт Конструирование и оценка учебных заданий: личностные и метапредметные результаты

2 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта

3 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 1: ПРИОБРЕТЕНИЕ и ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ ЛР: 3;МР: 6, 7 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 2: СОТРУДНИЧЕСТВО ЛР: 7;МР: 9 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в сов-местной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

5 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 3: КОММУНИКАЦИЯ МР: 8,10 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог ; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

6 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 4: РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МР: 2 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

7 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 5: ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МР: 7, 11 активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

8 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 6: САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ МР: 1, 2,3,4 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

9 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 7: ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ ЛР: 2;МР: 4, 5 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

10 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 8: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ (ЛР: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 11) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

11 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам: подведем итоги ОКАЗАЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ ВЫДЕЛИТЬ 8 ГРУПП РЕЗУЛЬТАТОВ, соотносящихся с «навыками 21 века» или ключевыми компетентностями: 1.ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ 2.СОТРУДНИЧЕСТВО 3.КОММУНИКАЦИЯ 4.РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ 5.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 6.САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ 7.ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ 8.ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

12 … личностно-центриро- ванное обучение проекты, сотрудничество, самостоятельное приобрете- ние знаний, саморегуляция, персонификация, индивидуализация … выход за пределы класса, школы междисциплинарность, глобальное мышление, модель учения 24/7 … интеграция ИКТ в преподавание и учение … включают : Приобретение знаний Сотрудничество Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Развернутая коммуникация Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индиви- дуального прогресса в учении Инновационная практика обучения Навыки 21 го века … требования : Освоение системы знанийОсвоение системы знаний Приобретение и интеграция знаний Сотрудничество Решение творческих и поисковых проблем Использование ИКТ для обучения Коммуникация Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смыс- ловые установки Россия : Стандарт, 2010 Чему и как учиться и учить в 21 м веке: международный контекст и Россия

13 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать выделенные навыки? При анализе заданий использована методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированная в России в г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационой практики обучения (ITL)

14 Каким должно быть учебное задание? 3) Выяснить, как это можно отразить через компоненты учебного задания? 1)Сформулировать основной вопрос для оценки задания: В какой мере задание побуждает учащихся выполнять действия, приводящие к формиро- ванию данного навыка? Какие это действия? 2) Дать ответ на этот вопрос: т.е. описать «хорошее задание» ЧТО НАДО ДЛЯ ЭТОГО ВЫЯСНИТЬ?

15 ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНВКИ

16 В знании норм (когнитивный компонент) В наличии позитивного или негативного отношения к нормам (ценностный компонент) В принятии или неприятии норм (эмоциональный компонент) В поведении (поведенческий компонент) Ценностно-смысловые установки: основной вопрос к заданию Предварительный вопрос: как, в чем проявляется наличие или отсутствие ценностно-смысловых установок?

17 В какой мере задание стимулирует учащихся выразить и аргументировать свою жизненную позицию по отношению к обсуждаемой проблеме и позволяет им это сделать? Ценностно-смысловые установки: основной вопрос к заданию

18 «Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: описание «хорошего» задания

19 Требует выражения собственной позиции? Предполагает выражение/оценку ценностных суждений? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку? Ценностные установки: алгоритм принятия решения Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку?

20 Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 1. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. Поясните, какие чувства вы хотели отобразить. Умение: создавать простую композицию в пространстве. КОД ЗАДАНИЯ: 2

21 Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 2. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь. Умение: осознавать главные ценности жизни и видеть их в искусстве. КОД ЗАДАНИЯ: 4

22 В любом ли предмете возможно использовать задания, предполагающие высказывание или оценку ценностных суждений? Ценностные установки: проблемы для обсуждения Где ещё? Примеры: Физическая культура Чтение Сотрудничество

23 ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ

24 Личностный смысл учения и рефлексия: смысл понятий Личностный смысл учения: Выход в мотивационную сферу личности Зачем я учусь? Рефлексия: Способность рассматривать и оценивать собственные действия, содержание и процесс своей мыслительной деятельности, свои особенности Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?

25 Личностный смысл учения и рефлексия Предварительный вопрос: как, в чем проявля- ется наличие или отсутствие личностного смысла учения и способности к рефлексии? В потребностях и мотивах учебной деятельности В принятии или неприятии заданной педагогом учебной задачи и цели В умении осознать (осмыслить) цели, содержание и способы своей деятельности В умении оценить успешность/неуспешность своей деятельности

26 В какой мере задание стимулирует учащихся задумываться над мотивами, содержанием, способами, успешностью или неуспешностью своей деятельности, её причинами ? Личностный смысл учения и рефлексия: основной вопрос к заданию

27 «Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; критериями оценки; способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: описание «хорошего» задания

28 Учащиеся соотносят результат с замыслом? Требует самооценки? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха? Личностный смысл учения и рефлексия: алгоритм принятия решения Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха?

29 Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Задание 1 (для работы в группе) Примите участие в конкурсе на лучшее исполне- ние песни о школе. Выберите песню и вариант ее исполнения. Исполните выбранную песню. Как вы думаете, на какое место в конкурсе вы можете рассчитывать, если одно из основных конкурсных требований – интонационно верное исполнение песни в соответствии с ее художественно-образным содержанием? Все ли у вас получилось так, как вы задумали? Что бы вы сделали иначе в другой раз?

30 Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий Задание 2. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. Все ли у тебя получилось так, как ты задумал? Что не получилось? Почему? Умение: создавать простую композицию в пространстве. КОД ЗАДАНИЯ: 2

31 Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 1 Задание 3 (для работы в группе) Для костюмированного бала надо изготовить карнавальные маски. Найдите с помощью поисковой системы Интернета совет, как изготовить карнавальную маску. Обсудите в группе, какую маску лучше выбрать и почему? Сохраните необходимую информацию и расскажите о ней классу.

32 Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание 4 (для работы в группе). Обсудите с одноклассниками, какую сцену из му- зыкального спектакля вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц. Распределите роли. Предложи- те оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните эту сцену с помощью и/или под руководством учителя. Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное? Благодаря чему удалось или почему не удалось?

33 Возможно ли с этой целью использовать не только «предметные», но и «метапредметные» учебные задания? Что это за задания? Личностный смысл учения и рефлексия: проблемы для обсуждения Листы самооценки

34 Какая учебная деятельность на уроке способствует формированию рефлексии? Личностный смысл учения и рефлексия: проблемы для обсуждения Привычка к систематическому развернутому словесному разъяснению всех совершаемых действий – требует организации совместной деятельности, учебного сотрудничества Совместная контрольно-оценочная деятельность, взаимооценка Специально организованные мероприятия, например, встречи с родителями, учащимися других классов, школ на тему «Делимся секретами учения»

35 САМООРГАНИЗАЦИЯ и САМОРЕГУЛЯЦИЯ

36 В широком смысле – в способности управлять своей деятельностью: ставить цели, организовы- вать, контролировать Самоорганизация и саморегуляция: основной вопрос к заданию Предварительный вопрос 1: как, в чем проявляется наличие или отсутствие способности к самоорганизации и саморегуляции? В узком смысле – в умении организовать свою учебную деятельность: планировать работы и ресурсы, отслеживать продвижение и качество выполнения

37 В какой мере задание требует от учащихся организации своей деятельности и создает (обеспечивает) необходимые для этого условия ? Самоорганизация и саморегуляция: основной вопрос к заданию

38 «Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: обязанности и/или виды выполняемых работ; время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. Самоорганизация и саморегуляция: требования к «хорошему» заданию

39 «Хорошее» задание : состоит из нескольких частей/этапов; рассчитано на длительное время выполнения (неделя и более) включает критерии и нормы оценок (или конкретные требования к выполнению) минимизирует пошаговый контроль может быть индивидуальным или групповым Самоорганизация и саморегуляция: описание «хорошего» задания «Хорошее» задание - как правило, долгосрочный индивидуальный или групповой проект

40 Учащимся известны критерии оценки? Задание многошаговое и/или длительное? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся планируют работу? Самоорганизация и саморегуляция: алгоритм принятия решения Учащиеся планируют работу?

41 Самоорганизация и саморегуляция: оценка (кодировка) заданий Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Продумай композицию и подбери нужные материалы. Используя предложенные критерии, оцени свою композицию. Если нужно, исправь. Умение: создавать простую композицию в пространстве. КОД ЗАДАНИЯ: 2 Задание 1. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию.

42 Самоорганизация и саморегуляция: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 1 Задание 2. Костя изучал, нужны ли для про- растания семян фасоли вода, воздух, тепло и свет. В одном из опытов он взял два одинаковых стакана, положил в них по влажной тряпочке и насыпал по 15 семян фасоли. Один стакан он оставил на столе, а другой убрал в шкаф. Вскоре он обнаружил, что в обоих стаканах семена проросли. Какое предположение проверял Костя в этом опыте? Обведи номер ответа.

43 Самоорганизация и саморегуляция: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Задание 3. Подготовь для выставки «Любимые книги нашего класса» плакат, или слайд-шоу с рекламой твоей любимой книги. Покажи с помощью слов, рисунков, иллюстраций или других средств, достоинства этой книги. Постарайся убедить своих одноклассников, что эту книгу обязательно нужно прочитать.

44 Самоорганизация и саморегуляция: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание 4. Прими участие в конкурсе на луч- шую сказку. (Критерии оценки прилагаются) 1). Перечитай свои любимые сказки. Как они обычно начинаются и как заканчиваются? 2). Выбери и запиши имена положительных и отрицательных героев. 3). Придумай сюжет сказки: … 4). Обсуди в группе придуманный тобой сюжет, если нужно измени его. 5). Придумай, как будут выглядеть и говорить герои. 6). Подготовь черновик и обсуди его в группе. 7). Подготовь окончательный вариант.

45 Какие возможны этапы работы над заданием? Самоорганизация и саморегуляция: проблемы для обсуждения Например: сбор и обработка материала, черновик, обсуждение, окончательный вариант, презентация Как задавать критерии? Например, являются ли критериями следующие утверждения: Оценке подлежат содержание и структура работы Критерием оценки является количество правильных ответов При оценке будет учитываться соответст-вие теме, полнота и грамотность ответа

46 Самоорганизация и саморегуляция: проблемы для обсуждения Где проходит граница между помощью и пошаговым контролем со стороны учителя? Какие типы заданий наиболее эффективны? Способствуют ли формированию саморегуля- ции задания, в которых даны исчерпывающие инструкции по выполнению задания и график ее выполнения? Возможно ли с этой целью использовать не только «предметные», но и «метапредметные» учебные задания? Что это за задания? Протоколы обсуждений, графики выполнения Лист продвижения по заданию (log-файл обучения)

47 СОТРУДНИЧЕСТВО

48 В какой мере задание требует совместной работы учащихся между собой и(или) с другими людьми, при которой они вступают в отношения партнеров равно заинтересованных в создании общего продукта? Сотрудничество: основной вопрос к заданию Сотрудничество предполагает личный вклад каждого и зависимость общего результата от вклада каждого из участников работы

49 «Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует совместной работы учащихся с одноклассни- ками, взрослыми или учащимися других классов совместного обсуждения проекта/дизайна/…; координации усилий; разделения ответственности за конечный продукт создания общего продукта из взаимосвязан- ных частей Сотрудничество: описание «хорошего» задания

50 Позволяет сотрудничество? Требует сотрудничества? Учащиеся создают общий продукт? НЕТ ДА Сотрудничество: алгоритм принятия решения

51 Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 2 Задание 1. Подготовь для выставки «Любимые книги нашего класса» плакат, или слайд-шоу с рекламой твоей любимой книги. Покажи с помощью слов, рисунков, иллюстраций или других средств, достоинства этой книги. Постарайся убедить своих одноклассников, что эту книгу обязательно нужно прочитать.

52 Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 1 Задание 2. Прими участие в конкурсе на луч- шую сказку. (Критерии оценки прилагаются) 1). Перечитай свои любимые сказки. Как они обычно начинаются и как заканчиваются? 2). Выбери и запиши имена положительных и отрицательных героев. 3). Придумай сюжет сказки: … 4). Обсуди в группе придуманный тобой сюжет, если нужно измени его. 5). Придумай, как будут выглядеть и говорить герои. 6). Подготовь черновик и обсуди его в группе. 7). Подготовь окончательный вариант.

53 Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание 3 (для выполнения группой). Обсудите с одноклассниками, какую сцену из му- зыкального спектакля (оперы, мюзикла) вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц оперы/мюзикла, с которыми вы познакомились в классе. Распределите роли. Предложите оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните фрагмент оперы/мюзикла с помощью и/или под руководством учителя. Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное?

54 Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Задание 4 (для работы в паре). Придумайте каждый свою задачу о четвероклас- снике. Задача должна решаться в два действия. Запишите условие и вопрос задачи – каждый на своём листе. Обменяйтесь листами с соседом по парте и решите на черновике задачу соседа. Обсудите придуманные вами задачи и их реше- ния; если нужно, измените условия ваших задач и решите их снова.

55 Можно ли считать сотрудничеством: обратную связь, например при взаимооценке? участие в совместном обсуждении, например, в «мозговом штурме»? получение консультаций от эксперта? совместное выполнение лабораторной работы? Основной критерий – характер отношений между взаимодействующими субъектами (равно заинтересованные партнеры или опекун-подопечный) Сотрудничество: проблемы для обсуждения

56 КОММУНИКАЦИЯ

57 В какой мере задание требует развёрнутой коммуникации заданного формата? Коммуникация: основной вопрос к заданию

58 «Хорошее» задание требует развёрнутой связной коммуникации, для которой заданы или известны основные параметры высказывания/текста : коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет); Коммуникация: описание «хорошего» задания

59 Коммуникация: алгоритм принятия решения Позволяет развернутую коммуникацию? Требует развернутой коммуникации? Заданы параметры коммуникации? НЕТ ДА

60 Коммуникация: оценка (кодировка) заданий Задание 4. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь. Умение: осознавать главные ценности жизни и видеть их в искусстве. КОД ЗАДАНИЯ: 3

61 Коммуникация: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание 2. Прими участие в конкурсе на луч- шую сказку. (Критерии оценки прилагаются) 1). Перечитай свои любимые сказки. Как они обычно начинаются и как заканчиваются? 2). Выбери и запиши имена положительных и отрицательных героев. 3). Придумай сюжет сказки: … 4). Обсуди в группе придуманный тобой сюжет, если нужно измени его. 5). Придумай, как будут выглядеть и говорить герои. 6). Подготовь черновик и обсуди его в группе. 7). Подготовь окончательный вариант.

62 Можно ли считать коммуникацией: презентацию? участие в форуме? SMS-сообщение? задание с выбором ответа или задание на заполнение пропусков и пробелов? задание с кратким свободным ответом? решение математической задачи? Коммуникация: проблемы для обсуждения Основной критерий – объем высказывания/текста

63 Что способствует формированию этого аспекта коммуникации? Коммуникация: взаимодействие Метапредметные учебные задания, например, разработка «Руководства по работе в группе» разработка «Правил подготовки презентаций» самооценка работы в группе и т.п. Выполнение парных, групповых, командных заданий на разных предметах, в том числе – предполагающие общение посредством ИКТ Критерии оценки

64 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

65 В какой мере задание поощряет учащихся использовать ИКТ в целях обучения и развития? Использование ИКТ для обучения: основной вопрос к заданию

66 «Хорошее» задание требует такого использования ИКТ, которое способствует: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации; формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации; саморегуляции и т.д.) достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций Использование ИКТ для обучения: описание «хорошего» задания

67 ИКТ: алгоритм принятия решения Позволяет использовать ИКТ? ИКТ использует- ся для приобре- тения знаний или более сложных ИКТ-навыков? ИКТ помогает выполнить ранее недоступные действия? НЕТ ДА

68 ИКТ: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 2 Задание 1. Подготовь для выставки «Любимые книги нашего класса» плакат, или слайд-шоу с рекламой твоей любимой книги. Покажи с помощью слов, рисунков, иллюстраций или других средств, достоинства этой книги. Постарайся убедить своих одноклассников, что эту книгу обязательно нужно прочитать.

69 Какие новые типы учебных заданий или виды учебной деятельности существенно облегча- ются при реализации или даже становятся воз- можными благодаря использованию ИКТ при : мотивации к изучению нового? введении нового материала? отработке предметных знаний и умений? формировании ключевых навыков? проверке и оценке достижений? организации работы учащихся? ИКТ: проблемы для обсуждения

70 объяснение нового материала, предоставле- ние информации (презентации, мультфильмы, аудиозаписи, карты понятий и т.д.); индивидуализированный опрос; виртуальные лаборатории; общение или обмен с учениками ресурсами (переписка, раздача заданий и информацион- ных ресурсов, сбор выполненных заданий, управление контентом, фиксация результатов, мониторинг продвижения и т.д.); выполнение административных функций (оценки, посещаемость и т.д.); Интеграция ИКТ в учебный процесс: использование ИКТ учителем

71 РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ раздаточные материалы (2-2)

72 Разрешение проблем и проблемных ситуаций: характеристика состава действий осознание проблемной ситуации – необходимости начать работу, принять решение … (ЧТО ДЕЛАТЬ?) постановка проблемы – осознание и определение того, ЧТО именно необходимо делать, разрешать оценка составляющих проблемы – поиск и отбор информации, обработка информации, условий и ограничений … (КАК и В КАКОМ ПОРЯДКЕ ДЕЛАТЬ?) перебор и анализ допустимых вариантов, оценка последствий, поиск оптимального варианта принятие и воплощение решения

73 «Хорошее» задание предполагает : анализ незнакомой (не встречавшейся ранее) ситуации или незнакомого объекта, имеющих практическое значение; представляющих личный, социальный и/или познавательный интерес; поиска и/или разработки новых подходов и решений принятия решения в ситуации неопределен- ности (в условиях выбора) Разрешение проблем: требования к «хорошему» заданию

74 Разрешение проблем: основной вопрос к заданию В какой мере задание требует использования навыков и способов решения проблем и воплощения найденных решений в практике?

75 «Хорошее» задание требует : поиска и/или разработки новых подходов и решений; принятия решения в ситуации неопреде- ленности (есть возможность выбора); воплощения решения на практике Разрешение проблем: описание «хорошего» задания

76 Есть ли у учащихся выбор? Решение проблемы – основное требование? Требуется воплощение в жизнь? НЕТ ДА НЕТ ДА Требуется воплощение в жизнь? Решение проблем: алгоритм принятия решения На что тратятся основные усилия, время? О чем гово- рят критерии?

77 Задание 3. Учитель предложил вам подготовить подарки для ветеранов – полезные в жизни или хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ. Подберите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия. Расскажите о том, что вы делали: какие идеи возникали, и как искали изделия; какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали; достигнут ли результат, который вы планировали. 4 КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий

78 САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ, ПРИОБРЕТЕНИЕ, ПЕРЕНОС И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ

79 «Хорошее» задание предполагает не воспроизведение «готового знания», а его пополнение на основе использования логических операций и общеучебных навыков Переносу и интеграции знаний способст- вует использование содержания, идей, методов других предметов Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: требования к «хорошему» заданию

80 В какой мере задание стимулирует учащихся приобретать новое знание и на какой основе строится это новое знание? Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: основной вопрос к заданию

81 Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: описание «хорошего» задания «Хорошее» задание требует продвижения от воспроизведения известного образ- ца к получению нового знания или более глубокому пониманию известного на основе: исследования/преобразования известного; использования познавательных действий; использования содержания/идей/методов других областей знания

82 Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: алгоритм принятия решения Требует приобретения знаний? Приобрете- ние знаний – основное требование? Задание междисци- плинарное? НЕТ ДА т.е. создания, преобразования или более глубо- кого понимания известного? На что тратятся основные усилия, время? О чем гово- рят критерии?

83 Задание 1 (для работы в паре). Придумайте каждый свою задачу о четверо- класснике. Задача должна решаться в два действия. Запишите условие и вопрос задачи – каждый на своем листе. Обменяйтесь листами с соседом по парте и решите на черновике составленную им/ей задачу. Обсудите придуманные вами задачи и их решения; если нужно, измените условия и решите их снова. КОД ЗАДАНИЯ: 4 Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: оценка (кодировка) учебных заданий

84 Освоение знаний: основные этапы 1. Прояснение смысла изучаемого 2. Перевод понятого значения (смысла) в условные знаки, символы, обозна- чения, термины 3. Понимание и применение

85 Освоение знаний: «хорошие задания на первом этапе Прояснение смысла: Задания на осознание и постановку проблемы в ходе игр и экспериментов с изучаемыми объектами их маркировки, группировки, сортировки формирование мотивации для дальнейшего изучения свойств и отношений объектов в ходе обсуждений результатов манипулирований формирование ориентировочной основы учебных действий в ходе манипулирований и обсуждений

86 Освоение знаний: «хорошие задания на втором этапе Перевод смысла в условные знаки и термины: Задания на создание учебных моделей и установление их связи с изучаемыми объектами и элементами символьного ряда в ходе игр и экспериментов с моделями реальных объектов и знако-символьными отношениями маркировки, группировки и упорядочивания, классификации и систематизации, сопоставления, сравнения изучаемых объектов и их моделей установления связей и отношений на основе использования условных обозначений и терминов формирование ориентировочной основы учебных действий в ходе манипулирований и обсуждений

87 Освоение знаний: «хорошие задания на третьем этапе Понимание и применение: Задания на преобразование имеющихся знаний создание новых объектов разработку правил действий (плакаты, памятки, инструкции, списки слов …) проведение мини-исследований: выдвижение и проверка гипотез, рассуждения, аргументация, обоснования

88 Проектирование учебного процесса и системы текущей и промежуточной оценки

89 Рекомендации: Шаг 1 Содержательно-временная схема учебного процесса: выделение этапов Содержание: темы, разделы Тема 1Тема 2 Тема 3 Тема 1Тема 2Тема 3Тема 4Тема 5 Календарные сроки: недели, месяцы, четверти

90 Рекомендации: Шаг 2 Проецирование ИТОГОВЫХ планируемых результатов на выделенные этапы учебного процесса и их детализация Системы ТЕМАТИЧЕСКИХ планируемых результатов Системы ТЕМАТИЧЕСКИХ проверочных или диагностических работ

91 Рекомендации: Шаг 3 Оценка имеющихся обучающих заданий с позиций формирования УУД Выявление дефицитов

92 Рекомендации: Шаг 4 Доработка и/или пополнение системы обучающих заданий Ц ЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ – - не обязательно для каждой темы РЕФЛЕКСИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ИКТ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ – до 30% - 40% учебных заданий для каждой теме С ОТРУДНИЧЕСТВО, Р АЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С АМОРЕГУЛЯЦИЯ – хотя бы одно задание (например, проектного типа) для каждой темы

93 Рекомендации: Шаг 5 Разработка учебных ситуаций учет особенностей учебного материала учет результатов диагностики, срезовых работ учет возрастных особенностей

94 В каких темах этого и следующего учебного года в соответствии с планируемыми результатами вам будут нужны задания на формирование ценностно-смысловых установок (рефлексии, сотрудничества …)? Укажите названия этих тем и ориентировочные сроки их изучения. Рекомендации: Шаг 6 Обобщение результатов для работы над образовательной программой школы

95 1. Рассмотрите ближайшую тему, которую вам предстоит изучать. Открывает ли она возможности для формиро- вания ценностно-смысловых установок (рефлексии, сотрудничества …)? Требуется ли это планируемыми результатами её освоения? Если ответ ДА. Проанализируйте с этой точки зрения используемую вами систему заданий. Выберите – или составьте – одно-два задания на формирование ценностно-смысловых установок. Если ответ НЕТ. Выполните это задание для следующей темы. Рекомендуемая последовательность выполнения

96 2.В каких темах этого и следующего учебного года в соответствии с планируемыми результатами вам будут нужны задания на формирование ценностно-смысловых установок (рефлексии, сотрудничества …)? Укажите названия этих тем и ориентировочные сроки их изучения. Рекомендуемая последовательность выполнения