Методические рекомендации, адресованные учителям по работе с родителями Морозова О.Е. к.ф.н. доцент кафедры гуманитарного образования ВИПКРО (материалы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
Advertisements

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
(материалы презентации подготовлены на основе пособия «Книга для родителей» А.Я. Данилюка) 1.
Основы религиозных культур и светской этики Г. Новоалександровск
Комплексный учебный курс «Основы духовно- нравствственной культуры народов России» в общеобразовательной школе Родительское собрание 1.
Обращение Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.
КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ в курсе ОРКСЭ. Глава 1. Мифы, которые сопровождают подготовку федерального эксперимента в школу придут священнослужители вероучительный,
Министерство образования и науки о комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс.
«Основы религиозных культур и светской этики» Содержание и структура комплексного учебного курса.
Уважаемые родители 4 классов! В учебном году вводится новый учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
Структура курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) цели, задачи, основные этапы и принципы апробации, структура курса.
Родительское собрание Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе 1.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» Кутырова Ольга Владимировна.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ 1. Содержание нового предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Содержание нового предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа.
Введение ОРКСЭ в МОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»
«Основы религиозных культур и светской этики». Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий.
Транксрипт:

Методические рекомендации, адресованные учителям по работе с родителями Морозова О.Е. к.ф.н. доцент кафедры гуманитарного образования ВИПКРО (материалы презентации подготовлены на основе пособия «Книга для родителей» А.Я. Данилюка) 1

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» Общие положения: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка. 2

Содержательная часть Курс ОРКСЭ носит светский характер - у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес. 3

Основная задача курса Формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения. 4

Организационное и методическое обеспечение: В настоящее время курс ОРКСЭ вводится только в 4 и 5 классах на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Курс будет преподаваться 2 часа (урока) в неделю (суммарно на 2 четверти – 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается. Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – это комплект из 6 книг, рассчитанных для обучения в 4-ом (1- ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе каждая. В рамках курса ОРКСЭ подготовлена Книга для учителей, знакомящая взрослых с тематикой курса, его методологией, целями и задачами. 5

Что будут изучать Ваши дети? Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религиозных культур и основы светской этики. Каждый из модулей разделяется на 4 блока. Два первых блока школьники изучают в последней четверти 4 класса: 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час); 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 часов). 3 и 4 блоки в 1 четверти 5 класса: 3.Традиционные религии и этика в России (13 часов); 4.Духовные традиции многонационального народа России (4 часа). 6

Мифы по поводу… 7

Миф 1 – в школу придут священнослужители Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом В своем вступительном слове на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозных культур и светской этики Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что преподавать предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будут светские педагоги. 8

Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер 9 Содержание модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» не ориентировано на решение каких-либо миссионерских задач. Оно не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии. Одна из важных педагогических задач нового предмета – формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны.

Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. И формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию. 10

Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета. Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. 11

Миф 4 – эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался В конце 2007 года была принята новая редакция Закона «Об образовании», в котором установлено, что деятельность общеобразовательных школ должна быть направлена в первую очередь на духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. В 2009 году был принят новый стандарт общего образования, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере. Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России. 12

Почему именно в этом возрасте вводится изучение нового предмета? В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. Младший подростковый возраст (учащиеся IV - VI классов) – один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребенок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. 13

Возрастной кризис Подростковый возраст – стадия развития личности между детством и взрослостью - качественно новый этап в развитии школьника, связан с началом полового созревания и вхождением во взрослую жизнь. В это время происходит становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, сложных форм мыслительной деятельности, абстрактного, теоретического мышления, появляется мужской и женский взгляд на мир, активно развиваются творческие способности. Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе, существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний. 14

Образовательный кризис Связан с переходом с начальной на основную ступень общего образования. Младший подросток нередко оказывается в стрессовой ситуации. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребенка от родителей и учителей, снижается ценность школы в жизни подростка, иногда теряется смысл образования, ставится под сомнение авторитет старших как носителей норм взрослой, социально приемлемой жизни. 15

Зачем в школе вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. 16

Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Что это такое – нравственные заповеди и моральные нормы? И почему они необходимы людям? 17

Как будет организовано преподавание нового предмета и взаимодействие школы с семьей? 1)Преподавать новый предмет будут педагоги школы, в которой учится ребенок, – учителя начальных классов, учителя гуманитарных предметов, имеющие свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации на право преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе. 2) В третьей четверти 4 класса администрация школы должна провести родительское собрание, на котором родителей ознакомят с задачами нового предмета, его структурой, основным содержанием, с тем, как будет организовано его изучение. Будут представлены модули предмета, из числа которых родители выберут один для изучения их детьми. 18

При выборе модуля родителями рекомендуется сделать следующее: Ознакомится с содержанием всех модулей предмета на родительском собрании. Выслушать на родительском собрании учителей, которые будут вести модули. Узнать о формах и методах педагогической работы с детьми, с особенностями избранного модуля. Поскольку образовательный процесс в рамках нового предмет ориентирован на решение воспитательных задач, важно оценить не только профессиональные, но личностные качества педагога. Посоветоваться с классным руководителем и сделать окончательный выбор модуля и учителя. 19

Изучение нового предмета завершается накануне общенационального праздника Дня народного единства (примирения и согласия), проводимого 4 ноября. Этот праздник может стать школьно-семейным и пройти под девизом: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». Здесь могут быть представлены: презентации творческих работ школьников по результатам изучения модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики»; номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России; выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой; дегустация блюд национальной кухни народов России. Третье родительское собрание должно пройти в начале – середине первой четверти 5 класса. Его задача – подготовка учащихся и их родителей к завершающему этапу изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Его заключительный 4 блок называется «Духовные традиции многонационального народа России» и рассчитан на 4 урока, а также может (на усмотрение педагогического совета школы) включать дополнительные часы для проведения праздничных внеучебных мероприятий. В это время школьники, изучавшие прежде разные модули, вновь соберутся вместе, станут, как 20

Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов -заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни. 21 Например, урок 1 «Россия – наша Родина» предусматривает следующие вопросы–задания: 1) совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье; 2) узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций.

Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»? 22

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель. 23

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках 24

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности 25

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения 26

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке. 27

Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети! 28