Уроки информационной грамотности школьников Уроки информационной грамотности школьников Семинар для школьных библиотекарей района Головицина Ю. Б., методист.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор Мерзлякова Л.А. (ИМО) ББЗ - школьникам Методическое пособие для библиотекарей.
Advertisements

Развитие информационной грамотности учащихся Ю.Б. Головицина, зав. библ. ИОЦ Тутаев, 2009.
Программа «Формирование информационной культуры личности» МОУ Идринская СОШ Школьная библиотека Заведующая библиотекой Склизкова Т.Н.
Андрова И.В. элективный курс Основы информационно- библиографической грамотности.
- Библиотечные услуги - Принципы организации библиотечного обслуживания - Структура и основные направления библиотечно-информационного обслуживания -
Работа библиотеки Работа библиотеки Библиотекарь: Перепелицына Т.М. МОУ «Первомайская сош»
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Заведующая библиотекой МОУ «СОШ 31» Кузнецова Любовь Михайловна Основы информационной культуры учащихся.
Портфолио школьного библиотекаря Зав. библиотекой ИОЦ Ю. Б. Головицина 2009.
Еговкина Н.В., ИМО Сарапульского района Популяризация книги и чтения Формы и методы массовой работы.
«Учебное занятие в системе УДО. Формы и методы проведения»
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Формирование информационной культуры личности через развитие у учащихся умения учиться, т.е. продуктивно осуществлять познавательную деятельность и успешно.
Классификация методических изданий Требования к оформлению.
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
В образовательном пространстве школы Автор: заведующая библиотекой Варганова О. Е.
Т.М. Кашурникова, зав. медиатекой, к.п.н. К.С. Куманицына, учитель английского языка 2013 ГБОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального.
Формы проведения итоговой аттестации учащихся в детском объединении.
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж» XVII областная научно-практическая конференция преподавателей Секция 4.«Самообразовательная.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Транксрипт:

Уроки информационной грамотности школьников Уроки информационной грамотности школьников Семинар для школьных библиотекарей района Головицина Ю. Б., методист МОУ ДПО ИОЦ

Задача школьного библиотекаря - развить у детей и подростков основные информационные умения и навыки для формирования информационной независимости личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению.

Пути формирования ИГ учащихся Создание программы курса ИГ. Составление примерного плана - графика проведения библиотечно - библиографических и информационных занятий. плана - графика

Примерные темы библиотечных уроков ИГ Начальная школа (1-3 классы ). Начальная школа (1-3 классы ). Средняя школа (5-8 классы ). Средняя школа (5-8 классы ). Старшая школа (9-11 классы ). Старшая школа (9-11 классы ).

Формы работы с учащимися по формированию ИГ устная форма : индивидуальные и групповые консультации, обзоры справочных, библиографических и информационных изданий, лекции, библиографические семинары, читательские конференции ; наглядная форма : открытый доступ к книжным фондам ; выставки ( стационарные и выездные ) справочных, библиографических, информационных изданий, новых поступлений и др.; библиотечные плакаты различного назначения : схемы размещения книжного фонда, расположения различных частей справочно - библиографического аппарата, правила пользования каталогами, схемы - алгоритмы различных вариантов поиска литературы и др.; печатные издания : путеводители по библиотекам, памятки, листовки, буклеты о фондах и справочно - библиографическом аппарате и т. д.; комплексные формы, представляющие совокупность различных форм ( устных, наглядных, печатных ): библиотечно - библиографические уроки, экскурсии по библиотеке, школы библиотечно - библиографических знаний, дни библиографии.

Библиотечные плакаты и печатные издания для учащихся начальной школы Правила пользования библиотекой. Правила обращения с книгой. Правила обращения с книгой. Заповеди читателя. Заповеди читателя. Алгоритм поиска информации. Алгоритм поиска информации.

Библиотечные плакаты и печатные издания для учащихся средней школы Памятка ( анкета ) для определения информационного запроса. Памятка ( анкета ) для определения информационного запроса. Памятка о работе с каталогами. Памятка о работе с каталогами. Памятка о ведении информационного поиска. Памятка о ведении информационного поиска. Памятка о ведении библиографических записей. Памятка о ведении библиографических записей. Как вести читательский дневник. Как вести читательский дневник. Как оформить отзыв о прочитанной книге. Как оформить отзыв о прочитанной книге.

Библиотечные плакаты и печатные издания для учащихся старшей школы Правила конспектирования. Правила конспектирования. Правила оформления цитат, библиографических записей. цитат, библиографических записей. Требования к оформлению творческих работ, рефератов, эссе. творческих работ рефератов, эссе. Требования к оформлению компьютерных презентаций. компьютерных презентаций

Информационные продукты школьников Отзывы о книге. Читательские дневники. Книжки - самоделки, детские рисунки. Сочинения. Рефераты, эссе. Списки интересных книг по классам ( правильное оформление библ. записи ). Презентации к проектам, творческим работам и т. д.

Варианты работы с детьми на уроках ИГ Поиск информации ( начальная школа ). Поиск информации ( начальная школа ). Поиск информации, работа с каталогом ( средняя школа ). Поиск информации, работа с каталогом ( средняя школа ). Развитие критического мышления. Развитие критического мышления.

Требования к библиотечным урокам Принцип системного подхода. Принцип преемственности.

Формы проведения библиотечных уроков : беседа, экскурсия, практическое занятие, лекция, семинар, зачёт, обзор, урок творчества, круглый стол, игра, анкета, портфолио достижений по курсу, турнир, конкурс, викторина, путешествие урок объяснения материала и др.

Технологические операции процесса подготовки и проведения библиотечного занятия ( урока ). Подготовительный этап Выбор класса. Выбор темы занятия. Выбор места проведения занятия. Выбор формы проведения занятия. Подбор и изучение документальных источников : Составление плана занятия. Определение основной цели занятия. Установление путей достижения этой цели. Определения объёма знаний, умений, навыков, которые учащиеся должны приобрести в процессе занятия. Определение хода занятия. Определение содержания занятия. Разработка конспекта занятия. Разработка практических упражнений. Определение функций библиотекаря и педагога. Подготовка наглядного материала. Подготовка раздаточного материала.

Технологические операции процесса подготовки и проведения библиотечного занятия ( урока ). Проведение занятия Опрос учащихся с целью определения существующих знаний, представлений по теме занятия ( или опрос предыдущего материала ). Изложение теоретической части нового материала. Выполнение практических заданий на закрепление нового материала. Проверка степени усвоения знаний. Домашнее задание.

Технологические операции процесса подготовки и проведения библиотечного занятия ( урока ). Подведение итогов Анализ проведённого занятия. Достижение поставленной цели Профессиональная компетентность библиотекаря, владение материалом. Уровень организации нового материала. Достигнута ли цель использования демонстрационного материала ( каталогов, картотек, книжной выставки, плакатов, альбомов и т. д.). Оценка проведённого занятия. Степень внимания аудитории. Дисциплина учащихся Глубина знаний, степень их усвоения. Качество выполнения практических заданий. Активность учащихся. Эмоциональная атмосфера в аудитории.

Литература