Лекция с разбором микроситуаций Преподаватель: Кочетова К.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Advertisements

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Электронное учебно – практическое пособие по русскому языку для 2 – 3 классов « Состав слова »
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Интересно проходят словарные диктанты. Вместе с написанием слов идет и проверка задания.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Анализ результатов регионального мониторинга по русскому языку ( 4 класс, 2015 учебный год) Шило Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Городская школа молодого специалиста. Ноябрь 2011г. Руководитель Гнилицкая Е.Б.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Автор презентации: учитель начальных классов Овчинникова М.Н. Голицынская СОШ 1.
Классификации целей посещения уроков По времени по широте охвата по содержанию действия и глубине изучаемых аспектов.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
«Пассивность ученика… является величайшим грехом с научной точки зрения, так как берет за основу ложное правило, что учитель это все, а ученик ничто!!!»
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Диагностическая работа с электронным приложением к учебнику «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. 3 класс учитель начальных классов.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Транксрипт:

Лекция с разбором микроситуаций Преподаватель: Кочетова К.С.

План 1. Определение понятия «метод обучения». 2. Классификация методов: - аналитико – синтетический метод; - группировка методов обучения с точки зрения организации учебного процесса; - группировка методов по источнику знаний; - разновидности эвристических методов; - методы обучения с точки зрения хода мыслей и путей рассуждения; - метод игры; - коммуникативные методы; - информационный метод.

Проблема урока: 1. Какие из названных методов, по-вашему мнению, чаще всего необходимо применять на уроках грамматики в начальных классах? 2. Влияет ли на качество обучения знание учителем этих методов, умение их использовать в подготовке и проведении уроков?

Таблица предпочтений Метод1 кл.2 кл.3 кл.4 кл. Аналитико-синтетический Группировка методов с точки зрения организации учебного процесса Группировка методов по источнику знаний Разновидности эвристических методов Методы обучения с точки зрения хода мыслей и путей рассуждения Метод игры 1 функция 2 функция 3 функция Коммуникативные методы Информационный метод Индуктивный метод Дедуктивный метод

Метод обучения – это способ деятельности учителя и учащихся, направленный на наиболее эффективное достижение учебно-воспитательных целей, и прежде всего – формирование ЗУН по тому или иному учебному предмету. Методы обучения - категория дидактическая; методика русского языка использует их, интерпретирует с позиций своего предмета, а также разрабатывает и вводит свои, обусловленные свойствами предмета «Русский язык».

Метод предполагает: а) определение цели обучения: от этого зависит вся система взаимодействия учителя и учащихся; б) определение способа преподнесения материала учащимся; в) характер взаимодействия учителя и учащихся. Определение характера оценки усвоения, предложение критериев.

Могут быть выбраны методы по этапам учебного процесса. Тогда будут выделены такие группы методов: методы, применяемые на этапе мотивации и стимулирования; методы, применяемые на этапе усвоения нового материала; методы закрепления; методы контроля и оценки и др. Выделяют также методы практические и теоретические; методы, применяемые лишь в одном из разделов курса, например: методы обучения правописанию, чтению, методы развития речи. Теория методов обучения упорядочивает деятельность учителя и уч-ся, дает надежную основу для практических разработок, технологий.

Аналитико-синтетический метод – основной метод современной школы. Яркий пример анализа – все виды грамматического разбора ( языковой анализ). Синтеза – составление словосочетаний и предложений ( метод конструирования), примеры школьников. Например, вода – выделить корень – анализ; привести примеры однокоренных слов: водный, водица – синтез.

Группировка методов обучения с точки зрения организации учебного процесса Сообщение учителем учебного материала (используется редко, т.к. возрастные особенности детей обуславливают трудное усвоение абстрактных понятий. Например: сообщение о падежах рус. яз.) Беседа учителя с учениками (преимущественно используется учителем на различных этапах урока с применением наглядности) Самостоя- тельная работа учащихся (используется чаще всего при закреплении, но может и при объяснении нового материала. Например: падежные окончания - по аналогии)

Самостоятельная работа Тема урока: «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже» (4 кл.) Задание: рассмотрите данный материал, сделайте вывод о правописании безударных окончаний сущ. в Т.п. Вопросы: кем? чем? (где? куда?) Предлоги: с, за, под, над, между. Окончания: Роль в предложении: второстепенный член. 1-е скл.2-е скл. -ой, -ей-ом, -ем-ю

Группировка методов обучения по источнику знаний, получаемых учащимися Словесный (объяснение учителя, работа с учебником, как источником материалов для упражнений) Наглядный (широко используется на различных этапах урока) Практический (работа с учебниками и дидактическим материалом)

Наглядный метод Тема : Однокоренные слова. гриб грибник грибной

Эвристический метод (от гр. слова эврика – «нашёл» ) – развивает способности учащихся мыслить и самостоятельно работать Разновидности эвристических методов ПроблемныйПоисковый (или частично поисковый: Работа со словами, в которых пропущены буквы и т.п.) Исследова- тельский

Проблемный метод Проблемный метод Тема: Падежные окончания имен существительных. Машина шла по улице Победы и площади Восстания. Определите род, число и падеж подчеркнутых слов. Почему же окончания различные?

К числу исследовательских принадлежит и метод лингвистического эксперимента: например, выбор синонима для данного текста: глаза и очи. При изучении темы «Падежные окончания имен прилагательных» дети должны найти существительное, от которого зависит имя прилагательное, определить его род, число, падеж и соотнести с прилагательным.

Методы обучения с точки зрения хода мыслей и путей рассуждения, которыми идут учащиеся при изучении учебного материала Индуктивный (от единичного – к общему, от фактов к обобщению. Например, работа с таблицей-мы анализируем примеры и идем от их анализа к правилу) Дедуктивный (от правил к практике. Например, правила жи-ши, ча-ща, чу- щу)

Индуктивный метод Индукция – форма мышления, при которой человек идя от частных случаев, единичных вещей, приходит к общему правилу. Например, рассмотрев ряд слов с безударными гласными в корне, школьник приходит к заключению, что безударные гласные не всегда пишутся так, как произносятся, поэтому их нужно проверять

Проверяемые безударные гласные в корне слова спиш`ите пример (сп`ишем); продрож`ать под дождем (дрожь); раздраж`ать (др`азнит); поглощённый работой (гл`отка) лесн`ик (лес); спеш`ить в школу (сп`ешка); рек`а (р`еки); звезда (звезды)

лесн`ик (лес); -

Звезда (звёзды) -

Дедуктивный метод Дедукция – такая форма мышления, когда от общих положений, правил идут к конкретным положениям. Например, сначала дается правило правописания, а потом подбираются примеры, подтверждающие это правило

В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А, а перед С - О. Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав. 12. Буквы А - О в корнях -РАСТ-(-РАЩ-) / - РОС-

Метод игры Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по пути познания, развития. Их функции различные : - первая, простейшая функция- облегчать учебный процесс, оживлять его при помощи сказочных элементов, занимательных картинок, текстов и пр.. Например: Найдите слова с корнем гус-. Относится ли к ним слово гусеница? Докажите, указав значение однокоренных слов. РОДСТВЕННИКИ Вы кто такие? Я Гусь, это Гусыня, это наши Гусята. А ты кто? А я ваша тетя Гусеница.

- вторая функция – «театрализация» учебного процесса: ролевые диалоги, чтение по ролям, инсценирование, составление учащимися различных упражнений, задач и даже страниц предполагаемого учебника; - третья функция – соревновательная, она возбуждает активность, стремление к лидерству, желание участвовать в олимпиадах, в тестировании, в литературном творчестве. Игра переходит к соревнованию в качестве и глубине знаний.

Коммуникативные методы Коммуникативный метод изучает языковую теорию. В коммуникативной методике заложены основы не только понимания речи других и языка литературных произведений, но и усложнение самого языка. Коммуникативные методы в наибольшей степени вводят школьников в мир языковой целесообразности, способствуют пониманию необходимости каждой, казалось бы, мелочи в системе языка.

Информационный метод Программированное обучение предполагает три требования: а) четкое структурирование преподносимого материала; б) подача материала ученику малыми дозами: каждая доза – «шаг» в усвоении; в) обратная связь, т.е. самоконтроль после каждого «шага». Возможны следующие ситуации: - компьютер получает вопрос ученика и выдает на экране ответ в виде текста, чертежа, модели; - -ученик выполняет задания, заложенные в программе компьютера, набирая ответы, и компьютер оценивает их правильность; - -презентации и различные дидактические приёмы, подготовленные учителем.

Блиц-игра Объясните, почему в одном случае в стихотворении употреблен глагол одеть, а в другом - надеть. Мама песню напевала, белую сорочку. Одевала дочку...Мама песенку допела, Одевала надевалаМама девочку одела. (Е. Благинина) Ответ: метод игры

Разберите слова по составу. Подберите слова к данным схемам: Полёты, побег, мороз, отнесу, поезда, леса, осень, гнездо, стрела. Ответ: аналитико- синтетический

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Ст..ричок отправился к морю, (Поч..рнело син.. море). Стал он кликать з..л..тую ры..ку. Приплыла к нему ры..ка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.Пушкин) Определите падеж выделенных существительных. Ответ: частично поисковый

Определите, в какой части слова пропущены буквы. Как их проверить? Прибл..жался праздник, нагр..дить медалью, поблагод..рил за работу, сохр..нил в памяти, п..дготовился к ответу, объ..снил задачу. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж имён существительных. Составьте предложение с одним из словосочетаний. Ответ: исследовательский

Сравните ударные и безударные окончания существительных одного и того же склонения в каждом падеже. Сделайте вывод. Ответ: индуктивный

Составьте из данных слов шесть предложений так, чтобы выделенное слово было первым. реки, широки, и, наши, глубоки реки, правый, берег, высокий, а, берег, левый, низкий горы, красивы, наши с, видно, горы, далёко, высокой хлеба, на, полях, густые, растут хлеба, соберут, хороший, колхозники, урожай Над словами реки, горы, хлеба поставьте знак уда­рения. Ответ: дедукция

Найдите «четвертое лишнее». Подлежащее, глагол, дополнение, определение. Существительное, наречие, сказуемое, предлог. Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение. Ответ: решение задачи

Проблема урока: 1. Какие из названных методов, по-вашему мнению, чаще всего необходимо применять на уроках грамматики в начальных классах? Анализ таблицы. 2. Влияет ли на качество обучения знание учителем этих методов, умение их использовать в подготовке и проведении уроков?

Домашнее задание Знать материал лекции. (с – Кустарёва В.А., с М.Ф. Львов) Подобрать примеры из учебников по русскому языку (1-4 класс) к каждому из названных методов. Через две недели сдать презентацию урока грамматики на любую из тем в 4 классе (по группам – 1 урок готовят 5 человек).