Алгоритм внедрения ФГОС в образовательное пространство ОУ Проектирование ООП НОО Трупп О.Л
Введение ФГОС по мере готовности Учебный годКлассы, переходящие на ФГОС 2010/ / / / / Поэтапное введение ФГОС ( Распоряжение Правительства РФ от р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы») Обязательное ведение ФГОС Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Стратегия управления (5 направлений) Направления: 1. Нормативно-правовое обеспечение; 2. Финансово-экономическое сопровождение; 3. Кадровая политика 4. Информационное обеспечение 5. Материально-техническое сопровождение
1.Нормативно-правовое обеспечение 1. Утверждение сетевого графика введения ФГОС НШ Создание рабочей группы по разработке образовательной программы: - определение состава рабочей группы (зам. директора, педагоги начальной и основной школы, психолог, воспитатели ГПД, общественность, консультант и т.д.); - назначение руководителя (зам. директора или руководитель МО); - определение порядка и плана работы группы.
1. Нормативно-правовое обеспечение : 2. Создание совета по внедрению ФГОС, обеспечивающего координацию действий педагогического коллектива, информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение Стандарта (возможно, под руководством директора школы).
1. Нормативно-правовое обеспечение : 3. Принятие решения органа государственно- общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО
2. Финансово-экономическое сопровождение Введение оснований для премирования: Педагогов начальной школы: - участие в разработке Образовательной программы; - создание рабочих программ учебных предметов, соответствующих требованиям ФГОС НОО; - проведение открытых уроков по формированию универсальных учебных действий; - участие в опытно-исследовательской, методической работе по апробации и введению стандарта второго поколения
2. Финансово-экономическое сопровождение Введение оснований для премирования: Заместителей директоров по УР, ВР: - участие в разработке плана введения ФГОС и организации деятельности рабочей группы; - участие в проектировании и реализации Образовательной программы; - создание условий для заключения договоров о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования; - организация системы мониторинга введения ФГОС НОО.
2. Финансово-экономическое сопровождение (две задачи) Введение оснований для премирования: - заместителя директора по АХЧ: обеспечение материально- технического сопровождения ФГОС НОО; - педагога-психолога, социального педагога: участие в разработке и реализации программ: духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; коррекционной работы – в соответствии с требованиями ФГОС НОО; - библиотекаря: комплектование библиотеки фондом дополнительной литературы (художественной, научно- популярной), справочно-библиографических и периодических изданий, необходимым для реализации ФГОС НОО, создание и пополнение медиатеки.
3. Кадровая политика 1. Комплектование ОУ педагогическими, руководящими работниками, соответствующими новым квалификационным характеристикам и должностным инструкциям: - ротация (обновление) педагогических кадров; - организация стажировок и прохождение педагогической практики студентов педагогических специальностей высших учебных заведений; - заключение контрактов на подготовку специалистов, повышение их квалификации; - прохождение педагогическими и руководящими работниками аттестации
3. Кадровая политика 2. Разработка и реализация графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников, плана научно-методических семинаров - в связи с введением стандартов второго поколения (с ИРО, муниципальной методической службой). 3. Разработка плана и осуществление внутришкольного контроля реализации основной образовательной программы
4. Информационное обеспечение 1. Организация и проведение публичных отчетов учителей и администрации образовательного учреждения. 2. Использование информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, Интернет-страничка, выставки, презентации и т.д.)
Функции управления Планирование Организация Руководство Контроль
Действия по внедрению ФГОС 1 этап Составление плана действий: - Создание Совета по введению ФГОС второго поколения; - Создание рабочей группы по введению ФГОС второго поколения.
Организация 1. Предварительное обсуждение с руководителем ОУ (обсуждение кандидатур, стимулирование работы и т.д.) 2.Подготовка проектов приказов и Положения о Совете 3. Обсуждение и утверждение на педагогическом совете
Организация 4. Создание рабочей группы по внедрению ФГОС нового поколения – входят все учителя начальных классов, учитель музыки, физкультуры, иностранного языка, информатики. Подготовка проекта приказа. 5. Заседание рабочей группы, на котором обсуждаются программы модернизации образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС. 6. Создание Совета по введению ФГОС.
ПРИКАЗ ______от __________ 20__ года «О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС» В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с ФГОС нового поколения на основании …. (ссылка на документ, послуживший основанием для принятия приказа, если таковой имеется) ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Создать рабочие группы по введению новых ФГОС общего образования. В рабочую группу по введению ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения включить: 2. Назначить: руководителем рабочей группы по введению ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения – ….. 3. Поручить рабочей группе провести анализ образовательной системы и подготовить предложения об изменениях, которые представить Совету по введению новых ФГОС начального общего образования … (срок выполнения).
ПРИКАЗ ______от __________ 20__ года «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС». В целях обеспечения эффективного введения ФГОС общего образования, на основании…. (ссылка на документ, послуживший основанием для принятия приказа) ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Создать Совет по введению ФГОС общего образования в составе: … 2. Поручить Совету информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение Стандарта. 3. Ввести в действие Положение о Совете по введению новых ФГОС общего образования. Директор ОУ ….
Результаты этапа. Создан Совет по внедрению ФГОС второго поколения; назначен руководитель рабочей группы; определен список участников рабочей группы; обеспечена подготовка рабочей группы к разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения.
2 этап Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.
Задачи этапа. Определить, какие изменения требуется произвести: в образовательных целях; в учебном плане; в содержании учебных программ и программ внеурочной деятельности; в образовательных технологиях; в условиях реализации образовательных программ; в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Метод анализа и определения необходимых изменений Существующие и реализуемые результаты образования Существующий процесс образования: содержание и технологии Существующие ресурсы: кадровые, учебники, программы, оборудование кабинетов Требования ФГОС к планируемым результатам Требования ФГОС к процессу образования: содержание и технологии Требования ФГОС к ресурсам: кадровым, учебникам, программы, оборудование кабинетов
Схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы 1.Анализ целей образования Результаты анализа: определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей и планируемых результатах по предметам.
Схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы Перечень целей, которые не обеспечены ресурсами: ранее не ставились; ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ; ранее ставились, но требуют корректировки.
Схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы 2.Анализ школьных учебных планов Результаты анализа: определение необходимых изменений в учебных планах школы
Схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы Перечень изменений, которые нужно внести в состав предметов по образовательным областям школьного учебного плана; в компонент учебного плана, формируемый школой; в количество часов, которые отводится на изучение предметов; в организацию учебного процесса в течение учебного года; в содержание воспитывающей деятельности и методы ее организации
Схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы 3.Анализ учебных программ и учебников Результаты анализа: определение необходимых изменений в используемых программах и учебниках по предметам и для осуществления воспитательной работы.
Схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы 1.Перечень программ по предметам, которые могут быть использованы без изменения; нуждаются в коррекции, с указанием тех тем, которые должны быть откорректированы; перечень программ по предметам, которые нужно разработать заново. 2.Перечень предметов, учебники по которым нужно заменить.
Схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы 4.Анализ технологий Результаты анализа: определение необходимых изменений в технологиях.
Схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы Перечень технологий и форм обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе; технологий и форм обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене; новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей.
Схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы 5.Анализ способов контроля и оценки планируемых результатов обучения Результаты анализа: определение необходимых изменений в способах контроля результатов образования.
Схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы Перечень: способов и организационных механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования, включаемых в новую систему без изменений; способов и организационных механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования, требующих корректировки.
Схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы 6.Анализ ресурсов для реализации ФГОС Результаты анализа: Определяется по каким вопросам требуется обучать кадры каких учебников и др. учебной литературы недостает в школьной библиотеке какого оборудования в кабинетах не хватает для введения ФГОС
Схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы Перечни тем курсов для повышения квалификации кадров учебников, наименований литературных изданий видов учебного оборудования
Этап 1 Процедура 1 Издание приказа о создании Совета по введению ФГОС и рабочей группы Процедура 2 Постановка задачи перед рабочей группой и распределение обязанностей в ней
Этап 2 Процедура 3 Определение необходимых изменений в образовательных целях Процедура 4 Выбор варианта учебного плана и определение изменений в составе образовательных программ и распределении учебного времени Процедура 5 Определение необходимых изменений в содержании образовательных программ
Этап 2 Процедура 6 Определение необходимых изменений в технологиях обучения и воспитания Процедура 7 Определение необходимого ресурсного обеспечения и изменений условий образовательной деятельности Процедура 8 Определение необходимых изменений в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Этап 3 Процедура 9 Формирование групп проектирования изменений в образовательной системе и постановка перед ними задач Процедура 10 Разработка проектов изменений в образовательной системе школы Процедура 11 Экспертиза проектов изменений в образовательной системе школы
Этап 4 Процедура 12 Разработка планов-графиков реализации проектов изменений в образовательной системе школы Процедура 13 Экспертиза планов-графиков реализации проектов изменений в образовательной системе школы Процедура 14 Построение общего плана графика модернизации образовательной системы школы
Этап 5 Процедура 15 Формирование организационного механизма контроля процессов модернизации образовательной системы Процедура 16 Осуществление изменений в образовательной системе школы