Экологические пятиминутки на уроках природоведения в 5-х классах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Многообразие биогеоценозов. Биогеоцено́з – это природная система, которая состоит из живых организмов, образующих биоценоз, и совокупности косных, или.
Advertisements

Биоценоз и его устойчивость Биоценоз – сложная надорганизменная система, закономерная совокупность взаимодействующих видов.
Экологические сообщества. Структура сообщества Малойкина Л.И.
СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ Биология 11 класс Выполнил Архипкин Виктор.
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия 7» Саратов 2016 г.
РАЗНООБРАЗИЕ ЭКОСИСТЕМ. Экосистема- сообщество организмов разных видов и среда их обитания, связанные друг с другом обменом веществ.
Тема: Структура экосистем Балакина Т.Н. Учитель биологии МОУ ВСШ 2 г. Советская Гавань 2011год.
Сообщество, экосистема, биогеоценоз урок биологии в 9 классе МКОУ «Новолисинская СОШ»
Профессор Егоров В. В. Лекция 1. Экологическая химия. Тема : Основные понятия и концепции экологии.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. 1. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме 2.Структура биогеоценозов (экосистем)3. Экологические.
«Популяционно-биоценотический уровень жизни» Выполнила: Попова Е.А группа 6209.
Условия устойчивости биогеоценоза. Устойчивость экосистемы способность непрерывно поддерживать свою структуру, характер связей и функционирование элементов.
Сообщества живых организмов: биоценозы, биогеоценозы – их структура и характеристика.
Биогеоценоз Выполнила: ученица 11-б класса Иванова Галина Руководитель: учитель биологии Фоминых Г.А.
ПОДУМАЙ 1. Какие геологические оболочки существуют у нашей планеты? 2. Вспомните о времени возникновения жизни на Земле. Где и почему возникла жизнь?
Природное сообщество - это группа животных, растений, микроорганизмов, адаптированных к условиям существования на данной территории, оказывающих непрерывное.
Презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме: Биогеоценоз. Сообщества. Экосистемы.
Введение. Изучение природы человеком.. Природоведение – наука о природе.
Биогеоценозы. акад. В.Н.Сукачёв 1940г ввёл термин «биогеоценоз». Он пришел к выводу о том, что в природе существуют системы, объединяющие биотические.
С точки зрения биологии лес – это участок земли на котором доминирующими формами жизни являются деревья. Как в любой разновидности биоценоза в нем растения,
Транксрипт:

Экологические пятиминутки на уроках природоведения в 5-х классах

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУБАНОВЕДЕНИЕ Поурочные разработки (в помощь учителю) Биология Растительный и животный мир Кубани 6 класс Допущено Департаментом образования и науки Краснодарского края к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Краснодарского края Краснодар 2006

Тема: «Биоиндикаторы загрязненности окружающей сре­ды станицы Старокорсунской» Цель: закрепить понятие «Биоиндикаторы», использовать на практике полученные знания (определить количественный и качественныйсостав биоиндикаторов в парке возле школы), воспитывать любовь к родной природе. Форма занятия: урок -экскурсия, исследовательская работа. Ход урокаОрганизационный момент. Сообщение темы и цели урока. Повторение правил поведения в природе. -Ребята, сейчас мы отправимся на экскурсию в парк. Во время экскурсии старайтесь двигаться группой, не отставать. Внимательно слушайте объяснения и постарайтесь выполнить задания. В ходе экскурсии ведите себя спокойно. Экскурсия. 1.- Ребята, существуют ли живые организмы, которые по­ могают определить загрязненность окружающей среды? (Да) -Как их называют? (Биоиндикаторы) Какие растения являются наиболее чувствительными к загрязнению воздуха? (Лишайники) -Сегодня мы будем исследовать парк на наличие лишай­ ников и других биоиндикаторов загрязненности среды. 2.Наш парк делится на 4 части. Поэтому и класс я сейчас поделю на 4 группы. Каждая группа получит пакет с заданиями и проведет исследования по плану: Определить количество деревьев на заданной территории. Указать возраст деревьев (молодые или старые). Определить, на каких деревьях (старых или молодых) поселились лишайники. Определить, где количество лишайников больше - на тер­ ритории, прилегающей к дороге или в глубине парка. Определить соотношение количества деревьев, заселенных лишайниками, к общему количеству деревьев на заданной тер­ ритории. Сделать выводы. Обратить внимание на наличие на территории парка дру­ гих биоиндикаторов. Результаты наблюдения записать в тетрадь. 25 Урок кубановедения в 6 классе

Исследование школьного парка при изучении темы Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз 1)короткое эволюционное развитие; 2)постоянное преобладание человека на территории парка; 3)сравнительно маленькая площадь парка; 4)неустойчивость сообщества. 6.Маленькое видовое многообразие свидетельствует о неблагополучии в сообществе, о нарушенном функционировании экосистемы, о коротком эволюционном развитии, об определённых исторических факторах. 7.Набор жизненных форм, их соотношение определяют морфологическую структуру парка. Судя по тому, что в парке постоянно ведутся различные работы руками человека (уборка, посадка и полив деревьев), я могу считать, что это искусственный биоценоз и что он является именно парком, а никаким другим сообществом. Жизненные формы животных для разных систематических групп выделяют по разным признакам. У птиц, например, одним из основных признаков для выделения жизненных форм считаются способы передвижения (полёт). 8.Наш парк, как любое растительное сообщество разделяется на ярусы - горизонтальные слои, в которых располагаются наземные и подземные части растении определённых жизненных форм. В парке ярусность выражена не так чётко, как в лесных фитоценозах: подстилка, травы и кустарнички, малые деревья, большие деревья. Морфологическая и пространственная структуры сообщества являются показателем разнообразия условий жизни организмов, богатства и полноты использования ими ресурсов среды. В нашем парке эти структуры очень бедны. 9. 1)трофический уровень - растения; 2)трофический уровень - насекомые; 3)трофический уровень - вороны (и др. птицы); 4)трофический уровень - микроорганизмы. 10.Сукцессия - это закономерный и направленный процесс, поэтому общие изменения, происходящие на той или иной стадии, свойственны любому сообществу и не зависят от его видового состава географического месторасположения. Соответственно сукцессии и саморазвитие происходят и со станичным парком (виды растений, животных непрерывно сменяются, меняется видовой состав, увеличивается биомасса органического вещества, увеличивается количество энергии). Но продолжительность сукцессии во многом определяется структурой сообщества, поэтому в нашем парке сукцессии проходят крайне вяло и медленно (этому также способствует постоянное вмешательство человека). БИОГЕОЦЕНОЗ: ФИТОЦЕНОЗ СТАНИЧНОГО ПАРКА. ВОПРОСЫ 1.Что объединяет различные организмы, жизнь которых проходит на территории парка? 2.Почему воздействие, оказываемое на растения в парке, приводит к нарушению условии всех остальных элементов сообщества организмов? 3.Имеет ли парк как сообщество более или менее чёткие границы? 4.Какие факторы неживой природы влияют на растительный и животный мир парка? 5.Каково видовое многообразие парка? 6.О чём оно свидетельствует? 7.Опишите морфологическую структуру парка. 8.Опишите пространственную структуру парка. 9.Как выглядит трофическая структура парка? 10.Что вы можете сказать о саморазвитии парка как экосистемы? ОТВЕТЫ 1.В нашем парке обитают вороны, воробьи (летом птиц становится больше), некоторые насекомые и растения, которые длительное время сосуществуют в определённом пространстве. Этим пространством является наш парк. Объединяет этих птиц, насекомых и растении территория нашего парка, на которой они обитают. 2.Если на растение оказывается воздействие факторов внешней среды (загрязнение почвы, воздуха, изменение температуры) то, т. к. они являются и пищей, и местом обитания для животных, эти воздействия приводят к нарушению условий жизни всех остальных элементов сообщества организмов. 3.Парк имеет довольно чёткие границы, т. к. занимает маленькую территорию, поэтому состав растительности, животный мир и вещественно-энергетический обмен между организмами и физической средой их обитания не меняется. 4.В экосистемах происходит непрерывный обмен энергией и веществом между живой и неживой природой. У неживой природы имеются вещество и энергия, постоянно черпаемые живыми организмами, которые и влияют на животный и растительный мир парка. 5.О составе сообщества судят, прежде всего, по видовому многообразию. Под многообразием понимают видовое богатство сообщества. Что же касается нашего парка, то его видовое разнообразие очень мало. Это объясняется следующими причинами:

Определение степени деградации фитоценоза парка станицы Старокорсунской по состоянию древесных растений Научно-исследовательский проект Выполнен учеником 10 класса средней школы 85 Выполнен учеником 10 класса средней школы 85 г.Краснодар Рубан Ярославом Евгеньевичем г.Краснодар Рубан Ярославом Евгеньевичем Научный руководитель – учитель биологии Научный руководитель – учитель биологии Донцова Елена Григорьевна Донцова Елена Григорьевна Краснодар 2007