Школьная библиотека краеведческий информационный центр Разработчик программы: Мальцева Татьяна Николаевна, заведующая библиотекой МОУ «СОШ 2» Сроки реализации программы: гг.
Потребители проекта - учащиеся, педагоги, родители МОУ «СОШ 2» Социальные партнеры -библиотеки школ,детская библиотека -Центр развития образования «Центр дополнительного образования для детей» Краеведческий музей Общешкольный совет родителей ПЧ-4-шефы школы Цель : создание условий для краеведческой работы библиотеки на основе расширения библиотечно- пространственной среды Задачи : -обновление содержания библиотечной деятельности -модернизация управления библиотечными ресурсами -расширение спектра представляемых библиотекой услуг -формирование информационно-коммуникативной культуры потребителей информации -расширение ресурсного круга социальных партнеров Исходное состояние проблемы Недоступность ресурсного обеспечение ОП Моральный и физический износ фонда Основа фонда -программная литература Отсутствуют необходимые материально –технические условия Требуется модернизация управления библиотечными ресурсами Проблема Как создать активную библиотечную среду, способствующую формированию краеведческой деятельности СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА: Создание информационно - образовательного центра обеспечит информационную поддержку образовательной деятельности по краеведческой деятельности школьных библиотек. Ожидаемые результаты -расширится спектр предоставляемых библиотекой услуг -повысится качество предоставляемых услуг -повысится уровень подготовки пользователей к работе с информационными краеведческими ресурсами -повысится уровень методической деятельности библиотеки -расширится взаимодействие библиотеки с другими структурами Средства реализации проекта -локальные акты ОУ Основные факторы реализации стратегии -повышение профессиональной компетентности а области краеведческой работы педагогических работников (овладение информационными технологиями) -повышение мотивации учащихся и родителей к расширению краеведческой деятельности -коллегиальная деятельность администрации ОУ и заведующей библиотекой (материально – техническое обеспечение) -расширение социального партнерства (ресурсное обеспечение) Модель программы развития
Исходное состояние проблемы Недоступность ресурсного обеспечения Моральный и физический износ книжного фонда Основа фонда -программная литература Отсутствуют необходимые материально –технические условия Требуется модернизация управления библиотечными ресурсами
Проблема Как создать активную библиотечную среду, способствующую формированию школьной библиотеки как краеведческого информационного центра
Нормативно-правовая база Концепция развития библиотеки МОУ « СОШ 2» как центра развития по краеведческому направлению подготовлена для определения целей и задач модернизации библиотеки в условиях информатизации образования. Концепция опирается на федеральные законы Закон об образовании РФ; Федеральный закон РФ «О библиотечном деле» от ФЗ Закон Омской области « О библиотечном деле в Омской области» от ОЗ Письмо Министерства образования РФ « О создании медиацентров образовательных учреждений» от /11; Манифест школьных библиотек – ИФЛА- ЮНЕСКО
Ожидаемые результаты по внедрению программы: В социально-идеологическом плане -подъем патриотического сознания, становление гражданской позиции у читателей библиотеки В культурном плане -возрождение и сохранение духовно-исторических ценностей, упрочение духовно-нравственного единства юных читателей В экологическом плане -воспитание экологической культуры юных читателей,уважения и бережного отношения к своей малой Родине.
Основные мероприятия программы: Изучение школьным библиотекарем учебных планов своей школы и выявление перечня краеведческих учебных курсов и тем Изучение учебных программ данных курсов с целью выявления в них сведений о рекомендуемой краеведческой литературе Обеспечение нормативно-правовой и документной базой краеведческой деятельности Комплектование краеведческого фонда недостающей литературой ; это серьезная проблема для большинства школьных библиотек, которую возможно частично решить следующим образом: установить связи с другими библиотеками района, освобождающимися от дублетной или непрофильной краеведческой литературы, которая может быть востребована читателями данной школьной библиотеки организовать регулярное проведение акций «Подари краеведческую книгу школе» установить связи с местными авторами,издающими краеведческую литературу Организация и ведение краеведческого справочно-библиографического аппарата, универсального краеведческого систематического каталога (картотеки) Формирование информационной культуры учащихся и педагогов путем обучения
грамотно формулировать свои краеведческие информационные запросы, рационально пользоваться краеведческими каталогами,картотеками,библиографическими пособиями. Составление рекомендательных списков дополнительной литературы к краеведческим учебным программам и краеведческим блокам других программ; Составление рекомендательных списков краеведческой литературы по внеклассному чтению Подбор на урок краеведческой литературы как наглядного средства а также как основы выполнения контрольных, лабораторных и практических работ Наиболее полное раскрытие, популяризация и поощрение использования краеведческого фонда школьной библиотеки посредством Обзоров краеведческой литературы, обзоров новых поступлений в библиотеку,тематических обзоров,в том числе приуроченных к юбилейным и памятным датам района
Экология на территории Омской области; Храмы града Калачинска и Омска; Калачинск индустриальный; Судьбы, связанные с Калачинском; Культурная жизнь Калачинска Книжно-иллюстративных краеведческих выставок,тематических полок; Дней краеведческой информации в школьной библиотеке Проведение массовых мероприятий краеведческого характера, способствующих просвещению учащихся в области краеведения, пробуждение интереса к краеведческой исследовательской деятельности, конкурсов знатоков родного края, литературно-музыкальных вечеров, встреч со знаменитыми земляками. Организация краеведческих кружков «Юный краевед», или отраслевых типа « Юный ботаник-краевед», « Юный историк-краевед» Создание в школьной библиотеке комфортных условий для самостоятельной краеведческой исследовательской работы читателей Внедрение электронных технологий в деятельность библиотеки по информационному обеспечению краеведческой исследовательской работы
«Краеведение учит любить не только свои родные места, но и учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень» Д.С. Лихачев