МОУ СОШ 6 02.04.2009г. Художественная культура Древней Руси. Икона и иконостас. Руководители проекта: учитель МХК Ермошина Л.А., учитель информатики Чеснокова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
Advertisements

Презентация: Плугатаренко О.В.. Творчество Андрея Рублёва Произведения Андрея Рублёва принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства,
Школы русской иконописи Иконописные изображения известны на Руси с X века. За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития. Появились.
Д р е в н е р у с с к а я и к о н а. И К О Н О С Т А С.
Иконостас и его составные части Подготовил: Белый Андрей, 2 курс.
Умозрение в красках. Иконостасы Составила: Садовская Д.И. Учитель МБОУ «Патракеевская ООШ»
Что такое икона? Русское слово «икона» происходит от греческого «ейкон», что значит «образ» или «портрет». И, хотя на иконах изображаются люди, это не.
Крещение Руси Праздники Библия Заповеди Православный храм
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Подготовили: Бороздняк Ксения и Енчук Роман.
Сюжеты русской иконописи Основными сюжетами русской иконописи стали сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских святых.
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры Подготовил ученик 8"А" класса МОУ Лицея 1 Мельник Кирилл.
Говорящие изображения Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы православной культуры» Урок 15 4 класс Ю. Б. Головицина, А. Д. Шарова,
Иконография Образы Богоматери Иконостас Исторические сюжеты в иконописи
Современный вид православного храма есть сочетание долгого развития и устойчивой традиции. Основные части храма сложились уже в ветхозаветный период.
Выполнила Берлова Анастасия Группа ИКГ 3.1 Лгаки им. Матусовского.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ИКОНОПИСЬ Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, возжженный Чьей неведомо рукой... Это - светлое мгновенье В диком.
Искусство Средневековой Руси (иконопись). Богоматерь Оранта. Фрагмент мозаики из собора Св. Софии в Киеве. Около гг.
Православный иконостас. Иконоста́с (ср.-греч. ε κονοστάσιον) алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая.
Иконостас. Типы, символика, структура
Транксрипт:

МОУ СОШ г. Художественная культура Древней Руси. Икона и иконостас. Руководители проекта: учитель МХК Ермошина Л.А., учитель информатики Чеснокова Е.Б. Комплексная работа учащихся 10 класса «А».

МОУ СОШ г. Содержание. 1.Икона в истории. Икона в зеркале этнографии. 2.Происхождение иконы. 3.Иконопись. 4.Что изображает икона? 5.Иконография святых. 6.Иконостас. 7.Образ иконы в искусстве.

Русская икона в истории и этнографии Презентацию подготовили учащиеся: Ковалёв Максим, Коловоротная Настя.

История иконы В VIII веке икона получила церковный статус наравне со Священным Писанием С точки зрения раскольников, образа были настолько велики, что ради защиты их они не жалели живота своего и шли на такие крайние меры, как самосожжение Для западного зрителя русское искусство во многом ассоциируется с «древней живописью на досках» с иконой Актом уничтожения или поругания икон стремились сломить дух нации До конца XIX в. икона сопровождала русского человека на протяжении всей жизни

А. Печенкин Деревенская девушка с мальчиком, молящаяся перед иконой на дороге

А. Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите

В. Максимов. Красный угол в избе

Происхождение иконы Происхождение иконы Презентацию подготовили учащиеся: Павлова Кристина, Павлова Кристина, Нестерова Ирина. Нестерова Ирина.

Происхождение иконы Русское слово «икона» происходит от греческого «ейкон» ( ), что значит «образ» или «портрет». Не всякий человек достоин быть изображенным на иконе, а только тот, кого мы называем святым, Иисус Христос, Богородица, апостолы, пророки, мученики. На иконах изображаются также ангелы бесплотные духи, которые и вовсе отличаются от людей. Мир в иконе тоже является преображенным это не окружающая нас действительность, а мир духовный, «Царство Небесное».

Рисунки на плитах захоронения На плитах захоронений и на саркофагах рядом с именами умерших встречаются очень простые рисунки: рыбка символ Христа, кораблик символ Церкви, якорь знак надежды, птицы с веточкой в клюве души, обретшие спасение, и др. На стенах можно видеть и композиции более сложные сцены из Ветхого Завета: «Ноев Ковчег», «Сон Иакова», «Жертвоприношение Авраама», а также из Нового Завета «Исцеление расслабленного», «Беседа Христа с самарянкой», «Крещение», «Евхаристия» и др. Часто встречается образ «Доброго пастыря» юноши с овечкой на плечах, символизирующего Христа Спасителя. И хотя первые христиане вынуждены были скрываться в катакомбах, их искусство свидетельствует о радостном восприятии жизни, и даже смерть они встречали светло, не как трагичный уход в никуда, а как возвращение к Богу, в Отчий дом и встречу с Христом, их Учителем. В росписи катакомб нет ничего мрачного, аскетичного, манера письма свободная, легкая, сцены перемежаются орнаментами с изображениями цветов и птиц, символизирующими рай и блаженство вечной жизни.

Добрый пастырь. Катакомбы св. Каллиста. IV в. до н.э. Рим

Дошедшие до нас иконы Древнейшие из дошедших до нас икон были найдены в монастыре Святой Екатерины на Синае, их датируют V–VII вв. Написаны они в технике энкаустики (восковыми красками), энергично, пастозно, натуралистично, как было принято в античности. Портрет супругов. Ок. 65 г. Помпеи Фаюмский портрет. I в.

Столкновение с ересью иконоборчества В VII–VIII вв. христианский мир столкнулся с ересью иконоборчества, которую поддержали императоры Византии, обрушившие весь репрессивный аппарат империи не только на иконы, но и на приверженцев священных изображений. Более ста лет в Византии шла борьба между иконоборцами и иконопочитателями, закончившаяся победой последних. На VII Вселенском соборе (787 г.) был провозглашен догмат об иконопочитании, а Константинопольский собор (843 г.) утвердил праздник Торжества Православия как истинного исповедания Христа, исповедания и в слове, и в образе. Св. Петр. V–VII вв.

Первые иконы богоматери Первые иконы Богоматери христианская традиция приписывает евангелисту Луке. На Руси Луке приписывается около десяти икон, на Афоне около двадцати, столько же на Западе. Наряду с Нерукотворным образом Христа почитался и Нерукотворный образ Божьей Матери. Так именуется Лиддская-Римская икона, представляющая первоначально изображение на столбе. Богоматерь Владимирская Первая треть XII в. ГТГ, Москва

Ветхий и Новый Завет Ветхий и Новый Завет, сотворение мира и будущая его кончина, история церкви и судьбы царств, чудесные явления и Страшный суд, подвиги мучеников и жития святых, представление о красоте и святости, о доблести и чести, об аде и рае, о прошлом и будущем все это запечатлено в иконописном искусстве. Иконопись древнее искусство, но оно не принадлежит только прошлому, оно живо и сегодня: иконописцы пишут священные образы, как и много веков назад. В сюжетах, казалось бы, традиционно повторяемых веками, как в зеркале вечности, мы находим новый и порой неожиданный взгляд на нас самих, нашу жизнь и наш мир, его идеалы и ценности.

Иконопись Презентацию подготовили учащиеся: Власов Александр, Матюшин Александр.

Формирование собрания музея было общенародным делом, в котором участвовали государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская городская дума передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных, Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых. Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачевы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи XVIII–XIX вв., лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, подарил музею П.И. Щукин. Зал 15 «Русская культура XIV – начало XV в.»

Икона «Огненное восхождение пророка Ильи». Псков. Начало XVI в. Одна из наиболее красивых икон псковской школы из собрания музея написана в начале XVI в. – «Огненное восхождение пророка Ильи». Пророку Илье, ассоциирующемуся с богом Перуном, как подателю воды, охранителю от пожаров и защитнику от голода посвящено много икон. Самые зрелищные из них благодаря ярко-красному цвету и редкой для русской иконописи динамичной композиции написаны на тему восхождения.

Икона «Богоматерь Казанская». Строгановская школа. Начало XVII в. Икона «Богоматерь Казанская» (начало XVII в.) строгановской школы отличается утонченностью и ювелирной проработкой деталей. Заметно, что иконы принадлежат к разному времени. Большинство строгановских икон писали московские мастера, а на обратной стороне ставилась фамильная метка сольвычегодских купцов и меценатов Строгановых. Именно в мастерских Строгановых в область иконописания было введено разделение труда между иконописцами, возникла узкая специализация: «личник», «доличник», мастер «палатного письма» и т.п. Миниатюрная манера Строгановской школы, названная по-старинному «мелочное письмо», появилась под влиянием западной реалистической манеры письма.

В. Гурьянов. Спас Вседержитель. О. Чириков. Икона «Порфирий Газский Конец XIX в. М. Дикарев. Спас Златые власы. Начало XX в. Иконы из частной коллекции

Музейное собрание икон и прорисей изучали такие знаменитые палехские и мстерские иконописцы, как М.И. Дикарев, И.С. Чириков, В.П. Гурьянов. Высокое качество их миниатюрного письма сравнивали с художественным и техническим уровнем ювелирных изделий фирмы К. Фаберже. Дикарев и Гурьянов положили начало иконописному и реставрационному предприятию в Москве. Их руками была освобождена из-под поздних записей святыня России икона Богоматери «Владимирская». В письме от 27 февраля 1906 г. Гурьянов благодарит Забелина за присланные статьи об иконописцах и живописцах: «Они мне очень интересны и полезны для изучения и определения характера иконописи того времени».

Презентацию подготовили учащиеся: Фомина Мария, Платонычева Ирина. Что изображает икона

Сюжетной основой иконы является Библия Новый и Ветхий Завет. В Средние века церковное искусство так и называли «Библия для неграмотных». Книги не были так доступны, как сегодня, чтение не было распространено широко даже среди грамотных людей, и икона выполняла информативную, учительскую, эстетическую и нравственную функции, давая зрителю разнообразную пищу для ума, души и сердца.

Новый завет Земная жизнь Христа и Богоматери легла в основу иконографии двунадесятых праздников, к которым относят Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение. Четырехчастная икона. Воскрешение Лазаря. Троица. Сретение. Евангелист Иоанн диктует Прохору. Рубеж XIV–XV вв. ГРМ, Санкт-Петербург

Ветхий завет Сюжеты Ветхого Завета реже, чем сюжеты Нового, изображались на иконах, их гораздо чаще мы видим в храмовых росписях в силу повествовательности текста многих ветхозаветных книг. Ветхий Завет стал доступен для читателя в XVI–XVII вв., после того как в 1498 г. архиепископ Новгородский Геннадий (Гонзов) перевел на славянский язык корпкорпус книг Ветхого Завета. Школа Дионисия. Шестоднев Начало XVI в. ГТГ, Москва

Иконография святых Иконография святых также весьма обширна, поскольку за двадцать веков существования христианства к лику святых были причислены десятки тысяч людей. Святой это живая икона Христа, тот, в ком просиял свет преображения, свет Христов. Поклонение святым началось уже в первые века с почитания мучеников, затем стали почитать святителей (епископов), преподобных (монашествующих), благоверных князей, праведных мирян, юродивых, страстотерпцев и др. АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ Середина XI в. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород

Что изображает икона Презентацию подготовили учащиеся: Козлов Саша, Фомин Саша.

Иконография святых Святой это живая икона Христа, тот, в ком просиял свет преображения, свет Христов. Мученики обычно изображаются в красном (символ крови) и с крестом (символ следования за Христом). Среди мучеников немало женщин Варвара, Параскева, Екатерина. Последнюю иногда изображают с колесом символ ее мученичества, но эта традиция пришла с Запада не ранее XVII в. Святой это живая икона Христа, тот, в ком просиял свет преображения, свет Христов. Мученики обычно изображаются в красном (символ крови) и с крестом (символ следования за Христом). Среди мучеников немало женщин Варвара, Параскева, Екатерина. Последнюю иногда изображают с колесом символ ее мученичества, но эта традиция пришла с Запада не ранее XVII в. Мученики-воины, принявшие смерть за Христа в первые века, Георгий, Димитрий Солунский, Федор Стратилат и др. изображаются в латах и полном вооружении, но, как правило, мечи опущены вниз в знак того, что их битва духовная. залысинами и темной удлиненной бородой., большая часть посланий, вошедших в Новый Завет, принадлежит ему. Мученики-воины, принявшие смерть за Христа в первые века, Георгий, Димитрий Солунский, Федор Стратилат и др. изображаются в латах и полном вооружении, но, как правило, мечи опущены вниз в знак того, что их битва духовная. залысинами и темной удлиненной бородой., большая часть посланий, вошедших в Новый Завет, принадлежит ему.

Апостолы Пётр и Павел Апостолов изображают в античной одежде хитоне (нижняя рубаха) и гиматии (верхний плащ). В руках они держат свитки или книги, как провозвестники Евангелия. К апостолам относят не только двенадцать ближайших учеников Христа, но и семьдесят, также согласно Евангелию избранных Христом. На иконах Петр и Павел нередко изображаются вместе, и это символизирует полноту церкви, так как Петр проповедовал евреям, а Павел язычникам. Их иконография сформировалась уже в первые века, и она достаточно устойчива, до сих пор Петра изображают с седой курчавой головой и небольшой бородой, а Павла темноволосым, с высоким лбом с большими залысинами и темной удлиненной бородой. У Петра обычно в руках ключи, так как согласно Евангелию Христос вручил ему ключи Царства Небесного. Павла изображают с книгой, так как он книжник, проповедник и писатель. икона

Презентацию подготовили учащиеся: Мишин Вова, Гордеева Маша.

Иконостас является одним из важнейших и обязательных элементов православного храма. Иконостас представляет собой перегородку, отделяющую алтарь от средней части храма, именуемой нефом, и непременно уставленную иконами. Собственно последняя характеристика и дала название « иконостас », обозначающее « стояние образов, или икон » ( от греч. eikonostasis: икона изображение, образ + стасис место стояния ). Схема рядов: А. Местный ряд; Б. Пядничный ряд; В. Деисусный чин. Около 1405 г.; Г. Праздничный ряд. Около 1405 г.; Д. Пророческий ряд; Е. Праотеческий ряд

Четырехрядный тябловый (тябло – полка) иконостас Покровской церкви XVII–XVIII вв. Кижи В христианине, как в храме, есть Царство Небесное, пребывает Бог, общается с человеком и через человека с миром.

Иконостас церкви Дмитрия «на крови» XIX в. Углич Иконы на иконостасе располагаются в определенном порядке, по ярусам (или чинам, или рядам).

Иконостас Исаакиевского собора XIX в. Санкт-Петербург В Древней Руси этот тип иконостаса был самым распространенным, хотя число ярусов могло и уменьшаться до одного ряда, с обязательным изображением Тайной вечери над Царскими вратами.

ДЕРЕВЯННЫЙ ЗОЛОЧЕНЫЙ ИКОНОСТАС – произведение декоративно-прикладного искусства ХVIII века. Смоленск

Отделка Иконостаса в Свято-Никольском храме.

Презентацию подготовили учащиеся: Кривина Настя, Захарова Лера.

П. Федотов. Вдовушка. Первый вариант Ивановский областной музей Во «Вдовушке» икона с изображением Во «Вдовушке» икона с изображением Христа вступает в очень сложные Христа вступает в очень сложные взаимоотношения с иными элементами взаимоотношения с иными элементами картины и общим замыслом в целом. картины и общим замыслом в целом.

В. Пукирёв. Неравный брак Государственная Третьяковская галерея, Государственная Третьяковская галерея,Москва В творчестве передвижников икона становится символом ложной морали иконой благословляют в картине В. Пукирёва «Неравный брак».

Ф. Журавлев. Перед венцом е Государственная Третьяковская галерея, Москва В картине «Перед венцом» Ф. Журавлёва насилуют волю и чувства невесты.

МОУ СОШ г. Спасибо за внимание.