Работу выполнил: Ученик 4 «А» класса Фомин Артем Руководитель: Дмитриева Людмила Федоровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Древо Жизни» Узор салфетки Презентацию выполнила Ученица 6В класса Вотякова Виктория.
Advertisements

ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.. Наши далекие предки украшали свои изделия различными орнаментами. Они старались привлечь к себе добрые силы природы, а от.
Марийская вышивка. Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества.
ИЗУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PAINT Операционная система Windows имеет графический редактор Paint, с помощью которого можно изучить основные приемы.
ИЗУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PAINT. Операционная система Windows имеет графический редактор Paint, с помощью которого можно изучить основные приемы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ПО ИСТРИИ. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА В ДРЕВНЕЙ РУСИ. РИСУНОК И ОРНАМЕНТ КАК УКРАШЕНИЕ ОДЕЖДЫ. Звягинцева Владислава 6 «В» класс.
Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора Инструменты рисования растровых графических редакторов.
Растровая и векторная графика 8 класс. Компьютерная графика это раздел информатики, занимающийся проблемами создания и обработки на компьютере графических.
1 Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир.
ИЗУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PAINT Машкина Зайра Кенишбековна МОУ СОШ 5 с.Привольное.
Компьютерная графика Графический редактор Устройства ввода графической информации Это интересно.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Исследовательский проект: Звезда по имени Солнце Автор проекта: ученик 2 класс Автор проекта: ученик 2 класс МОУ «Тюневская СОШ» МОУ «Тюневская СОШ» Хнычёв.
Компьютерная графика Графический редактор Устройства ввода графической информации Это интересно.
Вышивка орнамента Конкурс «Презентация к уроку» Учитель технологии МОУ «Гимназия 2» Орлова Н. А Г. Пермь 2011 год.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин.
Язык чувашской вышивки :. В древности одежда шилась, а также вышивалась шилом. Изготовленным из камня или кости. С появлением бронзы и стали, развитием.
1 Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Транксрипт:

Работу выполнил: Ученик 4 «А» класса Фомин Артем Руководитель: Дмитриева Людмила Федоровна

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЧУВАШСКОЙ ВЫШИВКИ ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЧУВАШСКОЙ ВЫШИВКИ ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЧУВАШСКОЙ ВЫШИВКИ ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЧУВАШСКОЙ ВЫШИВКИ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PAINT ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PAINT ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PAINT ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PAINT ОСНОВНОЙ УЗОР ЧУВАШСКОЙ ВЫШИВКИ – КЕСКЕ ОСНОВНОЙ УЗОР ЧУВАШСКОЙ ВЫШИВКИ – КЕСКЕ ОСНОВНОЙ УЗОР ЧУВАШСКОЙ ВЫШИВКИ – КЕСКЕ ОСНОВНОЙ УЗОР ЧУВАШСКОЙ ВЫШИВКИ – КЕСКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ВВЕДЕНИЕ Цель: исследовать возможности использования компьютерных технологий для ознакомления детей с миром чувашского народного орнамента. Цель: исследовать возможности использования компьютерных технологий для ознакомления детей с миром чувашского народного орнамента. Задачи: Задачи: 1. Изучить одну из жемчужин чувашского народного искусства – вышивку. 1. Изучить одну из жемчужин чувашского народного искусства – вышивку. 2. Овладеть навыками работы в графическом редакторе Paint. 2. Овладеть навыками работы в графическом редакторе Paint. 3. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию графического редактора Paint для создания чувашского орнамента. 3. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию графического редактора Paint для создания чувашского орнамента. Предмет исследования – графический редактор Paint как средство ознакомления детей с искусством чувашской вышивки. Предмет исследования – графический редактор Paint как средство ознакомления детей с искусством чувашской вышивки. Методы исследования: Методы исследования: 1. Анализ эстетической литературы. 1. Анализ эстетической литературы. 2. Наблюдение. 2. Наблюдение. 3. Эксперимент. 3. Эксперимент. Я, может быть, и не заинтересовался бы этим видом чувашского искусства, если бы не увидел национальный костюм моей прабабушки, который хранится в доме моей бабушки. Он сшит из домотканого тонкого белого холста, весь наряд вышивала моя прабабушка в своей далекой юности. Теперь этот наряд хранится в доме моей бабушки. Она говорит, что ничто не вечно под луной, но есть непреходящие ценности: уважение к старшим, память о предках, поэтому она им очень гордится Я, может быть, и не заинтересовался бы этим видом чувашского искусства, если бы не увидел национальный костюм моей прабабушки, который хранится в доме моей бабушки. Он сшит из домотканого тонкого белого холста, весь наряд вышивала моя прабабушка в своей далекой юности. Теперь этот наряд хранится в доме моей бабушки. Она говорит, что ничто не вечно под луной, но есть непреходящие ценности: уважение к старшим, память о предках, поэтому она им очень гордится Она также рассказала мне, что раньше такой вышивкой все украшали свои рубахи, головные уборы, передники, однако узор одежды являлся не только украшением, но служил и оберегом от злых духов. Она также рассказала мне, что раньше такой вышивкой все украшали свои рубахи, головные уборы, передники, однако узор одежды являлся не только украшением, но служил и оберегом от злых духов.

ИСТОРИЯ И ОСОБЕНННОСТИ ЧУВАШСКОЙ ВЫШИВКИ Мне захотелось узнать, что же означают эти узоры. Оказывается, с их помощью чуваши выражали свое представление о мире, об окружающей действительности. Мне захотелось узнать, что же означают эти узоры. Оказывается, с их помощью чуваши выражали свое представление о мире, об окружающей действительности. Из прочитанных мною книг я узнал, что чуваши в прошлом поклонялись огню, воде и земле, поэтому основные цвета чувашского орнамента – красный, желтый, черный. В цветовой гамме большую роль играл белый фон. Каждая деталь узора, каждый цвет наполнен символом. Красный – символизирует жизнь, счастье, материнство. Черный цвет – цвет земли, цвет добра. Желтым цветом вышивали звезды, другие светила. Из прочитанных мною книг я узнал, что чуваши в прошлом поклонялись огню, воде и земле, поэтому основные цвета чувашского орнамента – красный, желтый, черный. В цветовой гамме большую роль играл белый фон. Каждая деталь узора, каждый цвет наполнен символом. Красный – символизирует жизнь, счастье, материнство. Черный цвет – цвет земли, цвет добра. Желтым цветом вышивали звезды, другие светила. Небесное светило во многих узорах вышивалось с ногами, например, солнце, месяц и другие. В узорах, символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа – птицы, звери, люди. Небесное светило во многих узорах вышивалось с ногами, например, солнце, месяц и другие. В узорах, символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа – птицы, звери, люди. Вода изображалась волнистой линией, преимущественно черным цветом. Поверхность земли вышивалась прямой горизонтальной линией, а пахотная земля – в виде браслета. Вода изображалась волнистой линией, преимущественно черным цветом. Поверхность земли вышивалась прямой горизонтальной линией, а пахотная земля – в виде браслета. Одним из ведущих символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. Одним из ведущих символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. Я выяснил, что характерной чертой чувашского орнамента является их линейное расположение и ритмическое чередование одной или нескольких форм орнамента. Самые простые виды чувашского орнамента – меандр и зигзаг, на основе которых строятся все остальные элементы чувашской вышивки. Например, узор с вилами, узор с бараньими рогами, ветки елки, узор лапки (см. Приложение 3). Узор «кеске» занимает особое место в чувашской вышивке. Он является символом солнца, жизни, плодородия. В прочитанной мною чувашской легенде о трех солнцах рассказывается о том, что когда-то в мире было не одно, а три солнца, и находились они близко к земле. Поэтому везде было жарко-жарко. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Ходили по земле и не знали, что такое тепло одеваться, как делать валенки, теплые чулки, варежки, шапки. А вокруг росли такие удивительные растения и деревья, Я выяснил, что характерной чертой чувашского орнамента является их линейное расположение и ритмическое чередование одной или нескольких форм орнамента. Самые простые виды чувашского орнамента – меандр и зигзаг, на основе которых строятся все остальные элементы чувашской вышивки. Например, узор с вилами, узор с бараньими рогами, ветки елки, узор лапки (см. Приложение 3). Узор «кеске» занимает особое место в чувашской вышивке. Он является символом солнца, жизни, плодородия. В прочитанной мною чувашской легенде о трех солнцах рассказывается о том, что когда-то в мире было не одно, а три солнца, и находились они близко к земле. Поэтому везде было жарко-жарко. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Ходили по земле и не знали, что такое тепло одеваться, как делать валенки, теплые чулки, варежки, шапки. А вокруг росли такие удивительные растения и деревья, которые давали людям все, что надо было для жизни, здоровья, веселья. Но были люди, которые не понимали, как хорошо жить в жарких странах. Они часто жаловались: «Жарко, невозможно дышать. Не хотим жить так! Хотим, чтобы было не три, а одно солнце, убить надо два солнца!»- кричали они. которые давали людям все, что надо было для жизни, здоровья, веселья. Но были люди, которые не понимали, как хорошо жить в жарких странах. Они часто жаловались: «Жарко, невозможно дышать. Не хотим жить так! Хотим, чтобы было не три, а одно солнце, убить надо два солнца!»- кричали они.

Мудрые старики – шурсухалы предупреждали, что ни одно солнце нельзя убивать, иначе будет большая беда. Но их не послушали. Пригласили знаменитого охотника и приказали выстрелом из лука убить одно из солнц. «Ведь шурсухалы предостерегали нас от этого», - отказался выполнить их приказ охотник. «Если сейчас же не выполнишь приказ, то убьем тебя самого», - прикрикнули на него люди, которые хотели убить солнце. Мудрые старики – шурсухалы предупреждали, что ни одно солнце нельзя убивать, иначе будет большая беда. Но их не послушали. Пригласили знаменитого охотника и приказали выстрелом из лука убить одно из солнц. «Ведь шурсухалы предостерегали нас от этого», - отказался выполнить их приказ охотник. «Если сейчас же не выполнишь приказ, то убьем тебя самого», - прикрикнули на него люди, которые хотели убить солнце. Тогда, страшась смерти, охотник натянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела в солнце, попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не спала. «Убить еще одно», - приказали люди охотнику. Тот убил и другое солнце. Оставшееся солнце испугалось людей и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь убийственная стрела. Тогда, страшась смерти, охотник натянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела в солнце, попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не спала. «Убить еще одно», - приказали люди охотнику. Тот убил и другое солнце. Оставшееся солнце испугалось людей и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь убийственная стрела. И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Слишком холодно. Замерзли деревья, травы. От холода стали умирать дети. Не хватало пищи. Снега замели поля и луга. Реки покрылись льдом. Настала зима. Испугались люди и пошли с поклоном к старикам- шурсухалам, стали просить у них мудрых советов. Те сказали: «Не послушались вы нас и совершили непоправимое. Убитых светил уже не оживить. А оставшееся светило убежало. Оно больше не верит людям. Надо сделать так, чтобы оно поверило нам и возвратилось». «Да, да, - соглашались с ними люди, - мы на все готовы, чтобы возвратить солнце». «Хорошо!» - сказали мудрецы, - надо всем начать рисовать три солнца. Всюду: на земле, на стенах домов, на стеклах окон. А наши женщины пусть рисуют три солнца, которые светили нам, на тканях. Тогда оставшееся солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном, и вернется к нам… И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Слишком холодно. Замерзли деревья, травы. От холода стали умирать дети. Не хватало пищи. Снега замели поля и луга. Реки покрылись льдом. Настала зима. Испугались люди и пошли с поклоном к старикам- шурсухалам, стали просить у них мудрых советов. Те сказали: «Не послушались вы нас и совершили непоправимое. Убитых светил уже не оживить. А оставшееся светило убежало. Оно больше не верит людям. Надо сделать так, чтобы оно поверило нам и возвратилось». «Да, да, - соглашались с ними люди, - мы на все готовы, чтобы возвратить солнце». «Хорошо!» - сказали мудрецы, - надо всем начать рисовать три солнца. Всюду: на земле, на стенах домов, на стеклах окон. А наши женщины пусть рисуют три солнца, которые светили нам, на тканях. Тогда оставшееся солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном, и вернется к нам… Может быть поэтому узоры солнца вышивали на нагрудной части женских рубах. Розетки кеске симметрично размещались на уровне средней части груди по обе стороны разреза ворота. Может быть поэтому узоры солнца вышивали на нагрудной части женских рубах. Розетки кеске симметрично размещались на уровне средней части груди по обе стороны разреза ворота. Древний символ чувашей – три Солнца – один из основных элементов национального орнамента, выражающий красоту и совершенство, в настоящее время мы можем увидеть на гербе и флаге Чувашской Республики. Древний символ чувашей – три Солнца – один из основных элементов национального орнамента, выражающий красоту и совершенство, в настоящее время мы можем увидеть на гербе и флаге Чувашской Республики.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PAINT Я настолько заинтересовался чувашской вышивкой, что мне захотелось самому вышить эти узоры. Оказывается, это очень интересный, увлекательный процесс, а техника вышивки очень простая: все узоры вышиваются по счету клеточек канвы. Поэтому я подумал, что эти же узоры можно легко создать, используя технику печатания картофельным штампом на листе в клетку, которую нам показала Людмила Федоровна еще в прошлом учебном году. Вот такие узоры у меня получились (см. Приложение 5). Я настолько заинтересовался чувашской вышивкой, что мне захотелось самому вышить эти узоры. Оказывается, это очень интересный, увлекательный процесс, а техника вышивки очень простая: все узоры вышиваются по счету клеточек канвы. Поэтому я подумал, что эти же узоры можно легко создать, используя технику печатания картофельным штампом на листе в клетку, которую нам показала Людмила Федоровна еще в прошлом учебном году. Вот такие узоры у меня получились (см. Приложение 5). Так как чувашский орнамент состоит из одинаковых повторяющихся элементов, то намного легче, быстрее создать один элемент, а потом его размножить несколько раз и получится орнамент. В этом и может помочь графический редактор Paint, который является встроенным в Windows и доступен на любом компьютере. Так как чувашский орнамент состоит из одинаковых повторяющихся элементов, то намного легче, быстрее создать один элемент, а потом его размножить несколько раз и получится орнамент. В этом и может помочь графический редактор Paint, который является встроенным в Windows и доступен на любом компьютере. Рабочая зона состоит из листа бумаги, на котором с помощью различных инструментов: карандаша, линейки, циркуля, ластика, кистей и набора красок создается рисунок. Нарисовать можно, как и на бумаге, что угодно (см. Приложение 1). Рабочая зона состоит из листа бумаги, на котором с помощью различных инструментов: карандаша, линейки, циркуля, ластика, кистей и набора красок создается рисунок. Нарисовать можно, как и на бумаге, что угодно (см. Приложение 1). Овладев навыками работы с инструментами редактора, я начал создавать узоры чувашского орнамента. Для этого достаточно нарисовать один элемент орнамента, с помощью инструмента «Выделение» выделить данный элемент. Удерживая клавишу CTRL, тиражировать фрагмент орнамента. Затем выделить полученный узор из двух элементов и снова тиражировать, удерживая клавишу CTRL. Так получается орнамент (см. Приложение 2). Овладев навыками работы с инструментами редактора, я начал создавать узоры чувашского орнамента. Для этого достаточно нарисовать один элемент орнамента, с помощью инструмента «Выделение» выделить данный элемент. Удерживая клавишу CTRL, тиражировать фрагмент орнамента. Затем выделить полученный узор из двух элементов и снова тиражировать, удерживая клавишу CTRL. Так получается орнамент (см. Приложение 2).

ОСНОВНОЙ УЗОР ЧУВАШСКОЙ ВЫШИВКИ - КЕСКЕ Используя инструменты редактора, создадим основной узор чувашской вышивки – узор «кеске». Используя инструменты редактора, создадим основной узор чувашской вышивки – узор «кеске». Сначала создадим фрагмент кёске, используя инструмент линия, при этом, удерживая клавишу SHIFT, для того, чтобы линия была строго горизонтальной, вертикальной или наклонной под углом 45 градусов к горизонту. Выберем под набором инструментов самую толстую ширину линии: Сначала создадим фрагмент кёске, используя инструмент линия, при этом, удерживая клавишу SHIFT, для того, чтобы линия была строго горизонтальной, вертикальной или наклонной под углом 45 градусов к горизонту. Выберем под набором инструментов самую толстую ширину линии: Затем фрагмент кёске тиражируем, удерживая клавишу Сtrl, со сдвигом вправо, используя значок, чтобы скопировать фрагмент как прозрачный Затем фрагмент кёске тиражируем, удерживая клавишу Сtrl, со сдвигом вправо, используя значок, чтобы скопировать фрагмент как прозрачный

Скопированный фрагмент отразим слева направо: Скопированный фрагмент отразим слева направо: Соединимдвафрагмента: Соединимдвафрагмента: Полученныйфрагменттиражируем и отразим сверху вниз: Полученныйфрагменттиражируем и отразим сверху вниз:

Соединим два фрагмента: Соединим два фрагмента: Создадим фрагмент узора с вилами: Создадим фрагмент узора с вилами: Тиражируем его, отразив сверху вниз, повернув на угол 90 градусов, отразив слева направо: Тиражируем его, отразив сверху вниз, повернув на угол 90 градусов, отразив слева направо: К рисунку добавим фрагменты: К рисунку добавим фрагменты:

В середину добавим красный квадрат: В середину добавим красный квадрат: У нас получилось «кеске». Используя кеске можно создать орнамент в полосе: У нас получилось «кеске». Используя кеске можно создать орнамент в полосе:

Вот какой получился орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов. В чувашской вышивке преобладают орнаменты, имеющие геометрический характер (см. Приложение 4). Вот какой получился орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов. В чувашской вышивке преобладают орнаменты, имеющие геометрический характер (см. Приложение 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Строгие геометрические формы чувашского орнамента можно использовать в архитектуре, несложные орнаменты можно воспроизвести в процессе кладки стен, сочетания кирпича разных цветов. Строгие геометрические формы чувашского орнамента можно использовать в архитектуре, несложные орнаменты можно воспроизвести в процессе кладки стен, сочетания кирпича разных цветов. Также можно использовать орнамент в оформлении плакатов, сувениров, ювелирных изделий, при изготовлении скатертей, дорожек, панно, полотенец, применять для украшения наличников оконных и дверных проемов и рамок. Также можно использовать орнамент в оформлении плакатов, сувениров, ювелирных изделий, при изготовлении скатертей, дорожек, панно, полотенец, применять для украшения наличников оконных и дверных проемов и рамок. Кроме того, традиционные чувашские орнаменты, составленные из пиктографических символов, способствуют развитию логического мышления и зрительной памяти, углубленному изучению истории, культуры чувашского народа. Кроме того, традиционные чувашские орнаменты, составленные из пиктографических символов, способствуют развитию логического мышления и зрительной памяти, углубленному изучению истории, культуры чувашского народа. И все это можно сделать с помощью компьютера. Создание узоров на компьютере необычно, интересно и увлекательно. Какая возможность разнообразить уроки ИЗО, технологии. Мне хочется, чтобы у детей появилось желание экспериментировать, искать что-то новое, изучать историю своего народа, гордиться богатством его древней культуры, свято чтить вековые традиции и народную мудрость. И все это можно сделать с помощью компьютера. Создание узоров на компьютере необычно, интересно и увлекательно. Какая возможность разнообразить уроки ИЗО, технологии. Мне хочется, чтобы у детей появилось желание экспериментировать, искать что-то новое, изучать историю своего народа, гордиться богатством его древней культуры, свято чтить вековые традиции и народную мудрость.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Антипов И.Н. Программируем, рисуем и управляем: [ К внекласс. занятиям информатики в начальных классах] - Начальная школа. – – С51 – 56. Антипов И.Н. Программируем, рисуем и управляем: [ К внекласс. занятиям информатики в начальных классах] - Начальная школа. – – С51 – 56. Бачило А.Г., Ткаченко И.А.. Два путешествия с компьютером: [Для детей] / А. Бачило, И. Ткаченко; [Худож. А.Астерцов]. – М.: Мол. гвардия, – 270с. Бачило А.Г., Ткаченко И.А.. Два путешествия с компьютером: [Для детей] / А. Бачило, И. Ткаченко; [Худож. А.Астерцов]. – М.: Мол. гвардия, – 270с. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Графический редактор Paint. Редактор презентаций Power Point. – М.: Интеллект-Центр, – 79с. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Графический редактор Paint. Редактор презентаций Power Point. – М.: Интеллект-Центр, – 79с. Журин А.А., Мимотина И.А. Основы работы на компьютере для школьников и начинающих пользователей / Под ред. А.А.Журина. – М.: Аквариум, – 256с. Журин А.А., Мимотина И.А. Основы работы на компьютере для школьников и начинающих пользователей / Под ред. А.А.Журина. – М.: Аквариум, – 256с. Игошев Б.М. ЭВТ: знакомимся, делаем, играем: [Для детей] / Б. Игошев, М. Галагузова, Д. Комский. – М.: Мол. гвардия, – 157с. Игошев Б.М. ЭВТ: знакомимся, делаем, играем: [Для детей] / Б. Игошев, М. Галагузова, Д. Комский. – М.: Мол. гвардия, – 157с. Коровиков А. Компьютерная графика. // «Юный художник». – – С Коровиков А. Компьютерная графика. // «Юный художник». – – С Котов Ю.В. Как рисует машина. – М.: Наука, – 119с. Котов Ю.В. Как рисует машина. – М.: Наука, – 119с. Меджитова Э.Д., Трофимов А.А. Чувашское народное искусство. Чебоксары, Меджитова Э.Д., Трофимов А.А. Чувашское народное искусство. Чебоксары, Пионтковская Н.А. Компьютер для малышей. / Н.А. Пионтковская // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование. – – С.84 – 94. Пионтковская Н.А. Компьютер для малышей. / Н.А. Пионтковская // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование. – – С.84 – 94. Подосенина Т.А. Искусство компьютерной графики для школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, – 240с. Подосенина Т.А. Искусство компьютерной графики для школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, – 240с. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-пресс; Инфорком-пресс, – 351с. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-пресс; Инфорком-пресс, – 351с. Трофимов А.А. Древний язык чувашского орнамента. – Чувашское народное творчество, НИИ, Чебоксары, Трофимов А.А. Древний язык чувашского орнамента. – Чувашское народное творчество, НИИ, Чебоксары, Трофимов А.А. О чувашской вышивке XVIII в. – О чувашском искусстве, НИИ, Чебоксары, Трофимов А.А. О чувашской вышивке XVIII в. – О чувашском искусстве, НИИ, Чебоксары, Трофимов А.А. Коллекции чувашской вышивки. – Труды, выпуск 57. Чувашское искусство, НИИ, Чебоксары, Трофимов А.А. Коллекции чувашской вышивки. – Труды, выпуск 57. Чувашское искусство, НИИ, Чебоксары, Харламова Е.Б. Компьютерная графика. – М.: Юный Художник, – 32с 15.Харламова Е.Б. Компьютерная графика. – М.: Юный Художник, – 32с