Современная модель образования. ИМПЕРАТИВЫ И ВЫЗОВЫ Автор: Кишенкова О.В.
Эпиграф «УЧИТЬ НЕ МЫСЛЯМ А МЫСЛИТЬ» Иммануил Кант
Необходимость перехода на новую модель образования Глобализация, формирование новых универсалий (открытость, конкурентность, плюрализм, готовность к восприятию нового и адаптация к нему); Новое качество информации, ее быстрое производство и устаревание, сокращение срока жизни профессии (не более лет); Новые способы восприятия знаний и опыта школьниками (клиповое мышление, не сформированы алгоритмы мыслительных процессов, умение мыслить по аналогии и т.д.); Необходимость перехода на инновационную экономику.
Проблемы современного российского образования Отсутствие четкой программы развития (принимаемые в предыдущие годы документы и концепции противоречивы, их направления и промежуточные результаты не отслежены, не проанализированы); Разновекторность происходящих в образовании перемен, одновременная реализация более десятка общесистемных изменений и трансформаций; Выявившееся в ходе международных обследований и национальной диагностики, в том числе по результатам ЕГЭ несоответствие качества образования современным требованиям.
Системные вызовы и риски Непонимание многих инновационных процессов работниками системы образования; Неспособность и неготовность учителей к восприятию современных методик преподавания, способов управления образовательными учреждениями, форм независимой оценки качества образования, снижение уровня работы учителя; Неготовность к серьезному самоанализу своей деятельности всеми субъектами образовательного процесса; Неприспособленность к конкурентным условиям рынка услуг (школа не готова жить и работать в условиях рынка, учитель не вполне готов конкурировать на рынке труда).
Поручения Президента Российской Федерации Рассмотреть вопросы, касающиеся формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, имея в виду: разработку образовательных стандартов, направленных на получение обучающимися соответствующего объема знаний и умение их применять; внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы экспертного и общественного мониторинга (с участием представителей работодателей и профессиональных ассоциаций); оценку качества образовательных услуг, оказываемых инновационными образовательными учреждениями, получившими государственную поддержку в рамках приоритетного национального проекта "Образование"; Принять меры по развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования, а также системы оценки профессионального уровня и качества их работы.
Основные характеристики инновационной экономики Максимальная гибкость и нелинейность всей социальной сферы, в том числе системы образования (учет индивидуальных запросов и возможностей учителя и ученика) Опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития (возможность учителя и ученика самореализоваться в инновационном поле); Многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени (готовность к восприятию нового, его освоению); Смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу (статусы, опыт, знания, самодостаточность) и способности к адаптации.
Характеристики старой модели российского образования Человек должен четко соответствовать рынку труда; «Обратная связь» нужна лишь для помощи и контроля над системой образования Базовые уровни образования должны быть сориентированы прежде всего на фундаментальные знания Дополнительное образование или как система досуга или как отраслевая повинность
Особенности традиционной школы рассматривает человека как ресурс, средство для решения важнейших народнохозяйственных задач; транслирует знания, передает опыт; имеет дело с обучаемыми («Меня учат. Профессор знает»); дает знания в готовом виде («дать знания», «расширить», «предоставить»), учит воспроизводить информацию; формирует… (личность, знания, умения); учит решать поставленные задачи; ) учит усваивать знания; учит отвечать правильно на поставленные вопросы; учит заучивать формулировки, доказательства; учит описывать взгляды, позицию других (в прошлом и настоящем; учит приобретать знания впрок («авось пригодятся»);
Особенности традиционной школы (продолжение) учит усвоению всего, что преподаватель последовательно «излагает» по известному ему одному плану; усвоению теорий и вечных истин; готовит к будущей жизни, которая является улучшенной копией настоящей; предполагает воспитание и развитие личности на основе преобразованного традиционного социального опыта; пытается строить нового человека на основе строго очерченных идеологических посылов, представлений о должном, плохом-хорошем;; гарантирует заданный и фиксированный минимум содержания образования; учит борьбе за... против…, стойко стоять на избранной позиции, игнорируя мнения других; предлагает организацию учебного процесса по схеме: представление информации преподавателем восприятие ее студентами закрепление контроль; учит общению в рамках заданных стабильных социальных ролей учит быстрой адаптации, приспособлению любой ценой вынуждает избегать внешнего независимого контроля результатов своей деятельности.
Специфика новой модели образования рассматривает человека и его личностное развитие как главную цель образования; производит новые знания, новые опыты и способы деятельности; учит анализировать, рефлексировать, обобщать прошлые опыты; имеет дело с обучающимися («Я учусь. Профессор может мне помочь»); учит добывать, выстраивать личностные знания на основе разнородной, разноплановой информации, формировать личностный запрос на поиск информации; помогает распознавать потребности и мотивы, оказывает помощь и поддержку в саморазвитии, в формировании личностной траектории; учит самостоятельно ставить задачи, интегрировать идеи, замыслы, проекты, моделировать результаты своей деятельности; учит усваивать способ мышления, приводящий к открытию новых знаний;
Специфика новой модели образования (продолжение) учит ставить, задавать вопросы, обращаться за помощью к преподавателю; учит использовать методы доказательства для решения новых задач; учит работать с информацией, производя ее классификацию, сверку; учит формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, одновременно принимая иную точку зрения как должную; учит приобретать знания в деятельности, моделирующей будущую профессиональную или любую другую; учит принимать участие в определении собственной образовательной траектории и уровня образования; прививает модельные представления о мире, представляет истину как нечто, с чем соглашается сообщество ученых на данном этапе; готовит к непрерывному продолжению образования, поиску новой информации; учит жить «здесь и теперь», готовит к жизни в обществе, для которого практически невозможно указать основные его черты;
Специфика новой модели образования (продолжение) предполагает сотворение своего собственного образа мира и своего собственного образа в этом мире; не стремится «тащить в истину» человека; предоставляет разнообразную информацию в соответствии с принципом «избыточности», учит выбору и оценке ее; учит сопротивляться несправедливости в любых условиях, сохраняя достоинство; использует педагогические технологии (учение путем открытия, естественное учение и обучение, игровые формы, решение конкретных ситуаций и т. д.) и новые информационные технологии для добывания необходимой информации; учит толерантности, учету мнения оппонента, терпимости; учит постоянной смене ролей, освоению качеств нового ролевого набора; учит сохранять и развивать индивидуальность при включении в новые сообщества; стимулирует обучающегося стремиться к объективному контролю, не скрывая своего незнания.