«Я хотел служить народу… Я хотел жить в своём углу… Я никому не делал зла…» Булгаков Михаил Афанасьевич 3 мая 1891 – 3 марта 1940 Жизнь и творчество Жизнь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита».
Advertisements

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891 – 1940) Родился 3(15) мая 1891 г. в Киеве.
1891 г. 3/15 мая* в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской)
История создания романа «Мастер и Маргарита» Работу выполнила ученица 11-Б класса гимназии 49 Помыткина Ольга.
История написания романаМастер и Маргарита. Вступление. Из всех писателей 20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков.
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ ( ). ДАТА РОЖДЕНИЯ : 15 МАЯ Г РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ РОДИТЕЛИ : АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ БУЛГАКОВ, ВАРВАРА МИХАЙЛОВНА БРАТЬЯ.
Михаил Афанасьевич Булгаков ( г г)
Булгаков, Михаил Афанасьевич. Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая [15 мая] 1891, Киев, Российская империя 10 марта 1940, Москва, СССР) советский писатель,
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Булгаков, Михаил Афанасьевич. Михаил Булгаков родился 3 15 мая 1891 года в семье доцента (с 1902 года профессора) Киевской духовной академии Афанасия.
История создания романа «Мастер и Маргарита» От написания к первой публикации.
Как и всякий советский гражданин сталинской эпохи, Михаил Афанасьевич Булгаков должен был при поступлении на очередную «службу» писать автобиографию, прилагавшуюся.
История создания романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
М АСТЕР И М АРГАРИТА История создания романа. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался.
Образовательный центр «Нива» Литература 9-11 классы.
М АСТЕР И М АРГАРИТА История создания романа. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался.
( ). Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова( )
Учитель муниципальной Новлянской СОШ Лебедева Евгения Игоревна.
Михаил Афанасьевич Булгаков….. Великий писатель………. На фоне – гимназия, в которой учился Булгаков…..
Михаил Булгаков Биография писателя Родился 15 мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии гг. годы учебы в.
Транксрипт:

«Я хотел служить народу… Я хотел жить в своём углу… Я никому не делал зла…» Булгаков Михаил Афанасьевич 3 мая 1891 – 3 марта 1940 Жизнь и творчество Жизнь и творчество

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15(3) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова.

Отец писателя был сыном сельского священника и карьерой обязан только собственным способностям и трудолюбию. Одновременно с преподаванием в академии он служил в киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами. Отец писателя был сыном сельского священника и карьерой обязан только собственным способностям и трудолюбию. Одновременно с преподаванием в академии он служил в киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами.

Мать, Варвара Михайловна, урожденная Покровская, происходила из семьи протоиерея Казанской соборной церкви в городе Карачеве Орловской губернии (из этой же губернии были родом и родители Афанасия Ивановича). Именно от матери Михаил Булгаков унаследовал любовь к музыке и книгам. «Мама, светлая королева» - так назвал он ее в своем первом романе. Мать, Варвара Михайловна, урожденная Покровская, происходила из семьи протоиерея Казанской соборной церкви в городе Карачеве Орловской губернии (из этой же губернии были родом и родители Афанасия Ивановича). Именно от матери Михаил Булгаков унаследовал любовь к музыке и книгам. «Мама, светлая королева» - так назвал он ее в своем первом романе.

На Варвару Михайловну, энергичную и волевую женщину, отличавшуюся в то же время тактом и добротой, выпала основная забота по воспитанию детей (у старшего, Михаила, было двое братьев и четыре сестры). На Варвару Михайловну, энергичную и волевую женщину, отличавшуюся в то же время тактом и добротой, выпала основная забота по воспитанию детей (у старшего, Михаила, было двое братьев и четыре сестры).

Но в 1907 году семью постигла несчастье: от наследственного нефросклероза, не дожив даже до пятидесяти лет, умер Афанасий Иванович. За несколько недель до кончины, уже в безнадежном положении, он был произведен в ординарные профессора кафедры истории западных вероисповеданий, так что близким после его смерти осталась пенсия, не меньшая, чем прежнее жалованье на двух службах. Но в 1907 году семью постигла несчастье: от наследственного нефросклероза, не дожив даже до пятидесяти лет, умер Афанасий Иванович. За несколько недель до кончины, уже в безнадежном положении, он был произведен в ординарные профессора кафедры истории западных вероисповеданий, так что близким после его смерти осталась пенсия, не меньшая, чем прежнее жалованье на двух службах.

Михаил Булгаков получил прекрасное образование. Он окончил Первую Александровскую гимназию, где учились дети русской интеллигенции Киева. В 1909 году Михаил поступил на медицинский факультет Киевского университета. Михаил Булгаков получил прекрасное образование. Он окончил Первую Александровскую гимназию, где учились дети русской интеллигенции Киева. В 1909 году Михаил поступил на медицинский факультет Киевского университета.

Михаил Булгаков познакомился со своей первой женой в 1908-м, когда она, приехала в Киев к тете на каникулы. Ей было 15, ему 17, и это была его первая любовь. Они часами бродили, по Киевской набережной, по улицам, садам и паркам. Он на ходу придумывал и рассказывал Тасе интереснейшие истории. Она, затаив дыхание, слушала. Обещали друг другу никогда не расставаться. Но каникулы окончились, и Тася уехала домой, в Саратов. Он тосковал, забросил учебу в университете, а когда родители не отпустили ее в Киев на Рождество, пытался даже застрелиться. К счастью, не получилось. Михаил Булгаков познакомился со своей первой женой в 1908-м, когда она, приехала в Киев к тете на каникулы. Ей было 15, ему 17, и это была его первая любовь. Они часами бродили, по Киевской набережной, по улицам, садам и паркам. Он на ходу придумывал и рассказывал Тасе интереснейшие истории. Она, затаив дыхание, слушала. Обещали друг другу никогда не расставаться. Но каникулы окончились, и Тася уехала домой, в Саратов. Он тосковал, забросил учебу в университете, а когда родители не отпустили ее в Киев на Рождество, пытался даже застрелиться. К счастью, не получилось.

Тогда решил сам поехать в Саратов – увиделся с любимой, представился ее родителям. А в следующий ее приезд в Киев на Рождество сняли комнату на окраине. Приходили туда смеющиеся, насквозь промокшие от непрерывного падающего снега… Наконец весной 1913-го родители, до того бывшие против их брака, дали согласие. После венчания в церкви, счастливые и беззаботные, они поселились недалеко от его дома. Оттуда же спустя три года он ушёл на фронт- работал военврачом в госпиталях. Таня последовала за ним, помогала при операциях, ухаживала за ранеными. В эту же квартиру они вернулись ненадолго в сентябре, когда его отозвали с фронта и направили заведующим земской больницей в глухое село Никольское на Смоленщине.

Татьяна, как жена декабриста, поехала с ним. Освещение- керосиновая лампа, бельё ветхое, застиранное, медикаментов мало, зато пациентов - много. Работал круглосуточно, без выходных. Был терапевтом и педиатром, гинекологом и венерологом, хирургом и стоматологом. Уставал до потери сознания. Потом напишет об этом в своей повести «Записки юного врача». Татьяна, как жена декабриста, поехала с ним. Освещение- керосиновая лампа, бельё ветхое, застиранное, медикаментов мало, зато пациентов - много. Работал круглосуточно, без выходных. Был терапевтом и педиатром, гинекологом и венерологом, хирургом и стоматологом. Уставал до потери сознания. Потом напишет об этом в своей повести «Записки юного врача».

Однажды для спасения ребёнка, больного дифтерией, принял решение отсосать дифтерийные плёнки. Показалось, что заразился. Велел ввести себе противодефтирийную сыворотку, которая вызвала боли в суставах, отёчность и сильный зуд. Испугавшись, попросил Тасю вколоть ему морфий, вскоре почувствовал облегчение. Боясь повторения приступа, попросил повторить укол. Потом ещё и ещё… Началось привыкание. Жизнь стала невыносимой. Тася сделала второй аборт( первый- до венчания) - боялись, что может родиться больной ребенок. Однажды для спасения ребёнка, больного дифтерией, принял решение отсосать дифтерийные плёнки. Показалось, что заразился. Велел ввести себе противодефтирийную сыворотку, которая вызвала боли в суставах, отёчность и сильный зуд. Испугавшись, попросил Тасю вколоть ему морфий, вскоре почувствовал облегчение. Боясь повторения приступа, попросил повторить укол. Потом ещё и ещё… Началось привыкание. Жизнь стала невыносимой. Тася сделала второй аборт( первый- до венчания) - боялись, что может родиться больной ребенок. Весной го Тася уговорила его вернуться в Киев. Там, в родном городе, в родном доме, он постепенно выздоровел. Весной го Тася уговорила его вернуться в Киев. Там, в родном городе, в родном доме, он постепенно выздоровел.

Позже Тася призналась, что по совету доктора Воскресенского, ставшего его отчимом, начала постепенно разбавлять морфий дистиллированной водой. Под конец делала инъекции чистой водой. Благодаря этому - спасла. Позже Тася призналась, что по совету доктора Воскресенского, ставшего его отчимом, начала постепенно разбавлять морфий дистиллированной водой. Под конец делала инъекции чистой водой. Благодаря этому - спасла. Своё состояние во время болезни Булгаков регулярно записывал. Через много лет опубликовал на их основе рассказ под названием «Недуг» (позже переименованный в «Морфий»). Своё состояние во время болезни Булгаков регулярно записывал. Через много лет опубликовал на их основе рассказ под названием «Недуг» (позже переименованный в «Морфий»).

Осенью 1919-го его мобилизовали в вошедшую в Киев Добровольческую армию и командировали в качестве военврача на Северный Кавказ. Верная Тася поехала с ним. Тогда же он начал писать - пока в стол, нигде не печатаясь. Во Владикавказе заболел тяжёлой формой тифа, поэтому они с Тасей не могли эвакуироваться вместе с белыми. Она бегала по городу в поисках врача, а потом, чтобы поднять его на ноги, меняла остатки своих украшений на продукты. И вновь, благодаря её заботе, он выздоровел. Жили под страхом репрессий - амнистия, объявленная красными, ощущения абсолютной безопасности не давала. Отдышались, огляделись, но задерживаться на Кавказе не стали. Было опасно… Осенью 1919-го его мобилизовали в вошедшую в Киев Добровольческую армию и командировали в качестве военврача на Северный Кавказ. Верная Тася поехала с ним. Тогда же он начал писать - пока в стол, нигде не печатаясь. Во Владикавказе заболел тяжёлой формой тифа, поэтому они с Тасей не могли эвакуироваться вместе с белыми. Она бегала по городу в поисках врача, а потом, чтобы поднять его на ноги, меняла остатки своих украшений на продукты. И вновь, благодаря её заботе, он выздоровел. Жили под страхом репрессий - амнистия, объявленная красными, ощущения абсолютной безопасности не давала. Отдышались, огляделись, но задерживаться на Кавказе не стали. Было опасно…

Зимой 1921г. в старом поношенном бараньем тулупе, с маленьким чемоданчиком в руках Булгаков приехал в Москву, твердо решив распрощаться с медициной и заняться литературой. Походив по городу два дня, нашел работу в газете «Гудок». Взяли репортером и фельетонистом. К жалованью (которое платили в декабре за август) давали еще и крупу. Но жить было негде – и он отправился в жилотдел. Простоял много часов в очереди для того, чтобы услышать: « Ждите два месяца. Возможно, что-нибудь подберем…» Зимой 1921г. в старом поношенном бараньем тулупе, с маленьким чемоданчиком в руках Булгаков приехал в Москву, твердо решив распрощаться с медициной и заняться литературой. Походив по городу два дня, нашел работу в газете «Гудок». Взяли репортером и фельетонистом. К жалованью (которое платили в декабре за август) давали еще и крупу. Но жить было негде – и он отправился в жилотдел. Простоял много часов в очереди для того, чтобы услышать: « Ждите два месяца. Возможно, что-нибудь подберем…» Ночевал на вокзале и на Пречистенском бульваре вместе с пьяницами, с бродячими собаками. Не выдержав, решил уехать, но неожиданно встретил знакомого. Оказалось, у того есть комната в которой можно жить вдвоем. Ночевал на вокзале и на Пречистенском бульваре вместе с пьяницами, с бродячими собаками. Не выдержав, решил уехать, но неожиданно встретил знакомого. Оказалось, у того есть комната в которой можно жить вдвоем.

У знакомого он ночевал, а У знакомого он ночевал, а днем ходил к председателю домкома с просьбой об ордере на совместное проживание. «Допросился» до того, что пригрозили: «Если не съедете, вызовем милицию !» Отчаявшись, милицию !» Отчаявшись, ночью при свете свечи он сочинил письмо к Ленину, в котором, описал свое безвыходное положение, просил о помощи.

До Ленина не дошел. Но на прием к Крупской, которая в то время возглавляла Главполитпросвет, достоялся. До Ленина не дошел. Но на прием к Крупской, которая в то время возглавляла Главполитпросвет, достоялся. Показал свое письмо и попросил передать его Ленину. Показал свое письмо и попросил передать его Ленину. -Нет,- ответила Надежда Константиновна.- Такую штуку не стоит подавать Председателю Совета Народных Комиссаров. -Нет,- ответила Надежда Константиновна.- Такую штуку не стоит подавать Председателю Совета Народных Комиссаров. Она взяла его лист и написала сбоку красными чернилами: «Прошу дать ордер на совместное жительство». И подписала- «Ульянова».Сработало незамедлительно! Председатель домкома – прообраз Швондера из «Собачьего сердца»- аж побледнел, рассмотрев подпись… Писатель получил комнату в квартире 50 в доме 10 по Б.Садовой. Она взяла его лист и написала сбоку красными чернилами: «Прошу дать ордер на совместное жительство». И подписала- «Ульянова».Сработало незамедлительно! Председатель домкома – прообраз Швондера из «Собачьего сердца»- аж побледнел, рассмотрев подпись… Писатель получил комнату в квартире 50 в доме 10 по Б.Садовой.

Между тем приехала Тася. Все заботы о быте взяла на себя. Жить было трудно. 9 февраля 1922 года Булгаков сделал в дневнике отчаянную надпись: «Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем… Обегал всю Москву – нет места. Валенки рассыпались». В 1922 году, в Киеве от тифа умерла мать писателя… Между тем приехала Тася. Все заботы о быте взяла на себя. Жить было трудно. 9 февраля 1922 года Булгаков сделал в дневнике отчаянную надпись: «Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем… Обегал всю Москву – нет места. Валенки рассыпались». В 1922 году, в Киеве от тифа умерла мать писателя… Постепенно жизнь стала налаживаться. В Москве в середине 20-х годов Булгаков становится довольно популярным. Его рассказы – «Красная корона», «Налет», «Я убил» и другие, помимо фельетонов и репортажей, публикуются в «Гудке». Повести – «Дьяволиада», «Записки на манжетах», «Роковые яйца» (1924 г.) - печатаются в журналах. Ночами он пишет свой первый роман «Белая гвардия». Постепенно жизнь стала налаживаться. В Москве в середине 20-х годов Булгаков становится довольно популярным. Его рассказы – «Красная корона», «Налет», «Я убил» и другие, помимо фельетонов и репортажей, публикуются в «Гудке». Повести – «Дьяволиада», «Записки на манжетах», «Роковые яйца» (1924 г.) - печатаются в журналах. Ночами он пишет свой первый роман «Белая гвардия».

Выходят в свет «Необыкновенные приключения доктора» (1922) и «Записки на манжетах» ( ).

Он постепенно входит в круг московских писателей, становится модным. Знакомится с Любовью Евгеньевной Белозёрской, недавно приехавшей из-за границы. Ему нравится её утончённость, умение держаться на людях и любовь к литературе. Начинается бурный роман. Уходит от Татьяны… Он постепенно входит в круг московских писателей, становится модным. Знакомится с Любовью Евгеньевной Белозёрской, недавно приехавшей из-за границы. Ему нравится её утончённость, умение держаться на людях и любовь к литературе. Начинается бурный роман. Уходит от Татьяны… В 1924 г., как только брак был расторгнут, они с Любовью Евгеньевной поженились. В 1924 г., как только брак был расторгнут, они с Любовью Евгеньевной поженились. Оказалось, что, она как и он, находилась в Киеве в страшное время осени 1919 года, описанное в романе «Белая гвардия». Оказалось, что, она как и он, находилась в Киеве в страшное время осени 1919 года, описанное в романе «Белая гвардия».

Он был очень рад, узнав, что их взгляды на события того времени совпадают. В знак любви и уважения на титульном листе романа написал ей посвящение. В то же время и Татьяну не забывал. Иногда навещал, помогал материально. Однажды в подарок принёс журнал «Россия», где была напечатана «Белая гвардия». Прочитав посвящение, Тася швырнула журнал на пол… Больше они не виделись. Он был очень рад, узнав, что их взгляды на события того времени совпадают. В знак любви и уважения на титульном листе романа написал ей посвящение. В то же время и Татьяну не забывал. Иногда навещал, помогал материально. Однажды в подарок принёс журнал «Россия», где была напечатана «Белая гвардия». Прочитав посвящение, Тася швырнула журнал на пол… Больше они не виделись.

Булгаков много и плодотворно работал. Белозерская помогала, когда он писал «Жизнь господина де Мольера», переводя многие архивные материалы с французского. Её рассказы о Константинополе, Париже и Берлине, где вместе с бывшим мужем она побывала сразу после революции, послужили канвой для его романа «Бег» ( ). Они были очень дружны, много работали, даже английским языком занимались вместе. Булгаков много и плодотворно работал. Белозерская помогала, когда он писал «Жизнь господина де Мольера», переводя многие архивные материалы с французского. Её рассказы о Константинополе, Париже и Берлине, где вместе с бывшим мужем она побывала сразу после революции, послужили канвой для его романа «Бег» ( ). Они были очень дружны, много работали, даже английским языком занимались вместе.

Совместная жизнь в первые годы женитьбы ничем не омрачалась. В 1926 г. написана пьеса «Зойкина квартира». В 1927г. завершена работа над пьесой «Багровый остров». Совместная жизнь в первые годы женитьбы ничем не омрачалась. В 1926 г. написана пьеса «Зойкина квартира». В 1927г. завершена работа над пьесой «Багровый остров».

В феврале 1929 г. Булгакова пригласили на блины в честь празднования масляной недели в семью художника Моисеенко, давнего киевского знакомого. В феврале 1929 г. Булгакова пригласили на блины в честь празднования масляной недели в семью художника Моисеенко, давнего киевского знакомого. Собрались гости, хозяева посадили его рядом с Еленой Сергеевной Шиловской, на которую он обратил внимание, как только вошел. Он галантно ухаживал, шутил, рассказывал веселые истории, играл на рояле, пел, танцевал. Затем они встречались еще и еще, подолгу гуляли по ночной Москве. Собрались гости, хозяева посадили его рядом с Еленой Сергеевной Шиловской, на которую он обратил внимание, как только вошел. Он галантно ухаживал, шутил, рассказывал веселые истории, играл на рояле, пел, танцевал. Затем они встречались еще и еще, подолгу гуляли по ночной Москве.

Она рассказала, что замужем и у неё двое замечательных сыновей. Муж – Евгений Александрович Шиловский, генерал-лейтенант работает помощником начальника Академии Генштаба, прекрасный, благороднейший человек. Вообще-то, у неё всё хорошо: отличная квартира, материальное благополучие, она любит мужа, детей. Но чувствует, что такая тихая семейная жизнь не по ней. Иногда на неё находит желание бежать к шуму, людям, встречам, в общем – к активной жизни! Она рассказала, что замужем и у неё двое замечательных сыновей. Муж – Евгений Александрович Шиловский, генерал-лейтенант работает помощником начальника Академии Генштаба, прекрасный, благороднейший человек. Вообще-то, у неё всё хорошо: отличная квартира, материальное благополучие, она любит мужа, детей. Но чувствует, что такая тихая семейная жизнь не по ней. Иногда на неё находит желание бежать к шуму, людям, встречам, в общем – к активной жизни! Слушая её внимательно, улавливая малейшие изменения интонации и пытливо всматриваясь в лицо, он понял, что полюбил эту женщину- и …не без взаимности. Слушая её внимательно, улавливая малейшие изменения интонации и пытливо всматриваясь в лицо, он понял, что полюбил эту женщину- и …не без взаимности.

Она рассказала мужу о своих чувствах. Евгений Александрович был разгневан, возмущен и предупредил, что детей не отдаст. Состоялось бурное объяснение мужчин, в во время которого Шиловский даже угрожал пистолетом. 20 долгих месяцев они не виделись. Елена Сергеевна дала слово самой себе, что все это время не примет ни одного письма, ни разу не подойдёт к телефону, не выйдет одна на улицу. А он… пренебрёг бы запретами и угрозами генерал- лейтенанта Шиловского, если бы не тяжелейший период в его жизни. В 1929 году нападки критики на Булгакова достигают апогея. Она рассказала мужу о своих чувствах. Евгений Александрович был разгневан, возмущен и предупредил, что детей не отдаст. Состоялось бурное объяснение мужчин, в во время которого Шиловский даже угрожал пистолетом. 20 долгих месяцев они не виделись. Елена Сергеевна дала слово самой себе, что все это время не примет ни одного письма, ни разу не подойдёт к телефону, не выйдет одна на улицу. А он… пренебрёг бы запретами и угрозами генерал- лейтенанта Шиловского, если бы не тяжелейший период в его жизни. В 1929 году нападки критики на Булгакова достигают апогея.

В то время он чувствовал себя больным и разбитым. Смертельно устал от «обличительных» статей критиков, от разносов, которым подвергался в течение последних лет, от безработицы и безденежья. Высокое начальство предлагало подправить сюжеты его пьес, показав героизм и патриотизм советских людей, но он не соглашался изменить ни слова! В то время он чувствовал себя больным и разбитым. Смертельно устал от «обличительных» статей критиков, от разносов, которым подвергался в течение последних лет, от безработицы и безденежья. Высокое начальство предлагало подправить сюжеты его пьес, показав героизм и патриотизм советских людей, но он не соглашался изменить ни слова!

В результате его пьеса «Зойкина квартира» в Театре имени Вахтангова была запрещена. Его «Багровый остров» в Камерном театре был снят с репертуара. Пьесу «Бег» запретили после первых репетиций во МХАТе. «Кабала святош» (о Мольере) была запрещена после первого показа. По роману «Белая гвардия» он написал пьесу, которая пошла во МХАТе под названием «Дни Турбиных» - и вновь запрет. В результате его пьеса «Зойкина квартира» в Театре имени Вахтангова была запрещена. Его «Багровый остров» в Камерном театре был снят с репертуара. Пьесу «Бег» запретили после первых репетиций во МХАТе. «Кабала святош» (о Мольере) была запрещена после первого показа. По роману «Белая гвардия» он написал пьесу, которая пошла во МХАТе под названием «Дни Турбиных» - и вновь запрет. Он не мог обрекать на бедность и безрадостное существование любимого человека! Он не мог обрекать на бедность и безрадостное существование любимого человека! Но, очевидно, все-таки их союз был предначертан свыше. Потому что однажды, совершенно случайно, идя по улице, он увидел Ее. В тот день Елена Сергеевна впервые одна вышла из дома, и оказалось, что они идут навстречу друг другу. Первое, что он сказал: «Я не могу без тебя жить». Она ответила: «Я тоже». Но, очевидно, все-таки их союз был предначертан свыше. Потому что однажды, совершенно случайно, идя по улице, он увидел Ее. В тот день Елена Сергеевна впервые одна вышла из дома, и оказалось, что они идут навстречу друг другу. Первое, что он сказал: «Я не могу без тебя жить». Она ответила: «Я тоже».

После разводов расписались, и Елена Сергеевна навсегда стала Булгаковой… После разводов расписались, и Елена Сергеевна навсегда стала Булгаковой… Старший сын Елены Сергеевны Евгений остался с отцом, а младшего, Сережу, она забрала с собой. Сережа не сразу, но с Булгаковым подружился. Они много времени проводили вместе. Мальчик почему-то Булгакова называл Потапом… Старший сын Елены Сергеевны Евгений остался с отцом, а младшего, Сережу, она забрала с собой. Сережа не сразу, но с Булгаковым подружился. Они много времени проводили вместе. Мальчик почему-то Булгакова называл Потапом…

Но вначале материальное положение было тяжелым. Театры требовали возвращения авансов. Неожиданно помощь пришла от Вересаева, который очень высоко ценил талант Булгакова – без всяких просьб он пришел и вручил ему в долг большую сумму денег. И ушел, даже не выслушав слов благодарности… Но вначале материальное положение было тяжелым. Театры требовали возвращения авансов. Неожиданно помощь пришла от Вересаева, который очень высоко ценил талант Булгакова – без всяких просьб он пришел и вручил ему в долг большую сумму денег. И ушел, даже не выслушав слов благодарности… Немного придя в себя, Булгаков, тогда уже известный в СССР и за границей писатель, решил обратиться с письмом к правительству с просьбой назначить его штатным режиссером какого-нибудь театра, или статистом, или рабочим сцены…Если же он не может у себя в отечестве быть полезен, просил «великодушно отпустить на свободу». Через три недели в их квартире раздался звонок. В трубке Булгаков услышал голос Сталина… Немного придя в себя, Булгаков, тогда уже известный в СССР и за границей писатель, решил обратиться с письмом к правительству с просьбой назначить его штатным режиссером какого-нибудь театра, или статистом, или рабочим сцены…Если же он не может у себя в отечестве быть полезен, просил «великодушно отпустить на свободу». Через три недели в их квартире раздался звонок. В трубке Булгаков услышал голос Сталина…

Через день Булгаков был приглашен во МХАТ режиссером-консультантом. В театре возобновили постановку «Дни Турбиных». Через день Булгаков был приглашен во МХАТ режиссером-консультантом. В театре возобновили постановку «Дни Турбиных». Материальное положение улучшилось, и Булгаковы постепенно рассчитались с долгами. Материальное положение улучшилось, и Булгаковы постепенно рассчитались с долгами. Но через несколько лет травля возобновилась. Начались обыски, был конфискован дневник писателя. К тому же начали проявляться симптомы наследственной болезни, от которой умер отец. Но через несколько лет травля возобновилась. Начались обыски, был конфискован дневник писателя. К тому же начали проявляться симптомы наследственной болезни, от которой умер отец.

Часто страх перед неизбежностью физического конца усугублялся тревогой за результаты труда всей жизни. В ящиках его стола лежали повести и романы, которые не брало ни одно издательство, пьесы. Которые не решался ставить ни один театр… Именно тогда из МХАТа пришло предложение написать пьесу о Сталине. Начал писать. Поначалу назвал ее «Пастырь», затем «Батум» (о работе Великого Вождя в Батуми в 1902 году)… Высокие чины от искусства остались довольны. Сталин же по непонятной причине постановку не разрешил. Однако, несмотря на это, сам факт создания пьесы помог по крайней мере сохранить все то, что хранилось в ящиках. В частности, давно уже начатый роман «Мастер и Маргарита». Часто страх перед неизбежностью физического конца усугублялся тревогой за результаты труда всей жизни. В ящиках его стола лежали повести и романы, которые не брало ни одно издательство, пьесы. Которые не решался ставить ни один театр… Именно тогда из МХАТа пришло предложение написать пьесу о Сталине. Начал писать. Поначалу назвал ее «Пастырь», затем «Батум» (о работе Великого Вождя в Батуми в 1902 году)… Высокие чины от искусства остались довольны. Сталин же по непонятной причине постановку не разрешил. Однако, несмотря на это, сам факт создания пьесы помог по крайней мере сохранить все то, что хранилось в ящиках. В частности, давно уже начатый роман «Мастер и Маргарита».

История создания романа «Мастер и Маргарита» История создания романа «Мастер и Маргарита» В гг., в один из самых тяжёлых периодов своей жизни, М.А. Булгаков почти одновременно приступает к созданию трёх произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием «Кабала святош» и комедии, которая вскоре будет уничтожена вместе с начатым романом. В гг., в один из самых тяжёлых периодов своей жизни, М.А. Булгаков почти одновременно приступает к созданию трёх произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием «Кабала святош» и комедии, которая вскоре будет уничтожена вместе с начатым романом.

Более всего писателя волновал вопрос: что же происходит в России, пережившей «великую социальную революцию», и что ожидает ее в будущем? Причем в первую очередь его как истинного художника волновал вопрос о нравственном, духовном состоянии народа. Более всего писателя волновал вопрос: что же происходит в России, пережившей «великую социальную революцию», и что ожидает ее в будущем? Причем в первую очередь его как истинного художника волновал вопрос о нравственном, духовном состоянии народа.

Первые редакции романа были написаны в гг. и, как известно, сожжены автором. В письме правительству СССР от28 марта 1930 г. он пишет: «Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…» Первые редакции романа были написаны в гг. и, как известно, сожжены автором. В письме правительству СССР от28 марта 1930 г. он пишет: «Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»

Сохранились лишь две тетради черновиков и наброски отдельных глав. Сохранились лишь две тетради черновиков и наброски отдельных глав. Булгаков мучительно искал название для своего романа, неоднократно менял одно на другое. На полях его рукописей сохранились такие варианты названий, как «Гастроль…», «Сатана», «Жонглёр с копытом», «Копыто инженера», «Копыто консультанта», «Он явился» и др. Однако чаще всего встречается «Чёрный маг». В гг. писатель пытается возобновить работу над романом, но сильное физическое психическое переутомление мешают ему. Булгаков мучительно искал название для своего романа, неоднократно менял одно на другое. На полях его рукописей сохранились такие варианты названий, как «Гастроль…», «Сатана», «Жонглёр с копытом», «Копыто инженера», «Копыто консультанта», «Он явился» и др. Однако чаще всего встречается «Чёрный маг». В гг. писатель пытается возобновить работу над романом, но сильное физическое психическое переутомление мешают ему. Осенью1932 г. М.А. Булгаков вновь возвращается к своему замыслу, и теперь уже окончательно. В роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер. Осенью1932 г. М.А. Булгаков вновь возвращается к своему замыслу, и теперь уже окончательно. В роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер.

Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ним темы о великой и вечной любви, многие исследователи творчества Булгакова связывают с его женитьбой на Елене Сергеевне Шиловской. Позднее в статье «О пьесе «Бег» и её авторе» она скажет об их знакомстве и предначертанности их соединения: «Это была судьба». Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ним темы о великой и вечной любви, многие исследователи творчества Булгакова связывают с его женитьбой на Елене Сергеевне Шиловской. Позднее в статье «О пьесе «Бег» и её авторе» она скажет об их знакомстве и предначертанности их соединения: «Это была судьба».

Ночами 30-х годов Булгаков сочиняет «роман о дьяволе» (так первоначально видел роман Булгаков видел роман Булгаков о «Мастере и Маргарите»). В гг. Булгаков интенсивно работает над рукописью: делает разметку глав романа. Работа над третьей редакцией в основном завершилась к октябрю 1934 г. : 30 октября он начинает работу с заклинания : «Дописать прежде, чем умереть». «Дописать прежде, чем умереть». Роман уже тогда осознавался автором, как главное дело его жизни. как главное дело его жизни.

К 1936 г., после восьми лет работы над романом, Булгаков подготовил шестую полную черновую редакцию. К 1936 г., после восьми лет работы над романом, Булгаков подготовил шестую полную черновую редакцию. Переработка текста продолжалась и в дальнейшем: писатель вносил дополнения, изменения, менял композицию, названия глав. В 1937 г. структура романа окончательно сложилась, тогда же появилось название «Мастер и Маргарита». Переработка текста продолжалась и в дальнейшем: писатель вносил дополнения, изменения, менял композицию, названия глав. В 1937 г. структура романа окончательно сложилась, тогда же появилось название «Мастер и Маргарита». К мая 1938 г. Булгаков впервые полностью переписывает роман с установившейся последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, по ходу внося стилистическую правку. Правка романа идет с небольшими перерывами до последних дней жизни писателя. Поправки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст. К мая 1938 г. Булгаков впервые полностью переписывает роман с установившейся последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, по ходу внося стилистическую правку. Правка романа идет с небольшими перерывами до последних дней жизни писателя. Поправки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст.

В 1940-м Булгаков слег окончательно. Временами в измученном болью сознании всплывали эпизоды из «Мастера и Маргариты». Он –то Мастер, то Понтий Пилат, то Иешуа…Елену Сергеевну называл Маргаритой… В 1940-м Булгаков слег окончательно. Временами в измученном болью сознании всплывали эпизоды из «Мастера и Маргариты». Он –то Мастер, то Понтий Пилат, то Иешуа…Елену Сергеевну называл Маргаритой… Март 1940 года. Днем и ночью Елена Сергеевна у его постели, на полу на подушечке. Когда становиться чуть легче, он диктует жене очередной эпизод романа. Прерывисто, как заклинание, шепчет: Март 1940 года. Днем и ночью Елена Сергеевна у его постели, на полу на подушечке. Когда становиться чуть легче, он диктует жене очередной эпизод романа. Прерывисто, как заклинание, шепчет: - Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя… Буду любить тебя всю мою жизнь! - Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя… Буду любить тебя всю мою жизнь! Почему вдруг стало темно? Гроза ранней весной, в марте? Почему вдруг стало темно? Гроза ранней весной, в марте? Он ослеп. Пришел врач. Осмотрел, покачал головой, сделал укол… Он ослеп. Пришел врач. Осмотрел, покачал головой, сделал укол…

Булгаков пришел в сознание. Был поздний вечер. Булгаков пришел в сознание. Был поздний вечер. - Поспи, дорогой, я посижу около тебя, - сказала Елена Сергеевна. - Поспи, дорогой, я посижу около тебя, - сказала Елена Сергеевна. - Нет. Ты ведь знаешь, что Мастер – это я, а ты – моя Маргарита, - сказал с трудом, задыхаясь, и начал диктовать финал последнего варианта романа. - Нет. Ты ведь знаешь, что Мастер – это я, а ты – моя Маргарита, - сказал с трудом, задыхаясь, и начал диктовать финал последнего варианта романа. Замолчал. Устало закрыл глаза. Потом неожиданно громко сказал: Замолчал. Устало закрыл глаза. Потом неожиданно громко сказал: - Нет. Уйду я один. Тебя с собой не возьму! - Нет. Уйду я один. Тебя с собой не возьму! Впервые за последнее время спокойно уснул. Уснула, положив голову на край постели, и уставшая Елена Сергеевна. Впервые за последнее время спокойно уснул. Уснула, положив голову на край постели, и уставшая Елена Сергеевна. На рассвете она проснулась и, не открывая глаз, рукой прикоснулась к его лицу. Оно было ледяным… На рассвете она проснулась и, не открывая глаз, рукой прикоснулась к его лицу. Оно было ледяным…

Михаил Афанасьевич Булгаков скончался 10 марта 1940 г. Смыслом жизни его жены стала публикация романа. Она сама перепечатала его и была его первым редактором. Михаил Афанасьевич Булгаков скончался 10 марта 1940 г. Смыслом жизни его жены стала публикация романа. Она сама перепечатала его и была его первым редактором. Е.С.Булгакова вспоминала самые последние слова мужа: «…Он дал мне понять, что ему что- то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье – лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастер и Маргарита»? Он, страшно обрадованный, сделал мне знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали». Е.С.Булгакова вспоминала самые последние слова мужа: «…Он дал мне понять, что ему что- то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье – лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастер и Маргарита»? Он, страшно обрадованный, сделал мне знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».

Bпервые роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в гг. в журнале «Москва» с большими купюрами (более 150 изъятий текста). В том же году он вышел в Париже полностью и вскоре был переведен на основные европейские языки. Bпервые роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в гг. в журнале «Москва» с большими купюрами (более 150 изъятий текста). В том же году он вышел в Париже полностью и вскоре был переведен на основные европейские языки. На родине писателя полный текст романа появился лишь в 1973 г. На родине писателя полный текст романа появился лишь в 1973 г.

Сюжет, композиция, жанр романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» романом, но жанровая уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман,роман- мистерия и т. п. Это происходит по тому, что, как отмечает автор «Булгаковской энциклопедии» Б.В.Соколов, в «Мастере и Маргарите» «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления». М.А.Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» романом, но жанровая уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман,роман- мистерия и т. п. Это происходит по тому, что, как отмечает автор «Булгаковской энциклопедии» Б.В.Соколов, в «Мастере и Маргарите» «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления».

Столь же оригинальна, как и жанр, композиция «Мастера и Маргариты» - роман в романе, или двойной роман. Эти два романа(о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в тоже время образуют некое органическое единство. Своеобразно сплетены два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е гг. ХХ в. и I в. новой эры. Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате. Столь же оригинальна, как и жанр, композиция «Мастера и Маргариты» - роман в романе, или двойной роман. Эти два романа(о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в тоже время образуют некое органическое единство. Своеобразно сплетены два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е гг. ХХ в. и I в. новой эры. Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате.

Три сюжетные линии «Мастера и Маргариты» (философская – Иешуа и Понтий Пилат, любовная – Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая – Воланд, его свита и москвичи), облеченные в свободную, яркую, порой причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда. Три сюжетные линии «Мастера и Маргариты» (философская – Иешуа и Понтий Пилат, любовная – Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая – Воланд, его свита и москвичи), облеченные в свободную, яркую, порой причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах: спор Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах: спор Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога.

Однако дальнейшее развитие сюжета как бы опровергает этот тезис. Автор раскрывает относительность человеческого знания, предопределенность жизненного пути и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Однако дальнейшее развитие сюжета как бы опровергает этот тезис. Автор раскрывает относительность человеческого знания, предопределенность жизненного пути и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», если Бога нет, Иван Бездомный, «человек невежественный», по словам Мастера, воспитанный в лучших традициях атеистической пропаганды, отвечает: «Сам человек и управляет». На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», если Бога нет, Иван Бездомный, «человек невежественный», по словам Мастера, воспитанный в лучших традициях атеистической пропаганды, отвечает: «Сам человек и управляет».

Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности? Эти вопросы ставятся Булгаковым в библейских главах, которые несомненно, являются идейным центром романа, хотя из 32 глав занимают всего четыре(2,16,25,26). Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности? Эти вопросы ставятся Булгаковым в библейских главах, которые несомненно, являются идейным центром романа, хотя из 32 глав занимают всего четыре(2,16,25,26).

Но проповеди всеобщей любви, доброты, отрицание власти вызывают у Пилата страх потерять свои привилегии, расположение великого кесаря. Прокуратор выносит смертный приговор. Но проповеди всеобщей любви, доброты, отрицание власти вызывают у Пилата страх потерять свои привилегии, расположение великого кесаря. Прокуратор выносит смертный приговор. Великий прокуратор Иудеи Понтий Пилат судит человека по имени Иешуа, который обвиняется в подстрекательстве к уничтожению Ершалаимского храма. Речи Иешуа пробудили в душе прокуратора зачатки нравственности, духовности. Великий прокуратор Иудеи Понтий Пилат судит человека по имени Иешуа, который обвиняется в подстрекательстве к уничтожению Ершалаимского храма. Речи Иешуа пробудили в душе прокуратора зачатки нравственности, духовности.

С момента казни Иешуа странные муки одолевают прокуратора. Душа Пилата погибла от меча, выкованного им самим. Изо дня в день его мучают воспоминания о человеке, С момента казни Иешуа странные муки одолевают прокуратора. Душа Пилата погибла от меча, выкованного им самим. Изо дня в день его мучают воспоминания о человеке, которого алчность и низменность довели до гибели. Долги и тяжелы будут годы покаяния Пилата! Горька будет чаша наказания, далеки забвение и покой! И трудно сказать, что преобладает в этот момент в Иершалаиме – добро или зло. которого алчность и низменность довели до гибели. Долги и тяжелы будут годы покаяния Пилата! Горька будет чаша наказания, далеки забвение и покой! И трудно сказать, что преобладает в этот момент в Иершалаиме – добро или зло.

Ключевая мысль романа заключается в том, что каждому из героев воздается «по его вере». Около 2000 лет прокуратор искупал свою вину, испытывая муки совести и мечтая об одном: разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана». Ключевая мысль романа заключается в том, что каждому из героев воздается «по его вере». Около 2000 лет прокуратор искупал свою вину, испытывая муки совести и мечтая об одном: разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана».

Свет, который в финале романа обретает Понтий Пилат, послан ему как искупление за его страдания и воздаяние за раскаяние. Свет, который в финале романа обретает Понтий Пилат, послан ему как искупление за его страдания и воздаяние за раскаяние. Здесь приходит время нового выбора – раскаявшись, Понтий Пилат начинает ненавидеть бессмертие и славу. Здесь приходит время нового выбора – раскаявшись, Понтий Пилат начинает ненавидеть бессмертие и славу.

Воланд Воланд

Носителем зла, представителем тьмы в романе является Воланд, переосмысленный Булгаковым образ сатаны, дьявола. Воланд и его черная свита вовсе не призваны творить зло. Их основная цель – проверить людей, испытать на подлость и милосердие, обнажить человеческие пороки. Тем самым Воланд берет на себя функции добра, правосудия, он наказывает настоящее зло, карает только грешников, не принося вреда праведнику, и изредка дарит свободу и покой тем, кто настрадался и раскаялся. Результат, к которому приходит Воланд, печален: зло друг другу творят люди; душа человека – это арена борьбы добра со злом. Носителем зла, представителем тьмы в романе является Воланд, переосмысленный Булгаковым образ сатаны, дьявола. Воланд и его черная свита вовсе не призваны творить зло. Их основная цель – проверить людей, испытать на подлость и милосердие, обнажить человеческие пороки. Тем самым Воланд берет на себя функции добра, правосудия, он наказывает настоящее зло, карает только грешников, не принося вреда праведнику, и изредка дарит свободу и покой тем, кто настрадался и раскаялся. Результат, к которому приходит Воланд, печален: зло друг другу творят люди; душа человека – это арена борьбы добра со злом.

При помощи мистики, фантастики Булгаков подвергает осмеянию все то, что отвернулось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно выхолощено, утратило извечные ценности. При помощи мистики, фантастики Булгаков подвергает осмеянию все то, что отвернулось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно выхолощено, утратило извечные ценности.

Свита Воланда: Гелла, Коровьев, Азазелло и Бегемот.

Мастер и Маргарита С главными героями романа, Мастером и Маргаритой, связана излюбленная булгаковская тема – тема любви. По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, проистекает из любви. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, возвышенное. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна. Таково чувство Мастера и Маргариты. С главными героями романа, Мастером и Маргаритой, связана излюбленная булгаковская тема – тема любви. По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, проистекает из любви. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, возвышенное. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна. Таково чувство Мастера и Маргариты.

Посвящение Маргариты в ведьмы Посвящение Маргариты в ведьмы

Маргарита – роковая, целеустремленная женщина, она всецело отдается любви и ради спасения Мастера заключает сделку с дьяволом, становится ведьмой, хозяйкой бала нечистой силы, окунается в таинственный мир черной магии. Маргарита – роковая, целеустремленная женщина, она всецело отдается любви и ради спасения Мастера заключает сделку с дьяволом, становится ведьмой, хозяйкой бала нечистой силы, окунается в таинственный мир черной магии.

Бал Сатаны Бал Сатаны

И несмотря на то что Маргарита совершает огромный грех, продавая душу дьяволу, она все же является самым положительным героем романа, чью позицию поддерживают и Булгаков, и читатель. И несмотря на то что Маргарита совершает огромный грех, продавая душу дьяволу, она все же является самым положительным героем романа, чью позицию поддерживают и Булгаков, и читатель.

Даже Воланд оценил это величайшее чувство, которое нельзя купить ни за какие деньги – истинную любовь женщины. Маргарита действует по голосу сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души. И за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком… Даже Воланд оценил это величайшее чувство, которое нельзя купить ни за какие деньги – истинную любовь женщины. Маргарита действует по голосу сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души. И за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком…

Судьба романа, созданного Мастером,- это в какой-то мере и судьба романа М.А. Булгакова, который свой творческий долг видел в том, чтобы возвратить человеку веру в высокие идеалы, в добро и справедливость, призвать его к неутомимому поиску истины. Роман о все побеждающей силе любви и творчества все-таки пробился к читателю, как бы подтверждая сокровенную мысль Булгакова : «Рукописи не горят!» Судьба романа, созданного Мастером,- это в какой-то мере и судьба романа М.А. Булгакова, который свой творческий долг видел в том, чтобы возвратить человеку веру в высокие идеалы, в добро и справедливость, призвать его к неутомимому поиску истины. Роман о все побеждающей силе любви и творчества все-таки пробился к читателю, как бы подтверждая сокровенную мысль Булгакова : «Рукописи не горят!»