Как реализовать компетентностный подход Немного из теории вопроса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Некомпетентностное обучениеКомпетентностное обучение Наука рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука рассматривается как общечеловеческий.
Advertisements

Цель: определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллектива школы. Задачи: 1. Рассмотреть понятия: компетентностный.
Проектирование учебно-программной документации и учебно-методического обеспечения образовательного процесса на модульно-компетентностной основе 27 сентября.
Системно- деятельностный и компетентностный подходы в образовании.
Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. А. Дистервег.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Развитие педагогических компетенций учителей естественно-математического цикла»
Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания МОУ СОШ 8 учитель истории Галкина А.Б.
Методы и формы компетентностного обучения И.С. Сергеев В.И. Блинов.
Роль учителя в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
Компетентностный подход на уроке. Современные требования к уроку. Современные требования к уроку.
Формирование ключевых компетентностей современного учителя в рамках инновационно - образовательных технологий Подготовила: практический психолог ДОШ 88.
Компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход в образовании – подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Педагогический совет «Компетентностный подход – реальность современного образования»
Из опыта работы преподавателя физики Магомедова А.М. БУ «Мегионский профессиональный колледж» Мегион, 2013 год.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Формирование ключевых компетенций как одно из направлений компетентностного подхода в образовательном учреждении 2014 г.
Александрова Наталья Равхатовна Тема урока: «Крестики –Нолики». Форма урока: урок-конкурс Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Цели урока:
Транксрипт:

Как реализовать компетентностный подход Немного из теории вопроса

Качество результатов образования Человек самостоятелен и ответственен; Человек может что-то делать; Человек желает делать то, что может; Экономикой данного периода жизни человека востребовано то, что он может и желает делать; Человек готов самосовершенствоваться, понимая, что завтра экономикой будет востребована иная деятельность.

Самостоятельность и ответственность – составляющие первородной цели воспитания, основа любого взросления. Многознание уму не научает, создавая иллюзию достаточности раз и навсегда заученного. Я. А. Каменский

Компетенция и компетентность Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Компетентность – это готовность к выполнению определённых функций. Компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определённых компетенций.

Кто заказчики компетентностного подхода? Работодатели: выпускники, принимаемые на работу, должны быть к ней готовы; Обучающиеся: для определившихся со своими жизненными устремлениями людей образование является средством их достижения; Учителя и преподаватели: открываются новые возможности, и возникает необходимость учиться.

Проблемы некомпетентностного обучения Хорошо успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком. Золотой или серебряный медалист не выдерживает конкурсный экзамен в избранный вуз. Молодой специалист–выпускник вуза–слишком долго адаптируется на рабочем месте. В критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить. Подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

Выпускник некомпетентностного обучения – некомпетентный человек Некомпетентный человек – это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях. Он не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределённости, постоянно повторяющихся в жизни.

Компетентностный подход позволяет: Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся. Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже. Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам. Повысить степень мотивации учения за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся. Облегчить труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении. Разгрузить учащихся за счёт повышения доли индивидуального самообразования. На практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.

Деятельностное содержание образования ПодходОсновной результат обучения Примеры типичных форм контроля результатов обучения ЗнаниевыйВладение знаниямиЭкзамены по билетам, тест ЗуновскийВладение умениямиИзложение, сочинение Компетент ностный Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации Ранее не встречавшаяся задача. Выполнение и защита исследовательского или практико- ориетированного проекта. Презентация портфолио достижений.

Что должен уметь педагог? Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.

Что должен уметь педагог? Ориентироваться в ситуации на рынке труда, понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти работу и добиться успеха.

Что должен уметь педагог? Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников. Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям, вопросам.

Что должен уметь педагог? Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся.

Что должен уметь педагог? Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся. В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».

Что должен уметь педагог? Демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей, в ходе выполнения проектов, ролевых игр, психологических тренингов, которые позволяют им обнаружить и опробовать новые для них способы мышления, восприятия и поведения.

Чего должен остерегаться педагог? По привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников. Воспитывать учеников, исходя только из своего опыта жизни. Представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения проблем. Мелочных правил и инструкций. Бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято».

Ключевые и профессиональные компетенции Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные. Ключевые компетенции – это такие компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных ситуациях. Проявление профессиональных компетенций ограничивается той или иной областью профессиональной деятельности человека.

Ключевые компетенции Информационная компетенция – готовность к работе с информацией. Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной. Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих. Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Требования работодателей, связанные с проявлением ключевых компетенций Коммуникативной: Коммуникабельность – 14,0% Умение вести переговоры – 3,2%

Требования работодателей, связанные с проявлением ключевых компетенций Проблемной: Нацеленность на результат – 2,7% Умение решать проблемы – 2,4% Умение принимать решения в зависимости от ситуации – 1,9%

Требования работодателей, связанные с проявлением ключевых компетенций Кооперативной: Умение работать в команде – 1,6%

Требования работодателей, связанные с проявлением ключевых компетенций Информационной: Обучаемость – 2,1% Умение презентовать результат деятельности – 1,6%

ЕГЭ – средство проверки и оценки компетенций В ЕГЭ по русскому языку включены задания, проверяющие: Элементарную лингвистическую компетенцию, т.е. готовность использовать минимум знаний о языке для самоконтроля и совершенствования речи; Языковую компетенцию, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных); Коммуникативную компетенцию.

Компетентностные формы работы учителя на уроке Обращения к прошлому опыту учащихся. Открытое обсуждение новых знаний. Решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций. Дискуссия учащихся. Ролевые и деловые игры. Проектная деятельность, практические работы, имеющие жизненный контекст.

Целевая карта наблюдения урока Дата проведения урока_________класс______ Учитель ________________________________ Компетентностные формы работы учителя на уроке Колич-во раз Продолжите льность Коммент арий мин.%

Некомпетентностные формы и методы Монолог учителя; Фронтально-индивидуальный опрос; Информирующая беседа; Самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями), по заданиям, указанным учителем; Демонстрация видеофильма; Экскурсия; Проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме.

Учитель должен помнить Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»

Вопросы к плану целевого анализа/самоанализа урока Какова миссия предмета и задачи изучаемого раздела с точки зрения формирования ключевых компетенций учащихся? Какое место занимает урок в общей системе уроков данного содержательного раздела? Какова цель и задачи урока? Работу по формированию каких именно ключевых компетенций предполагалось осуществить на уроке? Какие формы и методы были подобраны для решения задач формирования той или иной ключевой компетенции? Каково было соотношение компетентностных форм/методов работы с некомпетентностными? Как обосновывается использование некомпетентностных методов? Какое содержание учебного материала использовалось в целях формирования той или иной компетентности? Как оценивалось проявление тех или иных ключевых компетенций у учащихся? Доводилась ли оценка до их сведения? В какой степени достигнуты поставленные задачи по формированию компетенций? Что не получилось и почему?

Памятка учащимся по развитию ключевых компетенций Как решить проблему (выполнить задание) вместе? Учитывай возможности своих товарищей. Работа должна быть понятна каждому. Каждый несёт персональную ответственность за свой участок работы. Объединяй товарищей, сплачивай коллектив. Согласовывай свою работу с другими. Доверяй, но проверяй. Помни: в отсутствии контроля – опасность срыва дела. Вместе работали – вместе обсуждаем итоги.

Памятка учащимся по развитию ключевых компетенций Как решить поставленную проблему (выполнить задание, проект)? Получив задание, разберись в нём. Не пренебрегай опытом других – он твой помощник. Определи, что тебе может понадобиться в работе. Составляя план дела, не строй воздушных замков, исходи из реальных условий. Будь внимателен при завершении работы. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем.

Риски в процессе организации компетентностного подхода Сосредоточенность на формировании ключевых компетенций может снижать результативность по предметным знаниям и умениям учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся в учебной деятельности может восприниматься как некоторая дезорганизация учебного процесса. Формирование у учителя чувства неуверенности в связи с невладением терминологией и навыками компетентностного подхода может вызвать защитные реакции типа отрицания, снижения значимости нового подхода. Отсутствие учебников, адекватных компетентностному подходу, может привести к формированию у учителя чувства непосильности стоящих перед ним задач.

Практическая педагогика – это знания и умения, доведённые до степени мастерства, но поднятые до уровня искусства. Потому что воспитать человека – это значит знать его душу, видеть и чувствовать его индивидуальный мир. В.А. Сухомлинский