Технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Основные методические приемы развития критического мышления.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
МАСТЕР – КЛАСС «Прекрасное пробуждает доброе…» МОУ «Средняя общеобразовательная школа 48» города Курска по теме «Формирование универсальных учебных действий.
Уровень сформированности учебной деятельности младших школьников Подготовила учитель 4 класса Железнодорожненской ОШ Середа Светлана Борисовна 2014 год.
МАСТЕР – КЛАСС «Прекрасное пробуждает доброе…» МОУ «Средняя общеобразовательная школа 48» города Курска по теме «Формирование универсальных учебных действий.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Познавательные УУД Сардарова Т.Ю.. Общеучебные универсальные действия самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Транксрипт:

Технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМ)

Фундаментальное ядро содержания общего образования Задает вектор направления развития: содержания воспитания, организации воспитательной деятельности; учебных программ, организации учебной деятельности.

Системно - деятельностный подход Лежит в основе стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования Логика развития УУД – от мысли – к действию

Системно – деятельностный подход обуславливает изменение парадигмы образования 1. переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как умения учиться; 2.включение содержания образования решение учащимися жизненных задач; 3.переход от стихийной учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации; 4. признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Общеучебные действия (познавательные УУД) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Поиск и выделение необходимой информации Применение методов информационного поиска (в том числе компьютерных средств) Знаково-смысловые действия - преобразование объекта из чувственной формы в модель Умение структурировать знания

Общеучебные действия (познавательные УУД) умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Рефлексия способов и условий действия ; Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Смысловое чтение; Извлечение информации из прослушанных текстов разных жанров; Определение основной и второстепенной информации; Умение адекватно подробно, сжато выборочно передавать содержание текста; Составлять тексты различных жанров.

Универсальные логические действия ( познавательные УУД) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих элементов; выбор оснований и критериев для оценивания, классификации объектов; подведение под понятия, выделение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД Обеспечивают социальную компетентность: учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников; продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Что значит «думать критически»? Проявлять любознательность, Ставить перед собой вопросы, Осуществлять планомерный поиск ответов на поставленные вопросы, Вскрывать причины и последствия фактов, Сомневаться в общепринятых истинах, Вырабатывать собственную точку зрения и способность отстаивать ее логическими доводами, Проявлять внимание к аргументам оппонента и уметь их логически осмысливать.

Что такое «критическое мышление»? Сегодня категория критического мышления исследуется с разных подходов, направлений, а именно: философского, когнитивного, прикладного

Философский подход Сводится к обоснованию теоретических основ изучения и описания термина «критическое мышление», его задач, целей, выполняемых функций.

Когнитивный подход Носит описательный характер и сосредоточен на проблеме самой природы критического мышления, на выявлении и описании психологических механизмов, интеллектуальных навыков и умений, составляющих его основу.

Прикладной подход Занимается разработкой методик и тренингов формирования и развития критического мышления.

Совет Европы принял определение пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы». Он включил в группу компетенции, связанные с «возрастанием информатизации общества», которые предполагают «…владение способами критического осмысления информации…». Другими словами, образование ставит перед собой задачу воспитания критически мыслящего человека, думающего, анализирующего, умеющего увидеть проблему и найти рациональные пути её решения.

Мнения авторов теории и практики критического мышления М. Скривен (американский ученый,) называет критическое мышление как образовательную ценность «наравне с умениями читать и писать».

Американский педагог Р. Эннис. Автор одной из самых популярных концепций критического мышления. Он один из первых разработал систему установок или готовностей (dispositions) к критическому мышлению, или, другими словами, внутренних мотиваций, влияющих на «качество» мышления.

Критически мыслящий человек ( Американский педагог Р. Эннис) 1 1.Заботиться о том, чтобы его взгляды, решения, были чётко обоснованы, а для этого ему необходимо: Стремиться к поиску новых гипотез, альтернативных объяснений, источников, выводов; Быть хорошо информированным; Рассматривать точки зрения, отличные от своих собственных; 2. Расширять свой кругозор, стремиться к разносторонней осведомлённости.

Критически мыслящий человек ( Американский педагог Р. Эннис) 2 3. Быть способным чётко представить как свою позицию, так и позицию других, а именно: ясно и точно понимать смысл сказанного и написанного, принимая во внимание особенности ситуации; концентрироваться на выводе или вопросе, стремиться придерживаться основной темы; искать и предлагать доводы (обоснования); осознавать собственные убеждения; уметь слушать и слышать других; избегать критических замечаний, принимая во внимание чувства собеседника, быть восприимчивым и стремиться к пониманию чужих чувств, уровня познаний и глубины суждений; быть внимательным к состоянию другого человека.

Критическое мышление - это сложное и многостороннее явление Критическое мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт, оценочное.

П.Ф.Каптерев (1849 – 1922г) … создавать у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания, стройность и ценность рассуждений, критическое отношение к чужим и собственным мыслям, идеям, теоретическим предположениям, наблюдательность, готовность к самостоятельной работе.

Работая с ребенком, надо помнить, что: для каждого ребенка значим собственный мир восприятия окружающей действительности; этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне; ребенок, как и любой другой человек, относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания; взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, достигается только в результате общения; самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми; внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых контактов или скрытых.

Первая стадия - вызова Эта стадия позволяет Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление Эта стадия позволяет Эта стадия позволяет: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия Эта стадия позволяет Эта стадия позволяет: осмыслить всю полученную информацию; присвоить новое знание; сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Корзина идей, понятий, имен,…. Называется проблема, задается вопрос о том, что известно ученику по этой проблеме. Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме (строго индивидуальная работа), продолжительность работы 1 – 2мин Обмен информацией по проблеме в парах или группах. Время обсуждения не более 3 – х минут. Группы по кругу называют сведения, факты, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Учитель записывает все на доске без комментариев (даже ошибочные мнения). Связывание в логические цепи, исправление ошибок происходит по мере освоения новой информации.

Прием «кластер» Кластер в переводе означает пучок,созвездие. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы.

Ключево е слово Категория 1 Категория 4Категория 3 Категория 2 Так выглядит кластер

Образовательный процесс Участники Методы Предметные области Содержани е Пример кластера «Образовательный процесс»

Пример кластера на тему «Чем занимается физика?» ( начало 7- го класса ) физика Некоторые человеческие качества спокойствие заинтересованность уверенность наблюдение предмет наблюдения эксперимент осторожность Необходимые компоненты оборудование вещество Физические явления Измерение физических величин

Что ценится в данной работе ? уметь выделять смысловые категории, слова; устанавливать причинно-следственные связи; умение систематизировать материал; собственное видение предложенной темы.

Анализ составленного кластера позволяет определить что ученик запомнил из пройденного материала; содержит ли кластер какие-то принципиальные ошибки; владеет ли ученик системным мышлением.

Как оценить работу ученика по составлению кластера? В качестве критерия могут быть выбраны следующие показатели: скорость исполнения, правильность причинно-следственных связей, широта охвата материала. По окончании выполнения задания для сравнения можно показать на доске 2 разных по содержанию кластера и предложить учащимся в классе самим дать оценку этим кластерам. При этом учитель выбирает два разных по уровню исполнения кластера. Оценку можно поставить каждому учащемуся группы.

Форма организации работы с кластером несет в себе несколько педагогических решений: активизируется деятельность учащихся; учащиеся учатся работать в группе; учащиеся учатся оценивать результат, как своей деятельности, так и деятельности своих товарищей.

Примеры использование этот приема 1. Учитель сам представляет кластер перед тем, как начинает рассказывать новый материал. По окончании рассказа он просит дополнить этот кластер. 2. Учитель записывает на доске перечень ключевых слов, которые встретятся в новом материале, а по окончании объяснения он просит названные слова представить в виде кластера.

Мозговая атака (штурм) (прием работы в группе) «единственный способ обрести идею – это иметь много идей» Лайнус Полинг Нобелевский лауреат

Мозговой штурм Распределение ролей: ведущий,секретарь, участники.Разъяснение их функций. Создание банка идей, возможных решений проблемы:свободное плавание, мысли по кругу, атака вслепую, наглядный штурм. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Что должны уметь ученики, для эффективной работы в группах? Уметь задавать уточняющие вопросы. Уметь воздерживаться от моментальной оценки.

Что дают уточняющие вопросы ученикам? Уточняющие вопросы необходимы для формирования ребенка способности выражать свои мысли. Эти вопросы свидетельствуют об активном слушании, в отличие от пассивного слушания.

Как формулируются уточняющие вопросы? Правильно ли я вас поняла, что… То есть вы говорите, что… Мне кажется, я вас понял… Можно я скажу, как я понял, а вы уточните.

При формулировании уточняющих вопросов ученик нацелен на установление психологического контакта с собеседником; слушая, он пытается понять тот своеобразный язык, с помощью которого его собеседник выражает свои мысли; стремится найти общее между своей точкой зрения и высказываниями собеседника.

Основные ошибки учителя при проведении мозговой атаки. Тема, проблема не интересна детям; Учитель критикует высказываемые идеи; Роль ведущего учитель прочно закрепляет за собой; Допускает спор в процессе работы.

Приемы на стадии рефлексии Синквейн Диаманта Эссе Телеграмма и др.

Составление синквейна позволяет изменить атмосферу в классе и в школе, сделав ее творческой, а уроки - событием для ребенка и учителя

Схема составления синквейна Существительное – объект (тема синквейна) Два прилагательных, описывающие признаки или свойства объекта Три глагола – действия, совершаемые объектом Предложение – отношение автора к объекту Существительное - синоним к первой строчке, выражающее суть объекта

Знакомство с синквейном проводится так объясняют правила написания синквейна; в качестве примера приводятся несколько синквейнов; задается тема синквейна; фиксируется время на данный вид работы; заслушивают варианты синквейнов по желанию учеников.

Пример синквейна Учитель Трудолюбивый, знающий Помогает, учит, поощряет Учитель нужный человек Творец.

Пример синквейна Физика Загадочная, интересная Учит, открывает, захватывает Делает невозможное возможным Наука.

Пример синквейна Почва Глинистая или песчаная Чернеет, краснеет, вымывается В ней главное – перегной Кормилица.

Пример синквейна (10кл.) Время Длинное, лучшее, разное Идет, определяет, летит Нам часто его не хватает Вечность.

Пример синквейна (7кл.) Электричество Мощное, опасное Сверкает, искрится, освещает Оно так красиво и необходимо Ток

Пример синквейна (7кл.) Скорость Изменчивая, непостоянная Измеряет, увеличивается, уменьшается Она у каждого своя Быстрота

Варианты использования этого приема Учитель на Вызове предлагает свой Синквейн без одной строчки и дает задание дописать ее в конце урока, например: 1. ____________________(ускорение). 2.постоянное, переменное. 3.меняет, определяет, вызывает 4.определяет характер движения. 5.быстрота

Варианты использования этого приема В фазе Вызова учитель предлагает учащимся свой Синквейн с ошибкой и дает задание найти эту ошибку в фазе Рефлексии, например: 1.изотопы 2.радиактивные, нерадиактивные 3.излучают, вредят, используются 4.имеют разное количество протонов 5.атомы

Варианты использования этого приема Разделить класс на две группы. Предложить этим группам одну и ту же тему, но в первом случае надо показать положительные стороны изучаемого объекта, а в другом случае – отрицательные. Колумб, Лживый, бездушный, Командовал, торговал, обогащался. Делал все для достижения цели. Авантюрист. Колумб, Смелый, настойчивый, Открывал, торговал, обогащал. Воссоединил мир и потряс человечество. Герой

Другой пример Атомная энергия Полезная, необходимая Лечит, помогает, спасет Один из альтернативных источников энергии на земле Жизнь Атомная энергия Смертельная, опасная, радиоактивная Разрушает, калечит, загрязняет Угроза жизни на земле смерть

Заключение синквейны очень полезны в качестве: инструмента для синтеза и обобщения сложной информации; средства оценки словарного запаса учащихся; средства творческого самовыражения. Синквейн о синквейне Стройный, лаконичный, Мыслит, обобщает, собирает. Помни: краткость – сестра таланта. инструмент (для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации)

Прием написания эссе Эссе – это свободное письмо, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументация.

Важно, что дает ученикам такая форма работы простраивание личностного отношения учащегося к рассматриваемой теме, к предмету в целом. Поэтому, эссе обладает большим воспитательным потенциалом. вносит гуманитарный аспект в изучение естественных наук, помогает осмыслить связь этих наук с жизнью, с индивидуальным опытом ученика; помогает проявить свои способности тем детям, которые «не сильны» в абстрактно-математической сфере; позволяет учащимся открыть для себя неучебные аспекты предмета.

Эссе Пишется в классе после обсуждения проблемы. Занимает по времени не больше 5 минут. Прием дает успех на стадии рефлексии.

Пример эссе Что такое тепло? Тепло это жизнь. При нем все растет. Тепло позволяет купаться на природе (правда, это к моржам не относится). Зато, когда холодно, можно сидеть у батареи. И то и другое хорошо в меру. Но я больше люблю ТЕПЛО!!!!!!

Пример эссе Живое и неживое в природе Живое это все то, что дышит, двигается или растет. С одной стороны живые (дышащие, двигающиеся или растущие) вроде существуют, но: воздух живым не назовешь, воду живой не назовешь, землю живой не назовешь, однако без всего этого всему «живому» был бы конец. В воздухе много движения и живых организмов так что в какой-то мере он даже походит на живое. С помощью воды многие живут или, если точно, выживают, дышат, питаются… Так что вода часть живого. Без земли не смог бы выжить ни один из «рода живых»: ни растения, ни многие другие существа. Так что все на планете Земля взаимосвязано!!!

Диаманта Стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением

Схема диаманты 1-ая строка – существительное 2-ая строка - два прилагательных 3-ая строка - 3 глагола 4-ая строка - две пары существительных (всего 4) с противоположным понятиями 5-ая строка - 3 глагола 6-ая строка - 2 прилагательных 7-ая строка - одно существительное, противоположное по смыслу существительному 1-ой строки Все строки связаны смыслом с темой диаманты

Пример диаманты «Лист дерева» Рождение Зеленый, яркий Растет, зеленеет. хорошеет Жара, холод; движение, покой Колышется, отрывается, опадает Коричневый, старый Смерть

Пример диаманты «Электрическое поле» Материя Изменяющаяся, постоянная Действует, обнаруживает, меняет Знание, суеверие; польза, вред Исследует, помогает, доказывает Фундаментальная, объективная Миф

Другие приемы на стадии рефлексии Телеграмма, лучше СМС, от чьего-нибудь имени Памятка читателю Правила пользования Инструкция по применению Заявление начальнику и т.д. Для выполнения данных заданий учитель должен заготовить бланк-образец.

Пример телеграммы Нахожусь в столице Австралии Канберре тчк За окном большой водораздельный хребет тчк за ним одни равнины тчк с кораллового моря дует влажный ветер тчк вчера играл с кенгуру тчк

Пример СМС Изучаю электромагнитную индукцию Учитель назвал это явлением Не обошлось без закона и правила Причастны к ним Фарадей и Ленц Трудно, но интересно

Заявление начальнику Физику Конраду Вильгельму Рентгену Иванова Сергея ученика 11класса Заявление Внимательно изучив вашу работу «О природе Х- лучей», нахожу необходимым сделать следующее заключение: открытые вами лучи являются потоком электромагнитного излучения определенной длины волны. Стало понятным, что такое электромагнитное излучение может быть использовано не только для удовлетворения любопытства людей далеких от науки (имеется в виду- просвечивание кошельков с деньгами). Но прежде всего в медицине для предупреждения таких страшных заболеваний как туберкулез и злокачественные опухоли. А для этого необходимо разработать соответствующие установки и обеспечить ими как можно большее количество лечебных заведений. С удовольствием включусь в осуществлении такой идеи, как только получу диплом.

Приемы работы с книгой Пометки на полях Использование кластера Плюс, минус, интересно

Прием «Пометки на полях» - ИНСЕРТ I – interactive самоактивизирующая N – noting диалоговая S – system системная разметка E – effective для эффективного R - reading & чтения и T – thinking размышления

ЗначкиКлючевые слова Я это уже знал + Это для меня абсолютно новое – Противоречит тому, что я знал (думал иначе) ? Я хочу узнать об этом побольше (есть вопрос)

Правила использования приема ИНСЕРТ Ставьте значки по ходу чтения текста. Прочтите текст еще раз. Возможно количество значков увеличится. Обсудите с кем-нибудь то, что Вы написали.

Условные значки Помогают читать более внимательно. Превращают чтение в увлекательное путешествие. Становятся помощниками в запоминании материала.

Использование этого приема требует от учителя Предварительно определить текст для чтения с пометками; Объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков; Четко обозначить время и следить за регламентом; Найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Прием ПМИ (плюс, минус, интересно) Этот прием придумал специалист в области мышления Эдвард де Бонэ.

Прием ПМИ (плюс, минус, интересно) + Что хорошего для ученика, для взрослых, для детей, для государства, для человечества и пр. - Что в этом плохого для кого бы то ни было. ? Что в этом интересного для кого бы то ни было

Рекомендации по использованию приема ПМИ Прием рекомендуется использовать при работе с сухими текстами. Не стоит задавать жесткие требования по количеству записей в графе. Если в классе назревает дискуссия по поводу «хорошо» или «плохо», то можно применить работу в группах. Самая сложная для ученика 3-я графа.

Использование кластера Перед тем как предлагать ученикам этот прием, надо оценить текст. Обоснована ли в данном случае разбивка на элементы, легко ли выделить в тексте смысловые единицы. - Первые 2-3 раза надо помочь ученику выделить смысловые единицы. -Полученные гроздья необходимо озвучивать. Пусть ученики сделают нечто вроде презентации своих работ. -Попросите детей обосновать установленные между гроздьями связи. Если они окажутся неверными, попросите указать место в тексте, подтверждающее его мнение. -Если хотите, чтобы дети оценили степень значимости каждой грозди, попросите использовать карандаши разных цветов, либо главную веточку сделать более сочной.

Прием «Елочка ассоциаций» Неожиданные переключения дают возможность уходить от стартового слова и увеличивать количество ассоциативных комплексов, расширяя зону областей, из которых берутся слова. Это упражнение позволяет за короткое время активизировать словарный запас. Придумайте рассказ, используя слова из «елочки ассоциаций». Можно добавить любые другие слова. Задание можно усложнить, предложив использовать максимальное количество слов из «елочки».

Прием «Бином фантазии» Берутся два слова, которые в реальной жизни мало связаны друг с другом. Например, рояль и сирень Берутся их все возможные сочетания с предлогами, и объясняется, что это означает. Можно составить целый рассказ для каждого словосочетания.

Например, рояль и сирень На рояле стоит ваза с сиренью. Это напоминание о том, что за окном прекрасное время года – весна. Сирень источает приятный запах, который улавливается рецепторами нашего органа обоняния – носом. За роялем сидит музыкант, у него в петлице – веточка сирени. Музыкант трогает клавиши и наш слуховой аппарат улавливает звуки, разделяет их по высоте, громкости, тембру.

Прием «Поиск общих признаков» Берутся два разных слова, которые не связаны между собой. Необходимо найти как можно больше общих признаков, которые объединяют предметы, названные этими словами. Например, слова лапша и лопата. Они обозначают предметы, сделанные руками человека, начинаются на букву «л», заканчиваются буквой «а» и т. д.

Прием «Интервью» Один из участников садится в центр круга. Группа может задать ему 3-5 вопросов, строго соответствующих заданной ему социальной роли. Роли определяются в зависимости от задач и проблем, обсуждаемых на занятии. Например, вопросы как родителю, вопросы как руководителю предприятия, бизнесмену и др. Вопросы должны быть связаны с изучением предмета. Прием хорош на стадии рефлексии отдельного урока или на обобщающем уроке. Дающий интервью должен четко и ясно отвечать на вопросы.

Список литературы Васильева, М.Г. Технология развития критического мышления/ М.Г. Васильева// Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки/Е. Волков// ples.introduction.htmlhttp://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.princi ples.introduction.html Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Бибилиотека в школе С Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев// Библиотека в школе С Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо / С. Заир-Бек// Директор школы С. 60–72. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. М. : Просвещение, с. Клустер, Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клустер//Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, С