Комитет по образованию Администрации Волгоградской области Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Advertisements

Метод « Цветочная поляна» Цель - определить образовательные цели, выяснить ожидания и опасения, чтобы точнее разработать предметную направленность урока.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс Авторы: Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко Издательство: БАЛАСС.
Г(О)ОУ СПО «Усманский педколледж» Использование информационно- коммуникационых технологий на уроках информатики для активизации познавательной деятельности.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
Применение метода кейс-стади в учебном процессе. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Транксрипт:

Комитет по образованию Администрации Волгоградской области Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Волгоград 2003 Автор>> Содержание

Орехова Наталья Анатольевна Автор: ЭТА ПРОГРАММА ЗАЩИЩЕНА ЗАКОНОМ На главную

Содержание: На главную>> На главную>> 1. Информационно-справочные сведения об опыте. Информационно-справочные сведения об опыте. 2. Технологические сведения об опыте. - Актуальность опыта.- Актуальность опыта. -Задачи, решаемые в опыте:-Задачи, решаемые в опыте: -Педагогические средства, использованные в опыте:-Педагогические средства, использованные в опыте: -Технология опыта.-Технология опыта. -Результативность опыта.-Результативность опыта. Приложение 1. «Текст с ошибками» для 10 класса». Приложение 1. «Текст с ошибками» для 10 класса». Приложение 2. «Познавательные игровые задания для 5 класса». Приложение 2. «Познавательные игровые задания для 5 класса». Приложение 3. «Обобщающий урок-путешествие в 5 классе по теме «Древний Египет». Приложение 3. «Обобщающий урок-путешествие в 5 классе по теме «Древний Египет». Приложение 4. «Дидактическая игра по обществознанию в 11 классе «Конфликт и пути его преодоления». Приложение 4. «Дидактическая игра по обществознанию в 11 классе «Конфликт и пути его преодоления». Приложение 5. «Интеллектуальная игра по истории для 10 класса «Государственные реформы первой четверти XVIII века». Приложение 5. «Интеллектуальная игра по истории для 10 класса «Государственные реформы первой четверти XVIII века». Приложение 6. «Анкета для подведения итогов игры». Приложение 6. «Анкета для подведения итогов игры». Соц. опрос Соц. опрос

Тема опыта: «Организация игровых технологий на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности учащихся». Сведения об авторе: Орехова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания, аттестована по 1 квалификационной категории. Место функционирования опыта: г. Волгоград, Красноармейский район, проспект Героев Сталинграда, 43. Гимназия 2. тел , Новизна опыта: изобретательский опыт. Длительность функционирования: с 2001 года. Какими материалами представлен опыт: опыт представлен предлагаемым описанием и следующими приложениями: – Приложение 1. « Тренинговые игры для 5 класса». – Приложение 2. «Текст с ошибками» для 10 класса». – Приложение 3. «Познавательные игровые задания для 5 класса». – Приложение 4. «Обобщающий урок-путешествие в 5 классе по теме «Древний Египет». – Приложение 5. «Дидактическая игра по обществознанию в 11 классе «Конфликт и пути его преодоления». – Приложение 6. «Деловая игра по обществознанию для 9, 11 класса «На приеме у юриста». –Приложение 7. «Интеллектуальная игра по истории для 10 класса «Государственные реформы первой четверти XVIII века». –Приложение 8. «Анкета для подведения итогов игры». Содержание>>

В концепции модернизации исторического образования в РФ указывается на необходимость практической направленности исторического и обществоведческого образования молодого поколения ХХI века. Использование игровых технологий в обучении позволяет моделировать ценностные, поведенческие, когнитивные и коммуникативные умения и навыки межличностного общения учащихся, что необходимо для более успешной социализации ребенка в современном обществе. Игровые технологии обучения позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую деятельность к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Игра – изначальная школа поведения, арифметика социальных отношений. Актуальность опыта. Содержание>> Далее>>

в современных программах по обществознанию акцентируется внимание на теоретической, а отнюдь не практической подготовке ребенка. учащиеся не осознают мотивы своего учения, своего поведения в игре и жизни, то есть у них не сформированы цели и программы собственной самостоятельной деятельности и отсутствует способность предвидеть ближайшие результаты этой деятельности. у учащихся отсутствует установка на развитие творческого воображения, необходимого каждой современной личности. у учащихся не развиты поведенческие, коммуникативные, организационные навыки. у учащихся не сформированы умения, логически мыслить, отстаивать свою позицию. у учащихся отсутствует представление о возможных моделях взаимоотношений в обществе. учащиеся не владеют навыками использования своих возможностей для совершенствования взаимоотношений в обществе, их окружающем. у учащихся отсутствуют умения ставить себя на место другого человека, умения взаимоуважения и самоуважения в обществе. Содержание>> В педагогической практике последних лет сложились противоречия между всевозрастающими требованиями к уровню гуманитарного образования и низкой технологической обеспеченностью учебно-воспитательного процесса: Далее>>

у учащихся не сформированы навыки самоконтроля и регулирования своих действий, навыки самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления, устанавливать причинно-следственные связи. не развиты навыки планирования учебной деятельности, сравнения, анализа, обобщения изученного материала, отсутствуют умения находить варианты решения проблемы и умения выбирать наиболее оптимальный результат. у учащихся очень низкая познавательная активность, наличие которой необходимо для решения познавательных заданий, направленных на более успешную социализацию ребенка. Содержание>>

у учащихся сформировала представление о себе самом как личности. научила учащихся использовать свои возможности для совершенствования взаимоотношений в обществе, их окружающем. сформировала умение у учащихся ставить себя на место другого человека. сформировала у учащихся умения взаимоуважения и самоуважения в обществе. сформировала навыки самоконтроля и регулирования своих действий. сформировала умения самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления, устанавливать причинно-следственные связи. сформировала навыки и умения общаться, отстаивать собственную позицию. научила планировать учебную деятельность, сравнивать, анализировать, обобщать изученный материал. научила находить несколько вариантов решения проблемы и умению выбирать наиболее оптимальный результат. научила решать познавательные задания, направленные на более успешную социализацию ребенка. удалось повысить у учащихся познавательную активность. Содержание>> В представленном опыте решены следующие проблемы: Далее>>

Стимулировать познавательную активность учащихся, направленную на решение познавательных проблемных заданий. Научить учащихся приемам и навыкам анализа, синтеза, обобщения, сравнения учебного материала. Повышать результативность обучения учащихся посредством применения теоретических знаний учащихся в практической игровой деятельности. Способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения, развитию логического мышления, научной картины мира. Повысить интерес у учащихся к учебным занятиям через включение их в игровое пространство урока. Способствовать воспитанию социально-развитой личности через персонификацию обучения. Способствовать формированию гражданской позиции учащихся. Создать благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала учащихся. Содержание>> Задачи, решаемые в опыте:

В любой работе с учащимися по формированию познавательной активности наиболее эффективно и активно используются следующие педагогические средства: А) Формы организации учебной деятельности: Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. Б) Группы игр: Творческие сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Деловые игры. Интеллектуальные игры. В) Основные методы, используемые в работе: Объяснительный. Иллюстративный. Диалогический. Метод моделирования проблемных ситуаций. Проблемно-поисковый. Г) Приемы изучения материала: Чтение и анализ документов. Сравнение, обобщение, анализ, синтез фактического учебного материала. Самостоятельное вычленение существенных признаков и определение понятий. Формулирование выводов. Содержание>> Педагогические средства, использованные в опыте:

- Использование и организация игровых технологий на уроках истории и обществознания в качестве средства активизации познавательной деятельности учащихся проходит в двух направлениях: А) Использование игровых элементов на уроке. Б) Урок-игра. Содержание>> Технология опыта. Далее>>

Творческие сюжетно-ролевые игры. Здесь сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Разработка учителем сюжетно-ролевой игры предполагает ряд этапов. Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие пункты: 1. Картина моделируемого мира. Здесь учитель представляет условия и законы существования моделируемого мира. Чем полнее и ярче он будет описан, тем разнообразнее и продуманнее будут действия учащихся. Схема описания такова: а) место действия; б) время действия; в) действующие лица и занимаемое ими положение; г) важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени; д) ситуация, сложившаяся на начало игры. Содержание>> Далее>>

2. Правила являются основным законом игры, поэтому их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание различных толкований. Основные разделы правил, которые применяются учителем: а) военная сфера: нормативы по видам оружия и фортификаций, военные действия, техника безопасности; б) политическая сфера: политическое устройство моделируемого мира, моделирование социальных отношений, моделирование политической и юридической деятельности; в) экономическая сфера: ориентация экономики, моделирование отраслей экономической деятельности, моделирование финансово-экономической деятельности; г) физические и метафизические законы моделируемого мира: структурирование времени, перемещения по игровой территории, магические способности, магические персонажи и предметы; д) духовная сфера: культура (традиции, обычаи, искусство), религиозные культы моделируемого мира. Содержание>> Далее>>

3. Командные и индивидуальные вводные разрабатываются учителем, либо самими учащимися. Вводные помогают ученикам лучше осознать свою роль, определить свое место в моделируемом мире и наметить линию поведения. Командные и индивидуальные вводные должны содержать следующую информацию: Командная вводная: а) название команды (группы, народа, страны); б) легенда команды: -- происхождение, -- важные исторические события, -- легенды, предания, -- обряды, религия, -- командные тайны; в) структура команды: -- управление, -- социальный состав, -- отношения между слоями и членами команды; г) отношения команды с окружающими: -- друзья, -- враги, -- нейтральные силы; д) цели команды в игре. Содержание>> Индивидуальные вводные: а) игровое имя; б) возраст; в) официальные биографические данные; г) нынешнее положение в обществе; д) отношение к окружающим; е) предметы и личные тайны; ж) игровая информация; з) цели в игре. Далее>>

Учитель активно использует игры-путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских экспедиций, совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются в воображаемых условиях, где все действия, переживания определяются игровыми ролями. Отличительная черта этих игр – активизация работы воображения. В результате у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит синтез игровой, учебной, трудовой деятельности учащихся. Учащиеся приобретают навыки ведения диалога, дискуссии (см. Приложение 4). Дидактические игры призваны активизировать познавательную активность ребят. Используя этот вид игр на уроке, учитель ориентирует учащихся на приобретение навыков анализа, синтеза, обобщения, сравнения учебного материала. Цель учителя в данном случае – развивать индивидуальные способности каждого ребенка упрочить его знания по предмету. Основные формы работы на уроке, используемые учителем: проблемные задания, групповая работа, элементы практической работы. В качестве оборудования к такому уроку учитель использует: дидактический материал к уроку, таблицы, компьютер, учебник (см. Приложение 5). Содержание>> Далее>>

Деловая игра. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность в данном случае вызывает активность познавательную. Можно выделить два подвида этой игры. Игра- обсуждение, в процессе которой создается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (телемосты, симпозиумы ученых, круглые столы, диспуты). Такая игра строится на учебном диалоге, но импровизаторская роль ребят очень сильна. Игра-исследование также строится на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое («герой» пишет научный доклад, фрагмент книги) (см. Приложение 6). Учитель при разработке деловой игры создает имитационную и игровую модель. Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности. Содержание>>

Педагогические цели а) дидактические: - закрепление системы знаний - совершенствование навыков принятия коллективных решений - развитие коммуникативных умений б) воспитательные: - порождение творческого мышления - выработка установки на практическое использование деловой игры - воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми Игровые цели - разработка вариантов проекта деловой игры - демонстрация приемов создания игрового контекста. Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности. Сценарий - это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий учащихся, а также учителя, ведущего игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы. Роли и функции учащихся должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Содержание>> Далее>>

Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. Система оценивания обеспечивает, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствует развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля кразипрофессиональной деятельности, обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры. Интеллектуальные игры Это игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на духе состязательности, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность (см. Приложение 7). Технология подготовки и проведения интеллектуальной игры, используемая учителем: Подготовительный этап. На этом этапе учитель и учащиеся обсуждают общий замысел, пишется план, учитель объясняет ролевую задачу, дает необходимую литературу. На этом же этапе происходит деление класса на группы, обсуждение различных вариантов игры. Содержание>> Далее>>

Подготовка игры вне класса. Этот этап включает в себя чтение текстов, справочников, дополнительного материала по поставленной проблеме. Учащиеся собирают информацию для каждой конкретной игровой ситуации. Необходима подготовка обязательных атрибутов игры: оформление, реквизит, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона. Проведение игры на уроке. Главным условием успешного проведения игры является уважение к личности ребенка, содействование повышению интереса к работе-игре. Основная задача учителя на уроке-игре создать для каждого ребенка ситуацию успеха и комфорта, уверенности в своих силах. Оценочный этап. После проведения игры проводится обязательный анализ, выслушиваются оценки и самооценки участников, обсуждается ход и результативность игровых действий участников. Эффективнее всего подводить итоги в виде анкетирования до, и после игры. Так можно отследить динамику изменения знаний учащихся и их отношение к игре (см. Приложение 8). Содержание>> Далее>>

Содержание>> На данном этапе целью является постепенное введение в урок творческих заданий игрового характера. Начинать учить игре надо с началом учебной деятельности ребенка. Самые простейшие – это тренинговые игры (см. Приложение 1). Учитель использует групповые формы организации учебной деятельности на уроке. Разбив ребят на уроке на «четверки», учитель предлагает им задания, рассчитанные на 5-10 минут. Опыт показывает, что большой интерес у учащихся вызывают «тексты с ошибками». Прослушав такой текст, учащиеся должны исправить ошибки и объяснить их (см. Приложение 2). Можно вводить в урок познавательные игровые задания (см. Приложение 3). При работе с документами эффективна индивидуальная форма работы, с дальнейшим обсуждением в группе. Иными формами деятельности на подобном уроке являются маршрутные игры: организация экспедиций/путешествий - в пещеру древнего человека - на гору Олимп - в страну пирамид - в древнегреческий театр - в хижину средневекового крестьянина - на пир феодала - путешествие на ярмарку. Далее>>

Содержание>> Учитель, используя на уроке маршрутные игры, способствует развитию воображения и логического мышления учащихся. Посредством введения в урок игровых элементов учитель решает ряд задач: - повышается эмоциональный настрой учащихся на получение новых знаний и навыков - формируется умение строить диалог, дискуссию - посредством создания образного представления о посещаемом месте происходит развитие воображения ребенка - ребенок получает конкретные знания через личное ощущение. Основными методами учителя на таком уроке являются объяснительный, иллюстративный, диалогический.

Содержание>> Количественная результативность: а) ближайшая. Диагностика результатов обучения показала, что в параллели классов, где регулярно проводятся уроки в форме игры, выше успеваемость учащихся. По окончании изучения тем проводились срезовые контрольные работы, тестирование с целью выяснить уровень усвоения основных знаний и понятий. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, для изучения которых использовались игры. Показатель качества знаний учащихся составил 93%. Показатели по темам, изученным традиционным путем оказались немного ниже 85%. б) отдаленная. В связи с переходом согласно концепции модернизации образования в РФ на профильную школу усиливается значимость игровых форм обучения, особенно в модульных курсах, таких как право, граждановедение, обществознание. Практика показывает, что без практической направленности знания и учебного процесса в целом не обойтись. Без отработки полученных теоретических знаний на практике невозможно говорить о достижении цели гражданского образования в России, как в профильной школе, так и в допрофильной школе. Качественная результативность. - учащиеся умеют слышать и слушать, умеют аргументировать и отстаивать свои взгляды и убеждения - творчески подходят к решению проблемных ситуаций - четко формулируют вопросы для выявления существенных признаков предмета или явления - умеют вести диалог, дискуссию - подключают свой жизненный опыт для поиска решения проблемы - синтезируют умения и навыки в едином акте действия.

Приложение 1. «Текст с ошибками» для 10 класса». Петровские указы охватывают почти все стороны хозяйственной жизни страны. Он издал узаконения (…..), (……) годов об изготовлении крестьянами полотна. Для управления купцами и ремесленниками Петр создал сначала Бурмистерскую (………..) или Ратушу, а потом (………) магистрат, который согласно регламенту, должен был заботиться о росте и процветании не только крупного, но и мелкого производства. 27 апреля (……) года вышел царский указ согласно которому в городах возникли цехи, в которые входили мастера, имевшие подмастерьев и учеников. Петр и власти организовывали поиски руд. В 1704 году в России был построен первый (……………..) завод. Петр проводил (……………..) политику по отношению к русской промышленности. Содержание>>

Приложение 2. «Познавательные игровые задания для 5 класса». Представьте, что вы археолог и за вашими плечами – большой опыт раскопок, интересные находки, научные статьи. Во время вашей последней экспедиции была найдена стоянка первобытного человека, в ней обнаружены проколки, рубила, зола, кости животных, останки древнейшего человека. Напишите «отчет» по результатам раскопок, датируйте стоянку. Что бы вы сказали о своих впечатлениях от лица путешественника из восточной страны, который случайно оказался в древнегреческом театре на представлении, в котором высмеивалось должностное лицо? Попытайтесь сформулировать основные требования римских плебеев от лица их представителя, попавшего на заседание Совета. Представьте, что вы режиссер и сценарист диафильма «Основание Рима», распишите его по кадрам. Содержание>>

Приложение 3. «Обобщающий урок-путешествие в 5 классе по теме «Древний Египет». Тема. Обобщающий урок «Древний Египет». Ход урока. Оргмомент, подведение учащихся к обобщению знаний, полученных ими при изучении истории Древнего Египта. Ребятам предлагается отправиться в путешествие по Египту. Задание 1. На что нам необходимо обратить внимание путешествуя, чтобы в конце урока получить целостное представление об этой стране? Записываем на доске план обобщения вместе с детьми. Что нам необходимо знать, прежде всего, отправляясь в путешествие? - Географическое положение Египта (природа, территория). Определяет ли географическое положение особенности социально- экономического положения? – Занятия. Кто жил? – Население. Далее по плану (составленному вмести с детьми) ведётся обобщение материала. - Итак, ребята, цель нашего путешествия – создать целостное представление о Древнем Египте: о его природе и территории, населении и занятиях. Далее>> Содержание>>

I. Природа, территория. По карте у доски 1 человек показывает территорию Древнего Египта. Далее, вспоминаем природу: - Нил, его разливы, ил. - плодородные почвы. Всё это определяет занятие населения Древнего Египта земледелием. - много солнца и тепла. Но были и неблагоприятные факторы для развития земледелия: - мало выпадает осадков. - болота и заросли на низких местах. - разливы не доходят до высоких полей. Меры по их преодолению: - строительство каналов, дамб. - высушивание болот, выкорчёвка кустарника. - подъем воды на поле шадуфами. Если бы население Египта занималось только земледелием, было бы этого достаточно, чтобы обеспечить свою жизнь, свои потребности? Нет, а что было ещё необходимо? Содержание>> Далее>>

Занятия населения - ювелиры - горшечники - кожевники - ткачи - кораблестроители - столяры, плотники А всё ли, было в Древнем Египте для занятия ремеслом? - золото везли из Нубии - коров, коз, овец везли из Ливии - медь с Синайского полуострова (бронза = сплав олова и меди) Далее ребятам предлагается отрывок древней рукописи, написанной неизвестным путешественником. В этом отрывке он даёт описание иерархии социальных категорий населения. На доске изображается эта схема, и ребятам предлагается проанализировать её достоверность. (она изображается на доске). император (фараон) жрецы легионы (войско) рабы вельможи писцы сборщики налогов колоны (земледельцы) ремесленники Содержание>> Далее>>

Ребята ищут ошибки и исправляют их. Ребята, ведь ошибки характерные. Как вы думаете, гражданин, какого государства мог допустить их? (только - римлянин) Кто такие жрецы? Каких мы знаем Египетских богов? Здесь ребята раздаются карточки (по 6 чел. на карточку) с перечисленными на них египетскими и греческими богами. Дети в два столбика их делят у себя на парте. Учитель проверяет, вместе исправляют ошибки. Ребята, а что нам известно о египетском войске? 1.пехота 2.колесничные по рисунку в учебнике на стр.46 детям предлагается дать описание египетским воинам. Затем вспоминаем план египетского боя. Ребята, как вы думаете, что может обозначать этот рисунок? (дети дают различные варианты). На доску крепится лист с рисунком. Когда-то египтяне рисовали так всё, что хотели сказать. Но такое письмо весьма неудобно: значение его может быть различным. Поэтому египтяне выработали свою систему письма: иероглифы (700 шт.) А теперь, чтобы вернуться обратно в настоящее, мы должны с вами решить кроссворд (на доске кроссворд). Подведение итогов урока, оценки Содержание>>

Приложение 4. «Дидактическая игра по обществознанию в 11 классе «Конфликт и пути его преодоления». Тема урока. Конфликт и пути его преодоления. Цели урока: Актуализация знаний учащихся по теме. Показать учащимся возможные варианты конфликтов, которые могут возникать в обществе. Заинтересовать учащихся проблемой поиска выхода из конфликтных ситуаций и возможностей предотвращения самих конфликтов. Формировать умения и навыки у учащихся нравственного поведения в обществе. Показать школьникам, что сознательное или интуитивное провоцирование конфликтных ситуаций как способ решения той или иной проблемы есть, в конечном счете, тупиковый путь. Попытаться убедить школьников, что практически каждый из них обладает достаточными внутренними возможностями для решения собственных насущных вопросов без провоцирования конфликтов с окружающими. Задачи урока: Знать основные понятия – конфликт, параметры конфликта, причины конфликта, виды конфликтов, модели поведения в конфликтной ситуации. Уметь использовать собственные возможности для предотвращения конфликтов. Далее>> Содержание>>

Уметь находить рациональный путь выхода из конфликтных ситуаций. Знать, что каждый из нас обладает достаточными внутренними возможностями для решения собственных насущных вопросов без провоцирования конфликтов с окружающими. Тип урока: проблемный урок-объяснение нового материала с использованием элементов практической работы. Формы урока: проблемные задания, групповая работа, элементы практической работы. Оборудование урока: дидактический материал к уроку, таблицы, компьютер, учебник. Литература: Козлов Н. Как относиться к себе и к людям (практическая психология на каждый день) М. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый (как разрешать конфликты) М. Кравченко А.И. Введение в социологию класс М. Психология. Словарь М. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе М. Далее>> Содержание>>

Ход урока. Вводное слово. На прошлом уроке мы с вами попытались разобраться с таким социальным явлением как конфликт. В конце урока мы были вынуждены констатировать, что социальное взаимодействие без конфликтов и конфликтных ситуаций, к сожалению не обходится. Поэтому каждому современному человеку необходимы навыки поведения в конфликтной ситуации. Это и станет темой нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы посмотрим, какие в обществе возникают конфликты, посредством метода моделирования конфликта попытаемся уяснить модели поведения в конфликтной ситуации. Итак, мы должны: знать понятия – конфликт, параметры конфликта, причины конфликта, виды конфликтов, модели поведения в конфликтной ситуации. Уметь использовать собственные возможности для предотвращения конфликтов. Уметь находить рациональный путь выхода из конфликтных ситуаций. Знать, что каждый из нас обладает достаточными внутренними возможностями для решения собственных насущных вопросов без провоцирования конфликтов с окружающими. Итогом нашей работы сегодня на уроке станет памятка: «Как вести себя в конфликтной ситуации», которую каждый унесет сегодня с собой. Ребятам предлагается разбиться на группы Далее>> Содержание>>

Задание 1. В процессе социального взаимодействия происходит общение между людьми. Перед вами на мониторе компьютера перечислены некоторые качества человека. Выберите из предложенных качеств те, которые помогают человеку договариваться с другими людьми, общаться, и выделите их. Добавьте свои варианты. Объясните свой выбор. На мониторе: Скромность, справедливость, честность, стыдливость, искренность, порядочность, злость, милосердие, честолюбие, грубость, ответственность. Задание 2. Что происходит, когда люди утрачивают эти качества в процессе общения? КОНФЛИКТ. Задание 3. Сформулируйте определение конфликта. Задание на скорость. КОНФЛИКТ – это ситуация когда одна сторона ущемляет, нарушает, игнорирует интересы другой стороны, это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой (определение вывешивается на доску сегодня на уроке). Задание 4. Уже давно люди поняли, что конфликты и ссоры не доведут до добра. Вместе с тем в своей жизни человек вынужден вступать в конфликтные ситуации. Сюжеты многих литературных произведений построены на столкновении двух и более сторон. Вспомните повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» о восстании под предводительством Е. Пугачева, где показан конфликт между властями и недовольными своим положением людьми. Мы знаем, что всем конфликтам присущи четыре основных параметра. Перед вами лист бумаги. Изобразите на нем известные вам параметры конфликта. Задание на время. Оценивает ареопаг. Пока ареопаг работает, на доску вывешивается СХЕМА 1 ПАРАМЕТРЫ КОНФЛИКТА: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта, последствия конфликта. Вместе с детьми делаем анализ. Каждой из четырех групп предлагается по одному параметру (детям предлагаются таблички, на которых кратко описан конфликт). Далее>> Содержание>>

Задание 5. Предварительно среди школьников проводится анкетирование на тему «Конфликтная ли вы личность?» Подводятся итоги. Результаты анкеты предлагаются школьникам на мониторе компьютера и на доске. Попробуем разобраться, почему же возникают конфликты? (используется фронтальный опрос, отвечающий передает товарищу цветок с лепестками, тот, кто правильно отвечает ---> отрывает лепесток, оставляя его у себя). Среди основных причин перечислим следующие: неблагоприятные условия работы, неудовлетворенность оплатой труда, психологическая несовместимость людей, разное отношение к собственности, противоположные взгляды на мир (на любовь, брак, манеру поведения, искусство, спорт и т.д.), несовместимость культур, индивидуальное восприятие ситуации, идеологические разногласия (политические и религиозные), несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ), стремление нации к государственной самостоятельности, перераспределение влияния в группе или между группами. После обсуждения учитель вывешивает на доске СХЕМУ 2 ТИПЫ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ. Задание 6. Каждый человек в течение жизни становится участником того или иного конфликта. Нам известно, что все конфликты исследователями делятся на три группы. Перед детьми карточки, которые необходимо правильно сгруппировать. Внутриличностные конфликты: терзания Гамлета над вопросом «Быть или не быть?», раздумья Раскольникова перед убийством старухи – процентщицы: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Межличностные конфликты: ссора мужа и жены, спор между покупателем и продавцом. Социальные конфликты: межнациональный конфликт, выяснение отношений между криминальными группировками, революция. Учитель оценивает правильность ответов. После просит школьников дать определения: Далее>> Содержание>>

Внутриличностные конфликты – возникают в ситуации принятия жизненно важных для человека решений. Межличностные конфликты – представляют собой столкновения между отдельными людьми на почве не сходства взглядов или несовпадения интересов. Социальные конфликты – заключаются в соперничестве между различными социальными группами за обладание властью, территорией, богатством и т.д. Каждому правильно ответившему ребенку дается карточка. Задание 7. Итак, наличие противоречий порождает конфликт. Как же мы ведем себя в ситуации конфликта? Предварительное анкетирование «Модели поведения в конфликтной ситуации» показало наиболее используемые старшеклассниками модели поведения в конфликтной ситуации (на мониторе компьютера показана диаграмма, отражающая результаты анкетирования, для гостей на доске вывешивается результат). Нас интересует ответ на вопрос: как с минимальными издержками выйти из конфликтной ситуации, в которую мы можем попасть? Попытаемся получить ответ эмпирическим путем (изложение нового материала). На доску вывешивается СХЕМА 3 ТИПОЛОГИЯ ПУТЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. Ведущие исследователи в области конфликтологии утверждают, что в ситуации конфликта возможны два пути поведения: одностороннее разрешение противоречий и совместное решение по преодолению противоречий. Далее идет анализ по схеме 3. Независимо от того какую модель поведения выбирают стороны в конфликте, между ними происходит взаимодействие. На доску вывешивается СХЕМА 4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТОРОН В КОНФЛИКТЕ. Далее анализ по схеме 4, дается предположительный итог конфликта в зависимости от того метода, который выбирают стороны. Далее>> Содержание>>

В общей массе конфликтов наибольший удельный вес имеют межличностные конфликты, к которым следует относить и школьные конфликты. Американский социолог Л. Козер и немецкий ученый Р. Дарендорф предложили путь рациональной регуляции конфликтов. СХЕМА 5 КОНФЛИКТ. 1. Поиск основного противоречия. Анализ того, что произошло. На этом этапе важно попытаться изложить факты, отделить их от чувств и ценностных оценок. Холодный анализ фактов должен привести вас к глубинным причинам основной проблемы конфликта, к основному противоречию. 2. Охлаждение чувств. Какие чувства вы испытываете к оппоненту? Честно ответить себе, что в ваших действиях было обидного для вас и вашего оппонента. Помнить, что урегулирование конфликта – это решение проблемы «Что делать?», а не «Кто виноват?». Обуздать свои негативные чувства к противнику, отмести обсуждение прежних обид. 3. Объективная оценка сил. Исходя из найденного вами противоречия конфликта, необходимо обдумать: возможно и желательно ли для вас устранение основного противоречия. Если да, то нет ли более мирных путей его разрешения? Если нет, то, как долго может длиться конфликт, и хватит ли у вас сил на то, чтобы выиграть противоборство в конфликте? 4. Подготовка к переговорам. Подготовить свои аргументы Переформулировать аргументы оппонента, попытаться перевести их на понятный вам язык, выделяя опорные смысловые моменты Локализовать конфликт, то есть установить его четкие рамки и постараться максимально сузить область противоречия Принять меры к созданию атмосферы, соответствующей духу переговоров Подыскать подходящее место и время для начала переговоров Далее>> Содержание>>

6. Переговорный этап. Высказывайтесь спокойно, без горячности, не давайте воли чувствам и эмоциям Будьте достаточно активны, чтобы сохранять инициативу Выслушивайте мнение каждой стороны, не злоупотребляйте нравоучениями, не перебивайте. 7. Оценка результатов переговоров. 8. Разрешение конфликта 9. Новое определение проблемы (следующего шага). Итак, для того чтобы с минимальными издержками выйти из конфликтной ситуации, в которую вы можете попасть, вам необходимо: спросить себя, уверены ли вы в собственной правоте; не бойтесь сделать первый шаг к миру: «Кроткое слово гнев разрушает» внимательно выслушать оппонента, а не ждать своей очереди говорить спросить себя, что лучше – быть правым или счастливым, ищите общие интересы. задумайтесь о возможных последствиях продолжения противостояния: «После большой войны непременно будут голодные годы». помнить пословицу: «Не порывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связывать, то останется узел» вырабатывать в себе психологическую устойчивость путем тренинга. Это конечно, далеко не все правила. Далее>> Содержание>>

Задание 8. Полученные знания попробуем применить на практике. Смоделируем проблемные ситуации и попытаемся найти наиболее рациональный выход. Ребятам предлагаются на выбор проблемные ситуации, обсуждение в группе, оценка. 9. Итог урока: в обществе неизбежны различные конфликты. Последствия конфликтов весьма противоречивы. Во-первых, они разрушают социальные структуры, приводят к значительным затратам ресурсов. Во-вторых, конфликты являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и, в конечном счете, служат одним из способов достижения социальной справедливости. Однако мы всегда должны помнить, что: «Худой мир лучше доброй ссоры». Задание 10. Домашнее задание. По желанию напишите сочинение – рассуждение, выразив свое отношение к следующему суждению: «Уступает тот, кто умнее». К. Тепнервайн. Содержание>>

Приложение 5. «Интеллектуальная игра по истории для 10 класса «Государственные реформы первой четверти XVIII века». Тема. Повторительный обобщающий урок по теме Государственные реформы I четверти XVII века. Местное управление в начале 18 века осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали, вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В гг. территория страны была разделена на 8 губерний, которые были и военными и административными округами. При отсутствии в центре соответствующих структур губернаторы получили большую власть. 1 Вопрос: Как реформировались местные органы власти в I четверти 18 века? 1712г 8 губерний 1715г 8 губерний г. 11 губерний уезд доли 50 провинций 50 провинций дистрикты Далее>> Содержание>>

2 Вопрос: Центральные органы управления, такие как Боярская Дума и приказы, прежде чем трансформироваться прошли значительную эволюцию. В 1701 г. функции Боярской Думы переходят к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входящие в канцелярию, объединялись в совет, получивший название Конзилия министров. Однако в 1711 г. с образованием сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской Думы. Сформулируйте основные принципы формирования и деятельности этого органа центральной власти. 3 Вопрос: Сложный путь трансформации проделала система центральных отраслевых органов управления – приказов. В 90-е годы 17 века приказной аппарат составлял около 4600 человек, наблюдалась дальнейшая специализация в деятельности приказов, причём их функции зачастую пересекались. Всё это требовало реформирования отраслевых ведомств центрального управления. В 1720 г. был опубликован Генеральный Регламент коллегий, которые сменили приказы. На листе бумаги перечислите названия коллегий и укажите сферу их деятельности. 1. Военная (армия) 8. Берг-к. (горное дело) 2. Адмиралтейство (флот) 9. Коммерц к. (торговля) 3. к. Иностранных дел (доходы) 10. Юстиц к. (суд) 4. Камер к. (доходы) 11. Вотчинная к. (земельная) 5. Штатс-к. (расходы) 12. Главный магистрат (городские дела) 6. Ревизион-к. (финансы) 13. Синод 7. Мануфактур-к. (промыш-ть) Далее>> Содержание>>

4 Вопрос: Нам в руки попал документ, свидетельствующий о делах Петра в сфере экономики, однако этот документ весьма повреждён; потому чтобы его прочесть его необходимо восстановить. Сейчас вы выступите в необычной для себя роли реставраторов. Текст перенесен на бумагу, вам необходимо заполнить соответствующие пробелы. 5 Вопрос: В тексте говорится о протекционистской политике Петра для русских промышленников. Что это такое? Проиллюстрируйте свой ответ примерами год. Таможенный устав: ввозимое сырье освобождалось от пошлин, отечественные товары получали льготы. Как только русские мануфактуры налаживали производство, какого – либо товара, тут же запрещался ввоз этого товара из-за границы. Пошлина на иностранный товар была тем выше, чем более спрос на эти товары удовлетворяли русские мануфактуры. Поощрялся вывоз готовых изделий: на вывоз невыделанных кож устанавливалась пошлина в 75% стоимости товара, выделанных кож 6%, а готовых изделий 1%. 6 Вопрос. Армия и флот также не избежали преобразований. После нарвской конфузии Петр начинает реорганизацию армии и флота. Была ликвидирована боярская конница, началось создание регулярной кавалерии. Впервые холодное оружие было соединено с огнестрельным (к ружью примкнули штык). На все командные должности стали назначать русских дворян. Соотнесите события и даты (на карточках) г. Указ о создании флота в России г. Устав воинский г. Создание Адмиралтейства г. Создана Военная коллегия г. Морской Устав. Далее>> Содержание>>

7 Вопрос. Перечислите церковные иерархии начала 18 века. Вычеркните лишнее. Объясните свой ответ. (на доске). Патриарх – лишнее, так как с 1700 года патриаршество в России было упразднено. Митрополит Архиепископ Епископ. 8 Вопрос. Реформы затронули и отдельные сословия. Представьте себе, что вы представители дворянского рода. После 1714 года изменилась ли ваша жизнь? (1714 год Указ и единонаследии). 9 Вопрос. Вызываются капитаны команд. Представьте себе, что вы человек, который уехал из России в начале правления Петра, а вернулся в завершающий период его правления. Какие перемены в стране вам показались значительными? А что вы нашли неизменным? (бояре, дворяне, крестьяне, иностранец, ремесленник). Ответы на эти вопросы подводят итог уроку. Заключительное слово. Домашнее задание. Составить схему «Государственные реформы первой четверти 18 века». Оценим настроение. Содержание>>

Приложение 6. «Анкета для подведения итогов игры ». Анкета для анализа и подведения итогов ролевой игры. 1. Насколько полно и понятно была разработана картина мира? 2. Насколько универсальны и действенны были правила игры? 3. Насколько полно Вы прочувствовали свою роль? 4. Что выбивало Вас из игрового образа? 5. Смогли ли Вы воплотить свои игровые планы, и если нет, то, что этому помешало? 6. Какие игровые моменты Вам больше всего понравились? 7. Какие неудачи и ошибки были допущены ведущими при проведении игры? 8. Кто из игроков, с Вашей точки зрения, лучше всех сыграл свою роль? 9. Каково Ваше мнение о технической стороне организации игры? 10. Что Вы хотели бы пожелать организаторам игры на будущее? Содержание>>

Содержание>>