Министерство торговли и экономического развития Российской федерации Государственный университет Высшая школа экономики Подготовила: студентка 1 курса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Микроэкономика Элективный курс для специальности «Финансы и кредит» Е.О. Вострикова канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории Е.О. Вострикова.
Advertisements

Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Управленческая экономика Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска.
МИКРОЭКОНОМИКА Преподаватель: Грабовский Александр Евгеньевич.
Глава 2. Экономика домохозяйства 9. Рациональное потребление.
Лекция 5. Микроэкономические основы поведения домашних хозяйств и семьи на рынке товаров и услуг.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
ТЕМА 10 РИСК И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ У истоков каждого успешного предприятия стоит однажды принятое смелое решение Питер Друкер, американский экономист.
Теория спроса и предложения. 1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование.
Монополия - 3 Ценовая дискриминация II типа – самоотбор покупателей в условиях несовершенной информации.
Потребление Рациональное поведение потребителя. Полезность Рациональное поведение потребителя – стремление извлечь для себя максимум полезности. Полезность.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
1 Тема 4 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Мнение людей бизнеса о потребителе и рынке чаще всего оказывается неверным. Единственный, кто осведомлен в этой.
МИКРОЭКОНОМИКА Рынок и рыночный механизм Спрос и предложение Основы теории фирмы. Постоянные и переменные затраты Рынок труда Рациональное экономическое.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Транксрипт:

Министерство торговли и экономического развития Российской федерации Государственный университет Высшая школа экономики Подготовила: студентка 1 курса 182гр. факультета психологии Осипова Анастасия. Преподаватель: Пястолов Сергей Михайлович

Роберт Франк 1966 г. – бакалавр математики, Технологический университет Джорджии 2 года провёл в Непале в качестве добровольца корпуса мира, преподавал математику и естественные науки 1971 г. – учёба в университете Калифорнии в Беркли, магистр статистики 1972 г. – доктор экономики С 1972 года преподаёт в Корнелльском университете Работал над проблемами: –ценовая дискриминация; –оплата труда; –безработица и т. д. Последние работы посвящены проблеме соперничества и сотрудничества в экономике и проблеме социального поведения. В их числе: «Выбор правильного направления: поведение человека и стремление к статусу» и «Страсть внутри разума: стратегическая роль эмоций».

О чём эта книга? В книге «Микроэкономика и поведение» экономическая теория и задачи сочетаются с огромным количеством интересных примеров. Как пишет сам Франк, эта книга развивает экономическую интуицию у студентов. Книга касается психологических особенностей каждого человека (в дополнительных главах – о них речь пойдёт далее), теории игр, рынков факторов производства и общего благосостояния.

Думать как экономист Микроэкономика – выбор, осуществляемый человеком (группой людей) в условиях дефицита. Почему всегда в условиях дефицита? Отправная цена действия Х – цена, при которой вам всё равно, совершать или не совершать действие Х. Измерение выгод и издержек – главное условие оптимального решения. Это столько же наука, сколько и искусство. Но выгоды могут оказаться замаскированными, а издержки – преувеличенными...

Об ошибках Франк указывает на три типа ошибок. I.Игнорирование временных (неявных) издержек. Нужно распознавать альтернативы. II.Стремление учесть невозвратимые издержки, то есть, те, которые уже нельзя возместить в момент принятия решения. III.Концентрация внимания только на различных в данный момент затратах, без оценки перспектив

Спрос и предложение Почему на яблоки в период их наибольшего потребления цена падает, а на коттеджи растёт? Свободный рынок и малоимущие. При низких доходах малоимущих свободный обмен только даёт им возможность улучшить положение, но проблем не решает

Часть III. Рациональный выбор потребителей Цель главы: построение теории рационального выбора потребителей. Особые линии бюджетного ограничения: ломанные линии и линии, включающие в себя более 2 товаров (композитный товар, маршалловы деньги). Пример ломанных линий: Компания «Гигаватт Пауэр» предлагает оплату в таком порядке: первые 1000 кВт/ч оплачиваются по 0,1 $ за 1 кВт, а остальные – по 0,05.

Потребительские предпочтения Порядок предпочтения – схема, позволяющая потребителю ранжировать возможные наборы товаров в порядке их предпочтения. 2 набора: А и В. А: 4 квад. ярда жилья и 2 фунта продуктов питания в неделю; В: 3 квад. ярда жилья и 3 фунта продуктов питания в неделю. 3 варианта. Ранжируют часто без точных количественных оценок.

4 свойства выбора потребителя I.Укомплектованность. Порядок предпочтения укомплектован, если он позволяет потребителю ранжировать все возможные комбинации товаров и услуг. Только в упрощённом допущении, фактически невозможна: мы, как правило, недостаточно осведомлены о товарах. II.Транзитивность. Рабочее допущение в данной теории, т. к. есть исключения. III.Чем больше, тем лучше. Пусть набор А: 12 квад. ярда жилья и 10 фунтов продуктов питания в неделю; В: 12 квад. ярда жилья и 11 фунта продуктов питания в неделю. IV.Уменьшение предельной нормы замещения.

Использование кривых спроса для измерения потребительского выигрыша Потребительский выигрыш – стоимостное измерение выигрыша потребителя от участия в сделке. Покупая жильё по цене три доллара за ярд, получаем: Пояснения: а) высота кривой спроса при любом качестве товара определяет цену, которую потребитель готов заплатить за дополнительную единицу жилья (эта цена -рыночная цена = выигрыш); б) общий выигрыш – заштрихованная синим площадь.

Выбор для разновременного потребления и выбор в условиях неопределённости Таково название одной из дополнительных глав, главы 6 книги Франка. Пример «ловушки» в случае разновременного потребления: позиционный (статусный) товар – товар, ценность которого сопоставляется с аналогичными товарами, приобретаемыми другими потребителями. Самоконтроль во избежание заманчивых ловушек. Один из путей: метод побуждения – способ, заставляющий человека вести себя в будущем определённым образом, даже если бы он предпочёл совершать другие поступки, когда это будущее наступит. Пример: «рождественский фонд».

Выбор в условиях неопределённости Почти каждый выбор включает в себя значимые элементы неопределённости. Экономические решения, принимаемые в условиях неопределённости – своего рода элемент азартной игры. Пример (игра с монеткой, r(o)=r(p)): –Игра 1. Орёл: 100 долл., решка: -0,5 долл.; –Игра 2. Орёл: 200 долл., решка: -100 долл.; –Игра 3. Орёл: долл., решка: долл. Важное свойство азартной игры – ожидаемая её ценность. EV(1)=1/2*100+1/2*(-1/2)=49,75 долл. EV(2)=1/2*200+1/2*(-100)=50 долл. EV(3)=1/2* /2*( )=5000 долл. Положительная величина ожидаемой ценности – не достаточное условие участия в игре.

Теория максимизации ожидаемой полезности. Нерасположенность к риску – предпочтения, выражаемые функцией полезности со сниженной предельной полезностью капитала. Существует функция полезности риска. Пусть играет человек с начальным капиталом в долл., где U – функция полезности, к – вероятность события, w – выигранные средства, l – проигранные. Функция Таким образом, более привлекательная игра – игра 1. Это критерий ожидаемой полезности Неймана – Моргенштерна. Справедливая (безобидная) игра – игра, ожидаемая ценность которой равна 0.

Цель главы Цель главы: внести 2 основных положения в модель рационального выбора: –выбор в текущем периоде влияет на ведущие потребности в будущем; –Многие из важных случаев выбора – выбор между неопределёнными возможностями

Глава 7 (дополнительная). За пределами личной выгоды Главное допущение микроэкономического анализа: людям присущ рационализм. Проблема обязательств: дилемма заключённого. (А. В. Такер): Рациональное поведение Сиюминутное поведение (проблема «машинного ма- сла» по Стиглеру) Личный интерес (противоречие) А – 5 В – 5 А – 0 В – 20 А – 20 В - 0 А – 1 В – 1 Призн. А Призн. В Не призн. А Не призн. В

Проблема мошенничества Совместное предприятие. 2 категории совместно работающих: –Кооператор – стремится к честному сотрудничеству; –Нарушитель – к личной выгоде любым путём. Совместное предприятие Джона и Смита. На таблице – 4 варианта распределения прибыли Джон: 2 ед. Смит: 2 ед. Джон: 6 ед. Смит: 0 ед. Джон: 0 ед. Смит: 6 ед. Джон: 4 ед. Смит: 4 ед. Джон Кооператор Смит НарушительСмит Кооператор Джон Нарушитель

«Экономическая эволюция» Эволюция популяции, когда кооператоры и нарушители имеют абсолютное сходство: д. 1 Налицо преимущество нарушителей Эволюция популяции при идентифицируемости нарушителей: д. 2

Другие проблемы, освещаемые в книге Что такое проблема мимикрии? Каковы законы экономики информации? Является ли досуг товаром Гиффена? Экономика суперзвёзд Как лицам, связанным внешними обстоятельствами обеспечить своё благосостояние с помощью теоремы Коуза? Вопросов, на которые отвечает книга Роберта Франка «Микроэкономика и поведение очень много. Все их в одной презентации не раскрыть. Спасибо за внимание.