Психолого- педагогические проблемы профильного обучения Школа и задачи профильного обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Advertisements

Предпрофильная подготовка. Старт в профессию начинается с определения трех главных условий 1.ХОЧУ (склонности, интересы ) 3. Надо (спрос на рынке труда)
Оценка результатов организации внеурочной деятельности образовательного учреждения в условиях формирования модели школы профессионального самоопределения.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Тема доклада Создание условий для саморазвития учащихся и учителей в МАОУ «СОШ 42»
« Шаг в будущее » Программа по профориентации учащихся.
Педагога - психолога Костенко Елены Владимировны..
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря.
Психологическо- педагогические основы выбора профиля обучения.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального общеобразовательного учреждение общеобразовательного учреждение Столбовской средней общеобразовательной школы 2008 –
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Масалова В. С., ст. преподаватель.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Транксрипт:

Психолого- педагогические проблемы профильного обучения Школа и задачи профильного обучения

Самоопределение педагогического коллектива в отношении к инновационным проектам Понимание сущности предлагаемой инновации и ее потенциалов Понимание сущности предлагаемой инновации и ее потенциалов Оценка социальной востребованности инновации Оценка социальной востребованности инновации Оценка собственных ресурсов Оценка собственных ресурсов

Профильное обучение как инновационный проект Один из проектов модернизации российского образования (доступность, экономичность, современное качество) Один из проектов модернизации российского образования (доступность, экономичность, современное качество) Предусматривает системные изменения в целях, содержании, формах и методах осуществления образовательного процесса в старшей школе Предусматривает системные изменения в целях, содержании, формах и методах осуществления образовательного процесса в старшей школе Позволяет решать ряд психолого-педагогических проблем (социальная инфантильность выпускников школы, неудовлетворенность качеством школьного образования) Позволяет решать ряд психолого-педагогических проблем (социальная инфантильность выпускников школы, неудовлетворенность качеством школьного образования) Позволяет оптимизировать решение социально- экономических задач (качество высшего профессионального образования, обеспеченность профессиональными кадрами) Позволяет оптимизировать решение социально- экономических задач (качество высшего профессионального образования, обеспеченность профессиональными кадрами)

Состояние проекта профильного обучения в РФ Замысел: Замысел: Профильная школа как пространство самоопределения старшеклассников (социальный проект) Профильная школа как пространство самоопределения старшеклассников (социальный проект) ПО как способ подготовки к успешному обучению в вузе ПО как способ подготовки к успешному обучению в вузе ПО как условие достижения современного качества образования (компетентностный подход) ПО как условие достижения современного качества образования (компетентностный подход) ПО как способ подлинной индивидуализации и дифференциации образовательного процесса ПО как способ подлинной индивидуализации и дифференциации образовательного процесса Практика: Профильная школа как школа углубленного изучения ряда предметов(академический проект) ПО как способ подготовки к поступлению в вуз ПО как возможность усложнения учебных программ ПО как способ селекции и избавления от неудобных учащихся ПО как коммерческий проект

Функции профильного обучения Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и способах организации образовательного процесса Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и способах организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и потребности учащихся; более полно учитывать интересы, склонности и потребности учащихся; создавать полноценные условия для их социализации (личностного и профессионального самоопределения); создавать полноценные условия для их социализации (личностного и профессионального самоопределения); обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием; обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием; более эффективно подготовить выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования. более эффективно подготовить выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования.

Профильное обучение: психологические контексты Обеспечение пространства нормального взросления юношей и девушек Обеспечение пространства нормального взросления юношей и девушек Проектирование пространства личностного самоопределения старшеклассников Проектирование пространства личностного самоопределения старшеклассников Помощь старшеклассникам в осуществлении возрастных задач юности Помощь старшеклассникам в осуществлении возрастных задач юности Укрепление психологического здоровья личности посредством поддержки индивидуальных образовательных траекторий и осуществления компетентностного подхода в обучении Укрепление психологического здоровья личности посредством поддержки индивидуальных образовательных траекторий и осуществления компетентностного подхода в обучении

Психологические проблемы профильного обучения Психологические проблемы, потенциально решаемые профильным обучением: 1. Проблемы обеспечения психологической готовности к решению жизненных задач молодости профессиональное обучение; профессиональное обучение; выход на рынок труда; выход на рынок труда; адаптация в профессиональных коллективах; адаптация в профессиональных коллективах; обретение финансовой независимости; обретение финансовой независимости; вступление в брак; вступление в брак; создание семьи. создание семьи. 2. Проблемы психологических и физических перегрузок ( 2 стандарта содержания) 3. Проблемы неудовлетворенности школьным образованием (тревожность, агрессивность, аддикции, девиации) Психологические риски или проблемы, потенциально порождаемые профильным обучением: Инновационные риски Психологическое сопротивление проекту. Ухудшение психологических состояний педагогов. Негативный психологический климат в педагогических коллективах. Ухудшение психологической атмосферы в школе. Негативные психологические состояния обучающихся (тревожность, агрессивность, неуверенность в будущем)

Личностное самоопределение Как психологическое явление возникает на границе подросткового и юношеского возрастов. Как психологическое явление возникает на границе подросткового и юношеского возрастов. Ориентировано в будущее. Ориентировано в будущее. Связано с выбором профессии, но не сводимо к нему. Связано с выбором профессии, но не сводимо к нему. Имеет двуплановый характер: планирование жизни и определение будущей профессии – и неконкретные, обобщенные экзистенциональные искания -поиски смысла жизни Имеет двуплановый характер: планирование жизни и определение будущей профессии – и неконкретные, обобщенные экзистенциональные искания -поиски смысла жизни

Жизненное поле личности как совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространство их реализации действенность проектопыт прошлое настоящее будущее

Личностное самоопределение как конструирование человекам своего жизненного поля Психологическое настоящее Психологическое настоящее Саморазвитие самопониманиесамореализация Создание смысловой и временной перспективы Смысловое будущее Временное будущее Психологическое будущее

Факторы и условия позитивного развития психологического настоящего В отношении проблем самопонимания: Наличие развивающих целей обучения. Наличие развивающих целей обучения. Содержание учебного материала. Содержание учебного материала. Характер учебных взаимодействий с педагогами и одноклассниками. Характер учебных взаимодействий с педагогами и одноклассниками. Технологии обучения. Технологии обучения. Культура оценивания достижений. Культура оценивания достижений. Организация общественной жизни. Организация общественной жизни. Широта и разнообразие социальных проб в социальных ролях Широта и разнообразие социальных проб в социальных ролях Вовлеченность в процесс обсуждения экзистенциональных проблем Вовлеченность в процесс обсуждения экзистенциональных проблем Наличие референтных взрослых с ярко выраженными ценностно- смысловыми позициями Наличие референтных взрослых с ярко выраженными ценностно- смысловыми позициями В отношении проблем самореализации: Творческий, а не подражательный характер самореализационных проб. Широкие возможности для совершения проб самореализации в самых разных сферах жизнедеятельности. Возможности осуществления разнообразной социальной практики. Включение в проектно- исследовательскую деятельность.

Факторы и условия позитивного становления психологического будущего В отношении смыслового будущего: В отношении смыслового будущего: Помощь в осознании своих потребностей. Помощь в осознании своих потребностей. Привлекательные образцы взрослой жизни. Привлекательные образцы взрослой жизни. Информированность относительно рынка профессий. Информированность относительно рынка профессий. Осознание психологических требований к человеку со стороны профессий. Осознание психологических требований к человеку со стороны профессий. Осознание своей индивидуальности Осознание своей индивидуальности В отношении временного будущего: Развитие личностных функций целеполагания и планирования. Помощь в планировании будущего путем информирования о возможностях профессионального обучения. Подготовка к успешному освоению профессиональных образовательных программ путем формирования общекультурных, общеучебных и специафических навыков и умений

Показатели успешного личностного самоопределения Становление ценностно-смыслового ядра личности. Становление ценностно-смыслового ядра личности. Наличие позитивного, привлекательного образа взрослой жизни и своего будущего. Наличие позитивного, привлекательного образа взрослой жизни и своего будущего. Долговременные, реалистичные, воплотимые жизненные планы. Долговременные, реалистичные, воплотимые жизненные планы. Определенный и устойчивый выбор профессии. Определенный и устойчивый выбор профессии. Наличие профессиональных требований к профессии. Наличие профессиональных требований к профессии. Сформированность субъектой позиции относительно своего настоящего и будущего Сформированность субъектой позиции относительно своего настоящего и будущего

Показатели негативно протекающего процесса личностного самоопределения Несформированность ценностно-смыслового ядра личности (ценностные вакуумы, ценностные конфликты, переживание бессмысленности жизни). Несформированность ценностно-смыслового ядра личности (ценностные вакуумы, ценностные конфликты, переживание бессмысленности жизни). Неопределенный и неустойчивый выбор профессии. Неопределенный и неустойчивый выбор профессии. Краткосрочные или нереалистичные жизненные планы с ориентацией на внешнюю помощь. Краткосрочные или нереалистичные жизненные планы с ориентацией на внешнюю помощь. Непрофессиональные требования к профессии (мода, престиж, доходность, легкость получения диплома). Непрофессиональные требования к профессии (мода, престиж, доходность, легкость получения диплома). Отсутствие осознания своей индивидуальности. Отсутствие осознания своей индивидуальности. Наличие отталкивающего или пугающего, смутного или неадекватного образа взрослой жизни. Наличие отталкивающего или пугающего, смутного или неадекватного образа взрослой жизни.