Состояние и перспективы развития «e-learning» Лебедева Маргарита Викторовна тел Заведующая отделением инновационных технологий обучения ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики»
2 m-Learning m-Learning -мобильное обучение (обучение в любом удобном месте, в любое удобное время) Журналы по дистанционному образованию «e-Learning World» «Е» и «M» - Еврообразование» «Открытое образование» «Открытое и дистанционное образование» Основные понятия «e-Learning» Дистанционное образование (обучение): - технология или сумма технологий обучения, применяемых во всех нормативно установленных в России формах образования: очной, заочной, очно-заочной, экстернате (Закон «Об образовании») - технология обучения на основе применения современных дистанционных (информационно-коммуникационных) технологий и средств (Открытое образование). e-Learning e-Learning - электронное обучение
3 Дистанционное образование за рубежом Более 50% компаний и университетов США и Европы используют e-learning США переживают бум электронного обучения По оценкам Ассоциации Защиты Домашних Школ\Home School Legal Defense Association\, ежегодно число учащихся "домашних школ" увеличивается на 15%. В ближайшее десятилетие из 3000 вузов США останется всего четыреста, которые освоят «e-learning». Более 150 млн. студентов и слушателей за рубежом проходят профессиональное обучение с помощью технологии e-Learning
4 Рынок дистанционного образования Объем рынка дистанционного образования (e-learning) в 2003 г. составил 5 млрд. долл. (причем 3,5 млрд. долл из них приходится на Европу). В 2005 году объем рынка e-learning в США был равен 18 млрд долларов, что составило 53,6% мирового рынка, который достиг 33,6 млрд долларов. Прогнозируют устойчивое развитие этого рынка, так, по оценкам Cortona Consulting, мировой рынок дистанционного образования достигнет к концу текущего десятилетия 50 млрд. долл.
5 Необходимые качества системы электронного обучения ( Необходимые качества системы электронного обучения (с точки зрения конечного пользователя (ученик и преподаватель)) Usability – удобство использования (интуитивно понятный интерфейс, наличие полноконтекстной справки и т.д.). Flexibility – гибкость, настраиваемость под конечного пользователя. (Возможность производить отдельные настройки системы для каждого пользователя в отдельности ( элементы интерфейса, цветовые решения, вид представления информации )) с учетом его пожеланий. Возможность как выбирать уже из предусмотренных базовых вариантов (аналог themes), так и создавать свой собственный профиль настроек (user profile)).
6 Развитие стандартов «e-learning» Сегодня «e-learning» имеет свои стандарты, которые разрабатываются в рамках консорциума Instructijn Management System (IMS). Главный из них - SCORM (Sharable Content Object Reference Model) – модель обмена учебными материалами. Он обеспечивает многократное использование и переносимость информационных объектов (текстов, таблиц, мультимедийных иллюстраций, компьютерных программ и т.п.). В рамках «e-learning» развиваются системы управления процессом обучения LMS (Learning Management System). Созданы системы управления учебным контентом LCMS (Learning Content Management System). LMS это - только платформа. LMS не работает без контента! Поэтому контент первичен. Необходимым элементом LMS является подсистема контроля. Она состоять из: тестов; тематических контрольных заданий; итогового контрольного задания. Важным элементом LMS является система педагогической и организационной поддержки учебного процесса (тьютор; тьютор + куратор).
7 1) Создание собственной инфраструктуры «e-learning»: Создание собственной мультисервисной информационно- обучающей среды ОУ. Создание собственных электронных учебно-методических материалов. 2) Аутсорсинг и франчайзинг как способы организации ДО Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Методы решения проблемы внедрения «e-learning» в учебный процесс
8 Требования к МИОС для реализации «e-learning» Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики 1) Наличие: ЛВС, веб-серверов и многоканального доступа к сети Интернет; программно-технологической платформы дистанционного обучения; квалифицированных IT-специалистов, обслуживающих и совершенствующих МИОС. 2) Наличие интегрированных многоуровневых учебных планов и интегрированных многоуровневых программ обучения для реализации непрерывного профессионального обучения.
9 Требования к МИОС для реализации многоуровневого дистанционного образования: Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики 3)Наличие интегрированной библиотеки электронных учебно- методических ресурсов от различных собственников (преподавателей образовательных учреждений, работодателей, физических лиц) на веб-сервере по различным уровням общего и профессионального образования.
Инфраструктура (МИОС) колледжа Аппаратно-программный комплекс связи с Интернетом Канал оптоволоконныйКанал ADSLСпутниковый канал Аппаратно-программный комплекс локальных ресурсов подразделений колледжа Сервер статистики Веб-сервер ДОВеб-сервер РКСИ Файловый сервер Колледж- Сервер Сетевой аппаратно-программный комплекс единой ЛВС колледжа Гигабитная ЛВСБеспроводные сети Гигабитные вертикальные (межэтажные - оптоволоконо) и горизонтальные (этажные - витая пара) сети Коммутаторы, маршрутизаторы (этажные, аудиторные) Коммутаторы каналов доступа в сеть интернет Wi-FiBluetooth Аппаратно-программный комплекс универсальной интерактивной учебной аудитории «E-learning» Сервер учебной аудитории Интерактивный проектор Интерактивный планшет Мобильные компьютеризированные рабочие места Плазменная панельКПК
11 Клиент-сервисная поддержка дистанционного обучения Umka (СДО «Umka») СДО «Umka» представляет собой программный комплекс на основе web сервера, с использованием языков программирования Perl, XSLT, JavaScript для поддержки дистанционного обучения сетевым методом и позволяет организовать электронную библиотеку учебных курсов (на основе формата DocBook) и др. Свидетельство , заявка от г. IV-я Всероссийская выставка-ярмарка «Единая образовательная среда» (Москва, 2002 год). Дипломом лауреата выставки и золотая медаль. 34-м Международном салон изобретений, новой техники и товаров «Женева-2006» (5-9 апреля 2006г., г. Женева, Швейцария). Дипломом лауреата и серебряная медаль.
12 Интернет-Кейс - технология Предполагает самостоятельную работу обучаемого при изучении печатных и электронных материалов, содержащихся в кейсе и организацию групповой работы (тьюториалы, презентации, деловые игры, конференции и др. Интернет (сетевая) технология Предполагает создание виртуального центра дистанционного обучения, размещенного на сайте образовательного учреждения (сотрудничества образовательных учреждений), который обеспечивает управление учебным процессом и осуществляет доступ обучающихся к информационным образовательным ресурсам. Гибридная (смешанная) технология Предполагает организацию очных занятий с мультимедийной поддержкой, использование сетевых технологий обучения, электронных учебных и учебно-методических материалов для самостоятельной работы. Технологии дистанционного обучения Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики
13 Создание современной инфраструктуры МИОС способствовало эффективному внедрению инновационных технологий в деятельность колледжа и позволило: Внедрить элементы технологий электронного, дистанционного и мобильного обучения во все формы обучения. Создать студентам условия в информационно-обучающей среде колледжа для выбора индивидуальной траектории обучения и технологий для эффективного взаимодействия с преподавателями. Развить новые подходы к организации и управлению процессом обучения, к управлению образовательным учреждением. Повысить информационную культуру преподавателей. Повысить уровень профессиональной компетенции IT-специалистов вспомогательных служб. Создать систему мониторинга качества образовательных услуг.
14 Спектр образовательных услуг колледжа Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики (ГОУ СПО «РКСИ») предлагает абитуриентам с помощью дистанционных образовательных технологий получить диплом СПО по следующим специальностям: Программно-технологический профиль «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей»; Информационно-технологический профиль «Почтовая связь». Социально-экономический профиль «Экономика и бухгалтерский учет в отрасли связи»; «Менеджмент в отрасли связи». Технико-технологический профиль «Многоканальные телекоммуникационные системы»; «Сети связи и системы коммутации»; «Эксплуатация средств связи».
15 заочное обучение в сочетании с экстернатом обучение учащихся х классов (Проекты: «Школа-Колледж», «IT-школа-школа будущего») Экстернат (Проект: «Среднее (первое, второе) и высшее профессиональное образование с помощью ДОТ» ) Повышение квалификации на основе дистанционных технологий (Курсы: Администраторов и тьюторов дистанционного обучения. Сетевые технологии в образовательном учреждении) Проекты, использующие дистанционное обучение Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики
16 Индивидуальная траектория обучения Проект «Колледж-класс» Обучаемый Индивидуальная образовательная программа Базовая Вариативная Общепрофессиональная Элективные курсы Профильная 23 1 Общеобразовательные предметы 123N ШКОЛА Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики
Наши партнеры:
18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Приглашаем Вас к взаимовыгодному сотрудничеству!