Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Advertisements

Тренинги по теме коммуникаций: Краткий анализ. Виды тренингов: Тренинг делового общения вид социально-психологического тренинга, направленный на коррекцию.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
«Современный урок химии» Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках химии через проектную деятельность. Учитель химии МОУ-СОШ 3 г. Маркса.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» Плужникова Х.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ Вагина Е.Е., методист НМЦ ПО УИПК ПРО.
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Что такое мастер-класс?. Какова идея, принцип мастер-класса? Я знаю как, я вас научу!
Культура общения Виктория Максимова. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Вербальное общение - правила: не быть предвзятым к собеседнику; преодолевать эгоцентризм; быть спокойным; уверенным; свободным; выражать неподдельный.
Проектно-исследовательская работа Особенности общения учащихся подросткового и юношеского возрастов СОШ МОУ 1г. Шумиха.
Тема: Культура общения. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной.
Тема: Культура общенияОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Программа развития компетентности в сфере профессионального самоопределения у учащихся 9-11 класса. «Я и мой выбор»
Транксрипт:

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С.Р.Филонович, д.ф.-м.н., ординарный профессор, декан Высшей школы менеджмента Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович S-ОБРАЗНАЯ КРИВАЯ НАУЧЕНИЯ Время Уровень освоения навыка Т 1 Фиксация Развитие Деградация Т 2

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович Абстрактная концептуализация Практическое экспериментирование Рефлексивное наблюдение ПЕТЛЯ НАУЧЕНИЯ ДЭВИДА КОЛБА

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович СТИЛИ НАУЧЕНИЯ Активист Склонный к рефлексии Теоретик Прагматик По Мамфорду и Хони

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович Опыт Опыт – это необходимая основа для избежания ошибок! Опыт Опыт – это фундаментальный ограничитель креативности! ? ПАРАДОКС ОПЫТА: КАКОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ СПРАВЕДЛИВО?

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ДействиеПоследствия одинарная петля научения двойная петля научения Анализпоследствий Модификациястратегиидействия Модификацияуправляющихценностей Управляющие ценности (задающая программа) ДВОЙНАЯ ПЕТЛЯ НАУЧЕНИЯ К.АРДЖИРИСА

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович Обучение по одинарной петле приводит к повышению способности организации достигать известные цели. В рамках одинарной петли организации научаются без существенных изменений своих базовых устоев. Обучение по двойной петле приводит к переоценке организационных целей, ценностей и убеждений. Этот тип научения приводит к изменению корпоративной культуры. ОДИНАРНАЯ ПЕТЛЯ И ДВОЙНАЯ ПЕТЛЯ НАУЧЕНИЯ: СРАВНЕНИЕ

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ПРЕПОДАВАНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ДВУХСТОРОННЯЯ КОММУНИКАЦИЯ Кодирование Смысл посылаемого сообщения 1 Передача сообщения обратнойсвязи Исходное сообщение Петля обратной связи Область опыта отправителя Кодирование Декодирование Смысл посылаемого сообщения 2 Смысл принятого сообщения 1 Смысл принятого сообщения 2 Область опыта получателя

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович СООТНОШЕНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ Коммуникации Язык телодвижений * Вербальные Тон голоса * * Невербальные коммуникации

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ШУМА Физический шум Технические помехи Неправильный выбор модальности Плохое знание языка Различный уровень компетентности Факторы культуры Эмоциональные фильтры Ментальные фильтры

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ СлушаниеРечьЧтениеПисьмо Усвоение Во-первыхВо-вторыхВ-третьихВ-четвертых Использование (%- 100) Обучение Наибольшее Следующее по значимости Предпоследнее по значимости Последнее по значимости 45%30%16%9% Последнее по уделяемому вниманию Предпоследнее по уделяемому вниманию Следующее по уделяемому вниманию Важнейшее по уделяемому вниманию

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИЙ ТИПЛИЧНОСТИ ДОМИНАНТНАЯМОДАЛЬНОСТЬ СОСТОЯНИЕЛИЧНОСТИ ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ Вербальные ПисьменныеУстные ПрямыеОпосредованные Диалог Презентация Совещание Переговоры Голосовая связь Телефонный разговор Невербальные Поза Жест Выражение лица Интонация Громкость голоса ВЕРБАЛЬНЫЕ НАВЫКИ Слушание Речь Чтение Письмо Параметры речиЯзык телодвижений Письмо Меморандум Аналитический обзор

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КАК КОММУНИКАЦИИ В преподавании особое значение имеет учет различий в опыте (любого рода) преподавателя и обучающегося Дешифровка реакций обучающегося – ключевой навык преподавателя На начальной стадии изучения дисциплины дешифровка информации обучающимся происходит медленно Обратная связь – важнейший элемент преподавания, позволяющий устранять потенциальное непонимание

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБУЧЕНИЕ

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ К.ЮНГА Основа типологии – предпочтения человека относительно выполнения неизбежных для всех психических действий. Не бывает плохих или хороших типов. Зрелая личность может вести себя, как того требует ситуация, а не так, как ей удобно.

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ МАЙЕРС-БРИГГС: ЧЕТЫРЕ ШКАЛЫ ПРЕДПОЧТЕНИЙ Восстановление энергии Сбор информации Принятие решений Образ жизни Экстраверт (Е) Интроверт (I) Интуитивный тип (N) Аналитический тип (T) Сенсорный тип (S) Нормативный тип (F) Воспринимающий тип (P)Решающий тип (J) Предпочитает черпать энергию из внешнего мира (людей, занятий, вещей) Предпочитает черпать энергию из своего внутреннего мира (мыслей, эмоций, впечатлений) Предпочитает получать информацию посредст- вом пяти органов чувств. Обращает внимание прежде всего на реальное. Предпочитает получать информацию посредст- вом шестого чувства и обращает внимание на возможности Принимает решения головой, основываясь на логике и объективных соображениях Принимает решения сердцем, основываясь на личных убеждениях и субъективных ценностях Предпочитает упорядоченный и распланиро- ванный образ жизни Предпочитает спонтанный и гибкий образ жизни

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ВЗАИМНАЯ ПОЛЬЗА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ТИПОВ Интуитивистам необходимы сенсоры, чтобы Выявить относящиеся к делу факты Увидеть сущность происходящих событий Использовать имеющийся опыт при решении проблем Точно понять содержание контракта Сосредоточиться на том, что требует внимания именно в данный момент Следить за развитием того, что составляет сущность происходящего Реально смотреть на трудности Радоваться настоящему Увидеть новые возможности Распознать признаки грядущих изменений Сосредоточить внимание на подготовке к будущим событиям Держать в уме широкую картину происходящего Предвидеть тенденции развития событий Увидеть, что удовлетворение в будущем заслуживает того, чтобы ради этого работать Сенсорикам необходимы интуитивисты, чтобы

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ВЗАИМНАЯ ПОЛЬЗА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ТИПОВ Людям нормативного типа необходимы люди аналитического типа, чтобы Людям аналитического типа необходимы люди нормативного типа, чтобы Анализировать последствия и подтекст Организовывать Предвидеть ошибки Изменять то, что требует изменений Последовательно придерживаться определенной политики Взвешенно соотносить закон и доказа- тельства Увольнять людей, когда это необходимо Твердо противостоять оппонентам Убеждать Примирять Предвидеть, как будут чувствовать себя другие люди Возбуждать энтузиазм Учить Внушать Ценить справедливость Ценить людей, относящихся к аналитическому типу

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович КАК ОБЩАТЬСЯ С ЛЮДЬМИ РАЗНЫХ ТИПОВ 1. Общаясь с человеком, относящимся к сенсорному типу: Будьте точны в изложении фактов Обращайтесь к прошлому (что уже было испробовано, что работало, что показывает прошлый опыт…) В изложении мыслей используйте индукцию (идите от фактов к принципам) Знайте свое дело (включая детали) Документально подтверждайте то, о чем говорите 2. Общаясь с человеком, относящимся к интуитивному типу: Сосредоточьтесь на ситуации в целом Ориентируйтесь на будущее (ищите возможности) Используйте воображение и творческий потенциал этого человека Быстро реагируйте на изменение хода беседы (переходите от одной идеи к другой) Основывайте свое поведение на реакции этого человека

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович КАК ОБЩАТЬСЯ С ЛЮДЬМИ РАЗНЫХ ТИПОВ 3. Общаясь с человеком, относящимся к аналитическому типу: В дискуссии используйте логику Ищите причины и следствия Анализируйте возможные варианты взаимосвязи между различными элементами ситуации или проблемы Сохраняйте спокойствие Анализируйте различные варианты со всеми их «за» и «против» 4. Общаясь с человеком, относящимся к нормативному типу: С самого начала стремитесь установить с ним хорошие взаимоотношения Демонстрируйте интерес к тому, что говорит этот человек Определите его ценностные ориентации и учитывайте их в процесс коммуникации Будьте готовы к компромиссу Апеллируйте к чувствам этого человека Практические навыки менеджера С.Р.Филонович

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ И НЛП КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович СТРУКТУРНАЯ ДИАГРАММА ЛИЧНОСТИ Родитель Взрослый Дитя(Ребенок) Р В Д Структурная диаграмма Упрощенный вид структурной диаграммы

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ПРОЯВЛЕНИЯ "Я"- СОСТОЯНИЙ «Я»- состояние Жесты Выражение лица Выражения и восклицания РОДИТЕЛЬ ВЗРОСЛЫЙ ДИТЯ(Ребенок) Указывающий перст, фигура напоминает букву Ф. Сидит, отки- нувшись назад. Снисходительность, возможно презрение, нередко - кривая улыбка. Тяжелый взгляд вниз. Любит прописные истины. Выражения: «Я этого не потерплю», «Чтобы было сделано немедленно», «Неужели трудно понять!», «Я в корне с этим не согласен», «Вы меня не поняли», «Кто же так делает!», «Сколько можно вам говорить?», «Вы обязаны…», «Нельзя…» Тело как бы подается вперед, глаза несколько расширены или сужены. Взгляд направлен на объект, на лице выра- жение понимания, через которое можно увидеть любопытст- вующее Дитя. Выражения: «Извините, я Вас не понял, объясните, пожалуйста, еще раз», «Я, наверное, непонятно объяснил, поэтому Вы отказали», «Давайте подумаем», «А что, если нас поступить так», «Как Вы планируете выполнить эту работу?» И поза, и выражение лица соответствуют внутреннему состоянию - радость, горе, страх, тревога и т.п. Восклицания: «Превосходно!», «Хочу!», «Не хочу!», «Надоело!», «Пусть все горит огнем!», «Я Вас люблю!», «Осточертело!», «Затем мне это надо!»

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКЦИИ Д Д Р В Д Стимул Ответ Стимул Ответ Агент Д Респондент РРР ВВВ

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ТРАНСАКЦИИ Р В Д Р В Д Р В Д Р В Д Стимул Ответ Агент Респондент Стимул Ответ

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович СКРЫТЫЕ ТРАНСАКЦИИ Р В Д Р В Д Стимул Ответ Психологический уровень АгентРеспондент Стимул Ответ Социальный уровень

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ КАК ТРАНСАКЦИЯ Наиболее эффективная трансакция при обучении – «взрослый – взрослый» Форма обращения к обучающимся имеет значение Преподаватель должен уметь переводить обучающихся в нужное «я-состояние» Скрытые трансакции весьма эффективны, но требуют проверки результата Преподаватель должен владеть методом «психологического айкидо»

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АЙКИДО Что нужно помнить в конфликтной ситуации Общение практически всегда происходит с партнером, который о себе хорошего мнения Ответ партнера запрограммирован в самом вопросе Если ответ партнера вас не устраивает, вы задали не тот вопрос

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ИНДИКАТОРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОДАЛЬНОСТИ Индикатор Модальность визуальнаяаудиальнаякинестетическая 1. Глазные сигналы доступа* 2. Модальные предикаты 3. Жесты рук 4. Темп речи 5. Интонация голоса вверх прямо, вверх влево, вверх вправо, прямо перед собой направо, налево, вниз направо вниз прямо, вниз влево представьте, ярко, видимо, перспектива, прозрачно и т.п. созвучно, громко, послушайте, логично и т.п. легко, чувствую, трудно, удобно и т.п. повышеннаямонотоннаяпониженная ускоренный ровный, размеренный замедленный на уровне лицавыше поясаниже пояса * Описание со стороны наблюдателя

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович СХЕМА ГЛАЗНЫХ СИГНАЛОВ ДОСТУПА ВВВ В А КК А А Стрелками отмечено направление движения глаза партнера по коммуникации Визуальная модальность Аудиальная модальность Кинестетическая модальность

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ЗНАЧЕНИЕ НЛП В ПРЕПОДАВАНИИ Использование приемов, адресованных людям с разными доминантными модальностями повышает эффективность обучения Приемы преподавания и их комбинации должны учитывать достижения НЛП Учебные материалы должны готовиться с учетом выводов НЛП Злоупотребление приемами НЛП может негативно сказаться на результатах обучения

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович СЕМИНАР «НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ БУДУЩИМ» Настоящее Будущее Прогноз Видение будущего ЭФФЕКТ МЕРЛИНА

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ОПРЕДЕЛЕНИЕ Когнитивная карта – это схема, которая представляет вопросы, наиболее существенные для понимания предмета или явления, а также гипотезы относительно возможных ответов на эти вопросы.

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович КОГНИТИВНАЯ КАРТА: ПРИМЕР Скорость Глобальность Духовность Самоидентификация Мегаполисы роста Европа Как справиться с ростом скорости жизни? Каковы предельные скорости? Может ли быть «крушение» и остановка? Что происходит в Европе? Устоит ли Европейская цивилизация? Каковы масштабы глобальной конкуренции? Что является конкурентным преимуществом? Каковы факторы успеха в глобальном мире? Какую роль играют современные мегаполисы? Может ли быть рост в стране без лидирующего мегаполиса? Как мегаполисы конкурируют между собой? Есть ли противоречие между духовностью и рациональностью? Умеем ли мы пониматиь себя? В чем личная целостность? Каковы ценности?

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович КОГНИТИВНАЯ КАРТА БУДУЩЕГО МИКЕЛАНДЖЕЛО Парадокс вечного и преходящего Парадокс мужского и женского начала Человек и его возможности Универсализм и специализация Освобождение от «якорей» Проблема независимости и долга

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович КОНКУРЕНТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ ЗНАНИЯ Гуманитарная культура Естественно- научная культура Бизнес- культура Человек Развитие способности генерировать знание, основываясь на когнитивных диссонансах во всех трех областях культуры будет главным направлением укрепления конкурентного положения личности в обществе знания

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ БАЙКАЛ Переход является частью программ МВА и ЕМВА Навыки, которые осваиваются во время перехода: принятие решений лидерство самопознание саморегуляция командная деятельность

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕХОДА Переход организован в форме соревнования. Правила, с которыми знакомятся участники, определяют, как начисляются командные очки. Целеполагание, т.е. определение цели перехода, команды осуществляют самостоятельно. Безопасность Удовольствие Обязательный анализ результатов перехода

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРЕХОДА Наблюдения участников Описание стратегий, избранных группами Рассказы о личных впечатлениях Уроки лидерства Обсуждение ошибок Выводы на будущее

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА Назначение искусства как общего метода постижения истины – утверждение авторитета интуитивного суждения, «доказательства недоказуемого». Е.Л.Фейнберг «Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке»

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Одна из важнейших проблем современного образования состоит в гиперболизации аналитического метода, опоре почти исключительно на рациональных методах познания. Для этого, в частности, разработан так называемый «научный метод» познания мира, фактически описывающий апостериорное понимание знания. Такой подход затрудняет формирование навыка генерации нового знания с помощью других методов.

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВЫВОД Искусство может стать важным средством обновления современного образования. Содействуя развитию интуиции, оно может содействовать развитию навыка создания трудновоспроизводимых конкурентных преимуществ.

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВА В ОБУЧЕНИИ МЕНЕДЖЕРОВ Литература Изобразительное искусство Архитектура Киноискусство Музыка

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ДВЕ ШКОЛЫ – ДВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Психологическая подготовка преподавателя и инновационные методы обучения © С.Р.Филонович ТРУДНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКУССТВА В ОБУЧЕНИИ МЕНЕДЖЕРОВ Преподавание как воспроизведение усвоенной модели обучения «Раздвоенность» восприятия Знание искусства и необходимость собственного эстетического переживания Проблема языка Проблема различий в восприятии слушателей