Приоритетный национальный проект «Образование» и его развитие в интересах инновационной экономики Томск, 10-11.10.2008 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные образовательные программы как ресурс становления современной модели образования для инновационной экономики Санкт-Петербург, г.
Advertisements

Мониторинг и оценка результативности проектов вузов в рамках ПНПО Е.Н.Соболева, Исполнительный директор НФПК.
«Кадры профильного обучения и разработка ФГОС профессионального образования третьего поколения» Федеральный институт развития образования Центр профессионального.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики В.М.Жураковский, Национальный фонд подготовки кадров По итогам Всероссийской.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Департамент образования Тверской области О модернизации системы профессионального образования Тверской области в годах Куликов Д.А., заместитель.
Московский государственный институт электронной техники (технический университет) в рамках реализации мероприятий по проекту: «Развитие сетевого взаимодействия.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Транксрипт:

Приоритетный национальный проект «Образование» и его развитие в интересах инновационной экономики Томск, г.

Инновационные образовательные программы в общем контексте развития ВПО Содержание программ определялось вузами исходя из собственных приоритетов развития. Планируемые преобразования, в основном, соответствуют российским и мировым приоритетам развития образовательного процесса. По определению программы направлены на внутренние преобразования (оборудование, методики, модернизация аудиторий, повышение квалификации персонала). Сосредоточенность на внутренних проблемах и ограниченность задач необходимо компенсировать системными мерами по развитию и распространению результатов в постпроектный период. «Инновационные вузы» станут реальными центрами инновационной активности только при условии активного межвузовского сотрудничества и взаимодействия с научными и бизнес-партнёрами. Способствующие условия: принятые изменения в законодательстве, ФЦПРО, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и ГП «Образование и развитие инновационной модели экономики: внедрение современной модели образования в г.г.»(проект).

Федеральная рамка Приоритетного национального проекта «Образование»: «Поддержка вузов, внедряющих инновационные образовательные программы» (программы, образовательные технологии, качество, мат.-техн. база, квалификация) Институциональные инициативы: Инновационные программы вузов Двух- уровне вая струк- тура, акцент на магист ратуру Новые образова- тельн. техноло- гии, вкл. ИКТ Научная составля- ющая в обучении Новая организа- ция учебного процесса Развитие стратеги- ческого партнер- ства Формирова- ние эффек- тивной инсти- туционал. инфра- структуры Система подготовки И повышения квалиф-ии кадров модернизация материально-технической базы целевая концентрация финансовых средств

Распределение бюджета ПНПО по направлениям (2006 – 2008 г.г.) 23,6 млрд.руб. 8,2 млрд. руб. 4,5 млрд. руб. 2,2 млрд. руб

Факторы, влияющие на развитие высшей школы Высшая школа Рынок труда Международный рынок Рынок исследований и разработок Глобализация, конкуренция на рынке образовательных услуг, мобильность, международный опыт Приоритетность направлений, финансовая и кадровая обеспеченность, заказы Структура экономики, требования к специалистам и квалификациям Государство создает или нет условия для эффективного взаимодействия Вузы используют или нет инструменты эффективного взаимодействия

Cтруктурные / институциональные изменения в системе ВПО Создание новых университетов Укрупнение университетов за счет объединения существующих Категорийность (рейтингование) и меры поддержки / модернизации лучших университетов Новые провайдеры на рынке образовательных услуг Приоритетный национальный проект «Образование» Бизнес - школы Федеральные университеты Инновационные вузы

Изменения в управлении, финансировании учреждений ВПО в рамках ПНПО Бюджет 30 млрд. рублей на 3 года сравним с ФЦП, объем субсидии сравним с годовым бюджетом вуза Комплексность, самостоятельный выбор направлений расходования, ответственность ректора Планирование на 2 года Принципы отбора участников, внутренние конкурсные процедуры Софинансиро- вание 20 – 50%, оценка результатов, создание ОУ (Сколково) Проектное структрирование, управление, мониторинг

Изменения в содержании образования и в организации образовательного процесса 1. Непрерывное образование (гибкие уровневые образовательные программы, модульная структура программ, предоставление возможностей получения и учет результатов формального и неформального образования, корпоративные формы дополнительного образования и др.) 2. Содержание образования и организация обучения, соответствующие современному уровню научно-технологического и социального развития и перспективным потребностям инновационной экономики (междисциплинарность, компетентностный подход, активные методы обучения, научная компонента образовательного процесса, погружение в реальную профессиональную деятельность, академическая и профессиональная мобильность и др.) 3. Соответствие количества выпускников и их квалификаций (компетенций) текущим и перспективным потребностям рынка труда ( программы массовой и элитной подготовки, профессиональная аккредитация образовательных программ и сертификация выпускников и др.)

Примеры результатов выполнения инновационных образовательных программ в 2006 – 2008 г.г. Оборудование: Внедрено единиц современного оборудования: В ТГУ приобретенное оборудование составляет 45% общей балансовой стоимости, в СПбГУ – 39% В СПбГГИ оборудование по геофизическому и нефтегазовому направлениям обновлено на 90% В СамГАУ по направлению геоинформатика проведено полное (100%) техническое переоснащение Программное обеспечение Достигнуто 100% использование лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения Приобретены уникальные программные продукты для решения модельных задач на суперкомпьютерах Созданы высокоскоростные мультисервисные информационно – коммуникационные среды в вузах Разработка методического обеспечения Разработаны и реализуются более 600 программ бакалавриата и около 800 новых программ магистратуры, свыше 4000 УМК. В МИЭТ модернизировано 68% УМК, разработано 169 новых учебников и учебных пособий В ТГУ открыто 29 новых специализаций, модернизировано 110 учебных дисциплин В ТУСУР разработано вновь или модернизировано 60% реализуемых программ В МИСИС разработано 250 УМКД по 17 направлениям подготовки бакалавров и магистров По созданным 1700 программам повышения квалификации прошли обучение более слушателей Повышение квалификации ППС и АУП Более человек приняли участие в программах повышения квалификации, включая 81% ППС, около 9000 участников – до 30 лет

Примеры системных результатов ПНПО Создана основа распределенной системы подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам на базе ведущих российских вузов, ее кадровое, научно-методическое и материально-техническое обеспечение. Сформированы уникальные возможности для проведения высокопроизводительных вычислений любой сложности с использованием установленных суперкомпьютеров (Москва, Томск, Нижний Новгород и др.) и развития межвузовского взаимодействия Сформирована и апробирована научно-методическая база подготовки инновационных менеджеров (МФТИ, МИЭТ, МГТУ, ТУСУР, ТГУ, СГАУ, ННГУ и др.) Проведена коренная модернизация материально-технической базы обучения и исследований с формированием возможностей широкого доступа к уникальному учебно-исследовательскому оборудованию (ЦКП, ЦК, ЦП и др.) Как показывает российская и международная практика, эффективность масштабных проектов в образовательной и научной сферах, в т.ч. связанных с инвестированием в обновление материально-технической базы, может быть в полной мере оценена через 3 – 5 лет

Незапланированные эффекты проектов (комментарии вузов) Заметная (выше, чем первоначально ожидалось) активизация профессорско-преподавательского состава в части учебно-методических и исследовательских разработок, публикационной активности. Широкий круг руководителей и исполнителей по основным направлениям программ приобрели опыт проектной деятельности в жестких финансово- организационных условиях. Существенное возрастание конкурентоспособности университетов в области научных исследований. Повышенное внимание к инновационной деятельности вузов крупных российских и зарубежных компаний. Формирование портфелей заказов на проведение исследований и совместные разработки на 2-3 года. Реформа управления учебно-методическим блоком университетов, а также рядом других подразделений и служб, кадровые перестановки. Усиление взаимодействия между вузовскими подразделениями, синергетический эффект от деятельности различных подразделений в смежных научно-образовательных областях.

ПНПО в части поддержки инновационных вузов как… Разовая акция, позволившая выявить насущные проблемы вузов и поддержать текущее функционирование 10% ведущих государственных вузов страны Проект выполнил свое назначение: - государство явно обозначило интерес к развитию высшей школы, - собраны и проанализированы предложения более 250 вузов с учетом их понимания институционального развития, - выявлены насущные проблемы вузов (устаревшая материально- техническая база, отсутствие современной комплексной информационной среды, ограниченность средств для стимулирования педагогических инноваций, консервативная институциональная структура, недостаточно гибкая структура подготовки кадров, ориентированных на рынок труда, недостаточная развитость механизмов взаимодействия со стратегическими партнерами (в т.ч. отсутствие перспективного кадрового заказа, слабая инновационная восприимчивость бизнеса, несформированность инновационной инфраструктуры в вузах), - в условиях открытого конкурса отобраны 57 заявок и оказано существенная государственная поддержка для их реализации.

ПНПО в части поддержки инновационных вузов как… ПНПО как тактический, апробационный шаг в развитии высшей школы России Проект выполнил свое назначение: - апробирована возможность использования процедур открытого конкурса для отбора вузов (по заявочным предложениям и единым критериям), - апробирована возможность иного (в отличие от сметного) порядка финансирования вузов, - сформированы элементы проектно-ориентированной институциональной структуры в вузах, - широко внедрены внутривузовские конкурсные процедуры для поддержки учебно - методической деятельности и академической мобильности, - реализовано существенное обновление материально – технической базы лидирующих вузов, - реализован существенный вклад в развитие кадрового потенциала, в т.ч. за счёт академической и профессиональной мобильности, - простимулировано внедрение модульных программ двухуровневой подготовки, в т.ч. при подготовке «инновационных менеджеров».

Реализованные и упущенные возможности ПНПО в целях стратегического развития ВПО (примеры) Реализованные возможности ПНПО Необъявленные стратегические приоритеты Упущенные возможности Орг.-фин. механизмы в условиях высокой самостоятельности и ответственности Переход вузов в АУ Отсутствие поддержки управления проектами Переход на смету в 2008 г. Процедуры и критерии конкурсного отбора Принцип «поддержки сильных» Дифференциация и категорирование вузов Неопределенность целей категорирования для обоснования оптимальных критериев Модернизация исследовательской базы Реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Отсутствие жесткой увязки с приоритетами Отсутствие финансирования научных исследований Программы по инновацион. менеджменту Элементы инновационной инфраструктуры Вузы как центры инновационной активности Отсутствие прямой поддержки стратегического партнерства Нерешенность вопросов законодательства Институциональные решения в сфере внутрирос. и международной мобильности Российская программа академической мобильности «Незаявленность» гос. видения форм, принципов и объемов программы мобильности Нерешенность нормативных проблем

ПНПО в части поддержки инновационных вузов как… ПНПО как ресурс реализации стратегического развития высшей школы России -в связи с отсутствием заявленной ясной стратегии развития ВПО на старте проекта оценить его «встроенность» в процесс достижения поставленных целей в рамках НОВОЙ модели образования возможно только по уже полученным результатам; - ограниченный срок реализации ПНПО в части поддержки инновационных программ и отсутствие изначально заявленных перспектив его продолжения не позволяли уверенно считать проект долгосрочным ресурсом стратегического развития ВПО; - отсутствие системных государственных мер по оперативному использованию и распространению результатов ПНПО свидетельствало бы о недопонимании стратегического целеполагания проекта как полноценного механизма развития инновационной активности вузов.

Возможное направление развития ПНПО по поддержке «инновационных вузов» Опора на сильных: продолжение государственной поддержки программ развития инновационного потенциала лучших вузов или их подразделений. Поддержка межвузовского взаимодействия и партнёрств с наукой и реальным бизнесом (совместная образовательная и научная деятельность, выход на российский и глобальный рынки). Логическое развитие или сопряжённость с проектами, направленными на использование и развитие инновационной инфраструктуры. Развитие полученных результатов в увязке с программами отраслевого и регионального развития. Обязательные условия: конкурсность, проектный подход, получение измеряемых результатов и наличие заказчиков на их использование, достаточный объем ресурсной поддержки по принципу «ресурсы в обмен на обязательства», частно – государственное партнерство и софинансирование бизнес-проектов. 2009(?) : конкурсный отбор вузов, реализующих сетевые инновационные программы – как межвузовские, так и с работодателями, направленные на создание инновационно - образовательных кластеров на основе интеграции образования, науки и рынка технологий

Возможное направление развития ПНПО по поддержке «инновационных вузов» В рамках ФЦПРО: - «Формирование совокупности баз данных как основы … сетевого взаимодействия вузов, внедряющих ИОП» -«Анализ эффективности участия вузов в инновационном развитии регионов России…» -«Разработка и реализация моделей модернизации профессионального образования субъектов РФ на базе партнёрства…» В рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на г.г. В ходе реализации Государственной программы «Образование и развитие инновационной модели экономики: внедрение современной модели образования в г.г.» 2009(?) : конкурсный отбор вузов, претендующих на получение статуса национальных исследовательских университетов (масштабы ресурсной поддержки до 1 млрд. руб. в год в течение 5-ти лет)