МОУ Буранная средняя общеобразовательная школа Педагогический совет «Проблемы преемственности обучения и реализация личностно-ориентированного подхода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обеспечение успешной адаптации учащихся 5-6 классов при переходе из начальной школы в основную.
Advertisements

Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную МС « Создание условий успешно социализации.
Преемственность между 1 и 2 ступенями образования и адаптация учащихся 5 класса.
Личностно- ориентированный подход к учащимся с нарушениями речи.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Личностно- ориентированный подход в обучении Галина АлександровнаГусева- заместитель директора ДЮЦ по УМР www. Detskiy– Sport.narod.ru E- mail:
Адаптация 2010 – 2011 учебный год. Успешность адаптации зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Сравнительная характеристика личностно- ориентированного и индивидуального подходов обучения.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Практическое задание для педагогов "Салфетка". O Задание : сложить лист пополам и оторвать правый угол. Так делаем 4 раза. Затем развернуть салфетку, показать.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
14 ДЕКАБРЯ 2011 Г. Семинар-практикум «Личностно-ориентированное развитие познавательных возможностей и творческих способностей учащихся с ОВЗ» «Личностно-ориентированное.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Личностно-ориентированное обучение как принцип построения современного процесса в начальной школе Реализация педагогического процесса, личностно-значимого.
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
Транксрипт:

МОУ Буранная средняя общеобразовательная школа Педагогический совет «Проблемы преемственности обучения и реализация личностно-ориентированного подхода при переходе в среднее звено обучения как основа комфортности обучения». 12 ноября 2009 года

Результаты адаптации Полная адаптация (80 %) Неполная (20 %) Дезадаптация

Сравнительная ведомость оценок учащихся 5 «а» класса Ф.И. учащихсяРусский языкЛитератураМатематикаПриродоведение 4 кл.1 четверть4 кл.1 четверть4 кл.1 четверть4 кл.1 четверть 1Банин Виталий Бойченко Жанна Бородин Руслан Бородина Алина Бринжанов Бауржан Вагнер Юлия Васильева Влада Гайс Женя Гараев Иван Емец Саша Жаркумбаева Мадина Игонина Света Костицина Катя Кулбусинов Ерлан Литвинова Аня Мосейко Лиза Музжерин Павел Назаров Вадим Самолетова Полина Сандура Аня Сансензбаева Айслу Стасюк Маша Уразметьев Алеша Ханнанов Рустам Чоропита Лера

Сравнительная ведомость оценок учащихся 5 «б» класса Ф. И. учащихсяРусский язык.ЛитератураМатематикаПриродоведение 4кл 1чет ч 1Азнабаева Индира Артемова Наташа Арутюнян Анушик Бяков Влад Вейберт Карина Виноградова Саша Ганатаева Вероника Глинов Данил Дегтярев Вова Ерков Сергей Журавский Даниил Завалишина Виол Зазорин Вова Константинов Костя Мажитова Гульфия Симонкин Саша Стрижак Лиза Столярова Настя Турсунбаев Руслан Федоров Андрей Чеботов Андрей

Техника чтения КлассКол-во учащихся Справились с нормой Читают меньше нормы нач. школы 5а25/25 22 Банин В., Музжерин П., Назаров В., 5б21/19 10 Азнабаева И., Виноградова А., Зазарин В., Бяков В., Мажитова Г., Симонкин А., Федоров А., Чеботов А, Константинов. Итого46/44 32/73%12чел/27%

Для успешной работы необходимо: - иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях; - наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 - 6-й классы) - знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника. учителя среднего звена изучили стандарты по русскому языку и литературе, математике это предполагается сделать в ходе посещений уроков как в начальной школе, так и в средней. Учителя начальной школы побывали на уроках в 5 классе. Особенности развития школьников10-12 лет

Условия успешной реализации задач обучения в среднем звене: создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению; обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат; развитие рефлексивных умений учащихся - умения смотреть на себя "со стороны", "чужими глазами"; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного прибли-жения к объективной, адекватной самооценке. Использование метода совместных (учитель - ученик; ученик- другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития; предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.

Личностно-ориентированный подход в обучении Под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Отличие личностно ориентированного урока от традиционного. 1.Целеполагание. Цель развитие учащегося., создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог учитель ученик. 2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура ученик! Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет. 3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно поискового и проектного обучения, развивающего характера. 4. Отношения " учитель ученик«. Субъектно субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. 5.При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию.

Принципы личностно-ориентированного подхода ·Целью обучения должно быть развитие личности. ·Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения. ·Учитель прежде всего является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона». ·Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка. ·Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания. ·Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях. ·В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться. ·В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осмысления, понимания и применения знаний. ·В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания. ·Презентация любой информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).

·Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания (например, русского языка как школьного предмета). ·Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны быть согласованы в процессе обучения. ·Образовательные микротехнологии урока необходимо строить на основе изучения внутренних механизмов познавательных процессов с учетом особенностей познавательных микростратегий. ·Система оценивания должна строиться на основе рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания. ·В творческой деятельности ребенок прежде всего является автором своей работы, и лишь затем приобщается к образцам мировой культуры. ·Художественный вкус развивается на основе имеющегося личностного опыта. ·«Вектор направленности» воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу

Отличие личностно ориентированного урока от традиционного. Традиционное обучение Личностно-ориентированный подход в современной системе обучения Ориентир на коллективную и фронтальную работу учеников Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося Работа с группами различной успеваемости Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений Используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний среднего ученика Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика Устанавливается одинаковый для всех учащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал. Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности. Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем. Стимулируется активность класса (как группы)Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.

Учитель планирует индивидуальную или групповую работу учеников. Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы. Педагог задаёт для изучения общие для всех темы. Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося. Сообщение новых знаний только преподавателем. Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся. Оценка ответа учащегося только учителем. Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем. Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %). Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания. Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем. Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания. Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты обучения. Учитель помогает учащимся осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и обмен способами познания. Определение педагогом, обладающим собственным обучающим стилем, маршрута познания и подстройка учащегося под стиль его работы. Согласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и стилем учебной работы учащихся.

Задачи педагогического коллектива в период адаптации школьников х классов Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего. Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции. В работе с учениками х классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы; организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).

Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную 1. Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в м классах. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности. Важно использовать другие формы организации обучения: - экскурсии, - игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.; - диспуты (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы; - практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности; - мини-лекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.

2. Понятия должны осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне (запомни и воспроизведи) и не только с одной, единственно правильной точки зрения. Школьники должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить и доказывать выдвинутые предположения. 3. Учительские контрольно-оценочные действия часто одинаково касаются как результата, так и процесса деятельности, поэтому школьник получает заниженную отметку даже тогда, когда работа выполнена правильно. Например, снижается отметка за небрежность, описки, исправления и т.п. Сегодня действует новая система отметочного оценивания - отметка ставится дробью: числитель говорит о том, что работа не содержит ошибок и выполнена правильно (эта отметка идет в журнал), а знаменатель фиксирует общее впечатление от работы. Сюда "попадают" все допущенные небрежности, которые прямого отношения к результату деятельности не имеют, и выставляется только в дневник.