Интерактивный плакат «Готовимся к ЕГЭ по информатике!» Составитель:Составитель: Кабисских Ж.Г., учитель информатики МОУ «Средняя Общеобразовательная школа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическая подготовка к ЕГЭ Рекомендации ведущих российских психологов.
Advertisements

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам ЕГЭ Материал для родительского собрания.
Общие правила заполнения полей бланков ЕГЭ. Правила предназначены для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и поступающих в образовательные.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество.
ЕДИННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН Часть В демо-варианта 2009.
Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.).
Автор: педагог-психолог Посессор М.А. ГБОУ ЦО 1436.
Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими.
Несколько универсальных рецептов успешного выполнения тестирования.
Как подготовиться к сдаче ЕГЭ Зам. директора по УВР МБОУ « СОШ 3» Пономарева А. А.
Как вести себя во время сдачи ЕГЭ.. Э кзаменационные материалы состоят из трёх частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда.
Памятка для выпускников Памятка для выпускников «Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ.
Памятка для родителей по подготовке детей к ЕГЭ. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после.
Правила заполнения бланков ЕГЭ. Правила заполнения бланков единого государственного экзамена Выпускники и поступающие, участвующие в ЕГЭ, именуются далее.
Рекомендации родителям выпускников по подготовке к ЕГЭ. Мы в них верим и любим.
Правила заполнения бланков на ЕГЭ. Индивидуальный пакет участника ЕГЭ БР КИМ
Советы выпускникам во время тестирования Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все.
Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам ЕГЭ Материал для родительского.
Транксрипт:

Интерактивный плакат «Готовимся к ЕГЭ по информатике!» Составитель:Составитель: Кабисских Ж.Г., учитель информатики МОУ «Средняя Общеобразовательная школа 16» г.Кемерово

«Готовимся к ЕГЭ по информатике!» Ресурсы Интернет по подготовке и проведению ЕГЭ Ресурсы Интернет по информатике и ИКТ Ресурсы Интернет по алгоритмизации и программированию Олимпиады и контрольно - измерительные материалы по информатике и ИТОлимпиады и контрольно - измерительные материалы по информатике и ИТ Перечень учебных изданий для подготовки к ЕГЭ по информатике Часть А демо - варианта 2009 Часть B демо - варианта 2009Часть B демо - варианта 2009 Правила заполнения бланков ЕГЭ Прием апелляций Ресурсы Интернет для абитуриентов Основные термины ЕГЭ Советы по психологической подготовке к единому государственному экзамену выпускников и их родителейСоветы по психологической подготовке к единому государственному экзамену выпускников и их родителей

Ресурсы Интернет по подготовке и проведению ЕГЭ: 1.Официальный сайт Федерального института педагогических измерений: 2.Портал информационной поддержки единого государственного экзамена: 3.Федеральный портал «Российское образование»: Российский общеобразовательный портал: Единое окно доступа к образовательным ресурсам: Все о ЕГЭ: 7.Российский образовательный портал Госэкзамен.ру: Готов к ЕГЭ: 9.Информационная поддержка ЕГЭ и ЦТ: 3

10. Единый государственный экзамен в Республике Адыгея Единый государственный экзамен в Республике Саха (Якутия) Единый государственный экзамен в Алтайском крае Единый государственный экзамен в Вологодской области Единый государственный экзамен в Воронеже Единый государственный экзамен в Калининградской области Единый государственный экзамен в Калужской области Единый государственный экзамен в Кировской области 4

18. Единый государственный экзамен в Костромской области Единый государственный экзамен в Московской области Единый государственный экзамен в Мурманской области Единый государственный экзамен в Оренбургской области Единый государственный экзамен в Свердловской области Единый государственный экзамен в Читинской области Единый государственный экзамен в Санкт_Петербурге 5

Ресурсы Интернет по информатике и ИКТ: 1. Виртуальный компьютерный музей 2. Газета "Информатика «Издательского дома «Первое сентября» 3. Дидактические материалы по информатике и математике 4. Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) 5. Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского 6. Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой 7. Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой 8.Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников 6

9. Информатика и информационные технологии в образовании Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям Информация для информатиков: сайт О.В. Трушина История Интернета в России ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова 7

17. Информатика в школе. Компьютер на уроках Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.Петербург, школа 550) Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой Московский детский клуб «Компьютер» Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+» Открытые системы: издания по информационным технологиям Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page 8

25. Портал CITForum Социальная информатика: факультатив для школьников- технарей Самарский лицей информационных технологий Теоретический минимум по информатике Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера» Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ_обучение Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР Энциклопедия персонального компьютера 9

1. Алгоритмы, методы, исходники 2. Библиотека алгоритмов 3. Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor) 4. Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой 5. Изучаем алгоритмизацию 6. Некоторые математические алгоритмы 7. Математика и программирование 8. Первые шаги: уроки программирования Программируем на Лого Российская интернет_школа информатики и программирования CodeNet все для программиста HTML_справочник Visual Basic для детей Ресурсы Интернет по алгоритмизации и программированию: 10

Олимпиады и контрольно - измерительные материалы по информатике и ИТ: 1.Олимпиадная информатика 2. Олимпиада по кибернетике для школьников 3. Олимпиады по информатике: сайт Мытищинской школы программистов 4. Олимпиады школьников по информатике в Санкт_Петербурге 5. Онлайн_тестирование и сертификация по информационным технологиям 6. Онлайн_тестирование по информационным технологиям 7. Тесты по информатике и информационным технологиям 8. Уральские олимпиады по программированию и математике 9.ECDL (The European Computer Driving Licence): сертификация навыков владения компьютером 11

12 Перечень учебных изданий для подготовки к ЕГЭ: Якушкин П.А., Лещинер В.Р., Кириенко Д.П. ЕГЭ Информатика. Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, с. Е. М. Островская, Н. Н. Самылкина ЕГЭ Информатика. Сдаем без проблем! Серия: ЕГЭ. Сдаем без проблем! –М., Эксмо, 2010 г.-160 с Крылов С.С., Ушаков Д.М. ЕГЭ Информатика. Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач. М.: Интеллект-Центр, с

13 Самылкина Н. Н., Русаков С. В., Шестаков А. П., Баданина С. В. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. -3-е изд.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, – 298 с Самылкина Н. Н., Калинин И. А., Островская Е. М. Материалы для подготовки к экзамену по информатике. - 2-е изд..– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, – 372 с Нурмухамедов Г. М. Информатика для абитуриента. Теоретические основы информатики. Элективный курс: учебное пособие.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, – 125 с

Правила заполнения бланков ЕГЭ: 14 Содержание индивидуального пакета участника ЕГЭ

Выпускник должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации и бланков ответов 1 и 2, тщательно копируя образец ее написания из верхней части бланка с образцами написания символов. 15 Все бланки ЕГЭ заполняются только яркими черными чернилами. Допускается использование только гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества экзаменуемого). Если выпускник не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков). 16

Категорически запрещается: делать в полях бланков, вне полей бланков или в полях, заполненных типографским способом (номер варианта, штрихкоды) какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков; использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления внесенной в бланки информации («замазку» и др.); на бланках ответов 1 и 2 не должно быть пометок, содержащих информацию о личности участника ЕГЭ; при записи ответов необходимо строго следовать инструкциям по выполнению работы (к группе заданий, отдельным заданиям), указанным в контрольном измерительном материале. 17

Бланк регистрации ЕГЭ Бланк регистрации ЕГЭ 18

Бланк регистрации ЕГЭ Бланк регистрации ЕГЭ В верхней части бланка расположены: вертикальный и горизонтальный штрих - коды, вертикальный и горизонтальный штрих - коды, строка с образцами написания символов, строка с образцами написания символов, поле для подписи экзаменуемого, поле для подписи экзаменуемого, поля для рукописного занесения информации: поля для рукописного занесения информации: 19

Бланк регистрации ЕГЭ Бланк регистрации ЕГЭ поля для рукописного занесения информации : код региона; код региона; код образовательного учреждения; код образовательного учреждения; класс: номер, буква; класс: номер, буква; код пункта проведения ЕГЭ; код пункта проведения ЕГЭ; номер аудитории; номер аудитории; дата экзамена; дата экзамена; 20

Код и название предмета: Кодировка предметов Название предметаКод предмета Русский язык Математика Физика Химия Информатика Биология История География Английский язык Немецкий язык Французский язык Обществознание Испанский язык Литература

Поля, самостоятельно заполняемые участником ЕГЭ Указания по заполнению Фамилия Вносится информация из документа, удостоверяющего личность участника ЕГЭ (паспорт) [1] [1] Имя Отчество Паспорт Серия В поле записывается арабские цифры серии без пробелов. Например, 4600 Номер Записываются арабские цифры номера без пробелов. Например, Пол (Ж или М) Ставится метка в соответствующем поле 22

В нижней части бланка регистрации расположена область замечаний выпускника по процедуре проведения ЕГЭ. Заполнение соответствующих полей необязательно и производиться по желанию выпускника. 23

Бланк ответов 1 Бланк ответов 1 24

Информация для заполнения полей этой части бланка должна быть продублирована с информацией, внесенной в бланк регистрации 25

В области ответов на задания части А нельзя допускать случайных пометок, клякс, полос размазанных чернил и т.д. 26 Область замены ошибочных ответов для заданий с выбором ответов из предложенных вариантов

Область ответов в краткой свободной форме 27 Область замены ошибочных ответов на задания типа В

Бланк ответов 2 Бланк ответов 2 28

Информация для заполнения полей этой части бланка, кроме служебного поля, для которого не указано название, должна быть продублирована с информацией, внесенной в бланк регистрации и бланк ответов 1 29

30 1.Разговоры, вставания с мест, пересаживания. 2.Пользование мобильными телефонами или иными средствами связи и техническими устройствами. 3.Обмен любыми материалами и предметами. 4.Пользование справочными материалами кроме разрешённых. 5.Хождение по ППЭ во время экзамена без сопровождения. Участникам ЕГЭ запрещается:

Портал информационной поддержки ЕГЭ 31

Система оперативного информирования о результатах сдачи ЕГЭ 32

Свидетельство участника ЕГЭ 33

34 Прием апелляций: После окончания экзамена участник имеет право подать апелляцию о нарушении установленного порядка проведения экзамена. Апелляция не принимается: –по вопросам структуры и содержания структуры КИМ; –во вопросам, связанным с нарушением участником экзамена инструкции по заполнению бланков ответов. Для подачи апелляции участник экзамена должен обратиться к ответственному организатору или руководителю ППЭ, которые должны выдать форму апелляции о нарушении установленного порядка проведения экзамена (форма 2-ППЭ). Ответственный организатор должен получить форму апелляции у руководителя ППЭ. Участник экзамена должен заполнить форму апелляции в двух экземплярах и удостоверить ее у уполномоченного представителя ГЭК. Один экземпляр остается у участника экзамена, другой у уполномоченного представителя ГЭК.

35 Форма 2-ППЭ

36 Форма 1-АП

1. Все вузы России: справочник для поступающих 2. Все для поступающих 3. ВСЕВЕД: все об образовании 4. Интернет-портал «Абитуриент» 5. Информационно-поисковая система «Знание.ру»: образование в Москве и за рубежом 6. Информационно-справочная система педагогического объединения «РАДУГА» 7. Образование в Петербурге 8. Проект Examen: все о высшем образовании 9. Портал «5баллов» (новости образования, вузы России, тесты, рефераты) Портал Abiturcenter.ru: Учебно_научный центр довузовского образования Ресурсы Интернет для абитуриентов: 37

11. Справочник «Высшее профессиональное образование в России» Университеты Москвы: информационный портал о столичных университетах 38

39 Основные термины ЕГЭ: Апробация теста - пробное тестирование, предшествующее основному и предпринимаемое с целью устранения ошибок и неточностей в заданиях, а также приблизительной оценки трудности теста и его отдельных частей (заданий). Апробацию следует отличать от более широкого понятия стандартизации теста, а также от экспертной апробации (одобрения теста авторитетной комиссией экспертов). Апелляция - это протест участника ЕГЭ, оформленный в виде особого письменного заявления в адрес конфликтной (апелляционной) комиссии, которая создается при ГЭК каждого субъекта федерации. Комиссия принимает и рассматривает апелляции двух видов: по процедуре проведения ЕГЭ, по результатам ЕГЭ. Аттестационное заключение - это заключение об уровне подготовки учащегося, принимаемое комиссией на основании сравнения результатов единого экзамена, с одной стороны, и итоговой годовой оценки, с другой стороны. На этапе эксперимента по ЕГЭ результат аттестации - это аттестационный балл, который является средним арифметическим (с округлением в большую сторону) между результатом ЕГЭ и годовой оценкой, а в случае расхождения в один балл - любой более высокий балл. Аттестационный балл (балл аттестата, школьный балл) - это балл по традиционной пятибалльной шкале, проставляемый в школьный аттестат зрелости (см. аттестационное заключение).

40 Балл свидетельства - см. сертификационный балл. Бланк ответов (ответный лист) - это бумажный формуляр, в который экзаменуемый обязан вписать свои ответы в строгом соответствии с образцом заполнения и который после экзамена является главным документом о результатах учащегося. На этапе эксперимента один учащийся использует 3 бланка ответов в ходе одного экзамена: первый - регистрационный, второй - для заданий типа "А" и "В", третий - для заданий типа "С". Вариант теста - это комплект (набор) тестовых заданий, предъявляемых в одном тестовом буклете одному учащемуся. В ЕГЭ по одному предмету создается и предъявляется несколько десятков разных вариантов. Синоним для ВТ - комплект КИМ Вузовский балл (конкурсный балл) - см. сертификационный балл, или балл свидетельства.

41 ГИФО - Государственные именные финансовые обязательства. Оформляются по результатам ЕГЭ и гарантируют полное или частичное погашение государством стоимости обучения абитуриента в определенном государственном вузе. Эксперимент по введению ГИФО проводился до 2003 года более узко, чем эксперимент по введению ЕГЭ (в 3х регионах из 47). ГЭК - это Государственная экзаменационная комиссия, которая создается по Положению о ЕГЭ в каждом субъекте федерации (области или республики в составе РФ). В состав ГЭК включаются руководители органов управления образованием, образовательных учреждений и представители педагогической общественности (видные специалисты в области общего и профессионального образования). Члены ГЭК получают особые полномочия (и персональную ответственность) по соблюдению правил и условий в пунктах проведения экзамена (ППЭ), по организации транспортировки КИМов и результатов ЕГЭ, по организации работы экспертов (см) на местах. Демоверсии КИМ ЕГЭ - это варианты ЕГЭ, открытые для всеобщего обозрения и тренировки учащихся. Различаются ознакомительные и экзаменационные демоверсии (см).

42 Задание теста (задание тестовое) - минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания (см. закрытый или открытый тип), может содержать, а может и не содержать набор ответов для выбора. Задание закрытое (задание закрытой формы) - задание теста с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов. В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой "A". Задание открытое (задание открытой формы) - задание теста, в котором отсутствует варианты ответа и экзаменуемый должен сам самостоятельно сформулировать свой ответ. В ЕГЭ используются 2 вида открытых задания: типа "В" с кратким ответом и типа "С" с развернутым ответом. Задание с кратким свободным ответом - это тестовые задания, на которые учащийся должен записать ответ словом, словосочетанием или числом. Является частным случаем заданий открытых. В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой "В". Задания с развернутым ответом - это тестовые задания, на которые учащийся должен записать ответ в виде одного или нескольких предложений или формул. Являются частным случаем заданий открытых. В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой "С". Проверка правильности ответов на эти задания производится с помощью независимых экспертов (проверяющих) на местах и в ЦТМО. Задачи - это любые тестовые задания.

43 Измерение - формализованный процесс оценивания, который завершается количественной оценкой; в случае педагогического измерения это оценка уровня образовательных достижений. Июньская сессия ЕГЭ - эта основная сессия ЕГЭ, в которой принимают участие выпускники текущего года выпуска. В ходе июньской сессии участники сдают ЕГЭ в помещениях ППЭ, созданных, как правило, на базе местных школ. Июльская сессия ЕГЭ - это вспомогательная вторая сессия ЕГЭ, в которой принимают участия выпускники прежних лет, выпускники, не сдавшие по каким- либо причинам необходимые экзамены в школе, а также абитуриенты из регионов, в которых ЕГЭ еще не проводится. Июльская сессия ЕГЭ проводится на базе вузов, принимающих на себя функции ППЭ и ППОИ.

44 Кодификатор - перечень элементов содержания за курс среднего общего образования по учебному предмету, в котором каждому элементу содержания присвоен собственный код. Кодификаторы ЕГЭ составлены на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования. КИМ (контрольно-измерительный материал) - это комплект (вариант) тестовых заданий разного типа (открытого и закрытого ), подготовленных для проведения ЕГЭ. Наличие заданий открытого типа - особенность тестов ЕГЭ по сравнению с тестами, в которых присутствуют только задания закрытого типа. Ключ к заданию - это правильный ответ на тестовое задание. В случае заданий с кратким ответом ключ может включать набор из нескольких правильных ответов. В случае заданий с развернутым ответом единственный формализованный ключ к тестовому заданию отсутствует, и правильность ответа устанавливают независимые эксперты (проверяющие), действующие на основе авторской инструкции и эталонных ответов на конкретные задания этого типа. Ключ к тесту (ключи ответов) - это набор ключей ко всем заданиям, включенным в данный тестовый вариант (КИМ). Нормы (нормы теста) - это границы между интервалами на шкале тестовых баллов, которым ставится в соответствие определенное аттестационное заключение, в частности, школьные отметки.

45 Ознакомительные демоверсии - это варианты КИМ ЕГЭ (см), которые НЕ использовались и не будут использованы в реальных сессиях ЕГЭ, а были созданы и опубликованы специально для ознакомления со структурой и содержанием предстоящих экзаменов в форме ЕГЭ. Окончательная обработка результатов - это статистическая обработка, выполняемая на основе всех собранных результатов по данному тесту; на основе этой обработки создается таблица (шкала) соответствия между первичными и окончательными (тестовыми) баллами. При этом вносятся поправки в предварительные тестовые нормы, а также производится более точный расчет сертификационного балла (балла свидетельства) с учетом реальной трудности тестовых заданий. Другое название для ООР - шкалирование. Организатор ЕГЭ - это, прежде всего преподаватель, который проводит ЕГЭ в аудиториях на Пункте проведения экзамена. При назначении организаторов должно быть исключено присутствие на ЕГЭ преподавателей-предметников по соответствующему или родственному предмету (математика - физика, история - обществознание). В состав организаторов ППЭ, как правило, не включаются преподаватели тех образовательных учреждений, выпускники которых сдают ЕГЭ в данном ППЭ. Отметка - это школьный тестовый балл, имеющий четыре градации, как это принято в традиционной школьной шкале оценки - "пять", "четыре", "три" и "два".

46 Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой, в случае ЕГЭ - оценкой уровня образовательных достижений учащегося. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением. Оценка - это результат любого процесса оценивания. В частном случае оценкой являются баллы стандартизированных испытаний, выполненных на основе тестов. Ошибка измерения - статистический показатель, характеризующий степень точности отдельных измерений, погрешность измерений; это величина интервала на шкале тестовых баллов, внутри которого истинная оценка учащегося может находиться фактически с равной вероятностью.

47 Первичные баллы ЕГЭ - это предварительный (неокончательный) балл ЕГЭ, который, как правило, получается путем прямого суммирования числа правильных ответов, взятых с определенными коэффициентами (как правило, целочисленными), введенными для заданий типа "С". С помощью шкалирования первичные баллы ЕГЭ преобразуются в окончательные (тестовые) баллы. Для ускоренного оформления школьных аттестатов границы перевода в школьные отметки могут быть в некоторых случаях объявлены для первичных баллов ЕГЭ. Первичные баллы ЕГЭ следует отличать от тестовых (окончательных) баллов. Синоним - сырые баллы. Портал ЕГЭ - это специализированный сервер Минобразования РФ, открытый для свободного доступа в Интернете, на котором собрана вся официальная информации о Едином Экзамене, а также ссылки на другие Интернет - ресурсы по Единому Экзамену. ППОИ - Первичный пункт обработки информации, в котором производится сканирование регистрационных бланков, а также бланков с результатами экспертизы ответов на часть "С". В субъекте федерации создаются, как правило, несколько ППОИ (по одному на район). Информация из ППОИ доставляется в РЦОИ.

48 ППЭ - Пункт проведения экзамена. Это, как правило, временно оборудованное для проведения ЕГЭ здание одной из школ региона, в котором одновременно сдают ЕГЭ выпускники из нескольких окрестных школ. Размещение преподавателей-организаторов и учащихся в аудиториях ППЭ производится с помощью автоматизированной системы и объявляется в день экзамена. Количество посадочных мест в аудитории рекомендуется устанавливать кратным пятнадцати (каждый за отдельным столом), на каждую аудиторию вместимостью до 15 человек включительно назначаются два организатора плюс еще один организатор на каждую последующую группу выпускников численностью до 15 человек. В ходе июльской (вузовской) сессии функции ППЭ принимает на себя сам вуз. Пробный ЕГЭ - это бесплатный репетиционный экзамен по материалам ЕГЭ, который организуется для всех участников ЕГЭ в апреле. Цель пробного ЕГЭ - ознакомление с процедурой ЕГЭ. Федеральный центр не гарантирует обработку всех частей пробного ЕГЭ и выдачу всех индивидуальных результатов, так как не все регионы организуют проверку и отправку протоколов ЕГЭ. Пятибалльная оценка - это оценка с использованием традиционной шкалы с четырьмя градациями "пять", "четыре", "три", "два". В едином экзамене ПО используется в аттестационном заключении, иными словами - при формировании балла аттестата.

49 Рейтинг-балл - это балл, показывающий процент участников ЕГЭ по данному предмету (по всем экспериментальным регионам ЕГЭ), получивших балл меньше или равный баллу данного участника. РЦОИ - Региональный центр обработки информации, в котором производится сбор всей информации из ППЭ (Пунктов проведения экзамена) и ППОИ (пунктов первичной обработки информации - см.) и пересылка в Федеральный центр (см. ЦТМО). В каждом субъекте федерации (области или республике в составе РФ) создается один РЦОИ. Свидетельство ЕГЭ - это именной документ с результатами ЕГЭ, в котором баллы учащегося указаны по стобалльной шкале. Учащийся может рассылать копии свидетельства в несколько различных вузов, но должен предъявить подлинник в тот вуз, в который он будет зачислен. Секьюр-пак - это секретный пакет, в котором варианты ЕГЭ доставляются из Федерального центра в Пункты проведения экзамена (ППЭ) в регионах. В СП также упаковываются заполненные на экзамене бланки ответов участников. Несанкционированное вскрытие СП приводит к необратимым изменениям, которые невозможно скрыть. Наблюдатели, а также сами участники ЕГЭ должны контролировать сохранность СП перед их вскрытием в аудиториях в Пунктах проведения экзамена.

50 Системный администратор - работник Регионального центра обработки информации, отвечающий за устойчивое функционирование всех программно- аппаратных средств, необходимых для обработки результатов ЕГЭ на региональном уровне и пересылки их в Федеральный центр (см. ЦТМО). Сертификат - это именное свидетельство о результате ЕГЭ, в котором балл учащегося за экзамен выражен на стобалльной шкале. Учащийся может рассылать копии свидетельства в несколько различных вузов, но должен предъявить подлинник в тот вуз, в который он будет зачислен. Сертификационный балл (балл свидетельства, вузовский балл) - это балл по стобалльной шкале, получаемый с помощью специальной статистической обработки заполненных бланков на этапе окончательной обработки результатов. В отличие от аттестационного балла СБ предназначен для учета вузовскими приемными комиссиями. Спецификация - основной документ, определяющий структуру и содержание контрольно-измерительных материалов по учебному предмету. С. описывает назначение экзаменационной работы, устанавливает распределение заданий по содержанию, видам деятельности и уровню сложности, утверждает систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, обозначает условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе плана экзаменационной работы, содержащегося в С., формируются КИМы.

51 Стандартизация - построение уточненной стобалльной шкалы тестовых баллов на основе статистического учета результатов всех участников, выполнивших данный тест (вариант) в стране. Результатом стандартизации является тестовый (стандартизированный) балл (см. также сертификационный балл). В ходе стандартизации должны быть устранены возможные различия в уровнях трудности между разными вариантами. Иное названия для С - шкалирование. Стобалльная шкала - это шкала, по которой измеряется сертификационный балл (см.); С.Б. предназначена для использования вузовскими приемными комиссиями с целью более высокой дифференциации (различения) уровня подготовки абитуриентов в вузах с разными условиями приема (требованиями, уровнем конкурса и т.п.). Вузовским приемным комиссиям предоставляется право самим устанавливать на стобалльной шкале границы проходных баллов или вообще никак не пересчитывать стобалльные показатели в традиционные пятибалльные. Тест - это измерительная процедура, включающая инструкцию и набор заданий, прошедшая широкую апробацию и стандартизацию. Тестирование (стандартизированное испытание) - это измерение, или формализованное оценивание на основе тестов (см.), завершающееся количественной оценкой, опирающейся на шкалы и нормы, обоснованные статистически.

52 Тестовый буклет (тестовый комплект) - это печатный текст, в котором содержатся все формулировки тестовых заданий, предназначенных для предъявления одному учащемуся в ходе одного экзамена (в рамках одного варианта). В отличие от тестовой тетради, Т.Б. не требует занесения учащимся ответов в сам буклет и предполагает работу учащегося с бланком ответов. Тестовая тетрадь - это печатный текст, в котором содержатся все формулировки тестовых заданий, предназначенный для предъявления одному учащемуся в ходе одного экзамена (в рамках одного варианта). В отличие от тестового буклета работа с тестовой тетрадью не предполагает использования отдельного бланка ответов, так как все ответы учащийся заносит в саму тестовую тетрадь. На этапе эксперимента по ЕГЭ ТТ не используются. Тестология - это наука о создании и применении тестов. В области педагогических измерений Т. - это теоретико-методологическое и методическое обоснование процессов разработки и применения педагогических тестов. Тестовые баллы - это окончательные баллы по результатам ЕГЭ, которые выставляются по стобалльной шкале в результате процедур шкалирования, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках сессии ЕГЭ данного года. Тестовые баллы следует отличать от первичных (сырых) баллов. Тестовые шкалы (шкала) - упорядоченные множества числовых оценок результатов тестирования; для разных целей создаются различные тестовые шкалы (см. пятибалльная шкала, стобалльная шкала).

53 Тестовый комплект - набор материалов, предназначенный для одного учащегося при проведении экзамена. ТК включает тестовый буклет и бланк ответов, или тестовую тетрадь. ТК не следует путать с вариантом теста: для одного варианта в ЕГЭ создаются различные ТК. Тип задания - это разновидность тестовых заданий, обладающих определенной формальной структурой. В ЕГЭ задания бывают закрытого (или с заданными ответами) и открытого типов; последние в свою очередь делятся на задания с краткими свободными и развернутыми ответами. Трудность задания - характеристика задания, отражающая статистический уровень его выполнения на выборке стандартизации. ТЗ отражает процент ошибок, допущенных учащимися при выполнении данного задания. ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений при Минобразования РФ, ФИПИ координирует работу образовательных и научных учреждений по подготовке КИМов ЕГЭ. ЦТМО - сокращение от "Центр тестирования министерства образования Российской Федерации". ЦТМО разрабатывает технологию ЕГЭ и осуществляет проведение ЕГЭ, координируя работу региональных центров и пунктов - РЦОИ, ППОИ, ППЭ.

54 Части теста (часть) - В тестах ЕГЭ присутствуют две части: первая содержит сравнительно легкие задания (т.н. базовые задания) и облегчает получение всеми учащимися положительной оценки, вторая содержит трудные задания типа "С", требующие развернутых ответов. Учащийся не обязан выполнять вторую часть, но без выполнения второй части невозможно получить отметку "отлично" и поступить в сильный вуз с высоким конкурсом. Шкалирование результатов - это процесс формирования тестовых шкал и тестовых норм, то есть правил начисления тестовых баллов по результатам тестирования на основе статистических данных. Иное название для Ш. - окончательная обработка результатов (см). Экзамен - это процесс оценивания образовательных достижений учащихся с целью аттестации или конкурсного отбора; в Едином экзамене в качестве инструмента его проведения используются КИМы, или тесты, разработанные для всех регионов в едином федеральном центре. Экзаменационные демоверсии - это варианты КИМ ЕГЭ, которые использовались в реальных сессиях ЕГЭ в прошлые годы, а в данный момент открыты для всеобщего ознакомления и тренировки учащегося. Эксперты - это специалисты-преподаватели по определенному предмету, которые привлекаются к обработке результатов ЕГЭ для оценивания заполненных бланков по заданиям типа "С" - с развернутыми ответами. Эксперты работают под руководством председателей предметных комиссий регионов и собираются на несколько дней на базе одного из ППОИ или на базе РЦОИ.

55 Подготовка к экзамену Накануне экзамена Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам Приемы запоминания учебного материала Советы по психологической подготовке к единому государственному экзамену выпускников и их родителей:

Советы выпускникам: Подготовка к экзамену 1) Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. 2) Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. 3) Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. 4) Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. 5) Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. 6) Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. 7) Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. 56

Советы выпускникам: Накануне экзамена Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами. 57

Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования: Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. 58

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. 59

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. 60

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг"). 61

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки. 62

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам -Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. - Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". - Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. - Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. - Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. 63

-Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. - Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. - Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. 64

-Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов. - Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. - Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. 65

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: -пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; -внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); -если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; -если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий. 66

Приемы запоминания учебного материала: 1) 1-ый день – 2 повторения; 2-ой день – 1 повторение; 3-ий день – без повторений; 4-ый день – 1 повторение; 5 и 6 дни – без повторений; 7-ой день – 1 повторение. 2) Повторить через минут; Повторить через 8-9 часов; И еще через 24 часа. 3) Повторить про себя или вслух; Повторить через 1 сек, через 2 сек, через 4 секунды; Повторить через 10 минут; Повторить через 2-3 часа; Повторить через 2 дня, через 5 дней. 67

Литература: 1.Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – М.: Интеллект – Центр, Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе) – М.: Генезис, Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин, И.В. Ильина. Как подготовиться к Единому государственному экзамену // Педагогическая диагностика Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова Подготовка школы к ЕГЭ // Сельская школа Словарь "Термины и сокращения Единого государственного Экзамена", 2003 г. 68

1. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ФГУ "Государственный научно_исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций" ФГНУ "Государственный научно_исследовательский институт информационных образовательных технологий" ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ для основного общего и среднего (полного) общего образования / Каталог, Москва «Решение заданий части A и В демонстрационной версии варианта ЕГЭ по информатике 2009 год». Автор: Ровнягина Лидия Вячеславовна, учитель информатики МОУ «СОШ 3» г.Темрюк, Краснодарского края n.ru/communities.aspx?cat_no=85737&lib_no=86475&tmpl=lib Интернет – ресурсы: 69

Составитель: 70 Кабисских Жанна Германовна, учитель информатики, МОУ «Средняя общеобразовательная школа 16» г.Кемерово

71

ЕДИННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН Часть А демо-варианта 2009

A1 Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16- битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 бит. Какова длина сообщения в символах? 1) 302) 603) 1204) 480 Решение

A2 В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов? 1) 70 бит 2) 70 байт 3) 490 бит 4) 119 байт Решение

A3 Дано а = D7 16, b = Какое из чисел c, записанных в двоичной системе, отвечает условию a < c < b? 1) ) ) ) Решение

A4 Чему равна сумма чисел 43 8 и ? 1) ) ) ) Решение

A5 Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы: 1) c = –11 2) c = 15 3) c = 27 4) c = 33 Решение БейсикПаскальАлгоритмический a = 5 a = a + 6 b = – a c = a – 2 * b a: = 5 a: = a + 6 b: = – a c: = a – 2 * b а : = 5 а : = a + 6 в : = – a с : = a – 2 * b

A6 Дан фрагмент программы, обрабатывающей двумерный массив A размера n×n. Представим массив в виде квадратной таблицы, в которой для элемента массива A[i,j] величина i является номером строки, а величина j –номером столбца, в котором расположен элемент. Тогда данный алгоритм меняет местами 1) два столбца в таблице 2) две строки в таблице 3) элементы диагонали и k-ой строки таблицы 4) элементы диагонали и k-го столбца таблицы Решение БейсикПаскальАлгоритмический k = 1 FOR i = 1 TO n c = A(i,i) A(i,i) = A(k,i) A(k,i) = c NEXT i k:=1; for i:=1 to n do begin c:=A[i,i]; A[i,i]:=A[k,i]; A[k,i]:=c end k:=1 нц для i от 1 до n c:=A[i,i] A[i,i]:=A[k,i] A[k,i]:=c кц

A7 Для какого из указанных значений X истинно высказывание ¬ ((X>2) –> (X>3))? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Решение

A8 Укажите, какое логическое выражение равносильно выражению A /\ ¬ (¬B \/ C). 1) ¬A \/ ¬B \/ ¬C 2) A /\ ¬B /\ ¬C 3) A /\ B /\ ¬C 4) A /\ ¬B /\ C Решение

A9 Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F: Какое выражение соответствует F? 1) ¬X /\ ¬Y /\ ¬Z 2) X /\ Y /\ Z 3) X \/ Y \/ Z 4) ¬X \/ ¬Y \/ ¬Z Решение XYZF

A10 Путешественник находится в аэропорту DLU в полночь (0:00). Определите самое раннее время, когда он может оказаться в аэропорту QLO. 1) 15:402) 16:353) 17:154) 17:25 Решение Аэропорт вылета Аэропорт прилета Время вылета Время прилета QLOIGT06:2008:35 IGTDLU10:2512:35 DLUIGT11:4513:30 OPKQLO12:1514:25 QLODLU12:4516:35 IGTQLO13:1515:40 DLUQLO13:4017:25 DLUOPK15:3017:15 QLOOPK17:3519:30 OPKDLU19:4021:55 Между четырьмя крупными аэропортами, обозначенными кодами DLU, IGT, OPK и QLO, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между этими аэропортами:

A11 Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11, соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов БАВГ и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится : 1) 4B 2) 411 3) BACD 4) 1023 Решение

A12 Цепочка из трех бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему правилу. В конце цепочки стоит одна из бусин A, B, C. На первом месте – одна из бусин B, D, C, которой нет на третьем месте. В середине – одна из бусин А, C, E, B, не стоящая на первом месте. Какая из перечисленных цепочек создана по этому правилу? 1) CBB 2) EAC 3) BCD 4) BCB Решение

A13 Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы: Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ. Символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность. Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?hel*lo.c?*. 1) hello.c 2) hello.cpp 3) hhelolo.cpp 4) hhelolo.c Решение

A14 Результаты тестирования представлены в таблице: Сколько записей в ней удовлетворяют условию «Пол = ж ИЛИ Химия > Биология»? 1) 52) 23) 34) 4 Решение ФамилияПолМатематикаРусский язык ХимияИнформатикаБиология Аганянж Воронинм Григорчукм Роднинаж Сергеенкож Черепановаж

A15 Для кодирования цвета фона страницы Интернет используется атрибут bgcolor = "ХХХХХХ", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB- модели. Какой цвет будет у страницы, заданной тэгом ? 1) белый 2) зеленый 3) красный 4) синий Решение

A16 В электронной таблице значение формулы =СУММ(B1:B2) равно 5. Чему равно значение ячейки B3, если значение формулы =СРЗНАЧ(B1:B3) равно 3? 1) 8 2) 2 3) 3 4) 4 Решение

A17 Решение

A18 Решение

Решение: Пусть в первоначальном сообщении х символов. Тогда его объем равен: 16 бит * х = 16х бит. В перекодированном сообщении количество символов не изменилось, то есть оно также равно х, а вот объем его равен: 8 бит * х = 8х бит. И этот объем меньше первоначального на 480 бит. Составляем уравнение и решаем его: 16х = 8х+480 8х = 480 х = 60 Правильный ответ – 2.НАЗАДНАЗАД A1

Решение: Для решения необходимо воспользоваться формулой нахождения количества информации Хартли, так как события «прохождение» или «не прохождение» для участников велокросса равновероятностные: I = log 2 K, К - количество равновероятных событий; I - количество бит в сообщении, такое, что любое из К событий произошло. Тогда K = 2 I. В нашем случае К – это количество участников, а I - это минимальное количество бит, необходимых для того чтобы любое из К событий произошло. K = = 2 I Если I = = 128, и этого количества бит достаточно для регистрации прохождения 119-ти спортсменов. 7 бит – минимальное количество бит. Всего прошло 70 спортсменов, значит информационный объем сообщения равен: 70 * 7 = 490 бит. Правильный ответ – 3. НАЗАД НАЗАД A2

Решение: Переводим числа в одну систему счисления, например, в двоичную: а = b = Варианты ответов 1) и 3) совпадают с числами a и b. Следовательно, эти варианты не подходят, так как стоит строгое неравенство. Видно также, что во всех предлагаемых числах старшие 4 бита одинаковы. Можно их в дальнейшем не рассматривать. Поучаем для варианта ответа 2) 111

Решение: Переведем все числа в двоичную систему счисления: = (записать каждую 16-ричную цифру двоичной тетрадой; если старшие разряды нулевые до первой значащей 1, их игнорировать) = (записать каждую 8-ричную цифру двоичной триадой – группой из трёх двоичных цифр; если старшие разряды нулевые до первой значащей 1, их игнорировать). Произведем сложение. Правило сложения: Поскольку варианты ответа представлены в двух системах счисления (двоичная уже есть), то переведем его в 8-ную и 16-ричную системы = = (этот перевод можно и не делать, так как по переводу в восьмеричную систему определился правильный ответ). Правильный ответ – 2. НАЗАДНАЗАД A

Решение: Исходные данные: a: = 5. a: = a+6 = 5+6 = 11 b: = -a = -11 c: = a – 2*b = 11- 2*(-11) = 33 Правильный ответ – 4. НАЗАДНАЗАД A5

Решение: (Программа рассматривается на языке Паскаль). Из текста программы видно, что в цикле с параметром используется алгоритм замены элементов массива A[i,i] и A[k,i] с использованием дополнительной переменной с. A[i,i] – это элемент главной диагонали (по правилу квадратных массивов). Значение переменной k в цикле не изменяется, значит, меняется элемент k-ой строки и главной диагонали. Правильный ответ – 3. НАЗАДНАЗАД A6

Решение: В записи логического высказывания стоит отрицание сложного высказывания. Если ((X > 2) –> (X > 3)) = 1 (истинно), то (X > 2) –> (X > 3) = 0 (ложно) Импликация ложна в единственном случае, тогда (X > 2) = 1, а (X > 3) = 0. Получаем, что X > 2 и X 3. Только одно число входит в этот промежуток. Это 3. Правильный ответ – 3. НАЗАДНАЗАД A7

Решение: Перед скобкой стоит инверсия. Применяем закон де Моргана для дизъюнкции. Получаем: A /\ ¬ (¬B \/ C) = A /\ B /\ ¬ C. Правильный ответ – 3. НАЗАДНАЗАД A8

Решение: Составим таблицы истинности для каждого из четырёх выражений: Искомому значению F соответствует 4) вариант ответа. Правильный ответ – 4. НАЗАДНАЗАД A9 XYZ X Y Z 1) X /\ Y /\ Z 2) X /\ Y /\ Z3) X \/ Y \/ Z4) ¬X \/ ¬Y \/ ¬Z

Решение: Посмотрим на время прилета в QLO. Это строки 4, 6 и 7. Рассмотрим строку 4. Такого варианта ответа нет. Даже размышляя над вариантом этой строки, приходим к выводу, что этот ответ не верен: Прилет в QLO в из ОРК. Прилететь же в ОРК можно не раньше (строка 8). Рассмотрим строку 6. Вылет в QLO из IGT в и прилет в А прилететь в IGT пассажир может только в (строка 3), выходит, что он опаздывает на рейс в QLO на 15 минут. Вариант ответа не подходит. Остается последний вариант – Правильный ответ – 4. НАЗАДНАЗАД A10

Решение: Очевидно, что коды букв можно записать так: Записываем фразу БАВГ: Б А В Г Видно, что в получившейся записи 7 разрядов. Значит, в шестнадцатеричном коде будет не более 2-х цифр (по тетрадам). Ответ единственный – 4B. В данном случае даже нет необходимости переводить в шестнадцатеричную систему счисления. Для примера можно и перевести (двоичные цифры) 4 В (шестнадцатеричные цифры) Получаем: = 4B 16. Правильный ответ – 1. НАЗАДНАЗАД A11 АБВГ

Решение: Проанализируем представленные данные: 1) Поскольку в конце цепочки стоят бусины A, B, C, вариант ответа 3) исключается из рассмотрения. По второму условию на первом месте должны быть бусины B, D, C. К этому условию не подходит вариант 2). Проверяем последнее условие (в середине – одна из бусин А, C, E, B, не стоящая на первом месте) – не подходит 4) вариант. Правильный ответ – 1. НАЗАДНАЗАД A12

Решение: Имя файла ?hel*lo. Это означает, что перед h стоит еще один символ (?h). Получаем: варианты 1) и 2) не подходят. Расширение файла c?*, то есть в нем должно быть не меньше (больше или равно) двух (c?) символов. Получаем: Правильный ответ – 3. НАЗАДНАЗАД A13

Решение: Составное условие состоит из трех простых логических высказываний, объединенных операцией логического сложения «ИЛИ». Рассмотрим первое простое высказывание (Пол = ж). Ему удовлетворяют записи с номерами 1, 4, 5, 6. Рассмотрим второе простое высказывание Химия > Биология. Ему удовлетворяют записи с номерами 2, 5, 6. Поскольку все простые высказывания соединены дизъюнкцией, то получим объединение двух множеств записей, соответствующих каждому простому высказыванию. Поскольку записи с номерами 5 и 6 встречаются в первом множестве, объединение будет равно 4 +1 = 5 записям. Правильный ответ – 1. НАЗАДНАЗАД A14

Решение: Поскольку модель RGB 24-битная, то один цвет кодируется 24 : 3 = 8 бит. В тэге код максимальный Разбивая по 8 бит, получим максимальную интенсивность красного, зеленого и синего. Используем таблицу кодировки цветов при глубине кодирования 24 бита: Правильный ответ – 1. НАЗАДНАЗАД A15 Название цвета Интенсивность КрасныйЗеленыйСиний Черный Красный Зеленый Синий Голубой Желтый Белый

Решение: Запишем формулы в виде уравнения: 1) СУММ(B1:B2) = 5 В1 + В2 = 5. 2) СРЗНАЧ(B1:B3) = 3 (В1+В2+В3)/3 = 3. В1+В2+В3 = 9 из второго равенства. Подставляем первое равенство во второе: 5 + В3 = 9. В3 = 4. Правильный ответ – 4. НАЗАДНАЗАД A16

Решение: Подсчитаем количество призеров по каждому предмету во всех городах: М: = 520 человек. Ф: = 380 человек. И: = 300 человек. Получается, что доля призеров по математике < половины от всех призеров, а физиков, больше, чем информатиков. Этим условиям удовлетворяет только диаграмма под номером 1). Правильный ответ – 1. НАЗАДНАЗАД A17

Решение: Проходить для каждой клетки все циклы приведенной программы бессмысленно. В данном случае, очевидно, что для того, чтобы РОБОТ вернулся в исходное состояние, необходимо, чтобы: он не имел возможности первоначально двигаться вниз; имел возможность двигаться влево до стены; не имел возможности двигаться вверх; имел возможность двигаться вправо до стены. Проанализировав структуру рисунка, приходим к выводу, что такая клетка есть только одна в верхнем ряду F6. Правильный ответ – 1. НАЗАДНАЗАД A18

Источник: 1. Портал «Сеть творческих учителей» Сообщество учителей информатики. ЕГЭ по информатике. Библиотека документов. n.ru/communities.aspx?cat_no=85737&lib_no=86475&tmpl=lib «Решение заданий части A и В демонстрационной версии варианта ЕГЭ по информатике 2009 год». Автор: Ровнягина Лидия Вячеславовна, учитель информатики МОУ «СОШ 3» г.Темрюк, Краснодарского края

ЕДИННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН Часть В демо-варианта 2009

В1 Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из трех состояний («включено», «выключено» или «мигает»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 18 различных сигналов? Решение

В2 Решение

В3 Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием четыре оканчивается на 11. Решение

В4 Каково наибольшее целое число X, при котором истинно высказывание - (50 (50>(X+1) ·(X+1))? Решение

В5 У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера: 1. прибавь 3 и2. умножь на 4 Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а, выполняя вторую, умножает его на 4. Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 57, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд. (Например, программа это программа умножь на 4 прибавь 3 умножь на 4 прибавь 3 прибавь 3 которая преобразует число 2 в 50.) Решение

В6 Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания из 3-х учеников, один из которых всегда говорит правду, другой всегда лжет, а третий говорит через раз то ложь, то правду. Директор знает, что их зовут Коля, Саша и Миша, но не знает, кто из них правдив, а кто – нет. Однажды все трое прогуляли урок астрономии. Директор знает, что никогда раньше никто из них не прогуливал астрономию. Он вызвал всех троих в кабинет и поговорил с мальчиками. Коля сказал: "Я всегда прогуливаю астрономию. Не верьте тому, что скажет Саша". Саша сказал: "Это был мой первый прогул этого предмета". Миша сказал: "Все, что говорит Коля, – правда". Директор понял, кто из них кто. Расположите первые буквы имен мальчиков в порядке: "говорит всегда правду", "всегда лжет", "говорит правду через раз". (Пример: если бы имена мальчиков были Рома, Толя и Вася, ответ мог бы быть: РТВ) Решение

В7 Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна бит/c. Через данное соединение передают файл размером 625 килобайт. Определите время передачи файла в секундах. Решение

В8 Строки (цепочки символов латинских букв) создаются по следующему правилу. Первая строка состоит из одного символа – латинской буквы «А». Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в очередную строку сначала записывается буква, чей порядковый номер в алфавите соответствует номеру строки (на i-м шаге пишется «i»-я буква алфавита), к ней справа дважды подряд приписывается предыдущая строка. Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу: (1) A (2) BAA (3) CBAABAA (4) DCBAABAACBAABAA Латинский алфавит (для справки): ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ Запишите семь символов подряд, стоящие в восьмой строке со 126-го по 132-е место (считая слева направо). Решение

В9 Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман куртки. Петина мама случайно постирала куртку вместе с запиской. После стирки Петя обнаружил в кармане четыре обрывка с фрагментами IP-адреса. Эти фрагменты обозначены буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP- адресу. Решение

В10 В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите номера запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции ИЛИ в запросе используется символ |, а для логической операции И – &. Решение 1принтеры & сканеры & продажа 2принтеры & продажа 3принтеры | продажа 4принтеры | сканеры | продажа

Решение: Три состояния лампочки – троичная система счисления. Воспользуемся, как и в задании А2, формулой Хартли: 18=3 I. I min = 3 Правильный ответ – 3.НАЗАДНАЗАД В1

Решение: Исходные данные: a: = 1, b: = 1. Выполняем действия в цикле с предусловием до тех пор, пока a шаг цикла: a = 256 (нет) a: = a*2 = 2; b: = b + a = 3 2 шаг цикла: a = 256 (нет) a: = a*2 = 4; b: = b + a = 7 3 шаг цикла: a = 256 (нет) a: = a*2 = 8; b: = b + a = 15 4 шаг цикла: a = 256 (нет) a: = a*2 = 16; b: = b + a = 31 5 шаг цикла: a = 256 (нет) a: = a*2 = 32; b: = b + a = 63 6 шаг цикла: a = 256 (нет) a: = a*2 = 64; b: = b + a = шаг цикла: a = 256 (нет) a: = a*2 = 128; b: = b + a = шаг цикла: a = 256 (нет) a: = a*2 = 256; b: = b + a = шаг цикла: a = 256 (да) выполнение цикла с предусловием прекращается и конечные значения b: = 511. Можно решить задачу проще. Достаточно заметить, что на каждом этапе итерации происходит удвоение переменной а. До 256 шагов будет 8. При этом по блок-схеме очевидно, что значение переменной b = а*2 -1. Получаем: последнее состояние а = 2 8 = 256. Тогда b = 256*2-1 = 511 Правильный ответ – 511.НАЗАДНАЗАД В2

Решение: Переводим число 25 в четверичную систему счисления: = Искомые числа должны быть

Решение: (50 (50>(X+1) 2 ) В выражении (50 (50>(X+1) ·(X+1)) между скобками стоит импликация, которая истинна в трех случаях: когда условие (первое выражение) ложно и следствие (второе выражение) – ложно); когда оба выражения истинны и когда первое выражение ложно, а второе - истинно. Рассмотрим ситуацию, когда оба выражения ложны. (50 = X 2. Эта ситуация возможна только при максимальном х= 7 50>(X+1) 2 = 0 50< = (X+1) 2. 50< = (7+1) 2. 50< = 64. Правильный ответ – 7. НАЗАДНАЗАД В4

Решение: Можно рассуждать от обратного, получая кратчайший результат. При этом команда прибавь 3 меняется на обратную ей вычти 3, а команда умножь на 4 меняется на раздели на 4. 1) 57 – 3 = 54 2) 54 – 3 = 513) 51 – 3 = 48 4) 48 : 4 = 125) 12 : 4 = 3 А теперь восстановим прямой порядок действий: 1) умножь на 42) умножь на 43) прибавь 3 4) прибавь 35) прибавь 3 Правильный ответ – НАЗАДНАЗАД В5

Решение: Поскольку раньше никто не прогуливал астрономию, то можно сделать вывод о том, что Коля лжет, так как утверждает: «Я всегда прогуливаю астрономию». Тогда вторая часть его высказывания («Не верьте тому, что скажет Саша») свидетельствует, что Саша – говорит правду. Остается один вариант, что Миша говорит правду через раз. Правильный ответ – СКМ. НАЗАДНАЗАД В6

Решение: 1) Переводим размер файла в биты: 625 килобайт = бит. 2) Определяем время передачи файла : = 40 секунд Правильный ответ – 40. НАЗАДНАЗАД В7

Решение: Запишем для наглядности строки. Видно, что все строки заканчиваются одними и теми же символами, начиная с 3-ей строки. Количество символов в получающихся строках находим по формуле: k i+1 = k i * Получаем, что в 8-ой строке на 128 месте (H+7-ая строка) будет стоять последняя буква всех последовательностей (А). Значит, на первые три буквы искомой записи – BAA. Нужно записать 7 символов (с 126 по 132 буквы). Берем первые 4 буквы строки 7, так как она повторится дважды. Правильный ответ – BAAGFED. НАЗАДНАЗАД В8 Номер строки КомбинацииКоличество символов 1А1 2BAA3 3CBAABAA7 4DCBAABAACBAABAA15 5EDCBAABAACBAABAADCBAABAACBAABAA31 6FEDCBAABAACBAABAADCBAABAACBAABAA EDCBAABAACBAABAADCBAABAACBAABAA 63 7GFEDCBAABAACBAABAADCBAABAACBAABAA EDCBAABAACBAABAADCBAABAACBAABAA FEDCBAABAACBAABAADCBAABAACBAABAA EDCBAABAACBAABAADCBAABAACBAABAA 127 8H + 2 раза 7-ая строка255

Решение: IP-адрес – это 4 цифры, каждая из которых не более 255. Очевидно, что начинается последовательность с 20 (Г). После (А) не может быть никакого числа, так как получим 64 + (В) или (Б) даст число > 255. Значит, А – последняя часть записи. (В) не может стоять перед (Б) – получим четырехзначное число. Получаем: Правильный ответ – ГБВА. НАЗАДНАЗАД В9

Решение: Наименьшее число страниц по запросу принтеры & сканеры & продажа (1) Затем - принтеры & продажа - (2). Далее - принтеры | продажа (3). И максимальное количество страниц по запросу принтеры | сканеры | продажа (4). Записываем в порядке возрастания: Правильный ответ – НАЗАДНАЗАД В10

Источник: 1. Портал «Сеть творческих учителей» Сообщество учителей информатики. ЕГЭ по информатике. Библиотека документов. n.ru/communities.aspx?cat_no=85737&lib_no=86475&tmpl=lib «Решение заданий части A и В демонстрационной версии варианта ЕГЭ по информатике 2009 год». Автор: Ровнягина Лидия Вячеславовна, учитель информатики МОУ «СОШ 3» г.Темрюк, Краснодарского края