Разработка содержания дистанционного курса Никуличева Наталия Викторовна зав. кафедрой дистанционного обучения Министерство образования и науки РФ ФГАУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дистанционный курс : разработка, построение, проведение Никуличева Наталия Викторовна зав. кафедрой дистанционного обучения.
Advertisements

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.
Сетевое сообщество педагогов, как средство повышения качества образования Из опыта работы.
Сетевой курс "Теория и практика ДО" М.А. Татаринова, к.п.н., зав. лабораторией ДО ИСМО РАО,
Подготовила учитель физики ВСШ 4 О.В. Казакова 2010 (отредактированное 2012)
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения Курс в дистанционном обучении Романова Екатерина Владимировна,
ПРЕЗЕНТАЦИЯ выполненных работ по 1 этапу Государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «13» октября 2011 г. 06.Р «Создание.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Oчно - дистанционный курс Intel ® Обучение для будущего. ( версия10.0) Пасечник Ирина Григорьевна Южноукраинский национальный педагогический университет.
Опыт создания единой информационной среды школы директор школы30 Харламова Надежда Валентиновна.
ИКТ-компетентность педагога. ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: понятие Профессионализм.
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения ДО в современном образовании Кирилл Сергеевич Лебедев Руководитель.
Педагогический сценарийРазработка педагогического сценария Педагогический сценарий - это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная.
Курсы АПК и ППРО Неясова Неясова Галина Анатольевна Галина Анатольевна Учитель биологии Учитель биологии МКОУ « Шабурновская СОШ » МКОУ « Шабурновская.
1 Возможности СДО НП «Телешкола» для участников образовательного процесса.
Типы и особенности электронных образовательных ресурсов.
Дистанционное обучение: проблемы педагогического проектирования и организации учебного процесса М.А. Татаринова, к.п.н., заведующая лабораторией ДО ИСМО.
1 Требования к содержанию электронных образовательных ресурсов СОИРОСОИРО.
Сетевые педагогические сообщества как форма самообразования и повышения квалификации учителей.
Международная конференция EduTech Russia 2011 «Инновационные технологии в образовании и обучении»
Транксрипт:

Разработка содержания дистанционного курса Никуличева Наталия Викторовна зав. кафедрой дистанционного обучения Министерство образования и науки РФ ФГАУ « Федеральный институт развития образования »

Мы хотели, чтобы наши дети умели работать в Internet c шести лет – раньше, чем научаться читать. Оказывается, они неплохо разбираются в Сети уже c пяти лет. Теперь встает вопрос - как научить их читать ? Билл Клинтон ( С ) Никуличева Н. В.,

Информационные - педагогические компетенции преподавателя для создания ДК компетенции методического проектирования собственно профессионального продукта ( дистанционный урок, курс, электронный учебник и др.), способность разрабатывать стратегию своего дальнейшего профессионального развития в области ДО ; компетенции разработки, создания, внедрения и применения УМК в образовательном дистанционном процессе, проектирование систем и средств сопровождения методической работы в учебном заведении ; компетенции владения совместной ( групповой, кооперативной ) профессиональной деятельностью, сотрудничеством при организации ДО, работой в команде ; компетенции владения приемами создания различных видов педагогического контроля ( проекты, рефераты, отчёты, веб - квесты, тесты и т. д.), проектирования системы оценки качества контрольных материалов, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля и др. ( С ) Никуличева Н. В.,

Возможности сети Интернет для педагога методическая поддержка деятельности учителя ( электронные библиотеки, образовательные сайты ); возможность повышения квалификации на дистанционных курсах ; участие в олимпиадах, конкурсах ( в том числе и вместе со своими учениками ); возможность профессионального общения с коллегами - педагогами в сетевых сообществах ; использование сервисов – форумы, вики - вики, блоги, e- mail, делишес, skype ( и другие программы для видеоконференций ), списки рассылки и т. д. в учебном процессе. 4 ( С ) Никуличева Н. В., 2012

Образовательный Интернет сегодня Форумы Чаты, ICQ Вики-вики Блоги Твиттер Е-mail Делишес Skype (и другие программы для видеоконференций) Списки рассылки … и другие Единая Национальная Коллекция ЦОР Единое окно доступа к образовательным ресурсам Каталог учебных модулей ФЦИОР Электронные библиотеки Личные сайты педагогов … и другие Интернет-государство учителей (ИнтерГу.ру) ITN (Сеть творческих учителей) Intel КМ-wiki Openklass СоцОбраз Сообщество блоггеров от образования Лига образования Региональные Wiki … и другие 5 ( С ) Никуличева Н. В., 2012

Педагогические сетевые сообщества 1. Интернет - государство учителей Сеть творческих учителей n.ru/ n.ru/ 3. Интернет - педсовет 4. Ассоциация e-Learning специалистов "e- Learning PRO" 5. Педсовет по средам sector.relarn.ru sector.relarn.ru 6. Сообщество специалистов электронного обучения ( С ) Никуличева Н. В.,

Сайты конференций по дистанционному обучению и информационным технологиям 1. открытый каталог научных конференций, выставок и семинаров конференция - выставка " Информационные технологии в образовании " ( ИТО ) конференция представителей региональных научно - образовательных сетей "RELARN" Международная ежегодная конференция - выставка " Применение новых технологий в образовании « ( г. Троицк ) E-learning MOSCOW Education Online Всероссийская ежегодная научно - методическая конференция " Телематика ( г. Санкт - Петербург ) ( С ) Никуличева Н. В.,

Сайты издательств, фирм, связанных с ДО и ИТ 1. Издательский дом " Первое сентября " Журнал " Информатика и образование " Журнал " Открытое и дистанционное образование " фирма Competentum ( Физикон ) фирма 1 С фирма " Новый диск " фирма МедиаХауз ( С ) Никуличева Н. В.,

Предметные сайты по ДО 1. сайт " Открытый колледж " содержит материалы к урокам по математике, физике, астрономии, химии, биологии, географии Астрономия и физика. Новые информационные технологии в обучении сайт по биологии сайт по физике кабинет химии сайт по истории и обществознанию сайт по музыке сайт по обучению рисованию сайт по физике дистанционный урок по риторике дистанционный урок по физике учителю технологии сайт по информатике ( С ) Никуличева Н. В.,

Учреждения, использующие ДО 1. школа дистанционной поддержки образования детей - инвалидов – структурное подразделение ГОУ Центра образования " Технологии обучения " Интернет - школа « Просвещение » Русский гуманитарный интернет - университет Учебный Центр вычислительной техники ( дистанционные курсы ) система дистанционного образования МГИУ Международный институт менеджмента ЛИНК дистанционный курс " Векторная графика и flash- анимация " проведение дистанционных курсов Виртуальный колледж электронной коммерции ( С ) Никуличева Н. В.,

Каталоги цифровых материалов 1. Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов ( ЦОР ). Каталог ИУМК, ИИСС, ЦОР ФЦИОР - Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов. Каталог учебных модулей по дисциплинам Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог учебных продуктов. ( С ) Никуличева Н. В.,

Дистанционный учитель года Конкурс " Дистанционный учитель года " ( который проводит ЦДО " Эйдос " и с победы в котором ( когда - то начался новый этап в моей жизни - дистанционное преподавание. Моя итоговая рефлексия по конкурсу Конкурс " Дистанционный учитель года " - отличная школа для дистанционного педагога. ( С ) Никуличева Н. В.,

Дистанционный курс – это образовательная система, обеспечивающая условия для получения образования в условиях дистанционного обучения и включающая в качестве компонентного состава цели, содержание, метода, средства и организационные формы обучения, а также взаимодействие деятельности учителя и учащихся в контексте выбранной концепции обучения. 13 ( С ) Никуличева Н. В., 2012

Подготовка к дистанционному курсу ( С ) Никуличева Н. В.,

Организация курса ДО - это работа команды Главное – правильная координация работы между участниками процесса. Идеальный вариант - всё сможет совместить в себе автор курса, ( т. к. автор сможет наиболее качественно представить свой курс для обучаемого ). Автор курса даёт подробное описание теоретического и практического материала курса методисту - дизайнеру. Методист - дизайнер представляет материал в наиболее выигрышном виде для понимания обучаемого, получает согласие автора курса и пишет техническое задание для программиста. Программист размещает содержание курса на сайте или в оболочке, руководствуясь пожеланиями автора и методиста - дизайнера, т. е. выполняет только техническую работу. ( С ) Никуличева Н. В.,

Основные модули курса ДО Вводный модуль ( краткая аннотация курса, цели, программа курса, срок обучения, требования к аппаратному и программному обеспечению ) Административный модуль ( регистрация, распределение по группам, тематический план, график выполнения заданий, мониторинг активности ) Представительский модуль ( автор курса, преподаватель курса, студенты, координатор курса, системный администратор ) Учебный модуль ( модули курса ) Модуль интерактивного взаимодействия ( форумы, чат, эл. почта, блоги, вики - вики, видео -, телеконференции ); Модуль контроля ( контрольные, практические работы, веб - квесты, тесты ) ( С ) Никуличева Н. В.,

Отбор и структурирование материала для ДК Просто о сложном – перевод с русского на русский ! Толкование всего, что может быть непонятным ( сноски, глоссарий, словари, ссылки ) Лирические отступления при очных лекциях – лишние абзацы в ДК ! Наглядность – таблицы, схемы, графики, рисунки … чем больше, тем лучше … Текст структурировать – начертания, цвета, абзацы, списки ! Ссылки на источники текста и изображения ! Простая навигация курса Максимум коммуникаций с преподавателем ! 17 ( С ) Никуличева Н. В., 2012

Учебный модуль курса ДО Цели, ожидаемые результаты Проблемная ситуация Проекты Индивидуальные задания Групповые задания Обсуждения, дискуссии Контрольные задания, тесты Ролевые, деловые игры Ситуационный анализ ИКТ Ресурсы Интернет Содержание Портфолио ученика ( С ) Никуличева Н. В.,

ДК для взрослых и детей Слушатели курсов ПКУченики и студенты « плавающие » сроки сдачи заданийболее жёсткие сроки сдачи заданий практические формы контролятеоретические ( рубежные тесты ) и практические формы контроля большое количество словесного теоретического материала и ссылки на дополнительную литературу меньшее количество словесного теоретического материала, аудио - и видеолекции ( записи ), ссылки на дополнительную литературу словесное и графическое описание моделей, таблиц, графиков, схем флеш - ролики с динамичными схемами и тренажёрами офф - лайн консультациион - лайн вебинары и консультации 1-2 вида коммуникацииболее 5 видов коммуникаций ( С ) Никуличева Н. В.,

( С ) Никуличева Н. В.,

Вводный раздел ( инструкция ) Общая информация о курсе Цели и задачи обучения на курсе Перечень компетенций ( по модулям ) Порядок изучения курса Место и роль курса в образовании Что ожидает обучаемого в ходе курса Режим обучения на курсе Примерные сроки выполнения заданий Адреса отправки контрольных заданий Формы контроля знаний Шаблон рефлексии Критерии успешного завершения работы над курсом Условия пересдачи материала в случае неуспешного освоения курса Информация об авторе, преподавателе ( С ) Никуличева Н. В.,

( С ) Никуличева Н. В.,

Доска объявлений Размещение новостей : Состав малых групп ( их эл. адреса ) Задания малым группам Объявление о чатах, о видеоконференции О размещении материалов в общем форуме, телеконференции О получении рефератов, других материалов от слушателей Оперативная информация ( С ) Никуличева Н. В.,

Медиатека в ДО Мультимедийные материалы к занятиям Мультимедийные энциклопедии, словари Обучающие программы Ссылки на интернет - ресурсы по курсу Коллекции проектов, итоговых презентаций Собрание медиа - объектов ( аудио - видео - мультимедиа ресурсы, пр.) ( С ) Никуличева Н. В.,

Библиотека в ДО Ссылки на виртуальные библиотеки Авторефераты Публикации по теме курса в открытом доступе Справочные материалы Словари, глоссарии Ссылки на дополнительные источники ( С ) Никуличева Н. В.,

( С ) Никуличева Н. В.,

Телеконференция Представление проблемной ситуации, подлежащей обсуждению для организации дальнейшей дискуссии, ситуационного анализа или проекта ( в виде текста, видеоклипа, фото и пр.). Размещение папок ( веб - страниц ) для дискуссий по отдельным проблемам. Размещение папки для комментария преподавателя. Для неформального общения важно предусмотреть отдельный форум ( С ) Никуличева Н. В.,

Для удобства восприятия обучаемым текста веб - сайта при создании урока необходимо учитывать некоторые особенности : 1. Информация к учащимся поступает через экран компьютера, т. е. основным каналом информации является визуальный. Поэтому материал должен выглядеть привлекательно, быть читаемым и не раздражающим глаз. 2. Учет цветовых решений позволяет существенно облегчить познавательный процесс, создать благоприятную психологическую атмосферу. Предпочитаемая комбинация цветов - чёрные буквы на белом фоне ( тёмные буквы на светлом фоне ). Цветовая гамма оформления должна быть единой. По правилам веб - дизайна допустимо сочетание не более 3- ёх родственных цветов одной гаммы. 3. Для удобства восприятия текст должен быть структурирован - содержать выделения по тексту другим цветом, маркированные и нумерованные списки, схемы, графики, диаграммы, таблицы, картинки, рисунки, фотографии, деление на абзацы и т. д. Зрительные и психологические аспекты восприятия ДК ( С ) Никуличева Н. В.,

4. На стадии проектирования и создания мультимедийного учебного материала, web- сайтов, web- учебников, презентаций, справочных систем необходимо учитывать необходимые психологические особенности познавательного процесса учащихся. Для студентов младших курсов делать страницы с теоретическим материалом более короткими, но больше по количеству, много наглядного материала. Для взрослых величина страниц может быть больше. Нужно помнить, что слишком большой объем информации ведет к сбою в работе. 5. Важна грамотная подача учебного материала - в орфографическом, пунктуационном и содержательном смыслах. 6. Умеренность анимации и ярких картинок - многообразие сенсорных признаков вызывают « перегрузку ». Перегруженность зрительными образами отрицательно сказывается на восприятии и обработке информации. Зрительные и психологические аспекты восприятия ДК ( С ) Никуличева Н. В.,

7. Необходимо так строить учебный материал, чтобы обучаемому можно было выстраивать параллельные логические схемы, подключая воображение. Для этого можно использовать примеры, ссылки, вложенные файлы, обращения к глоссарию. 8. Преподаватель должен учитывать уровень развития учащихся, это существенно облегчает понимание между ними. Язык подачи материала должен быть в меру академичным, с пояснениями сложных моментов. 9. Весь учебный материал должен работать на конечный образовательный продукт урока ! 10. Признаки хорошего ресурса дистанционного урока : Краткость Логичность Последовательность Корректность текста Хороший иллюстративный материал Зрительные и психологические аспекты восприятия ДК ( С ) Никуличева Н. В.,

Техническое оснащение ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПЛАТФОРМА (ОБОЛОЧКА) Инструментальный модуль Учебный модуль Административный модуль Интерактивный модуль Библиотека, медиатека курса Модуль мониторинга качества обучения Модуль «Электронный киоск» ( С ) Никуличева Н. В.,

Ссылки на ПО Системы дистанционного обучения - демоверсии, цены. система дистанционного обучения Competentum.Magister система дистанционного обучения Прометей бесплатная система дистанционного обучения Мудл c истема дистанционного обучения и тестирования " Карат " система дистанционного обучения ОРОКС система дистанционного обучения e-Learning Server система дистанционного обучения « ДОЦЕНТ » Информационно - образовательная среда ИОС " ДО - он - лайн " ( С ) Никуличева Н. В.,

Конструкторы сайтов : конструктор сайтов нового поколения конструктор сайтов MODx конструктор сайтов на Гугле конструктор сайтов на Народе Ссылки на ПО ( С ) Никуличева Н. В.,

ПО и площадки для проведения видеоконференций и вебинаров : 1. Skype 2. VideoPort 3. EvoEye 4. NetMeeting (приложение Windows) 5. Microsoft Office Live Meeting 6. Messenger 7. Вебинар Вебсофт Сomdi ДимДим Визик Первый Международный Портал Вебинаров Виртуальная академия ( С ) Никуличева Н. В.,

Виртуальная академия ( С ) Никуличева Н. В.,

Веб - софт ( С ) Никуличева Н. В.,

Веб - софт ( С ) Никуличева Н. В.,

Comdi ( С ) Никуличева Н. В.,

Эффективность ДО Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих : 1. эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием ; 2. используемых при этом педагогических технологий ; 3. эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки ; 4. эффективности обратной связи. 39 ( С ) Никуличева Н. В., 2012

Эффективность курсов ДО В литературе по ДО выделяют ряд характеристик, присущих любому его виду, если это обучение претендует быть эффективным : курсы ДО предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов ; интерактивность – ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы ДО должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, предоставлять возможность группового обучения ; чрезвычайно важно предусматривать высоко эффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки ; мотивация – также важнейший элемент любого курса ДО. Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства ; структурирование курса ДО должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы снижают заметно мотивацию обучения. 40 ( С ) Никуличева Н. В., 2012

Сравниваем эффективность ДО с другими системами Если мы беремся оценить эффективность ДО в сравнении с другой, альтернативной формой обучения, то нам придется прежде всего уравнять основные компоненты. Это означает, что в сравниваемых формах обучения должны использоваться : одна и та же концепция обучения, причем важно, чтобы она понималась адекватно всеми участниками экспериментальной проверки ; одно и то же содержание, организованное в соответствии с используемой концепцией и с учетом специфики каждой формы обучения ; одни и те же методы, организационные формы, средства обучения, но с учетом специфики используемой формы обучения ; квалификация преподавателей должна быть сопоставимой. 41 ( С ) Никуличева Н. В., 2012

Мастерство учителя в том, чтобы поставить ученика в такие условия, когда ему некуда будет деться, кроме как учиться ! Писарук Г. В. - мой преподаватель в университете по методике преподавания русского языка ( С ) Никуличева Н. В.,

Успешность дистанционного курса зависит от следующих факторов : готовность самого дистанционного ученика учиться ; профессионализма преподавателя ДО ; общее стремление к сотрудничеству. ( С ) Никуличева Н. В.,

Литература Педагогические технологии дистанционного обучения. Под редакцией Полат Е. С.; М.: Академия, Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Полат Е. С.; М.: Академия, Никуличева Н. В. Курс повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения // Высшее образование в России. – М, – С Никуличева Н. В. Формирование компетенций преподавателя дистанционного обучения в рамках дистанционного курса повышения квалификации // Материалы XII Международной научно - практической конференции « Качество дистанционного образования : концепции, проблемы, решения (EDQ-2010)». – М., – С ( С ) Никуличева Н. В.,

Никуличева Наталия Викторовна Пишите мне : Задавайте вопросы мне : Консультационная линия " Дистанционное обучение : проблемы и решения " Всероссийского интернет - педсовета ( С ) Никуличева Н. В.,