«Универсальные учебные действия как основа ключевых компетентностей младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО» Полюхова Е.П., зам. директора по УВР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
- это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального.
Advertisements

Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
Семинар – практикум « Формирование и развитие универсальных учебных действий ( УУД ) обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности : организация работы.
1 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
ФГОС второго поколения.. Принципиальное отличие - три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ; к результатам их освоения;
1 Современный урок – урок, актуальный для настоящего времени. Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте». Карягина Александра Алексеевна учитель высшей категории МОБУ «НОШ 75» города.
L/O/G/O Реализация программы формирования универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК Вершинина Татьяна Александровна, заместитель.
Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Формирование и оценка универсальных учебных действий Хазова Елена Ивановна МБОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа»
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
«Федеральный государственный стандарт начального общего образования»
Транксрипт:

«Универсальные учебные действия как основа ключевых компетентностей младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО» Полюхова Е.П., зам. директора по УВР МОУ « СОШ 19 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Черногорска

Цель программы: формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС на ступени начального общего образования.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: установить ценностные ориентиры начального образования; определить состав и характеристику универсальных учебных действий младших школьников; выявить в содержании предметных линий УУД и определить условия формирования УУД в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Ожидаемые результаты: профессиональная готовность учителей к формированию УУД младших школьников с учетом требований ФГОС; наличие программы формирования УУД младших школьников; наличие банка учебных заданий для формирования УУД в виде методического пособия.

Критерии эффективности программы: Сформированность универсальных учебных действий младших школьников, выражающаяся в умении решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке; знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной предметно-практической деятельности; обобщённых способов деятельности; коммуникативных и информационных умений.

Универсальное учебное действие. В широком смысле – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А.В. Хуторской).

Программа формирования УУД Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен-ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, о ценка своих поступков) Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества

Взаимосвязь УУД с содержанием ключевых компетентностей УУДКлючевые компетентности (А. Дахин) 1.Личностные1.Социальная 2.Продуктивная 3.Нравственная 2. Познавательные4. Математическая 5. Информационная 3. Коммуникативные6. Коммуникативная 4. Регулятивные7. Автономизационная

Этапы реализации программы УУД Подготовительный этап Формирование рабочей группы по разработке программы формирования УУД. Разработка программы формирования УУД младших школьников.

Этапы реализации программы УУД Основной этап. Стартовая диагностика (проведена в сентябре 2010г. школьным психологом). Диагностика ориентирована на выявление уровня сформированности ведущих показателей личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Личностные универсальные учебные действия Методика«Изучение мотивационной готовности детей к обучению в школе» (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер) ЦельВыявление мотивации учения Оцениваемые УУДДействия, устанавливающие смысл учения

Уровень сформированности мотивации учения (личностные УУД)

Познавательные УУД МетодикаМетодика диагностики словесно - логического мышления Р. Амтхауэра ЦельВыявление уровня развития логических операций обобщения, классификации, установления аналогий Оцениваемые УУДлогические действия

Уровень развития познавательных УУД (у ровень развития логической операции классификации ).

Уровень развития познавательнх УУД (уровень развития логической операции установления аналогий).

Регулятивные УУД МетодикаВыкладывание узора из кубиков (П.Я. Гальперин) ЦельВыявление уровня развития регулятивных действий Оцениваемые УУД Умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать своё действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

Уровень развития регулятивных УУД:

Коммуникативные УУД Методика«Рукавички» (Г.А. Цукерман) Цельвыявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация) Оцениваемые УУДкоммуникативные действия

Уровень развития коммуникативных УУД:

Проблемы выявленные в ходе диагностики: преобладание у первоклассников игровых мотивов учения; несформированность логических операций классификации и установления аналогии у отдельных учащихся; неумение 24% учащихся согласовывать усилия в процессе организации сотрудничества; несформированность у 21% учащихся навыков саморегуляции и произвольного формирования деятельности.

Рекомендации по развитию личностных УУД: Следует создавать на уроках и во внеурочной деятельности ситуацию успеха, способствующую повышению мотивации школьника, посредством одобрения продуктивной работы, указания на хорошо выполненную часть задания и т.п. Делать акцент, хвалить на уроке (или в конце урока) учащегося при правильном его поведении, комментируя и одобряя его положительные поступки. В то же время постараться ограничить количество замечаний, не фиксируя внимания учащегося на негативных поступках. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Рекомендации по развитию познавательных УУД: Для того, чтобы дети усвоили материал по предмету, научите их мыслить системно. Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно- познавательной деятельности, учите их учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Рекомендации по развитию регулятивных УУД: Дозируйте предоставляемую ученикам помощь и внешний контроль, осуществляя постепенный переход от работы под контролем взрослого к самостоятельной работе. Учите детей ориентировке в задании, планированию предстоящих действий, требуйте у них словесного отчёта о проделанной работе. Развивайте навык самоконтроля. Помогите детям научиться адекватно оценивать выполненную ими работу. Научите исправлять ошибки. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

Рекомендации по развитию коммуникативных УУД: Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?), переспрашивать, уточнять; Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

В ходе повторной диагностики уровня сформированности УУД у первоклассников получены следующие результаты: повышение числа детей, имеющих познавательный мотив учения на 10%; снижение количества первоклассников с игровым мотивом обучения на 34%; наблюдается положительная динамика в развитии логических операций классификации и установления аналогии у 13% учащихся; повышение числа учащихся, умеющих согласовывать усилия в процессе организации сотрудничества на 32%; снизилось количество учащихся, у которых не сформированы навыки саморегуляции и произвольного формирования деятельности.

Вы – прекрасные учителя! У Вас – прекрасные ученики !