«Способы организации детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия для решения учебных и практических задач в образовательном процессе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Advertisements

Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Учитель истории Батракова О.В.. Результаты формирования исследовательских умений учащихся: ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
УМК «Перспективная начальная школа». Проектирование – это процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта. Педагогическое.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Транксрипт:

«Способы организации детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия для решения учебных и практических задач в образовательном процессе в урочное время» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 г. Светлый 2010г.

«Способы организации детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия для решения учебных и практических задач в образовательном процессе в урочное время» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5

«Способы организации детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия для решения учебных и практических задач в образовательном процессе в урочное время: материалы школьного методического семинара. Декабрь 2010г. /Сост. Кириллова Л.И.. – Светлый: МОУ СОШ 5, Сборник содержит материалы, отражающие работу учителей МОУ СОШ 5 над методической проблемой «Использование современных педагогических технологий с целью развития личности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями, создание условий для получения качественного образования при сохранении здоровья учащихся» МОУ СОШ 5, 2010 Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5

В соответствии с планом методической работы школы в период с 24 ноября по 10 декабря 2010 г. проходил методический семинар–практикум «Способы организации детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия для решения учебных и практических задач в образовательном процессе в урочное время». Семинар проходил в рамках работы педагогического коллектива в рамках перспективной методической проблемы школы «Использование современных педагогических технологий с целью развития личности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями, создание условий для получения качественного образования при сохранении здоровья учащихся» и решения задач подготовки педагогического к переходу на новые образовательные стандарты, предполагающие изменение целей обучения: перенос акцента с усвоения значительной по объему системы знаний на усвоение способов деятельности, развитие способности к самостоятельному решению проблемы в различных сферах деятельности.

В связи с предстоящим введением новых ФГОС системно-деятельностный подход в отечественном образовании, на протяжении многих лет являющийся его базовой теоретической ценностью, становится парадигмой образовательного процесса, которая задаёт систему ориентиров и установок для практической организации учебного процесса на каждом его этапе: от целеполагания до контроля и оценки результатов. Основными принципами реализации системно-деятельностного подхода являются: отказ от репродуктивных методов и способов обучения; задачный принцип построения предметного содержания; организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе; широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и практических задач; ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности. Преимущество организации усвоения понятий при системно–деятельностном подходе основано на организации специфических учебных действий учащихся - осуществлении рефлексии на сами способы познавательной активности. Важным и существенным моментом рефлексии является способность учащегося определять границу знания и незнания, умения и неумения.

Предметное содержание понятий и сама мыслительная деятельность становятся при таком подходе объектом усвоения. Сформированные навыки учебной деятельности в начальном и среднем звене в последствии в подростковом и старшем возрасте позволят школьникам осуществлять пробно-поисковые действия в окружающем социуме и становится одним из важных условий формирования самоопределения, чаще всего к интеллектуальным типам деятельности, включая исследовательский и управленческий типы деятельности. Внедрение системно-деятельностного подхода предполагает учебную активность пробно- поискового исследовательского типа, которая по своим целям и способам осуществления значительно сложнее активности репродуктивного типа, на которую рассчитано традиционное обучение. В организации учебной пробно-поисковой исследовательской деятельности выделяют следующие этапы и возможные направления работы с учащимися на каждом из них: 1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы, предполагает формирование умений учащихся: совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (видеть проблему как возникновение трудностей в решении задачи при отсутствии необходимых знаний и средств); ставить вопросы (можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему); выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования; структурировать тексты, что является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций; давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. Направлено на развитие умения учащихся проводить предварительный анализа имеющейся информации для формулировки гипотезы. 3. Планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария предполагает овладение учащимися умениями: выделения материала, который будет использован в исследовании; выбор параметра (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные); определение круга вопросов, предлагаемых для обсуждения. 4. Поиск решения проблемы, проведение исследований с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают: умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать. 5. Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают: умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Семинар преследовал следующие цели: 1. Активизацию деятельности педагогического коллектива по внедрению педагогической технологии системно-деятельностного подхода как главного условия достижения современных образовательных результатов, определённых стандартом второго поколения. 2. Представление творческих находок педагогов школы по организации детского самостоятельного и инициативного пробно- поискового действия в образовательном процессе.

В ходе семинара восемь учителей: Москаленко А.С., Былба Е.А., Комарова В.С., Юденко Н.Ф., Лауцявичене Н.А., Петрова О.Ю., Русак О.П., Епифанова Т.Н., на открытых уроках и факультативных занятиях представили творческие находки в организации детского самостоятельного и инициативного пробно- поискового действия в образовательном процессе в урочное время.

Так, разнообразие приемов формирования навыков пробно- поисковой исследовательской деятельности представила на уроке русского языка в 5а классе Лауцявичене Н.А. Использование коллективных форм работы, логичное построение урока яркая наглядность, представленная на подготовленной учителем презентации с элементами анимации и в сопровождении музыкальных произведений, интересные задания для исследовательской деятельности на материале предмета помогли учителю создать и поддерживать на протяжении всего урока творческую атмосферу коллективной пробно- поисковой деятельности учащихся.

Последующее включение учащихся в исследование фонетического разбора предложенных слов в контексте ранее определенной учащимися проблемы позволило учащимся на основе результатов исследования правильно сформулировать тему урока. Учебная игровая деятельность «теоретическая дуэль» была направлена на закрепление полученных знаний и преследовала развитие умений пятиклассников проводить предварительный анализ информации на основе ранее полученных знаний для формулирования гипотезы.

Вовлечение учащихся на последующих этапах урока в экспериментальное исследование предложенного учителем языкового материала позволило учащимся выдвинуть гипотезы, раскрывающие роль гласных и согласных звуков в речи и сформулировать в итоге исследовательской работы умозаключение о важности, как гласных, так и согласных звуков в речи.

Интересные экспериментальные исследования на материале скороговорок были предложены учащимся для выяснения роли артикуляционного аппарата в особенностях произнесения гласных и согласных звуков, а творческое задание «в каком слове заблудился звук» позволили учащимся в заключении урока сформулировать главные выводы по сформулированной проблеме, выдвинутым гипотезам, теоретической и экспериментальной исследовательской деятельности, проведенной ими в течении урока.

Москаленко А.С. на обобщающем уроке окружающего мира по теме «Кто такие птицы и звери» в 1г классе познакомила коллег с педагогическими находками развития у первоклассников детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия. Яркая наглядность, использование интерактивных средств обучения, включение учащихся в различные виды поисковой деятельности, частая смена видов учебной деятельности, использование игровых форм и интересных методов поощрения позволили учителю успешно создать на уроке творческую деятельностную атмосферу и хороший эмоциональный настрой учащихся на выполнение всех заданий, предлагаемых учителем.

Исследовательские задания позволили включить учащихся в аналитическую деятельность по обучению учащихся приемам классификации животных на основе определения характерных признаков птиц и зверей, обобщению сведений – нахождению общих признаков каждой группы на примере отдельных представителей. Включение игровых соревновательных форм учебной работы позволило учащимся легко справиться с определением видов животных по их описанию или издаваемым звукам.

На уроке учащиеся продемонстрировали результаты небольших исследований по нахождению интересных фактов из жизни птиц и зверей. Включение учащихся в решение проблемных вопросов проводилось с целью развития умений формулировать гипотезу и на основе имеющихся знаний приводить доказательство выдвинутых гипотез. Интересный прием – включение учащихся в игру составление картинок с изображением животных был удачно использован учителем для развития пространственного воображения: «вверх», «вниз», «влево», «вправо». Урок носил и достаточную воспитательную направленность: воспитание заботливого отношения к животным, привитие навыков учебной работы в коллективе.

Юденко Н.Ф. на открытом занятии факультатива для учащихся параллели 8-х классов по теме «Основания и кислоты. Способы получения и распознавания» представила на примере организации опережающего изучения учебного материала приемы развития у учащихся умений использования ранее полученных знаний о составе молекул оснований и кислот для формулирования гипотез и определения последовательности проведения теоретических и практических химических экспериментов возможных способов получения кислот и оснований из простых веществ.

Организуя совместное планирование последовательности исследовательской работы и выбора необходимых веществ и средств проведения эксперимента учитель преследовал развитее умений учащихся применять ранее полученные знания для отбора необходимых средств и способов проведения химических экспериментов, выбирать параметры оценки и анализа для экспериментального подтверждения гипотез. Вовлечение учащихся в исследование способов экспериментального доказательства полученных результатов первого эксперимента позволило учащимся приобрести первоначальные навыки проведения аналитических исследований растворов кислот и оснований с помощью известных учащимся реактивов.

Особое внимание на занятии учителем было отведено и формированию навыков представления результатов проведенного экспериментального исследования в виде химических уравнений, оформления результатов наблюдаемых явлений и формулирования полученного в ходе исследовательской деятельности нового знания.

Удачное использование индивидуальных, фронтальных и групповых форм учебной работы в процессе формирования навыков организации исследовательской деятельности на материале предмета продемонстрировала на уроке английского языка в 6в классе Комарова В.С. Доверительные отношения учителя и учащихся, интересная фонетическая зарядка, проведенная с целью формирования правильного произношения альвеолярных и носовых звуков, частая смена видов учебной деятельности, индивидуальных подход в определении каждому ребенку вида исследовательских заданий способствовали созданию ситуации успешности как в решении исследовательских заданий, так и в форме их представления.

Развивая навыки работы с учебными текстами помимо учебных навыков учитель решает задачу развития у учащихся умений подбирать к тексту вопросы, что является одним из первых этапов формирования умений видеть в изучаемом материале учебную проблему. Успешное представление учащимися результатов индивидуальных исследовательских заданий по теме урока «Животные в нашей жизни» свидетельствуют не только о достаточно высоком уровне сформированности лексических, грамматических знаний и разговорных навыков, но и о творческом подходе к выполнению учебных исследований по изучаемой теме.

С приемами работы по формированию детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия для решения учебных задач у учащихся пятых классов познакомила на уроке истории в 5г классе Былба Е.А. Логичный подбор серии проблемных вопросов к содержанию учебного материала по теме «Ассирийская держава» позволил вовлечь учащихся не только в поиск верных ответов, но и побуждал находить аргументы выдвигаемых версий и гипотез и отстаивать свою точку зрения.

Удачное использование метода поощрения и предложение интересных исследовательских заданий для работы с текстом учебника, предложенными учителями историческими документами и репродукциями исторических картин, позволили учащимся самостоятельно выполнить анализ и обобщение изучаемых сведений и под руководством учителя сформулировать главные выводы по новому изученному материалу.

Творчески выполненные индивидуальные исследовательские задания отдельными учащимися позволили более широко и ярко представить изучаемую эпоху, исторические сведения, культуру и занятия ассирийского народа и его правителей.

Реализацию пробно- поискового метода при обучении учащихся 3 в класса компьютерной грамотности на уроках технологии представила учитель начальных классов Петрова О.Ю. Теоретические знания о функциях компьютерной мышки, отдельных клавиш клавиатуры закреплялись практическими методами – работай за компьютером, в процессе которой учащиеся выполняли два практических задания.

Первое задание «раскрась правильно картинку» преследовало цель - развитие у учащихся навыка манипулирования мышкой. Второе задание - «вставь пропущенное слово» предполагало развитее умений пользоваться клавишей «контекстное меню», а так же умений анализировать предложенный текст для того, чтобы в процессе пробно- поискового действия правильно выбрать из предлагаемых контекстным меню слов – синонимов более подходящее по смыслу слово к каждому предложению.

Во второй половине урока учащиеся были вовлечены в исследование неравенств, предложенных на заранее приготовленном учителем рисунке фрегата. Результат решения каждого неравенства предполагал условиями задания закрашивание фрагмента рисунка, на котором написано неравенство, цветом, соответствующим условию задания. Сравнение полученной цветовой гаммы рисунка-задания с образцом позволял ребенку быстро осуществить рефлексию выполнения исследования и исправить неверно решенные неравенства.

Систему работы по использованию в учебной работе системно- деятельностного подхода представила на уроке биологии в 7б классе Русак О.П. Создание проблемной ситуации на первом этапе урока в процессе закрепления знаний об общих признаках растений класса однодольных и двудольных растений, учитель побуждает учащихся сформулировать тему урока «Класс двудольные. Семейство пасленовые» и вовлекает в обсуждение последовательности выполнения этапов исследовательской деятельности по нахождению общих признаков растений, на основании которых растения объединены в семейства пасленовые, и поиск доказательства их принадлежности к классу двудольных.

Контроль знаний учащихся, проведенный посредством выполнения интерактивных тестов, позволил не только проверить степень усвоения знаний, но и своевременно осуществить коррекцию знаний, необходимых для выполнения исследовательской лабораторной работы по выявлению общих признаков растений нового семейства. Яркая наглядность, подготовленная учителем на слайдах презентаций, позволила учащимся наглядно представить особенности строения цветка, листьев, соцветий, типов плодов различных видов растений изучаемого семейства и под руководством учителя составить в тетрадях общую характеристику растений.

С целью закрепления знаний о признаках растений вновь изученного семейства учитель предлагает практическую работу исследовательского характера по видовому определению растений, представленных на слайде и раздаточном материале, с последующим оформлением научного обоснования результатов проведенных исследований по алгоритму, заданному учителем в качестве схемы – опоры.

Об успешном усвоении знаний учащимися, полученных в ходе выполнения исследовательских работ, свидетельствует успешное решение более сложного эксперимента предложенного учителем в заключительной части урока – самостоятельно выдвинуть гипотезу принадлежности к семействам двух вновь предложенных растений, правильно подобрать к каждому растению определительную карточку, после чего определить видовую принадлежность растений и оформить порядок выполненных аналитических действий. С целью развития познавательного интереса к изучаемой теме учащимся были предложены исследовательские индивидуальные задания по изучению роли растений изученного семейства в природе и жизни человека.

Учитель информатики Епифанова Т.Н. на открытом занятии познакомила коллег с опытом работы по использованию проблемного и пробно-поискового метода в обучении пятиклассников основам компьютерной грамотности. Так, на уроке в 5а классе по теме «Освоение среды графического редактора» учитель создает интересную проблемную ситуацию, которая позволяет вовлечь учащихся в начале занятия в теоретическое исследование назначения программы и возможностей функций всех инструментов программы Paint.

Логично построенная учителем проблемно- поисковая беседа, наглядное представление функций инструментов программы на экране, четкая конкретизация последовательности выполняемых действий при создании графических рисунков и способов изменения ранее выполненных действий, обеспечили учащимся возможность получить полное представление о назначении, возможностях программы и способах создания графических изображений.

Закрепление полученных знаний и развитие практических навыков работы пятиклассников в программе графического редактора Paint осуществлялось в процессе выполнения самостоятельной пробно-поисковой практической исследовательской деятельность по созданию графического рисунка, предложенного учителем.

Доверительные отношения учащихся и учителя, познавательный интерес к новым видам учебной деятельности, своевременно проведенная гимнастика для глаз, предложение учителем алгоритма последовательности осуществляемых действий и поощрение творческой инициативы в выполнении задания, позволили каждому ученику успешно создать графический рисунок и осуществить последующие операции по его сохранению в соответствующем типе расширения. Вовлечение учащихся на заключительном этапе урока в деятельность по рефлексии полученных на уроке знаний и умений на основе установления внутрипредметных связей, позволили каждому ученику выделить возникшие в результате выполнения практической работы проблемы, найти им объяснение и определить средства и рациональные способы по их коррекции.