Введение в общую биологию. (критерии и уровни организации жизни) Урок-презентация. 10 класс Учитель биологии МБОУ лицей «Технико-экономический» Г.Новороссийск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Котковского В. Садыкбаева Т. Что изучает биология. Что изучает биология. Что изучает биология. Что изучает биология. Диаграмма численности видов. Диаграмма.
Advertisements

Автор: Бобряшова Ирина Александровна, учитель биологии ГОУ СОШ 329.
1 вариант Клеточное строение важный признак живого характерен для 1) бактериофагов 2) вирусов 3) кристаллов 4) бактерий Живое от неживого отличается способностью.
Тема урока: «Общие свойства живых организмов». Цель урока: 1. Изучить основные свойства живых организмов. 2. Изучить условия поддержания жизни 3. Изучить.
Биология – наука о живом мире. Основные свойства жизни.
15 Всего заданийВремя тестированиямин. Тест по биологии Тест по биологии (I курс) (I курс) Тема: Свойства живого. Уровни организации живого. Начать тестирование.
Жизнь, свойства живого и их относительность. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?
1779г. Немецкий профессор анатомии Т. Руз впервые употребил термин «биология». 1802г. Французский натуралист Жан Батист Ламарк предложил использовать.
БИОЛОГИЯ - комплекс научных знаний о жизни во всех ее проявлениях.
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. … Уровни организации живой материи иерархически соподчиненные уровни организации биосистем, отражающие уровни их усложнения.
Специфика живого.. Предмет изучения, задачи и методы биологии. Биология – совокупность или система наук о живых системах. Предмет изучения биологии –
Биология. 6 класс. Тема урока: Наука о растенияхботаника. Мир растений. Автор : Шулепина Т.Н. учитель биологии.
Введение 1.Предмет, задачи и методы общей биологии 2.Уровни организаций живой материи 3.Основные свойства живого.
О каком методе исследования идет речь (выберите из списка): О каком методе исследования идет речь (выберите из списка): Моделирование, сравнительный, описательный,
Введение в курс «Общей биологии» «Самое удивительное в природе- это то, что мы можем её понять» А.Энштейн.
Хворостухина Олеся МОУ «Лицей 10», г. Пермь. Сущность жизни Жизнь СубстратСовокупность (белок) специфических физико - химических процессов, характерных.
Тема урока: «Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов». 9 класс 9 класс.
1. Объект изучения биологии живая природа 2. Признаки живых организмов и их многообразие 3. Уровневая организация живой природы и эволюция 4. Методы познания.
Учитель биологии Моложаева Л.Н.. Впервые термин «биология» в 1797 году предложил немецкий профессор Т. Рузом. Но активно использоваться он начал лишь.
Автор доклада: Зотова Елена Ученица 10 «А» класса.
Транксрипт:

Введение в общую биологию. (критерии и уровни организации жизни) Урок-презентация. 10 класс Учитель биологии МБОУ лицей «Технико-экономический» Г.Новороссийск Вдовиченко О.Н. Вдовиченко О.Н.

Цель: расширить представления учащихся об основных критериях жизни и уровнях организации живой материи. Задачи: 1.Актуализировать ранее полученные общебиологические знания. 2.Показать практическое применение достижений современной биологии. 3.Развивать логические умения (сравнивать, анализировать, делать выводы и т.п.). 4.Развивать у учащихся потребность в самообразовании, в творческой самореализации.

Тип урока: получение новых знаний. Содержание: Содержание: 1. Вступление 1. Вступление Мотивация. Мотивация. 2. Актуализация и расширение знаний. 2. Актуализация и расширение знаний. Наука биология. Наука биология. Состав «семьи» биологических наук. Состав «семьи» биологических наук. Критерии жизни. Критерии жизни. Уровни организации жизни. Уровни организации жизни. 3. Обобщение и закрепление изученного материала. 3. Обобщение и закрепление изученного материала. Вопросы для учащихся. Вопросы для учащихся. 4. Домашнее задание 4. Домашнее задание

Рекомендации. Приведенная ниже информация может быть использована ни для одного, а для двух уроков. В зависимости от уровня подготовки класса, а также от формы подачи учебного материала (более краткая форма или подробное изложение). Приведенная ниже информация может быть использована ни для одного, а для двух уроков. В зависимости от уровня подготовки класса, а также от формы подачи учебного материала (более краткая форма или подробное изложение). На первом уроке возможно рассмотреть вопрос о комплексе биологических наук и критерии жизни. А на втором – уровни организации живой материи и методы биологического исследования. На первом уроке возможно рассмотреть вопрос о комплексе биологических наук и критерии жизни. А на втором – уровни организации живой материи и методы биологического исследования.

Вступление. «…человеческий мозг похож на маленький пустой чердак… Дурак натащит туда всякой рухляди, и полезные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает, и возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы.» «…человеческий мозг похож на маленький пустой чердак… Дурак натащит туда всякой рухляди, и полезные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает, и возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы.» Высказывание Шерлока Холмса. Высказывание Шерлока Холмса. Артур Конан Дойл. Артур Конан Дойл. « Этюд в багровых тонах.» « Этюд в багровых тонах.»

Биология Комплекс наук, изучающих живую природу как особую форму движения материи, законы её существования и развития. Комплекс наук, изучающих живую природу как особую форму движения материи, законы её существования и развития. Характеризуется специализацией составляющих её дисциплин и тесным их взаимодействием. Характеризуется специализацией составляющих её дисциплин и тесным их взаимодействием.

Биологические науки и изучаемые ими аспекты Анатомия Анатомия – наука о внутреннем строении организма. – наука о внутреннем строении организма. Генетика Генетика – о наследственности и изменчивости. – о наследственности и изменчивости. Эмбриология Эмбриология – наука о зародышевом развитии организма. – наука о зародышевом развитии организма. Гистология Гистология – наука о строении тканей. – наука о строении тканей. Цитология Цитология –наука о строении жизнедеятельности клетки. –наука о строении жизнедеятельности клетки. Морфология Морфология – наука о внешнем строении организма. – наука о внешнем строении организма. Физиология Физиология – наука, изучающая процессы жизнедеятельности. – наука, изучающая процессы жизнедеятельности. Зоология Зоология – наука о животных. – наука о животных. Ботаника Ботаника – наука о растениях. – наука о растениях. Микробиология Микробиология - наука о бактериях и вирусах. - наука о бактериях и вирусах.

Биологические науки и изучаемые ими аспекты Микология Микология – наука о грибах. – наука о грибах. Палеонтологи Палеонтологи – наука, изучающая ископаемые остатки. – наука, изучающая ископаемые остатки. Биогеография Биогеография – наука о закономерностях распределения видов на поверхности Земли. – наука о закономерностях распределения видов на поверхности Земли. Экология Экология – наука о взаимосвязи организмов друг с другом и со средой обитания. – наука о взаимосвязи организмов друг с другом и со средой обитания. Селекция Селекция – наука о выведении новых пород животных, сортов растений. – наука о выведении новых пород животных, сортов растений. Систематика Систематика – наука, изучающая распределение организмов по группам, т.е. их классификацию. – наука, изучающая распределение организмов по группам, т.е. их классификацию. Эволюционное учение Эволюционное учение – наука, изучающая историческое развитие органического мира. – наука, изучающая историческое развитие органического мира.

Теоретический фундамент общей биологии – представление о критериях жизни. Критерии – основные свойства живых организмов. 1-й критерий жизни – сложность и высокая степень организации живых существ.

2 критерий жизни – обмен веществ и энергии. Обмен веществ и энергии и энергии ПоглощениеПреобразование+усвоениеВыделение во внешнюю среду

3 критерий жизни – единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Но соотношения элементов неодинаково. Химический состав внутриклеточной среды ОрганическиевеществаНеорганическиевещества

4 критерий жизни – дискретность. (Прерывистость, раздельность). Любая биологическая система, например организм, вид, биогеоценоз, состоит из отдельных, относительно автономных, но тем не менее взаимодействующих частей.

5 критерий жизни – раздражимость. Раздражимость – реакция живых организмов на внешнее воздействие. Раздражимость – реакция живых организмов на внешнее воздействие. Благодаря свойству раздражимости организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды. Благодаря свойству раздражимости организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды. У более высокоорганизованных животных раздражимость определяется рефлекторной деятельностью. У более высокоорганизованных животных раздражимость определяется рефлекторной деятельностью.

6 критерий жизни – рост организмов. Рост – это увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения. Рост – это увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения. У одних видов животных активный рост наблюдается в определенный период жизни. Однако некоторые растут на протяжении всей жизни ( рыбы, пресмыкающиеся и д.р.) У одних видов животных активный рост наблюдается в определенный период жизни. Однако некоторые растут на протяжении всей жизни ( рыбы, пресмыкающиеся и д.р.) Для растений характерен рост на протяжении всей жизни. Для растений характерен рост на протяжении всей жизни.

7 критерий жизни – развитие. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.Развитие ОнтогенезФилогенез

8 критерий жизни – самовоспроизведение (размножение). В основе воспроизведения лежит образование новых молекул и структур, которые образуют новый организм. В основе воспроизведения лежит образование новых молекул и структур, которые образуют новый организм. Вся информация о свойствах и признаках нового организма заложена в ДНК, которая находится в клетках родительских форм. Вся информация о свойствах и признаках нового организма заложена в ДНК, которая находится в клетках родительских форм.

9 критерий жизни – способность к саморегуляции. Саморегуляция на уровне клетки. Саморегуляция на уровне клетки. Активизация Активизация биосинтеза биосинтеза белка белка Увеличениеколичества белка в клетке Уменьшениепотребности клетки в белке Торможениебиосинтезабелка Уменьшение количества белка в клетке Увеличениепотребности клетки в белке клетки в белке

10 критерий жизни – приспособленность живых существ к среде обитания. Приспособленность = Целесообразность = соответствие среде обитания Приспособленность = Целесообразность = соответствие среде обитания

Биологическая картина мира включает и другие общие положения. Уровни организации живой материи. Каждый уровень обладает всеми основными свойствами живого. Каждый уровень обладает всеми основными свойствами живого. Эти системы специфичны, имеют свои закономерности, свои методы исследования. Эти системы специфичны, имеют свои закономерности, свои методы исследования. Выделение уровней организации жизни условно, т.к. они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы. Выделение уровней организации жизни условно, т.к. они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.

Молеку-лярный- Надмолеку-лярный Клеточный Органо-тканевой Организменный Популяционно-видовой Биоценотический Биогеоценотический биосферный

Вопросы: Существует мнение, что химический состав объектов живой и неживой природы во многом сходен. Докажите или опровергните эту точку зрения. Существует мнение, что химический состав объектов живой и неживой природы во многом сходен. Докажите или опровергните эту точку зрения. Докажите, что биологический вид обладает свойством дискретности. Докажите, что биологический вид обладает свойством дискретности. Чем отличается понятие «рост» и «развитие»? Какие внешние воздействия могут ускорить или замедлить рост организма? Чем отличается понятие «рост» и «развитие»? Какие внешние воздействия могут ускорить или замедлить рост организма? Всегда ли конкретное приспособление, имеющееся у организма, будет ему полезно? Приведите примеры. Всегда ли конкретное приспособление, имеющееся у организма, будет ему полезно? Приведите примеры. Почему в науке используется несколько критериев жизни, а не какой-то один (например, только обмен веществ.) Почему в науке используется несколько критериев жизни, а не какой-то один (например, только обмен веществ.)

Домашнее задание. Обязательная часть. Обязательная часть. Стр.7-9; п.1.1 и 1.2. Стр.7-9; п.1.1 и 1.2. Творческая часть. Творческая часть. Создать иллюстрации по темам: Создать иллюстрации по темам: «Критерии жизни», «Уровни организации жизни», «Методы биологического исследования» «Критерии жизни», «Уровни организации жизни», «Методы биологического исследования» (Слайды, рисунки, фотографии и т.п.) (Слайды, рисунки, фотографии и т.п.)