Развитие метапредметных компетенций учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах. Составила презентацию: Коваленко Екатерина Викторовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УУД как инструмент реализации ФГОС. Четанова Лариса Анатольевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 25 г. Томск.
Advertisements

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАМОТНОГО ЧТЕНИЯ Подготовила учитель начальных классов МОУ « СОШ с. Тамбовки » Пронякина Светлана Павловна.
Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.
Бердинских Светлана Васильевна Учитель начальных классов МКОУ СОШ пгт. Вахруши Слободского района Кировской области 2015.
Развитие метапредметных компетенций учащихся Лебедева Л.И.заместитель директора по научной работе, Орлова Т.Ю., заместитель директора по УВР ГБОУ школа.
Развитие метапредметных компетенций учащихся Костюченко О.В., заместитель директора по УВР.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Семинар – практикум « Формирование и развитие универсальных учебных действий ( УУД ) обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности : организация работы.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Учитель начальных классов Т.Е. Данилова.
МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС педагог-психолог МБОУ СОШ 11 г. Пензы.
Умники и умницы Цель кружка: Создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления к размышлению и поиску, чувства уверенности.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Егорова О.А. – учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 1 г.Майского»
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. Исакова Елена Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Краснохолмская сош 2 им.С.Забавина»
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
«Использование учебных игровых ситуаций для формирования учебных действий у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения» Учитель МБОУ СОШ 2 г Голицыно.
Универсальныеучебные действия (УУД) Универсальныеучебные Педагог – психолог МБОУ СОШ 3 поселка Эльбан Процкая Ольга Юрьевна.
Транксрипт:

Развитие метапредметных компетенций учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах. Составила презентацию: Коваленко Екатерина Викторовна МОУ СОШ 1 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно- деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов) группой учёных под руководством А.Г.Асмолова.

Понятие «универсальные учебные действия»: В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении термин «универсальные учебные действия» это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса. В узком значении термин «универсальные учебные действия» это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса.

Компоненты учебной деятельности: 1) Познавательные и учебные мотивы. 2) Учебная цель. 3) Учебная задача. 4) Учебные действия и операции. операции.

К метапредметным универсальным учебным действиям относятся: Регулятивные (организация учебной деятельности) Регулятивные (организация учебной деятельности) Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей) Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей)

Компетенция

Компетентность

Ключевые компетенции: ценностно-смысловые ценностно-смысловые общекультурные общекультурные учебно-познавательные учебно-познавательные информационные информационные коммуникативные коммуникативные социально-трудовые социально-трудовые личностное самосовершенствование личностное самосовершенствование

Образовательные компетенции: изучать; изучать; искать; искать; думать; думать; сотрудничать; сотрудничать; приниматься за дело; приниматься за дело; адаптироваться. адаптироваться.

Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш.А.Амонашвили Ш.А.Амонашвили

Цель уроков литературного чтения: Сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с книгой, обладающего определённой начитанностью. Сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с книгой, обладающего определённой начитанностью.

Задачи уроков чтения: Развивать интерес к чтению и расширять круг чтения; Развивать интерес к чтению и расширять круг чтения; Сформировать навык чтения, позволяющий свободно владеть и применять любую литературу; Сформировать навык чтения, позволяющий свободно владеть и применять любую литературу; Полноценное восприятие любого вида текстов и их специфики; Полноценное восприятие любого вида текстов и их специфики; Самостоятельно работать с книгой и выбирать нужный материал; Самостоятельно работать с книгой и выбирать нужный материал; Воспитывать средствами чтения у ученика метапредметные компетенции. Воспитывать средствами чтения у ученика метапредметные компетенции.

Виды упражнений: 1. Упражнения, направленные на развитие памяти и оперативного поля зрения. 2. Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов. 3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям. 4. Упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению. 5. Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения. 6. Упражнения, направленные на запоминание содержания прочитанного. 7. Упражнения, развивающие гибкость и быстроту чтения вслух и «про себя». 8. Упражнения, направленные на совершенствование навыка по скорочтению. 9. Различные виды чтения для совершенствования навыка и интереса к этому предмету.

Упражнения, направленные на развитие памяти и оперативного поля зрения: 1) Упражнения по чтению по системе работы И.Т.Федоренко и В.Н.Зайцева: жужжащее чтение; жужжащее чтение; ежедневные пятиминутки по чтению; ежедневные пятиминутки по чтению; чтение перед сном; чтение перед сном; чтение по кадрам; чтение по кадрам; чтение с убыстрением темпа; чтение с убыстрением темпа; чтение с отрывом взгляда от текста. чтение с отрывом взгляда от текста.

2) Зрительные диктанты, которые разработаны профессором И.Т.Федоренко: Зрительные диктанты пишутся ежедневно. В одном наборе по шесть предложений. Зрительные диктанты пишутся ежедневно. В одном наборе по шесть предложений. Например, предложения набора 1: 1. Тает снег. 2. Идёт дождь. 3. Небо хмурое. 4. Коля заболел. 5. Запели птицы. 6. Поле опустело.

3) Таблицы Шульте: ВИСМАЖУЧГЕ ЛШПЩО ДЙФТК БНРЗХ

Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия): 1. Сколько спряталось слов в этом ряду букв? Волчишкоткрытоященокночь 2. Поставь слоги на место, так чтобы получились слова. РАБ КО ЛИК РЕ МО РЕ МО РО МАТ СЫ 3. Игра «Расшифруй слова». Надо поставить буквы на место так, чтобы получились правильные слова: МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор 4. Прочитай слова или предложения справа налево. ьдевдем цяаз клов асил комерет ! ьтатич ьтему ошорох каК

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям: 1) Орфографическое чтение. 2) Найти слова с заданной орфограммой, на заданную тему. 3) «Воображаемое письмо». 4) Составление словариков. 5) Составление сборника упражнений. Составление собственных орфографических упражнений на основе прочитанных текстов произведений. Этот вид работы предлагает отбор учащимися языкового материала. Составление собственных орфографических упражнений на основе прочитанных текстов произведений. Этот вид работы предлагает отбор учащимися языкового материала.

Упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению: 1) Чтение слов в предложении начиная с конца. Солнце и ветер. Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё. (Л.Н.Толстой) Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё. (Л.Н.Толстой)

2) Чтение каждого слова в предложении справа налево. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ёще ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и агудар алапорп. (К.Д.Ушинский) окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ёще ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и агудар алапорп. (К.Д.Ушинский)

3) «Заколдованное слово» (первое слово читается обычно, второе или подчёркнутое справа налево): Ворон и лисица. Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит: Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит: - Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. - Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог: Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог: - Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац. (Л.Н.Толстой) - Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац. (Л.Н.Толстой)

Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения: 1) Чтение текста с добавлением недостающего окончания, слога. На рек__ в завод__ раскрылись бел__ лилии и жёлт__ кувшинки. Буйно цветёт над вод__ водян__ кашка. Дик__ ут__ вывела из осоки своих ут__, учит их пла___ и ловить мо___. Летят над вод__ бел__ и син__ стре___, и гудит над цветущей кашк__ деловит__ пче__. На рек__ в завод__ раскрылись бел__ лилии и жёлт__ кувшинки. Буйно цветёт над вод__ водян__ кашка. Дик__ ут__ вывела из осоки своих ут__, учит их пла___ и ловить мо___. Летят над вод__ бел__ и син__ стре___, и гудит над цветущей кашк__ деловит__ пче__. (И. Соколов-Микитов) (И. Соколов-Микитов)

2) Поиск в тексте смысловых несуразностей при чтении. В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым. (Л. Каминский) В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым. (Л. Каминский)

Упражнения, направленные на запоминание содержания прочитанного: Самарский вариант обучения пересказу текста: Чтение отрывка текста длительностью 1 – 2 минуты. Текст читает вслух учитель или сильный ученик, остальные следят по книгам. Чтение отрывка текста длительностью 1 – 2 минуты. Текст читает вслух учитель или сильный ученик, остальные следят по книгам. Осознание и осмысление прочитанного, ответы на вопросы учителя. Вопросов должно быть не более 3 – 4. Осознание и осмысление прочитанного, ответы на вопросы учителя. Вопросов должно быть не более 3 – 4. Запись на доске 4 – 7 ключевых слов на доске. Запись на доске 4 – 7 ключевых слов на доске. Образцовый пересказ текста сильным учеником и прослушивание его классом. Образцовый пересказ текста сильным учеником и прослушивание его классом. Жужжащий пересказ в парах. Жужжащий пересказ в парах. Пересказ текста слабым или средним учеником. Пересказ текста слабым или средним учеником.

Упражнения, развивающие гибкость и быстроту чтения: Упражнения по системе работы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко: Многократное чтение (не более 3-х раз один отрывок). Многократное чтение (не более 3-х раз один отрывок). Чтение в темпе скороговорки, на том же отрывке текста (упражнение длится 30 секунд). Чтение в темпе скороговорки, на том же отрывке текста (упражнение длится 30 секунд). Выразительное чтение того же отрывка, с переходом на незнакомую часть текста. Выразительное чтение того же отрывка, с переходом на незнакомую часть текста. Все упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть ученики читают одновременно (каждый в своём темпе, но вполголоса). Все упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть ученики читают одновременно (каждый в своём темпе, но вполголоса).

Упражнения, совершенствующие навык по скорочтению (из опыта работы М.И.Омороковой): Чтение «Буксир» Чтение «Буксир» «Чтение-спринт» «Чтение-спринт» Чтение «Кенгуру» Чтение «Кенгуру» Вертикально-слаломное Вертикально-слаломное чтение «Слалом» чтение «Слалом» Чтение «Разведка» Чтение «Разведка» Чтение «Молния» Чтение «Молния» Чтение за диктором Чтение за диктором Чтение со счётом слов Чтение со счётом слов

Чтение со счётом слов. При чтении незнакомого текста учащиеся на максимальной для них скорости, помимо чтения подсчитают количество прочитанных слов и одновременно ищут ответы на вопросы текста. После чтения должны назвать количество прочитанных слово и ответить на вопросы к тексту. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2 классе – не более 4-х, в 3-4 классах – не более 5-ти. Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счётом слов. Они приучаются читать только глазами. Первый вопрос к учащимся после чтения о количестве слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным и действительным числом не превышает 2 %, хорошим – от 5 % до 10 %, при условии что дети ответили на вопросы по содержанию текста. При чтении незнакомого текста учащиеся на максимальной для них скорости, помимо чтения подсчитают количество прочитанных слов и одновременно ищут ответы на вопросы текста. После чтения должны назвать количество прочитанных слово и ответить на вопросы к тексту. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2 классе – не более 4-х, в 3-4 классах – не более 5-ти. Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счётом слов. Они приучаются читать только глазами. Первый вопрос к учащимся после чтения о количестве слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным и действительным числом не превышает 2 %, хорошим – от 5 % до 10 %, при условии что дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Виды чтения, для совершенствования навыка и интереса к данному предмету: сплошное; сплошное; выборочное; выборочное; комментированное; комментированное; аналитическое; аналитическое; просмотровое; просмотровое; по ролям; по ролям; ознакомительное; ознакомительное; поисковое; поисковое; изучающее; изучающее; библиографическое. библиографическое.

Диагностика по литературному чтению 1 класса.

Спасибо всем за внимание !