Презентация интегрированного урока. Об авторе Карпенко Татьяна Николаевна, учитель литературы и православной культуры. Учитель высшей категории, руководитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Житийная литература как особый жанр. Цели: Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра.
Advertisements

Школа-интернат VI вида г. Волгодонска. Святые воины Земли Русской. Святой благоверный великий князь Александр Невский.
Житийная литература 7 класс Урок внеклассного чтения.
Великие России имена. Александр Невский. Проблемный вопрос -Почему Александра Невского называют великим?
«Отважное сердце» - любимая книга! Республика Коми, Удорский район МОУ «Благоевская СОШ» учитель начальных классов Шабалина Нина Николаевна Стихи сочинила:
МКОУ «Горская СОШ» «Святой благоверный князь Александр Невский – солнце земли русской» Кузнецова Л.И.
Образ князя Александра Невского в «Повести о житии…» Серебрякова Екатерина, 9 класс, МОУ «Алексейковская CОШ» Лесного района Тверской области
МБОУ – гимназии 34 г.Орла Проект: «Святой князь Александр Невский» Автор проекта: Сёмин Александр, Сёмин Александр, ученик 4 «Г» класса ученик 4 «Г» классаРуководитель:
«Легендарные личности России».. Три богатыря Александр Невский.
Урок внеклассного чтения по произведению «Сказание Бориса и Глеба» « Опыт осмысления христианского подвига святых страстотерпцев благоверных Бориса и.
Национальным символом России и величайшим из русских князей признан Святой Благоверный князь Александр Невский. Такой выбор сделали россияне в ходе исторического.
Тест по литературному чтению класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О МАОУ СОШ 47 г.Калининград 2012 год.
Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Подготовила: учитель русского языка.
Авторская программа « Духовно – нравственное воспитание школьников через изучение духовной и древнерусской литературы».
Святые воины Земли Русской. Святой благоверный великий князь Александр Невский.
Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе Презентацию выполнил Багаутдинов Альберт 6 В класс.
Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле- Залесском.
Мир древнерусской литературы. Изучение «Слова о Законе и Благодати».
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 17 Щербаковой Елены Александровны.
На сороковой день рождения Иисуса Христа Святая Мария вместе с Младенцем Иисусом отправилась в храм помолиться.
Транксрипт:

Презентация интегрированного урока

Об авторе Карпенко Татьяна Николаевна, учитель литературы и православной культуры. Учитель высшей категории, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ СОШ 41 города Белгорода. Домашний адрес: г. Белгород, ул. Почтовая, д. 74, кв. 48 Т. (4722) ; м. т

Разработка интегрированного урока. Православная культура и литература, 7 класс Письменная литература Древней Руси. Житийный жанр. «Житие великого князя Александра Невского»

Тема урока Стилистический параллелизм библейских образов и образа «храброго, благоверного и великого князя Александра Невского»

Теоретические понятия и персоналии Духовная культура Житие Монах - летописец Хан Батый Золотая Орда Кираса Вера Христианские идеалы Лик Канонизация Схима – обет затворничества Исайя – пророк Соломон Иосиф Прекрасный Манна небесная Святая Троица Самсон

Работа в группах: 1группа - Археографы 2группа - Чтецы 3группа - Литературоведы

Цели урока: дать понятие о древнерусской литературе, о жанре жития; показать, как раскрывается в произведении образ идеального воина-героя, защитника Родины князя Александра Невского; подчеркнуть одну из основных особенностей жанра жития: создание фона вечности через использование многочисленных цитат и сравнений из Библии; развивать монологическую (устную и письменную) речь учащихся; воспитывать чувство гордости за свое Отечество.

Эпиграф Святые угодники Божии, совершив в своей земной жизни высший нравственный идеал, показывают пример, как надо переживать тяжелые испытания, оставаясь верными христианским идеалам.

Эпиграф Понятию гениальности в культуре соответствует в религии святость. Г.П.Федотов, историк и религиозный философ 20 века

Творческий тренинг Притча дня «Книга воина света» Пауло Коэльо

Воин света…Кто он? Воин света - тот, кто способен постичь чудо жизни, бороться до конца за то, во что верует. И, хотя никто не считает себя воином света, каждый может стать им. Пауло Коэльо

Задание: прослушать притчу ( читает учитель); придумать заголовок; определить основную идею и сформулировать мораль

Пауло Коэльо «Книга воина света» Научившись владеть мечом, воин света приходит к выводу, что ему требуется полное вооружение и, значит, без доспехов не обойтись. Он отправляется на поиски, и торговцы предлагают ему свой товар. «Возьми кирасу одиночества»,- говорит один. «Прикройся щитом цинизма»,- перебивает другой. «Лучшие доспехи ни во что не ввязываться»,- утверждает третий. Но воин остается глух к этим речам. Бестрепетно и невозмутимо следует он к тому месту, которое священно для него, и облекается в неразрушимый покров веры.

Работа над содержанием притчи Возможное название: «Нерушимый покров веры» Идея: истоки веры Воин Света находит в священном для себя месте. Мораль: вера охранит от любых ударов и превратит отраву в чистейшую влагу.

Отработка лексических и стилистических ресурсов притчи Что вы понимаете под словом «вера»? Объясните метафоры: «возьми кирасу одиночества», «прикройся щитом цинизма», «лучшие доспехи ни во что не ввязываться», «облекается в неразрушимый покров веры». Что это за место, которое священно для воина света?

Итоги тренинга и задание на перспективу: Текстовое моделирование по теме «Что общего ты видишь между воином света, героем книги современного португальского писателя Пауло Коэльо, и древнерусским воином, святым Александром Невским? Используя мораль притчи в качестве тезиса и вывода, напишите свой вариант притчи, определив главным ее героем благоверного и великого князя Александра Невского.

Слово археографам Слово «житие» пришло на Русь из Византии вместе с принятием христианства и стало основным жанром, в котором нашли отражение духовные идеалы Древней Руси: устремленность к предельному совершенству, к духовным истинам, к идеалам добра и деятельной любви к людям и своей Русской земле

Житие как жанр В «Житиях» описывалась земная жизнь святых, славилось их беззаветное сподвижничество в распространении православной веры, их мудрость, благочестие, их любовь к Богу и любовь Бога к ним самим.

Слово литературоведам. Правила и каноны создания жития -Агиограф(автор жития) обязан был следовать целому ряду правил: Композиция должна быть трёхчленной: вступление; рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти; похвала; Довольно часто к житию присоединялось и описание чудес. Тема жития высокая - рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу. Стиль повествования - высокий, торжественный, несколько учёный, насыщенный цитатами из Священного Писания, сравнениями и параллелями из византийских житий.

Слово учителю Один из ярких образов жанра жития - образ князя- спасителя, способного не только силой, но и мудростью своей спасти Русь от иноземных захватчиков. Одним из первых примеров жития святого героя служит «Житие великого князя Александра Невского»

Слово археографам Историческая справка об Александре Невском (по материалам учебника В.Д.Скоробогатова «Православная культура», 7 класс, § 5.2, стр )

Слово учителю Обратимся к тексту «Жития…». Прослушайте вступление и скажите, какими эпитетами награждает себя автор, приступая к «описанию жития святого князя Александра»? Чтение учителем « вступления» и краткая беседа. Возможный ответ учащихся на поставленный вопрос: -Автор говорит о себе, что он «жалкий, многогрешный, недалекий умом». -Почему?

Слово литературоведам По сравнению со своим идеальным героем автор осознает собственные греховность и ничтожность и преклоняется перед праведной жизнью святого.

Работа над образом князя Александра Прослушайте описание портрета князя Александра, данного в начале основной композиционной части «Жития…», и обратите внимание на использованные автором библейские образы. Что вы знаете о них из преданий Ветхого завета и какова цель введения их в повествование?

Образ А. Невского в живописи

Цитата из текста «Жития…» « Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего – кроткого, князя великого Ярослава, и от матери Феодосии. Как сказал Исайя- пророк: «Так говорит Господь: «Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я их веду». И воистину – не без Божьего повеления было княжение его.

Портрет Александра «И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».

Слово археографам В тексте встретись библейские имена: Исайя- пророк, Иосиф, Самсон, Соломон. Все они введены в текст не случайно.

Библейская справка. Исайя-пророк Господь призвал его особенным видением: ангел притронулся ко рту Исайи горячим углем с жертвенника и сказал: «Вот прикоснулся к устам твоим, и отнимет беззакония твои, и грехи твои очистит». После этого послал Исайю учить народ еврейский. Параллель В «Житии…» автор как бы сразу утверждает, что княжить Александр стал по воле Божией (как Исайя – пророк), поэтому Господь всегда и во всем будет ему помогать.

Исайя - пророк

Библейская справка. Иосиф Прекрасный Один из двенадцати сыновей Иакова, самый добрый, послушный и благочестивый, отличавшийся необыкновенной красотой. Параллель Автор подчеркивает яркую внешнюю красоту князя.

Библейская справка. Самсон Библейский персонаж, обладавший неимоверной силой, которая заключалась в его волосах. Параллель Автор сравнивает физическую силу князя с « неимоверной силой» библейского персонажа.

Библейская справка Царь Соломон По воле господа, Соломон был «и мудрее, и богаче, и могущественнее всех других царей». Все эти библейские параллели указывают прежде всего на совершенство образа русского князя, святого Александра Невского

Понятие о святости Святой – человек идеально положительный, воплощение всех возможных христианских добродетелей, образец праведной жизни и носитель чудодейственной силы

Слово археографам Трудно было ладить князю с вольными и непокорными новгородцами. А Земля Русская находилась тогда под властью татар, которые не считали за грех мучить людей другой веры. Александр понимал, что силой ничего не возьмешь, надо было спасать отечество покорством и хитростью

Цитата из текста «Жития…» «Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: « Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему…»

Слово литературоведам Принимая это решение, Александр прислушался к словам митрополита Кирилла, который посоветовал князю поклониться Орде и принять ее помощь против ливонских рыцарей.

Слово митрополита «… Вместе с Ливонским орденом к нам придет чужая вера – она разъест страну, как моль - рубаху. Орда же посягает только на земные сокровища, не навязывая покоренным народам своих языческих богов. Если ты хочешь, чтобы родная земля и впредь оставалась освященной, честной, православной, смири гордость и подчинись Батыю. Только так ты сохранишь Русь. Ежели кто ценой отречения от святынь купит себе свободу – он не удержит ее. Но тот, кто сохранит веру, вернет себе и волю, и земной почет».

Слово литературоведам И много раз ездил князь в Орду татарскую унижаться и вымаливать у хана прощение, когда тот за что-либо гневался, и хан милостиво относился к нему.

Вывод: Смирение гордыни считается одним из высших нравственных христианских подвигов, поэтому князь Александр Невский стал святым благоверным воином- покровителем Руси.

В битвах со шведами… « И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую…и перебил их князь бесчисленное множество…».

Битва на Неве

Слово литературоведам Великий князь одержал блестящую победу над шведами на берегах Невы и отсюда получил наименование «Невского»

В битве с ливонскими рыцарями

Ледовое побоище

Похвала святому Самой трудной в литературном отношении является последняя композиционная часть «Жития…»- похвала святому. «Это возвышенные, учёные, построенные по строгим правилам красноречия размышления о значении деяний святого, восторженное восхваление его подвигов».

Рефлексия Закончи предложение: Сегодня на уроке я понял, что… Прочитав «Житие великого князя Александра Невского», я понял, что нашему современнику особенно важно…

Домашнее задание Задание дифференцированное (по группам) 1.Составление цитатного плана «Жития…» 2. Письменный ответ на вопрос: «Что общего ты видишь между воином света, героем книги современного португальского писателя Пауло Коэльо, и древнерусским воином, святым Александром Невским? 3.Текстовое моделирование по теме: Используя мораль притчи в качестве тезиса и вывода, напишите свой вариант притчи, определив главным ее героем благоверного и великого князя Александра Невского.

Информационное обеспечение урока УМК «Православная культура» 7-8 классы (авторы В.Д.Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н.Кобец). Мультимедийное приложение к УМК ( «Глоссарий», «Персоналии» ), Ульяновск, 2006; Древнерусская литература Книга для чтения. 5-9 классы, М.,1993; Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1991 Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс, М., 2006 Пауло Коэльо «Книга воина света», ООО ИД «София»,2006 Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе,7 класс., М.,1996.