Главные направления эволюции органического мира Преподаватель биологии Е.А.Киргизова 2011г. ГБОУ СПО ВО «Никологорский аграрно – промышленный техникум».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Презентация для урока: "Главные направления эволюции"
Advertisements

Эволюция органического мира как процесс развития живой природы и ее главные направления.
Пути и направления эволюции органического мира Выполнила : Максименко М. А., учитель биологии Красногвардейской ош 2.
Направления эволюции. Основные направления Биологический регресс Биологический прогресс.
раскрыть понятия ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Направления органической эволюции Прогресс Регресс.
© О.Н.Буренок, учитель биологии ГОУ СОШ 881, 2010год.
Макроэволюция Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных Автор учитель биологии.
Основные закономерности эволюции органического мира Цель : Сформировать знания о типах эволюционных изменений, главных путях и направлениях эволюционного.
«Видообразование. Результаты микроэволюции.» 2 Критерии вида Физиологический (сходство процессов, проте- кающих в организмах одного вида; нескрещиваемость.
Тема урока Главные направления прогрессивной эволюции.
Макроэволюция.Макроэволюция. Главные направления прогрессивной эволюции Материал для подготовки к экзаменам.
Основные закономерности и направления эволюции- Д/з-§45- старый учебник.
Основные направления эволюции Презентацию выполнила: Чазова Алёна Ученица 11 Б класса МБОУ СОШ ! г. Оханск Пермский край 2011 год.
презентация по биологии Основные направления эволюционного процесса
Основные направления эволюции Ларионова Светлана Вячеславовна, учитель биологии ГБОУ ЦО 641 им С.Есенина г.Москва.
Подготовил и : Учениц ы 11 «А» класса Подмарева Анастасия и Степченкова Екатерина. Учитель: Карнаущенкова Л.И.. СОХРАНЕНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ВИДОВ КАК ОСНОВА.
Основные направления эволюции Автор Долгорукова С.В. учитель биологии и географии высшей категории МОУ гимназия 2 Г.Екатеринбурга.
Биология 10 класс Смирнова Светлана Павловна учитель биологии МБОУ СОШ 20 г. Краснодар Размещено на.
НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ УРОК В 9 КЛАССЕ УЧИТЕЛЬ КМОУ «СОШ А.ЖАКО» МЕШЕЗОВА ИРИНА ХАСАНОВНА.
Транксрипт:

Главные направления эволюции органического мира Преподаватель биологии Е.А.Киргизова 2011г. ГБОУ СПО ВО «Никологорский аграрно – промышленный техникум».

Изучение основных направлений эволюции органического мира. Развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Расширение кругозора учащихся. Цели

1. 1. Повторение темы: «Вид. Критерии вида» Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс Главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация Соотношение главных путей органической эволюции Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции. План урока

1. 1. Понятие вид и история его становления в биологии Дать характеристику морфологическому и генетическому критериям вида Дать характеристику физиолого – биохимическому и этологическому критериям вида Дать характеристику экологическому и географичекому критериям вида. ( вопросы для повторения) Тема «Вид.Критерии вида»

Критерии вида Физиологический (сходство процессов, протекающих в организмах одного вида; не скрещиваемость разных видов) Морфологический ( сходство признаков внешнего строения у особей одного вида) Экологический (обитание особей одного вида в определённых, сходных экологических условиях) Генетический ( определённый набор хромосом у особей одного вида) Этологический (присущие только данному виду животных особенности поведения) Географический (обитание особей одного вида в пределах общего ареала) Биохимический ( сходный химический состав внутриклеточной среды у особей одного вида) Критерии вида

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора. Северцов Алексей Николаевич (1866 – 1936) Шмальгаузен Иван Иванович (1884 – 1963)

Направления эволюции Биологический прогресс. - Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде. - - Увеличение численности вида. - - Расширение ареала. Биологический регресс. - - Снижение уровня приспособленности к условиям обитания. - - Уменьшение численности вида. - - Сокращение ареала.

Биологический прогресс АроморфозИдиоадаптацияДегенерация

Пути биологического прогресса

Ароморфоз (по А.Н.Северцову) Возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Ароморфозы Архейской эры

Крупные Ароморфозы

Идиоадаптация Это приспособления живого мира к окружающей среде, открывающие перед организмами возможность прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации.

Разнообразие форм идиоадаптации у насекомоядных

Существуют некоторые общие причины, которые во всех группах животного царства способны вызывать дегенерацию. Такое действие оказывает, например, паразитический образ жизни. паразитический Дегенерация - резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций

Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина. а) – саккулина, прикреплённая к нижней стороне краба; б) – её корневидные отростки внутри тела краба. Общая дегенерация

С особенною силою дегенерация наблюдается у паразитов внутренностных, живущих в глубине органов или тканей другого животного и устраненных от всякого непосредственного влияния внешней среды. В некоторых случаях дегенерация строения доходит до потери пищеварительного канала (ленточные глисты) ленточные глистыленточные глисты Аскариды. Пример дегенерации паразитов

Другое распространенное явление, влекущее за собой дегенеративные изменения организма, это сидячий, прикреплённый образ жизни. Ракообразные-паразиты изоподы Антарктики Ракообразные паразиты рыб. Дегенеративные изменения организмов

Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у самых различных животных: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные. Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у самых различных животных: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные.кротпротейкротпротей Протей европейский Крот Примеры дегенерации

Трубчатые черви. Волосатик – паразит насекомых Мшанка ползучая Общая дегенерация

Эволюция идет по двум направлениям: биологический регресс (ведет к вымиранию вида) и биологический прогресс. Биологический прогресс протекает тремя путями: Эволюция идет по двум направлениям: биологический регресс (ведет к вымиранию вида) и биологический прогресс. Биологический прогресс протекает тремя путями: Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов. Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов. Пример: Выход организмов из воды на сушу, живорождение, поддержание постоянства температуры тела у млекопитающих. Пример: Выход организмов из воды на сушу, живорождение, поддержание постоянства температуры тела у млекопитающих. Идиоадаптация - это приспособления живого мира к окружающей среде. Идиоадаптация - это приспособления живого мира к окружающей среде. Пример: Покровительственная окраска у животных. Пример: Покровительственная окраска у животных. Дегенерация – это резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций. Дегенерация – это резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций. Пример: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные организмы. Пример: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные организмы.

Воздействие человека на природу

Влияние антропогенного фактора

Климатические изменения. Нарушение озонового слоя. Загрязнение атмосферы и гидросферы. Уничтожение лесов. Изменение состояния почв. Опустынивание. Потеря биоразнообразия и др. Глобальные экологические проблемы

Биологический прогресс, Биологический регресс, Ароморфоз, Идиоадаптация, Дегенерация. Объясните термины

А) Б) В) Г) Д) Е) Найдите соотношения понятий и рисунков

Характеристика биологического прогресса и биологического регресса

Заполнить таблицу: «Характеристика биологического прогресса и биологического регресса». § 52, стр учебник «Общая биология» Д.К. Беляева. Записи в тетради. Домашнее задание

Урок 24 Тема урока: «Главные направления эволюции органического мира». План урока: 1.Опорные знания по теме: «Вид. Критерии вида». 2.Изучаем новое: Основная мысль темы: «Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов» 2.1 Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс. 2.2 Главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. 2.3 Соотношение главных путей органической эволюции. 2.4 Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции. Основные понятия: эволюция, биологический регресс, биологический прогресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Литература: § 52, стр учебник «Общая биология» Д.К. Беляева. Карточка обучающегося

Общая биология: Учеб. Для кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, – 304 с. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, – 352 с. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, – 120 с. Литература

При подготовке презентации были использованы материалы: