1 Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина ОБ ОПЫТЕ ПЕРЕХОДА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА на ФГОС в РГУ НЕФТИ И ГАЗА имени И.М.ГУБКИНА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные вопросы технологии реализации ФГОС ВПО.
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ Первый проректор по учебной работе В.И.ЛИТВИН ©Российский государственный аграрный заочный университет.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Обеспечение и оценка качества образовательного процесса в рамках ФГОС-3 ВПО Проректор по учебной работе Суслова Г.А.
Проблемы формирования учебных планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Транксрипт:

1 Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина ОБ ОПЫТЕ ПЕРЕХОДА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА на ФГОС в РГУ НЕФТИ И ГАЗА имени И.М.ГУБКИНА. В.Н. Кошелев, профессор, первый проректор по учебной работе

. 2 п/п КодНаименование направления подготовки бакалавров Экология и природопользование Юриспруденция Экономика Менеджмент Нефтегазовое дело Электроэнергетика и электротехника Машиностроение Технологические машины и оборудование Приборостроение Управление в технических системах Стандартизация и метрология Информатика и вычислительная техника Прикладная математика Химическая технология Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии Техносферная безопасность

. 3 п/п КодНаименование направления подготовки магистров Экономика Менеджмент Нефтегазовое дело Электроэнергетика и электротехника Технологические машины и оборудование Приборостроение Управление в технических системах Информатика и вычислительная техника Химическая технология Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии Техносферная безопасность

. 4 п/п КодНаименование специальности Прикладная геология Технологии геологической разведки Физические процессы горного или нефтегазового производств

В течение 2010 г. УМО НГО была проведена серия семинаров для разработчиков ООП по «Компетентностному подходу к формированию образовательных программ ВПО», «Системе зачетных единиц», «Внедрению ФГОС 3 поколения в учебный процесс» и др., в которых приняли участие представители большинства нефтегазовых вузов РФ и преподаватели университета, непосредственно участвующие в разработке ООП. На сайте УМО НГО размещена и постоянно обновляется вся необходимая информация в помощь разработчикам вузовских ООП.

В отличие от рабочих программ по ГОС-2 нынешние рабочие программы представляют собой несколько уменьшенный вариант учебно-методического комплекса дисциплины, в которой помимо непосредственно программы обучения, выполненной в компетентностном формате, должны быть представлены вопросы по текущему, рубежному, промежуточному контролю и другие материалы.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата не менее 20 Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. более 40 Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий. не должен превышать 10 зачетных единиц Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. Дисциплины по выбору студента должны составлять не менее 30% от дисциплин вариативной части.

Первые проблемы организации элективных курсов без предварительной подготовительной работы с обучающимися выбор курсов у 1/3 студентов носил случайный характер (необходим институт тьюторов); отсутствовал механизм отслеживания студентов, не записавшихся ни на один курс. Не определено, чья это зона ответственности: кафедр гуманитарного факультета, деканатов технологических факультетов или самих студентов; необходимо заранее предусмотреть возможность привлечения преподавателей по совместительству для чтения курсов, вызвавших у студентов наибольший интерес. Приоритеты могут со временем меняться; следует учитывать, что поскольку цель элективных курсов не только передать определенный объем знаний, но и сформировать навыки и умения, группы обучающихся не должны превышать 40 человек; следует шире использовать информационный ресурс университета для информирования студентов о содержании элективных курсов (портал, сайты кафедр, газета, объявления, буклеты). 8

Использование IT-технологий в учебном процессе Быстрое развитие IT-технологий должно в значительной мере расширить возможности проведения учебного процесса. Сегодня практически все преподаватели и большинство студентов университета имеют доступ к сети Интернет. Практически все кафедры университета имеют свои сайты, на которых можно размещать учебно- методическую литературу, выкладывать домашние задания, тесты и другие материалы для студентов. Выполнения этих заданий студенты могут проводить в электронном виде и присылать либо на сайт кафедры, либо на электронную почту преподавателя. И здесь появляется дополнительная возможность общения преподавателя с каждым конкретным студентом не только в группе, но и на потоке. 9

Сегодня консультации преподавателей, которые являются обязательной составной частью его учебной нагрузки, не всегда действенны. Использование дистанционного общения со студентами позволит находиться с ними в режиме постоянного контакта и взаимодействия. Пока до конца не ясно, как эти формы будут учитываться в нагрузке преподавателей, но этот вопрос решаем. В 2012 году мы активно начали создавать личные кабинеты студентов и на сегодня более 80% студентов дневного отделения имеют личные кабинеты. 10

В новых учебных планах Губкинского университета предусмотрено также проведение по всем направлениям подготовки модульных учебных курсов специалистами отрасли, учеными РАН и профессорами ведущих российских и зарубежных университетов. Эти непродолжительные модули необходимо ввести в обучение студентов так, чтобы не нарушить в целом график проведения учебного процесса. 11

месяцысентябрьоктябрьноябрьдекабрьянварьфевральмартапрельмайиюньиюльавгуст Недели Учебн.нед I недель-----ЭЭЭКК---17-недель-----ЭЭЭУУУКККККК II недель-----ЭЭЭКК---17-недель-----ЭЭЭППППККККК III недель-----ЭЭЭКК---17-недель-----ЭЭЭППППККККК IV недель-----ЭЭЭКК---12-недельЭЭЭГДДДДДДККККККК месяцысентябрьоктябрьноябрьдекабрьянварьфевральмартапрельмайиюньиюльавгуст Недели Учебн.нед I недель--ЭЭЭКК---13-недель-ЭЭК-7нед.--УУУКККККК II недель--ЭЭЭКК---13-недель-ЭЭК-7нед.--ППППККККК III недель--ЭЭЭКК---13-недель-ЭЭК-7нед.--ППППККККК IV недель--ЭЭЭКК---13-недель-ЭЭК--ГДДДДДДККККККК Календарный учебный график (ГОС-2 и ФГОС) Календарный учебный график (эксперимент) Обозначения:«-» Теоретическое обучение; Э - Экзаменационная сессия ;К - Каникулы ; У- Учебная практика (в том числе НИР); П - Практика (в том числе производственная); Г – Госэкзамены; Д- Выпускная квалификационная работа

13 Курсы Теоре тич обуче ние Экзаменац ион. сессия Учебная практика Производствен ная практика ИГАКаникулыВсего I356/53 8/9 52 II356/5 4 7/8 52 III356/5 47/8 52 IV Итого:13523/ / Учебная практика (разделом практики может быть НИР) 2 семестр Производственная практика 4, 6 семестры Итоговая государственная аттестация: Государственный экзамен по специальности Подготовка и защита ВКР 8 семестр Бюджет времени, в неделях

14 ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРЕХОДА НА ОБУЧЕНИЕ ПО ТРИМЕСТРАМ 1.Возможность изучать дисциплины модулями; 2.Дисциплины, объем часов которых невелик, преподавать более компактно; 3.Перенос дисциплин по выбору, КР(КП) и модульных дисциплин на третий триместр; 4.Возможность реализовать программы мобильности студентов; 5.Сочетание российских праздничных дней и каникулярного времени студентов; 6.Возможность рассрочки по оплате обучения (3 семестра вместо 2-х).

Базовые кафедры п/п ОрганизацияНазвание базовой кафедрыЗаведующий базовой кафедрой 1ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Газовых технологий и подземного хранения газа к.т.н. Цыбульский П.Г. 2ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Исследование нефтегазовых пластовых систем д.т.н., проф. Григорьев Б. А. 3ИПНГ РАНМоделирование месторождений углеводородов акад. РАН, проф. Дмитриевский А.Н. 4ООО «Газпромнефть НТЦ» Геологии углеводородных системд.г.-м.н., проф. Хафизов С.Ф. 5ОАО «Газпром ПРОМГАЗ» Экономики энергосбереженияд.т.н., проф. Карасевич А. М. 15

Базовые кафедры п/п ОрганизацияНазвание базовой кафедры Заведующий базовой кафедрой 6 ООО «ЛУКОЙЛ- Инжиниринг» Инновационного менеджмента к.э.н. Москаленко А.А. 7 Институт физической химии и электрохимии имени А.Н. Фрумкина РАН Физико-химии и механики материалов д.х.н. Андреев В.Н. 8 Институт мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО РАН) Мировой экономики и энергетической политики д.э.н. Жуков С.В. 16

Базовые кафедры п/п ОрганизацияНазвание базовой кафедрыРуководитель организации 9ОАО «Гипроспецгаз» Проектирование систем транспорта газа Сергиенко А.В. 10ЗАО НПВО НГС- оргпроектэкономи ка Организации трубопроводного строительства Иванец В.К. 11Институт энергетических исследований РАН Системных исследований в энергетике Макаров А.А. 12НИИ 25 МО РФХиммотологии горюче- смазочных материалов Середа В.В. 13 ИНХСХаджиев С.Н. 14 ВНИИПИнефтьПроектирование нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических предприятий Капустин В.М. 17

В ФГОС отдельно прописано, что основные образовательные программы подготовки бакалавра должны быть направлены на воспитание студентов, а также обеспечивать качество подготовки обучающихся. В соответствии с этим в университете получил старт проект «Элита», главное содержание которого направлено на выявление и поддержку талантливых ребят. Мы рассчитываем, что реализация этого проекта позволит подготовить для Университета и отрасли кадры, соответствующие по своей подготовке требованиям XXI века.

По требованию ФГОС высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Мы рассчитываем, что уже летом 2012 г. с учетом первого опыта работы по ФГОС мы сможем внести соответствующие изменения и корректировки в свои вузовские ООП.

. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ 20