Сущность тьюторской позиции в образовании. Тьютор как сопровождающий профессионального развития педагогов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тьюторский семинар Система работы тьютора в при освоении и использовании ИИП КМ-ШКОЛА в учебном процессе Разработчик: Шалыгина И.В., рук. учебно-методического.
Advertisements

Что такое тьюторство?
Основы тьюторства и педагогики поддержки Истина должна быть пережита, а не преподана Г. Гессе.
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Формирование профессиональных компетенций педагогов, направленных на личностное, метапредметное и деятельностное образования.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Применение метода кейс-стади в учебном процессе. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения.
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
Оценивание проектной деятельности учащихся. Уровень знаний, умений Соответствие образовательным стандартам Тестирование умственных способностей Информация.
Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
Никитаева А.Ю. Проектное обучение в университете : задачи, особенности, модели управления.
МЕТОДОЛОГИЯ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ЛОПАНОВА Е.В., ГБОУ ВПО « ОМСКАЯ.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход Иностранные языки.
Лекция 1 Тьютор, его функции, задачи. Преимущество опытного наставника Ваш тьютор будет: осуществлять сопровождение Вашего обучения, давать необходимые.
Транксрипт:

Сущность тьюторской позиции в образовании. Тьютор как сопровождающий профессионального развития педагогов

Содержание Целеполагание, задачи тьютора в системе обучения; Позиция тьютора в образовании (из истории вопроса); Групповая работа: анализ жизненных ситуаций; Особенности обучения взрослых; Основные компетенции тьютора; Этапы обучения по программе (отчет)

Определение термина «тьютор» Консультант Наставник Советник Организатор информационного обмена, основанного на ресурсах образовательной среды

Задачи тьютора: Помочь обучающимся получить максимальную отдачу от учебной деятельности; Консультировать обучающихся по возникающим вопросам и поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего курса; Поддерживать мотивацию к обучению, побуждая обучающихся применять свои идеи на практике.

Задачи тьютора: Руководить учебной группой, помогая обучающимся включиться в учебный процесс, содействуя принятию решений, помогая в выборе подходящей информации, достижении целей, а также предлагая задумываться над собственным учебным процессом и рекомендуя способы его улучшения;

Задачи тьютора: Следить за успехами обучающихся, их деятельностью и качеством работы, помогает решать возникающие сложности, контролирует соблюдение сроков сдачи контрольных работ;

Задачи тьютора: Является советником по вопросам обучения, устанавливающим и объясняющим критерии успешного обучения, помогает обучающимся преодолевать препятствия, обоснованно выбирать темы квалификационных работ;

Позиция тьютора в образовании Прежде чем обсуждать формы и способы тьюторской поддержки, предлагаем более подробно рассмотреть, откуда проистекает идея тьюторства в образовании, какими традициями она подпитывается.

История тьюторства берет свое начало в средневековом университете Слово «университет» в средние века означало любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и школяров, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами школяры, а в других- преподаватели.

История тьюторства Границу между школяром и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Так, бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой - продолжал оставаться школяром. И учащие, и учителя одинаково были людьми духовного звания, а зачастую и одного возраста.

История тьюторства В средние века пребывание в университете считалось неформальным приобретением знаний. Не было программ, стандартов, расписаний. Каждый магистр читал то, что составляло предмет его интереса, каждый школяр сам выбирал, у кого учиться.

История тьюторства Школяр сам выбирал путь, которым он постигнет знания, необходимые для получения статуса ученого мужа. Тьютор помогал ему в этом: советовал, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам.

История тьюторства Традиционная структура тьюторской системы включала: Собственно тьюторство - коллегиальные чтения; Руководство занятиями, обеспечивающее учебу школяров, в том числе и в каникулярное время; Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.

История тьюторства Тьюторами могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Тьютор, как правило, занимался со своим школяром тет-а-тет, а наиболее известные тьюторы устраивали тьюторские классы.

История тьюторства Через деятельность тьютора осуществлялась состыковка самообразования, воспитания, формирования образа жизни и возможностей их индивидуального освоения.

История тьюторства Во все эти процессы тьютор был включен не из внешней позиции, как специалист, но как включенная фигура: он продолжал заниматься научным исследованием, самообразованием и жил вместе со школяром по законам университетской жизни, одними ценностями и одним образом.

Задания для групповой работы: 1.Опишите проблемную ситуацию, встречавшуюся в Вашем опыте, где была востребована деятельность тьютора; 2.Опишите случай из Вашей образовательной истории, когда кто-то выступил по отношению к Вам как тьютор; 3.В какой области знания вы можете выступить в качестве тьютора? 4.Опишите в форме пятистишия свое понимание сущности тьюторства.

Правила сочинения пятистишия: 1 строка - одно существительное- Тьютор 2 строка - два прилагательных (какой он) 3 строка - три глагола (что он делает) 4 строка - цитата, пословица, поговорка, устойчивое выражение 5 строка - одно наречие, междометие- выражает эмоциональное отношение

Правила сочинения пятистишия: Учитель Умный, мировой Открывает, обучает, развивает Ученье – свет, неученье – тьма Знания!

Особенности взрослых учащихся Говоря и думая о взрослых учащихся как о школьниках или студентах, мы невольно переносим в наши действия стереотипы, привычные для обстановки школы или вуза. Какие особенности взрослых учащихся необходимо учитывать тьютору?

Задания Назовите и охарактеризуйте особенности взрослых учащихся

Особенности взрослых учащихся: Потребность в обосновании (смысле); Потребность в самостоятельности; Жизненный опыт; Назревшая необходимость; Практическая направленность Посмотрим подробнее на то, как проявляются эти особенности

Потребность в обосновании (смысле). Известно, что взрослая аудитория очень внимательно относится к обоснованию того, зачем нужно изучить данный курс или раздел. Более того, взрослые учащиеся не пожалеют времени и сил, чтобы понять, зачем и стоит ли тратить время и силы на изучение того, что им предлагают.

Потребность в самостоятельности Способность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность основная черта поведения и самосознания взрослого человека. Когда взрослый попадает в учебную обстановку, возникает противоречивая ситуация: человек как бы отбрасывается назад, в собственное прошлое, когда, сидя на школьной скамье, он находился в прямой или косвенной зависимости от учителя. Поэтому взрослым учащимся необходимо предоставить возможность самостоятельного выбора из нескольких альтернатив.

Пример: жизненный опыт Для большинства слушателей признать, что они что-то делают не так, особенно если это привычная модель поведения, значит подвергнуть сомнению свой жизненный и профессиональный опыт. Чем этот опыт больше, тем сильнее сила сопротивления. Даже если человеку приходится признавать свои ошибки, это делается примерно так: «Нет, в общем-то, я согласен, но...».

Назревшая необходимость залог готовности к обучению В случае обучения взрослых людей даже указание руководства не всегда убеждает в том, что обучение им действительно необходимо. Опыт показывает, что начало обучения стоит посвятить специальному обращению к ситуации в компании, вытекающим из нее требованиям к знаниям и умениям.

Практическая направленность. Традиционно учебные материалы организованы на теоретической основе, а логика стройной системы знаний расходится с характером прикладных знаний. Обучающийся приходит с ожиданием, что его научат, как на рабочем месте М нужно осуществлять действия Д, включенные в рабочий контекст К, чтобы получить результат Р; вместо этого ему часто предлагают общую модель и общий подход, который должен в идеале привести к желаемым результатам, но излагается в таком общем виде, что ни действия, ни контекст, ни результаты не ясны для участников. Разрешение противоречия -тематическая привязка теории к типичным ситуациям, выстраивание другой логики логики реальных действий.

Учет особенностей взрослых Потребность в решении практических задач; Потребность в личностно- профессиональном развитии

Основные навыки и умения тьютора Общительность и способность устанавливать межличностные взаимоотношения; Способность управлять курсами; Навыки в использовании технологии; Навыки подачи материала

Основные компетенции тьютора Тьютор должен знать: Тьютор должен уметь:

Умения и навыки тьютора Умение организовать групповую работу; Умение организовать продуктивную групповую дискуссию; Умение создать и поддерживать в группе атмосферу доверия, заинтересованности

Этапы обучения по программе Заключается договор Школа – Институт (бланк договора в приложенном файле); Предоставляется отчет об обучении (памятка тьютора в приложенном файле)