1 Дробинская Ольга Верхний мир эвенков в искусстве головных повязок Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно- прикладное искусство и народные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практический аспект в изучении эвенкийской культуры со студентами отделения «Декоративно-прикладное искусство» Амурского педагогического колледжа.
Advertisements

«Древо Жизни» Узор салфетки Презентацию выполнила Ученица 6В класса Вотякова Виктория.
Возрождение культовой резьбы по дереву эвенкийского народа на примере изучения священных птиц Загалец Ксения Творческая группа «Авангард» специальность.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
СААМЫ Северный край Саамы (устаревшее название – лопари) – самый западный из коренных малочисленных народов Крайнего Севера России. Численность около.
Коренные малочисленные народы, проживающие на севере Западной Сибири. Ханты и манси традиционно занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Суровость.
Значение цвета в русской народной вышивке. Славянская символика С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду.
«Развитие творческих способностей и эстетического вкуса у учащихся на уроках изобразительного искусства посредством декоративного творчества». Учитель-
Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Тема четверти: «Древние корни народного искусства». «Чувашский национальный орнамент» 5.
Древние образы в народном искусстве. 1 урок 5 класс.
Модель мира в эвенкийских кумаланах и настенных панно Бузаева Анна Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные.
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности по теме «Я - гражданин» Старший воспитатель МБДОУ г.Владимира «Детский сад 9» Гладилкина.
Возрождение народного декоративно- прикладного искусства. Орнамент.
Родные напевы в мерцании узора Выставка сурпанов верховых чувашей в сопровождении фольклорного ансамбля «Екрем»
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.. Наши далекие предки украшали свои изделия различными орнаментами. Они старались привлечь к себе добрые силы природы, а от.
Презентация к занятию по рисованию (средняя группа) на тему: "Башкирский орнамент в круге"
важный атрибут национальной ненецкой мужской одежды, главной функцией которого является подпоясывание одежды, а при необходимости он удлиняет или укорачивает.
Символика древних образов. Рушники Значение Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости,
«Краткая характеристика национальных нарядов: немецкой и чувашской» Работу выполнили учащиеся 11б класса Работу выполнили учащиеся 11б класса Петрова Оксана.
Транксрипт:

1 Дробинская Ольга Верхний мир эвенков в искусстве головных повязок Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы» Научный руководитель Кушнарёва С.А.

Цель исследовательской работы: изучение орнаментальных образов верхнего мира в искусстве головных повязок эвенков. Задачи исследования: определение значения головных повязок в качестве обереговых вещей; изучение видов головных повязок и их структуры; исследование символического значения орнаментов на повязках и медальонах, украшающих головные обручи; создание авторского варианта головной повязки по мотивам эвенкийской культуры

Актуальность исследования: Изучение темы на практике. Создание предмета материальной культуры эвенков (элементов эвенкийской одежды) и анализ созданного изделия с точки зрения орнаментального наследия.

Введение Территория Амурской области пропитана духом эвенкийской культуры. Культура эвенков вводит человека в мир гармоничных отношений человека и природы, она богата интересными традициями и несёт мудрость таёжных людей, неприхотливых в быту, немногословных и любящих труд.

Орнаментальное воплощение Верхнего мира эвенков Амурский орнамент отражает общие культурные понятия коренного народа нашего края, его самобытный опыт. В обереговых целях эвенки воссоздавали в орнаменте модель мира своего народа. Они показывали связь трех миров и их взаимопроникновение, помощь друг другу через мир богов (верхний мир), людей (средний мир) и их предков (нижний мир).

В орнаменте эвенкийских изделий часто используются образы верхнего мира - солнце, луна, звезды (в форме кругов и снежинок)

У Селемджинских эвенков Амурской области в качестве образа верхнего мира выступала не птица гагара, а образ белого оленя и белой горы, которые являлись символами святости, чистоты, высшего знания, носителями части божества среди людей.

Искусство головных украшений эвенков началось с глубокой древности. Причиной создания многочисленных повязок-ободков стала вера древних народов в обереговую силу головного украшения в виде круга. Раньше человек всегда ассоциировался с храмом, а его голова понималась как купол, святая святых, которая требовала особой защиты. Именно таким подходом можно объяснить большое разнообразие головных повязок эвенков и их интересную конструкцию.

В результате проанализированных фотографий, был сделан вывод, что у эвенков существует три вида головных украшений: ободки, повязки с медальонами и подвесками, а также повязки- шапочки.

Мужчины чаще всего использовали простые повязки-ободки из кожи, иногда декорируя их бахромой. Женщины могли носить все типы повязок. При этом повязка-шапочка представляла собой повязку, к которой крепились одна-две или более (до шести) полосок или бисерных нитей. При перекрещивании на голове они образовывали что-то наподобие шапочки, которая могла делиться на 2, 3, 4, 6, 8, 10 или 12 сегментов.

любые типы повязок могли использоваться в различных ритуалах, на праздниках, в том числе они носились и самим шаманом. Как правило, он одевал повязку- шапочку, в которой крепились две перекрещивающиеся полосы в виде креста.

В эвенкийском декоративно- прикладном искусстве существует более десяти типов головных повязок: - повязка-обруч с медальоном по центру;

повязка-обруч с медальонами по краям и подвесками; - повязка-обруч с височными украшениями;

- повязка-обруч с подвесками в виде нитей и подвесками-кольцами; - повязка-обруч с медальоном и височными украшениями в виде меховых шариков; - повязка-обруч с короной и подвесками из бересты (якутские эвенки);

- шапочка с медальоном и височными украшениями в виде плоских розетов; - шапочка с медальоном и подвесками.

Символика цвета в эвенкийском орнаменте головных украшений Защитную роль в орнаменте эвенков играет и символика цвета. В цветовой гамме узоров этого народа обязательно присутствуют цвета солнца, земли, неба и снега. Соответственно в цветовой палитре наиболее часто встречаются: желтый, золотистый, красный, коричневый, синий, зеленый и белый, черный, голубой, розовый цвета.

В орнаменте эвенкийских головных повязок часто используется образ верхнего мира – солнце. Оно изображается в виде концентрических кружков или кругов с точкой в центре. Эти же образы могли символизировать звезды и планеты (полярная звезда и Венера). Образ солнца часто располагался на головной повязке в области середины лба, с боков или на концах височных подвесок. Например, головная повязка с одним медальоном по центру обозначает солнце в зените, с двумя медальонами по краям – солнце на восходе и закате. Повязки с медальоном на лбу и на височных подвесках изображают три фазы солнца: на восходе, в зените и на закате.

Особенный интерес представляет декор медальонов эвенкийских головных повязок. На них могли изображаться звёзды, снежинки, круги и др. Например, звезда издавна служила символом вечности, а позднее символом высоких стремлений, идеалов. Излюбленным образом звезды у эвенков является восьмилучевая звезда, которая ассоциируется с планетой Венерой (по преданию эвенков Венера – прародина эвенкийского народа).

Результаты работы В результате исследования данной темы была создана головная повязка в технике вышивки бисером, представляющая собой обруч с медальоном. На созданном головном украшении изображено солнце в движении (восход, зенит, закат, надир (ночное, скрытое солнце).

В центре головной повязки расположен медальон, символизирующий образ священной планеты Венеры, которая, по легендам эвенков, считается их прародиной. По традициям эвенков Венера изображается в виде восьмилучевой звезды (8 – символ Венеры). Розовый, красный и жёлтый цвет на медальоне символизируют силу Венеры (её материнское начало и любовь (розовый), свет (жёлтый) и её духовную природу (красный)).

Вывод В результате выполненной исследовательской работы был обобщён материал по истории и технологии создания традиционных эвенкийских головных повязок. Разработано содержание головной повязки, позволившее понять глубину мировоззрения эвенкийского народа. Создано декоративное изделие – женская головная повязка по мотивам эвенкийских головных украшений, работа над которой позволила на практике понять специфику и сложность вышивки бисером у эвенков.

Список используемой литературы В краю оленьих троп: Эвенкийскому селу Иенгра – 80 лет: Фотоальбом. – Хабаровск: Издательский дом Приамурские ведомости, 2007 г. Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера. – Л.: Аврора, 1974 г. Евдокимов. Амурские эвенки. – Благовещенск, 1967 г. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. - М.: Просвещение, 1980 г. Мазин А.И. быт и хозяйство эвенков-орочонов (конец 19 – начало 20 в.). – Новосибирск: ВО Наука, Сибирская издательская фирма, 1992 г. Подмаскин В.В. Эвенкийская космография. // Приамурье – форпост России на дальневосточных рубежах. Материалы региональной научно-практической конференции октября 2006 г. Амурский областной краеведческий музей.