КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРК И СЭ курсы повышения квалификации преподавателей предмета « Основы религиозных культур и светской этики» 9.03 – 18.03 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА Падение нравственности. Сокращение рождаемости. Распространение сектантства. в.
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА Падение нравственности. Сокращение рождаемости. Распространение сектантства. в.
КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ ( РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ЧЛЕНАМИ СЕМЕЙ УЧЕНИКОВ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «О СНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.
Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»:
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ. С 1 сентября 2012г. курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) вводится во всех школах как обязательный.
Концепция и структура курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»
… В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными ценностями и общественными духовно- нравственными и социокультурными ценностями.
Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики - ОРКСЭ»
КУРС ОРКСЭ (Основы Религиозных Культур и Светской Этики) МБОУ Новоселовская СОШ 5.
« ОРКСЭ » Родительское собрание 3 –го класс а. формирование у школьников поликультурной компетентности, которая рассматривается как интегративное качество.
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных.
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 5-8 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу.
« Основы религиозных культур и светской этики» Содержание и структура комплексного учебного курса.
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Транксрипт:

КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРК И СЭ курсы повышения квалификации преподавателей предмета « Основы религиозных культур и светской этики» 9.03 – года.

АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА Падение нравственности. Сокращение рождаемости. Распространение сектантства. Наступление ислама. в 2004 несовершеннолетними совершено 1200 убийств, более 3000 разбойных нападений, грабежей; на учёте состоит несовершеннолетних алкоголиков, около 4 млн наркоманов от 11 лет и старше 2

В статье 14 Конституции РФ говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – статья 28. Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г.

4 Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным. Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г.

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. 1.СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 2. СВОБОДА И ДОБРОВОЛЬНОСТЬ ВЫБОРА МОДУЛЯ РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. 5

6 Религия как часть мировой культуры Изучение исторических и культурных основ религий в системе образования должно формировать у обучающихся представление о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, Способствовать осознанному выбору мировоззрения Культурологический подход

" Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики", - отметил Министр образования и науки РФ А.Фурсенко "Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур".

Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.

Культуроведческая компетентность – это целостная система представлений о национальных обычаях, традициях, реалиях культуры. Межкультурная компетентность – совокупность конкретных знаний и умений, необходимых члену сообщества для установления контактов с представителями других культур. Поликультурная компетентность включает систему поликультурных знаний, интересов, потребностей ценностей, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА ШКОЛЬНИКАМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСВОЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СМЫСЛЫ : каждая культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

В ОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ. О СВОЕНИЕ КУРСА ДОЛЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ : Понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества. Знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения для жизни человека, семьи, общества. Формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям. Формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия; Укрепление веры в Россию; Укрепление духовной преемственности поколений. 11

М ЕТОДЫ РАБОТЫ С ЦЕННОСТНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КУРСА Технология РКМ Ролевые игры Технология проектного обучения Межпредметные связи Технология проблемного обучения Групповая дискуссия Этические дилеммы Интерактивное обучение Витагенный подход Кейс-технология 12

НАПОЛНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДИАЛОГОВЫХ МЕТОДИК энциклопедии, словари иностранных слов подборка изречений Великих Учителей разных народов, цитаты из канонических текстов и их толкований исторические картины биографии исторических деятелей, выдержки из трудов учёных и литературных произведений статьи и книги глав различных конфессий макеты культовых сооружений, предметы культа видеозаписи познавательных передач развивающие учебные игры, задачи и викторины альбомы фотографий, сделанных самими учениками в роли туристов анкеты, сочинения учащихся и их родителей 13

О СНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ КУРСА Светский характер; Светский характер; Свобода и добровольность выбора модуля; Свобода и добровольность выбора модуля; Культурологический подход; Культурологический подход; Преобладание воспитательного аспекта; Преобладание воспитательного аспекта; Диалогический характер преподавания; Диалогический характер преподавания; Активные и интерактивные формы преподавания; Активные и интерактивные формы преподавания; Необходимость и возможность сотрудничества с родителями; Необходимость и возможность сотрудничества с родителями; Особая ответственность учителя, тактичность, доброжелательность. Особая ответственность учителя, тактичность, доброжелательность. 14

15 1. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 составляющих (модулей): основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики 2. Курс рассчитан на две школьные четверти: IV четверть 4 класса (17 час) и I четверть 5 класса (17 час) (по 2ч. в неделю) 3. Курс объединяют единые цели и задачи, что позволяет разработать единую методическую основу. Основные характеристики структуры курса

16 П РИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «О СНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ » (34 ЧАСА )

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час): Урок 1. Россия - наша Родина. Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 час) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов): Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Урок 31. Урок 32. Урок 33. Урок 34. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Урок 31. Подготовка творческих проектов Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

С ТРУКТУРА УЧЕБНИКА Основной текст 2-4 иллюстрации Рубрики: 1. «Вы узнаете» ( формулируются основные вопросы темы). 2. «Это интересно» ( дополнительный материал) 3. «Обсудим вместе» ( проблемный вопрос для коллективного обсуждения). 4. «Вопросы и задания а) направлены на понимание прочитанного текста; б) на беседу с родителями. 5. Словарь в каждом уроке и в конце учебника. 19