«Чудеса» капиллярных явлений. Автор работы: Плешивская Дарья, 10 класс. МОУ «СОШ села Константиновка» Руководитель проекта – учитель физики – Зеленская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация учащихся 8 класса. «Капилля» - волос (в переводе с латинского). Поэтому узкие цилиндрические трубки с диаметром около миллиметра и менее называются.
Advertisements

« Чудеса капилляров ». Цель проекта : Обосновать с точки зрения физики причину движения жидкости по капиллярам. Объект исследования : Свойство жидкостей,
Научное общество учащихся. Все тела состоят из молекул, между которыми существуют промежутки. Все молекулы непрерывно хаотически движутся. Между молекулами.
Поверхностная энергия, смачиваемость, капиллярность Проектная работа учащихся 11 класса МОУ «СОШ с. КОНСТАНТИНОВКА»
Воронина Е.Е., учитель физики. При равновесии жидкости в капилляре: F пов =mg, где F пов =F в ( III з-н Ньютона) При хорошем смачивании жидкостью стенок.
Свойства жидкостей Свойства жидкостей СодержаниеСодержание Общие свойства. Молекулярное строение Общие свойства. Молекулярное строение поверхностное.
Капиллярными явлениями называют подъем или опускание жидкости в трубках малого диаметра – капиллярах. Смачивающие жидкости поднимаются по капиллярам,
Поверхностное натяжение Краевые эффекты (смачивание, несмачивание) Капиллярные явления.
Учитель физики МОУ «Тотемская СОШ 1» Семакова Н. В. Поверхностное натяжение жидкостей.
Молекулы разных веществ притягиваются друг к другу с разной силой.
Тема урока : « Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание. Капиллярность »
Свойства жидкостей. Поверхностное натяжение. Пример ближнего порядка молекул жидкости и дальнего порядка молекул кристаллического вещества: 1 – вода;
Мы не смогли бы налить воды в стакан, писать автоматическими ручками, намылить руки; слабый дождик промочил бы одежду насквозь, радугу нельзя бы было увидеть.
Кипение. Испарение = парообразование происходит со свободной поверхности жидкости при любой положительной температуре. При определенных условиях – может.
Свойства жидкостей. Поверхностное натяжение.. Из-за сильного взаимодействия между близко расположенными молекулами они могут образовывать локальные (неустойчивые)
Свойства жидкостей Выполнила: ученица 10 класса СШ3г.Запорожье Унтенко Анастасия Учитель физики СШ 3 г. Запорожье КАРПОВА ЛАРИСА БОРИСОВНА.
Вечный двигатель на капиллярном притяжение Вечный двигатель на капиллярном притяжение Искатели истины : Иванов Евгений Плясунов Алексей.
Смачивание Капиллярность 10 класс. Цели урока: Познакомиться с явлениями смачивания и капиллярности Познакомиться с явлениями смачивания и капиллярности.
1. 2. На жидкости, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Поэтому каждый слой жидкости своим весом создает давление на нижележащие слои.
Выполнил: ученик 7 класса Крючков Алексей. Парадокс – это явление, кажущееся необычным, невероятным, противоречащееся наблюдаемым. При наблюдении сообщающихся.
Транксрипт:

«Чудеса» капиллярных явлений. Автор работы: Плешивская Дарья, 10 класс. МОУ «СОШ села Константиновка» Руководитель проекта – учитель физики – Зеленская Елена Владимировна

«Капилля» - волос (в переводе с латинского) – узкие цилиндрические трубки с диаметром около миллиметра и менее называются капиллярами. МОУ «СОШ села Константиновка»

Роль капиллярных явлений в жизни. В жизни мы часто имеем дело с телами, пронизанными множеством мелких каналов (бумага, пряжа, кожа, различные строительные материалы, почва, дерево). Приходя в соприкосновение с водой или другими жидкостями, такие тела очень часто впитывают их в себя. На этом основано действие полотенца при вытирании рук, действие фитиля в керосиновой лампе и т.д. Очень часто жидкость, впитываясь в пористое тело, поднимается вверх.

ФИЗИКА ЖИЗНИ При рассмотрении капиллярных явлений следует подчеркнуть их роль в биологии, так как большинство растительных и животных тканей пронизано громадным числом капиллярных сосудов. Приведем некоторые данные для организма человека. Площадь поперечного сечения аорты 8 см², а общая площадь сечения всех капилляров примерно 3200 см², т.е. площадь капилляров больше площади аорты в 400 раз. Соответственно падает скорость кровотока – от 20 см/с в начале аорты до 0,05 см/с в капилляре. Диаметр каждого капилляра в 50 раз меньше диаметра человеческого волоса, а длина его менее 0,5 мм. В теле взрослого человека имеется до 160 млрд. капилляров. Общая длина капилляров достигает 60-80тыс. км. МОУ «СОШ села Константиновка»

Попробуем выяснить что заставляет жидкость подниматься или опускаться по узкой трубке? Вопросы исследования: Какая сила поднимает жидкость по капиллярам? Как зависит высота поднятия жидкости от толщины воздушного клина между стеклянными пластинками ? Зависит ли высота поднятия воды в капиллярах от его радиуса ? МОУ «СОШ села Константиновка»

План проведения исследования: Обосновать с точки зрения физики причину движения жидкости по капиллярам. Провести эксперимент по вопросам: Какая сила поднимает воду между пластинками и по капиллярам? Как зависит высота поднятия жидкости от толщины воздушного клина между стеклянными пластинками ? Зависит ли высота поднятия воды в капиллярах от его радиуса ? Обосновать результаты эксперимента с точки зрения законов физики. Сделать выводы. МОУ «СОШ села Константиновка»

Капиллярность – явление подъема или опускания жидкости в капиллярах. В случае смачивающей жидкости (А) силы притяжения F ж-т между молекулами жидкости и твердого тела(стенки капилляра) превосходят силы взаимодействия F ж между молекулами жидкости, поэтому жидкость втягивается внутрь капилляра, и подъем жидкости в капилляре происходит до тех пор, пока результирующая сила F в, действующая на жидкость вверх, не уравновесится силой тяжести mg столба жидкости высотой h: F в = mg. Жидкость не смачивающая стенки капилляров(Б), опускается в нем на расстояние h. По третьему закону Ньютона сила F в, действующая на жидкость, равна силе поверхностного натяжения F пов, действующей на стенку по линии соприкосновения её с жидкостью: F в = F пов. А Б

От чего зависит высота подъема жидкости в капилляре? т.о.при равновесии жидкости в капилляре F пов = mg. Сила поверхностного натяжения при хорошем смачиванииF пов = σ×2 π r. Масса столба жидкости объемом V= π r² h: m=ρV=ρπr²h. Исходя из условия равновесия жидкости в капилляре: σ×2 π r =ρπr²hg, следовательно: Итак: высота подъема жидкости в капилляре зависит от свойств жидкости(её поверхностного натяжения σ и плотности ρ), а также от радиуса капилляра – чем меньше радиус капилляра, тем больше высота подъема жидкости в капилляре.

Ход исследования: Проследим, как поднимается вода по капиллярам в промокательной бумаге, ткани и бумажной салфетке. Для этого: Возьмем полоску хлопчато – бумажной ткани и полоску салфетки. Одновременно опустим обе полоски в подкрашенную воду. Наблюдаем промокание исследуемых материалов и поднятие влажной границы вверх. Определим высоту подъема воды в образцах и рассчитаем радиус капилляров : МОУ «СОШ села Константиновка» ЭКСПЕРИМЕНТ 1.

Образец 1- промокательная бумага. МОУ «СОШ села Константиновка» h = 30 мм r = 2σ/ρhπ = 2×0,0728/(1000 ×0,03 ×3,14) 0,00155 м 1,55 мм Образец 2- хлопчатобумажное полотенце. h = 42 мм r = 2σ/ρhπ = 2×0,0728/(1000 ×0,042 ×3,14) 0,00110 м 1,1 мм. h = 12 мм r = 2σ/ρhπ = 2×0,0728/(1000 ×0,012 ×3,14) 0,00386 м 3,86 мм. Образец 3- бумажная салфетка. r = 2σ/ρhπ r = 2σ/ρhπ Следовательно: ВЫВОД: ЧЕМ > h, ТЕМ < r. Вода поднимается вверх по этим материалам, т.к. они пронизаны тонкими каналами неправильной формы (т.е. капиллярами). Если материал смачивается водой, то она втягивается в канал на тем большую высоту, чем уже канал. Следовательно, ткань имеет более узкие капилляры, чем промокательная бумага и бумажная салфетка.

Проследим, как поднимается вода в стеклянных трубках. Для этого: Возьмем две трубки разного диаметра(D 1 < D 2, h 1 > h 2 ) Опустим в подкрашенную воду. Пронаблюдаем за подъемом воды. МОУ «СОШ села Константиновка» D1D1 h1h1 D2D2 h2h2 ЭКСПЕРИМЕНТ 2. ВЫВОД: наблюдаем подтверждение результатов предыдущего эксперимента.

Проследим, как поднимается вода между двумя стеклянными пластинами, скрепленными по краям пластилином. Для этого: Две стеклянные пластины, склеим между собой кусочками пластилина так, что между ними образуется воздушный клин. Опустим пластины в воду на глубину 0,5 - 1см. Пронаблюдаем за подъемом воды. МОУ «СОШ села Константиновка» ЭКСПЕРИМЕНТ 3. Вывод: Чем меньше воздушный клин между стеклянными пластинами, тем выше поднимается столбик воды.

Проследим, как поднимается вода между двумя стеклянными пластинами, соединенными клином. Для этого: Возьмем две стеклянные пластинки соединенные клином так, чтобы с одной стороны края были плотно прижаты, а с другой разделены кусочком пластилина. Опустим пластины в воду. Пронаблюдаем за подъемом воды. МОУ «СОШ села Константиновка» ЭКСПЕРИМЕНТ 4. Вывод: Чем меньше воздушный зазор между стеклянными пластинами, тем выше поднимается столбик воды.

Выводы: 1) Изучено явление капиллярности. 2) Результат капиллярных явлений зависит от силы взаимодействия молекул внутри жидкости, и от силы взаимодействия молекул твердого тела с молекулами жидкости. 3) Чем меньше радиус капилляра, тем выше поднимается вода по капилляру. 4) Уровень движения жидкости по капиллярам зависит также от плотности жидкости и поверхностного натяжения. 5) Наименьший воздушный зазор между стеклянными пластинами дает яркую картину капиллярных явлений. 6) По ткани и бумаге вода поднимается потому, что эти материалы пронизаны капиллярами. МОУ «СОШ села Константиновка»

Созданные материалы: Публикация – «АЛЬВЕОЛЫ»«АЛЬВЕОЛЫ» Задачи по теме Задачи Требования к презентации Требования Требования к публикации Требования

Список ресурсов: 1. Касьянов В.А. Физика 10 кл.: Учебник для общеобразов. Учреждений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2004. – 416с.: ил. 2. Элементарный учебник физики под ред. Акад. Г.С. Ландсберга, том1. Механика. Теплота. Молекулярная физика.:М., 1975г.,656с.ил. 3. Перельман Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. Книга1. 20-е изд., стереотип.-М.:Наука, с. 4. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики:Кн.для учителя: Из опыта работы.-2-е изд.,перераб.-М.:Просвещение, с..:ил. 5. CD-диск, ООО «Физикон»,2002.под ред. Профессора МФТИ С.М.Козела, Часть1. 6. CD-диск, ООО «Физикон»,2003.Министерство образования РФ,ГУ РЦ ЭМТО. МОУ «СОШ села Константиновка»